Ириней Лионский, один из самых великих учителей Церкви, родился
в Малой Азии, в городе Смирна (ныне турецкий город Измир) около 140 года. Он
был учеником святого Поликарпа Смирнского, которого связывали дружественные узы
с священномучеником Игнатием Богоносцем. Оба епископа - Игнатий и Поликарп - были
учениками святого апостола Иоанна Богослова.
Во II веке по Рождеству Христову крупными
церковными центрами были Рим, Ефес и Смирна. Св. Поликарп передал своему
ученику Иринею многое из того, что сам слышал лично от апостолов.
Провидя свою мученическую кончину, епископ
Поликарп послал Иринея в Галлию (на запад), в помощь лионскому епископу Пофину.
Когда в Галлии началось страшное гонение на христиан, епископ
Пофин, желая спасти своего ученика для будущего церковного служения, в 177 году
отправляет пресвитера Иринея с мирным посланием в Рим, к епископу Римскому
Елевферию. В своем письме епископ Пофин называет Иринея своим собратом и сострадальцем.
В Риме Ириней получает страшное известие о
чудовищном гонении на Церковь в Лионе, в котором пострадало множество христиан:
погиб 90-летний старец епископ Пофин, твердостью в перенесении страданий и
героическою смертью прославились 14-летняя девица Блондина и 15-летний юноша
Понтик. На улицах Лиона кучами лежали тела убитых христиан, которые потом
сожгли и пепел бросили в реку Рону. Лионская Церковь была разгромлена.
Св.
Ириней был избран во епископа Лионского и мудро управлял своей паствой почти 25
лет. Он проповедовал христианское учение как в своей области, так и далеко за
ее пределами. Благодаря святителю Иринею в Лионе утвердилась греческая
традиция, а Лион становится одним из главных церковных центров того времени.
Для II века Лионский епископ был одним из главных борцов за чистоту
апостольского учения, и противником различных лжеучений, которые пытались
совратить с истинного пути Церковь Божию. А лжеучений в то время было
множество: это и гностицизм, и Маркион со своим лжеучением, отрицающим Ветхий
Завет и другие.
Успех
лжеучителей был связан с тем, что многие из них были строгие аскеты и часто
вели внешне примерную жизнь.
Особо опасны были гностики, стремившиеся растворить христианство в язычестве, в
мистицизме. Многих верных они прельщали своим лжеименитым знанием, по-своему
трактовали Евангелие, апостольские послания. Из всего этого лжеучителя
оставляли только то, что им нравится.
Как говорили св. отцы: у еретиков все есть. У них нет только одного -любви.
Священномученик Ириней был автором многих сочинений, но до нас в целости дошло только одно, самое обширное - "Против ересей", которое состоит из пяти книг. В этом сочинении Ириней опровергает гностицизм, основываясь на Священном Писании и предании св.отцов. В подлинности авторства этого сочинения никогда не было никаких сомнений. Известны еще несколько произведений св. Иринея, сохранившиеся в отрывках: "Послание римскому епископу Виктору", "О единоначалии или о том, что Бог не есть виновник зла", " О схизме" и др.
Для
нас особенно важно в творениях святителя-это учение о Церкви, о том, что
"правило веры"-это Священное Писание и Священное Предание. Говорит он
и том, что истинная правая вера и ведение Бога может быть только в Церкви, которая
получила эту веру от святых апостолов-учеников Христовых.
Очень большое значение имеет его учение о иерархии. Церковная иерархия - это не
просто механическая передача преемственности от апостолов, а это таинственное
передавание благодати Св. Духа избранным для священства лицам.
Добавим, что св. Ириней жил в Церкви, любил Церковь и отдал жизнь свою за
Церковь
Во времена святителя Иринея возник церковный
вопрос о праздновании Пасхи. Существовало две традиции - малоазийская возможно
шедшая от св.апостола Иоанна Богослова, когда Пасха праздновалась в определенный
день-14 нисана, и римская, переходящее празднование Пасхи, которое утверждено и
у нас.
Когда-то, несмотря на авторитет святителя Поликарпа Смирнского, единомыслие в
этом вопросе так и не было достигнуто.
И решено было, что каждая церковь держится своей традиции. Это не нарушало Литургических единства поместных церквей. Это очень важно - православное христианство уважает традиции, которые сложились в местных церковных общинах - это не может быть поводом для раскола. Но когда искажали истину, нарушали догматы, основы вероучения, то тогда исповедники православия уже возвышали свой голос. И вот при римском папе Викторе и свт. Иринее вопрос празднования Пасхи возникает вновь.
Римский папа Виктор собирался отлучить от Церкви восточных христиан, не соглашавшихся с западными в вопросе празднования Пасхи. Мы видим, что здесь уже стало зарождаться стремление Рима первенствовать перед другими поместными церквями, которое основывалось на том, что в Риме пострадали апостолы Пётр и Павел и на том, что Рим являлся центром Империи.
Святой Ириней Лионский имел в то время большой
авторитет во всем христианском мире, поэтому он и смог обличать нетерпимость и
властолюбие папы, и папа Виктор вынужден был прислушаться к его мнению, и мир в
Церкви был восстановлен.
Сочинения святителя Иринея, его жизнь доносят до нас ту удивительную любовь,
которую имели первые христиане между собой. Какой любовью, живой верой дышат
слова священномученика Иринея о своём учителе. Уже в глубокой старости он писал
своему другу Флорину: "Я был отроком, когда видел тебя у Поликарпа. Я
помню, что происходило... И я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно
сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу описать образ жизни, вид тела и
наставления, которые он говорил народу. Близкое обращение, какое, как говорил
он, имел с Иоанном и с прочими, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал
от них о Господе... Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью, и писал
не на бумаге, а на сердце".
До нас не дошли исторически точные сведения об обстоятельствах мученической
кончины священномученика Иринея. Известно только, что он пострадал в гонение
Септимия Севера. Православная Церковь празднует его память 23/5 сентября.
Интересна и судьба его святых мощей. Гробница была разорена во время религиозных
войн протестантов-гугенотов, однако в Лионе существуют мощи Лионских мучеников,
среди которых есть и частицы мощей святителя.
Священномученик Ириней Лионский является
носителем апостольских традиций и борцом за истину православия против различных
лжеучений своего времени. Он с поразительной подробностью описал заблуждения
гностицизма. Обосновал необходимость Священного Писания и Священного предания, доказал,
что истинных Евангелий может быть только четыре. Показал, что критерием
истинности для всех и всего является соответствие учению Церкви, переданному
святыми апостолами. И самое главное, что он передал нам дух той любви, живыми
носителями которой являлись святые апостолы.
Св.апостол Иоанн Богослов, священномученики Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский
и Ириней Лионский - звенья одной цепи, которая восходит непосредственно к
самому Спасителю. И это преемство существует в Церкви и доныне и не столько во
внешнем рукоположении, но, прежде всего, в следовании духу и истине своих
богодухновенных учителей и наставников.
Подвиг и пример святителя Иринея так важен для нашего времени. Он помогает нам
глубже понять и ценить нашу веру, которую передали нам наши апостолы, святители,
преподобные, праведные, св. Царственные страстотерпцы, новомученики и исповедники
Российские и древние мученики, пережившие чудовищные гонения, но не отступившие
от истинной веры.
Протоиерей Алексий Яковчук, клирик Михаило-Архангельского храма г. Белебея Нефтекамской епархии Уфимской митрополии