Сегодня у нас средопостная среда, святая Церковь приносит поклонение Честному Животворящему Кресту Христову.
Что говорит о Кресте Христовом слово Божие? За богослужением, как всегда Великим постом, читалась книга Бытия, пророчество Исаии и Притчи Соломоновы. Как будто не о Кресте это слово, но слово Божие — всегда крестное, как свидетельствует апостол. Крестное в самом конкретном смысле, как сейчас мы увидим. Все, что открывает нам жизнь, — две противостоящие друг другу тайны: «тайна беззакония» и «тайна благочестия», тайна греха и тайна креста. Тайна креста заключается в отдаче себя Богу и людям. А тайна греха — в сосредоточенности на себе. Некоторые спрашивают, откуда появилось зло. Почему тот, кто был светлее всех, денница, стал темнее всех? Каждый из нас может увидеть на себе эту коренную причину греха. Отсюда произрастают все прочие грехи, и никто не свободен от этой порчи. Только любовь Божия, Крест Христов, Его жертвенная отдача может исцелить нас от этой замкнутости на себе, от этого саморазрушения, ищущего утвердиться в душе человеческой и в истории.
Книга Бытия повествует нам о Ное — как после спасения от потопа, он устраивает пир (Быт. 9, 18—10, 1). Праздник у него, он пьет вино. Но он пьет от избытка радости, слишком свободно, не зная удержу, и становится пьяным. Это был его грех, великий грех. Хуже всего, что это произошло так скоро после избавления, которое даровал ему Господь. Бог оставил его, когда он слишком замкнулся на себе, на своей радости, и забыл о Боге. И Бог предоставил его собственной свободе. А нам оставил его в Священном Писании, чтобы показать, что даже лучшие из людей, после того как совершилось грехопадение, не могут избежать греха. Они могут быть бдительными в своей духовной жизни, исполненными решимости быть верными Богу, и когда приходят к ним испытания, мужественно одолевают их. Но из-за самонадеянности, из-за забвения благодати Божией, когда они уже кроме себя ничего не видят, внезапно впадают в грех. Они могут впадать в грех, когда час испытаний, кажется, миновал. Они, как говорится, терпят кораблекрушение в гавани. Именно это произошло с Ноем. Он пережил всемирный потоп, все погибли, а он за верность Богу остался живым. И вот после всего не избегает падения.
Мы сейчас проходим Великий пост. Это как бы плавание среди всемирного потопа греховного, который происходит на наших глазах. Есть некоторые из нас, кто внимательно относится к тайнам жизни, — им открываются глубины добра и зла. Постом и молитвой они укрепляются в верности Богу. Но вот завершится пост, плавание подойдет к концу. Святая Церковь уже сегодня предупреждает нас — как бы нам не оказаться подобными этому ветхозаветному праведнику, который прошел все испытания, а когда достиг безопасного места, потерпел поражение. Мы должны быть особенно осторожными после утешения благодатью.
И еще один урок преподает нам Господь. Когда у нас благополучие, избыток всего, это может быть для нас испытанием не менее опасным, чем скорби и бедствия. Многие самым жалким образом терпят поражение, когда у них, кажется, все прекрасно. Потому Господь и посылает скорби и бедствия, чтобы привести нас в чувство, чтобы мы знали, что еще не достигли цели, что мы еще в дороге. А если бы мы об этом не забывали никогда, если бы мы лицом своим были всегда обращены ко Господу, туда, куда путь наш лежит, то Господь, наверное, не посылал бы нам этих скорбей.
Последствием греха Ноя был стыд и позор. Господь показывает, что такое грех — это всегда стыд. Человек опозорен. Обнажен к своему стыду, подобно Адаму, когда тот вкусил запрещенный плод. Позор может быть вечным, когда Господь на последнем Своем Суде откроет сокровенные тайны каждого. Еще нам показано, какое великое зло пьянство. Оно обнажает все слабости человека и делает его уязвимым для врага. Мы живем в мире, где повальное пьянство, и народ наш спивается. Это пьянство выводит наружу все темное, недостойное, нечистое, что есть в человеке. Пьяные стражи открывают ворота крепости, которую они поставлены охранять. Сам народ открывает врагу все ворота крепости нашего Отечества. Что толку кричать, что там враги и там враги. Мы сами раскрыли для них все ворота.
В мире — пьянство греха. С первого дня Поста Церковь в своих стихирах напоминает нам об этом. Человек опьяняется грехом, грех кажется сладким, и море ему по колено. И он тонет, гибнет в этой пучине, которая бесчестит его, делает презираемым. Весь наш народ бесчестит и делает презренным в глазах других народов. Когда пьяный приходит в себя, ужас охватывает его от одной мысли, что он натворил, как он мог такое сделать. А бывает, что это пьянство греха беспробудно, и протрезвления не наступает.
Какую первую молитву произносит Церковь, после пресуществления Святых Даров? Первые слова священника после совершения самого великого, что может быть на земле: да будет это «во трезвение души». Трезвость нам необходима прежде всего потому, что мы все опьянены грехом. И нетрезво, нездраво судим обо всем, что с нами происходит.
Нам показано бесстыдство и нечестие Хама. Сейчас время Хама, и время сейчас сказать об этом. Перед нами человек, который, увидев наготу своего отца, пошел и радостно рассказал о случившемся двум своим братьям. Он обрадовался. Чему же он обрадовался? Да, наверное, он и сам порой напивался допьяна. Как часто те, кто ходят кривыми путями, радуются, когда кто-то впадает в тот же грех, что и они. Это диавольская радость, диавол этому радуется.
Хам зовет других людей — братьев своих, чтобы родного отца выставить перед ними посмешищем. Самое ужасное в его грехе, что он грех превращает в смех, в то, над чем можно смеяться. Это предел падения. То, что у нас сейчас происходит. Через все средства массовой информации круглосуточно идет это хамство — обнажается позор народа и выставляется всем на осмеяние.
И мы видим благочестивую, в страхе Божием заботу об отце других сыновей Ноя — Сима и Иафета, которые накидывают на него одежду, покрывая его позор. Мы призываемся научиться этой главнейшей добродетели, связанной с тайной Креста, — накидывать одежду на стыд других, покрывать любовью недостатки и грехи своих ближних. Кто может покрыть любовью грехи других людей, кроме Христа? Для чего пришел Он в мир, для чего взял на Себя все последствия нашего бесстыдства, нашей греховности? Для того чтобы Крестом Своим, любовью Крестной покрыть все наши грехи.
Когда Ной приходит в себя, он ужасается тому, что произошло. С сердечным покаянием обращается он к Богу, и дух пророчества снова сходит на Ноя, потому что Господь не оставляет Своих. Господь знает немощь человеческую, и когда мы с покаянием обращаемся к Нему, оплакивая свой грех, Господь покрывает наш грех любовью. Подобно умирающему Иакову, Ной говорит своим сыновьям, что с ними станет, и произносит проклятие на сына Хама, на Ханаана. Мы знаем о земле Ханаанской, о том, каким был народ, населявший ее, — люди, исполненные диких суеверий, которые открывают уже путь к сатанизму. Так один грех Хама определяет участь целого народа и в итоге — всего человечества.
Ной произносит проклятие на сына Хамова. Он говорит, что тот будет рабом рабов Сима и Иафета. Это как будто о нашем народе сказано, что он будет рабом рабов, если будет жить так, как показано сегодня, — в этом пьянстве греха, в этой нераскаянности, в этом бесстыдстве и позоре. Проклятие Ноя идет до конца истории. Бог часто наказывает за нечестие, перенося нечестие родителей на их детей. За грех Хама будет наказан его сын.
Дети естественно наследуют дурную предрасположенность своих отцов и подражают их нечестивой жизни. Ужасно, когда они ничего не предпринимают для того, чтобы освободиться от наследия проклятия, в особенности после того как пришел Христос и всем людям без исключения предложил дар прощения грехов.
В мире существует милость все превосходящая, но существует и правда, и справедливость. Милость открывается только тогда, когда человек приходит к осознанию, что без справедливости, без правды он не может жить. Потому справедливо, что бесчестие приходит на тех, кто бесчестит других. Особенно на тех, кто бесчестит своих родителей. Сегодня этому греху хамства хотят приобщить всех — даже детей, начиная с младенчества. Какое бесчестие ждет новое поколение! И ничего не исправится, что бы мы ни предпринимали, пока мы не увидим самую суть, откуда это идет, и что Господь предлагает нам.
Ной благословляет Сима и Иафета, вернее, как сказано, он благословляет Бога за Сима, называя Господа «Богом Сима». В этих словах, что Бог есть Бог Сима, заключаются все благословения. И Симу щедро воздается за то добро, которое он совершил, за почитание своего отца, за то, что он покрыл грех другого человека. Так что Сам Бог становится честью этого человека. Здесь снова раскрывается нам тайна Креста. Бог воздает славу Богу за то доброе дело, которое сотворил Сим. И когда мы видим добрые дела какого-нибудь человека, мы должны прославлять в первую очередь Бога. Тайна доброго дела велика. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех», — говорит Господь (Мф. 5, 16). Поскольку добро восходит к Самому Богу, оно не забывается никогда, так же, как и зло не остается ненаказанным, пока оно нераскаянно. Поэтому честь и милость для человека творить добро, то есть быть служителем Самого Бога.
Ной видит, что Божие благодеяние Симу и его роду будут свидетельствовать всему миру, что Он Бог Симов. Этим указывается нам на то, что Церковь Свою Господь созиждет в потомстве Сима. Если бы не было Сима, не было бы богоизбранного народа иудейского, не было бы Христа, не было бы нашего спасения. За одно это доброе дело Господь дает благословение роду Симову, и в течение долгого времени этот народ будет единственным богоизбранным народом, Божиим народом. Тем народом, который откроет путь человечеству к тайне Креста, и в котором явится тайна Креста. Но окажется ли способным этот народ сам приобщиться тайне спасения?
Ной благословляет Иафета: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». Святые отцы говорят, что, прежде всего, речь здесь идет о потомках Иафета, которые будут столь многочисленными и победоносными, что завладеют шатрами Сима. Это пророчество прежде всего — в историческом плане. Оно исполнилось, когда иудеи, потомки Сима, вначале были покорены греками, а впоследствии римлянами — теми, кто были потомками Иафета. Вот что значат слова «и да вселится он в шатрах Симовых». И в то же время речь здесь идет об обращении язычников и о приведении их в Церковь. Бог победит сердце Иафета, и он, побежденный Богом, будет жить в шатрах Симовых, то есть иудеев и язычников соединит благовестие Креста Христова. Двумя руками, простертыми на Кресте, Господь обнимает весь род человеческий Своей любовью. И иудеев, и язычников — всех соединяет Он в этих благословенных шатрах.
Здесь напоминание нам, что только Бог может привести в Церковь тех, кто отделился от Нее. Что души человеческие невозможно привести в Церковь силой. Вся история свидетельствует об этом. Для того все происходит, чтобы убедить нас в этой простой истине. Умы и сердца человеческие должны быть побеждены Богом. Как Бог побеждает? Своей любовью, Своим Крестом. А как может открыться этот Крест? Через нас — мы должны быть, прежде всего, побежденными любовью Христовой, истиной Божией. И свою жизнь сделать крестной, чтобы через нее другие люди могли увидеть Крест Христов и обратиться ко Господу. Вот о чем это пророчество.
И далее сказано, что Бог после этого продлил жизнь Ною. Его долгая жизнь на земле была наградой за его благочестие, и она явилась великим благословением всему миру. Жизнь его явилась прообразом Самого Христа, Который спасет мир от гибели не только физической, но и вечной. Прообразом Его Креста.
Мы видим также, что Бог ставит предел жизни Ноя. Многого сподобил его Господь, он видел два мира: до и после потопа. Единственный, кто (со своей семьей), видел два мира здесь на земле. Но все равно жизнь его подошла к концу. Будучи праведным, после смерти своей он перешел в новый мир, бесконечно лучший, чем те два мира, которые он видел здесь на земле. В знамение того, что откроется нам спасением Христовым, Его Крестом. Новый мир для всех людей, для всех, кто с покаянием обращается к Богу.
Еще мы слышали пророчество Исаии — тоже о Кресте (Ис. 26, 21—27, 9). Оно — прежде всего о бедствиях, которые Бог посылает народу за его грехи. Приходят великие беды на землю. И Господь спасает Свой народ, тех, кто хранит Ему верность. Через пророка Исаию Господь обращается к этому народу: «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» (Ис. 26, 20). Идите, говорит Он, как Ной в ковчег, как тот, который закрыл за собой двери. Когда угрожает опасность, следует иногда отступить, скрыться до времени, как праведный Илия скрывался у потока от нечестивых. Бывают такие бури, говорят святые отцы, такие духовные испытания, такие скорби, что нужно лечь, накрыться с головой одеялом и лежать, пока не пройдут эти бури над твоей головой. Надо укрыться от этих бурь, войти в свои покои, чтобы испытать свое сердце, насколько оно верно добру, правде Христовой, чтобы помолиться, укрепиться Богом и смирить себя перед той реальностью, которой мы окружены.
Господь уверяет, что беды будут не на долгое время. На малое, самое малое время, какое только может быть. Когда пройдут они, то покажутся как совершенно ничто. На мгновение, говорит Господь, укройся. Все, что с нами происходит, покажется мгновением, когда откроется нам настоящая жизнь.
Святитель Афанасий Великий, когда он был изгнан из Александрии Юлианом Отступником, и друзья его были в унынии, ободрял их: «Это маленькое облачко, которое скоро развеется», — говорил он. Между тем, вся жизнь его была исполнена бесчисленных скорбей. Но и все эти скорби, он верил, как это облачко, — развеются в одно мгновение.
Господь уверяет нас через пророка, что все враги будут поражены за то зло, которое они причинили народу Божию. Еще немного, и мы это увидим — все, кто хранит верность Господу. Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззакония, и безвинная кровь святых и мучеников, пролитая на земле, вопиет. Пророк воспевает милость и суд — «милость и суд воспою Тебе, Господи», — то есть тайну Креста, которая открывает и милость и суд каждому человеку и всему роду человеческому. Когда Господь явится, Он поразит, как мы слышали по-церковнославянски, «драконта». Трижды звучало это слово «драконт». Это чудовище — нечестивый надменный тиран, который является страхом для очень многих, который столь свиреп, что никто не восстает против него. Такими были в свое время, говорит нам Священное Писание, Сеннахирим, Навуходоносор и Антиох. Вот чудовища, о которых идет речь.
После того как Христос Своим Крестом, поразил этого драконта, смертельно раненный зверь, зная, что ему мало осталось времени, старается погубить как можно большее число людей. Знаем мы имена всех этих самых драконтов, которые были в истории Нового Завета, — от Нерона и далее, до недавней нашей истории, до Гитлера и
Ленина, и сегодня продолжают появляться все новые и новые драконты.
Пророк Исаия сравнивает этих гонителей с драконом за их силу, за их злобу и ярость. И со змеем сравнивает, который скользит и проникает даже в мысли, в сердце, во внутреннее души человека. Великие властители мира сего, если они выступают против Церкви, в очах Божиих суть драконы и змеи. Они слишком велики, чтобы люди могли справиться с ними сами, поэтому Бог берет все в Свои руки, Он Сам выходит со Своим судом. Он уже одержал эту победу на Кресте над диаволом, над драконом, над древним змеем, а тем более над слугами его. И когда исполнится полнота времен, говорит пророк Исаия, Он поразит того, кто имеет, как ему мнится, всю власть на земле.
Еще пророк Исаия говорит о великой милости Господней по отношению к Его Церкви. Она в очах Божиих — плодоносный виноградник, с которого собирают драгоценные плоды во славу Божию. То есть все, кто воспринял благодать Креста Христова, благодать любви Божией, становятся этими драгоценными плодами. И Господь бдит над Своей Церковью. Он хранитель Израиля: «Се, не уснет, храняй Израиля», — говорит нам слово Божие. Теперь многие беззаконнуют на Церковь Христову. Многие хотели бы уничтожить Ее, но Господь не даст сокрушить Свою Церковь среди скорби и гонений, среди кажущегося благополучия, которое бывает не меньшим искушением и испытанием. Господь — наше прибежище, наша сила. Христос распятый — сила Божия, говорит апостол Павел. Силой Божией, Крестом Христовым, силой, которой Бог сотворил мир, человека, которой Он хранит мир, которая раскрывается в Кресте Его, будет сокрушен диавол.
Этот благословенный путь, о котором возвещает пророк Исаия, показывает нам сегодня в своих Притчах и Соломон (Притч. 12, 23—13, 9). Он говорит, что путь этот называется верою. Вера — это путь, который Бог проложил для человека на земле. Если человек не идет этим путем, он идет беспутно, и вообще непонятно, где находится. Это царский путь, это путь Царя царей, это путь, которым прошел Сам Спаситель, и путь, которым прошли до нас все святые. До Христа пророки шли этим путем, все древние и новые мученики прошли этим путем, бесчисленные стада словесных овец прошли этим путем и оставили свой след. Пророк Исаия говорит, что Господь обещает нам Свою жизнь не только в конце пути, но эту жизнь Он дает нам в пути. Путь Поста и путь жизни нашей — крестный, он дарует нам спасение той любовью Божией, которую Господь явил на Своем Кресте. Да будет поклонение наше Кресту Христову воистину всей жизнью и смертью нашей.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николаяв в Пыжах, член Союза писателей России
2. Re: Слово Божие — всегда крестное