Древний византийский образ в России получил название «Воспитание», так как молящиеся перед ним получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. Икона прославилась по всей России своими чудотворениями.
На иконе «Воспитание» — Божия Матерь с Младенцем на руках. Всякая мать призвана к воспитанию своего младенца. Но Младенец, Которого Пречистая Дева должна воспитывать, — Бог. Он — человек и одновременно Бог. И прежде чем начать с самого рождения учить этого Человека, Ей надо учиться у Него — такой молитвой, таким участием в Его судьбе, которые неотделимы от всей Его жизни и Крестной смерти. С самого Своего рождения Она училась у Него и готовилась к тому, чтобы стать Его воспитательницей. Ради этого трехлетней Отроковицей Она была введена в Храм.
Когда мы говорим о воспитании детей, наша мысль невольно возносится к иконе «Воспитание» и к тайне Введения во Храм Пресвятой Богородицы, потому что без Бога, без храма, без заступничества Пречистой нереально осуществить задачу, перед которой, по слову святого Иоанна Златоустого, должно отступить на задний план все остальное.
Это не может сравниться ни с чем, что может приобрести человек в мире. Именно здесь тайна всего — Святое Святых, мудрость мудрости, красота красоты, истина истины. Этому нам дается в храме прикоснуться, это узнать. И потому в мире идет непрестанная духовная война, которая невероятно обострилась с пришествием Спасителя. Она направлена на то, чтобы не допустить человека ко Святому Святых. Дети сами — радостный праздник для любящих храм и в то же время печальный. Потому что благодать, которая дается нам от Господа, может быть утрачена и осквернена нашими грехами. Один священник рассказывал о старой схимонахине, которую он всегда заставал плачущей, когда бы к ней ни приходил. Он спрашивал: «О чем Вы плачете, матушка?», и та отвечала: «Я плачу о священниках и о детях». Радость о священниках и о детях соединена с печалью, когда Церковь переживает великие скорби и когда она гонима. Когда отнимают у нее лучших священников, а детей лишают возможности введения во храм. Самая большая печаль для человека — быть лишенным благодати. Святые отцы говорят, что «мерзость запустения на месте святе» — это падшее и недостойное священство. И дети, о которых Господь говорит, что таковых есть Царство Небесное, могут быть осквернены тем растлением, которое совершается сегодня, чтобы сделать их неспособными к восприятию благодати Божией с самого начала их жизненного пути. До конца времен диавол будет делать все, чтобы не допускать детей к Богу.
«Не препятствуйте детям приходить ко Мне», — говорит Христос. Когда мы взираем на восхождение трехлетней Отроковицы, мы слышим эти слова. Нам надлежало бы быть лествицей во Святое Святых для наших детей, ступенями, по которым они могли бы восходить к Богу. Горе нам, когда мы препятствуем своим собственным детям приходить ко Христу. Дети хотят посвятить себя Богу, а родители — в слезы: на них кричат, им угрожают. Какое бесчеловечие, какую жестокость являют эти отцы и матери! Они поступают как злейшие враги по отношению к своим детям. Спасение их детей — причина их скорби, их вечная гибель — для них утешение. Им лучше, чтобы их дети погибли вместе с ними, нежели царствовали без них. Из всех детей Иорама и Охозии, как повествует Писание, только Иоас спасся от жестокости Гофолии. Потому что он был скрываем в Храме Господнем, где воспитывался во время царствования этой нечестивой женщины, которая ради удержания власти, умертвила всех детей царской крови, находившихся в доме их отца (4 Цар. 11, 1—3).
Все сказанное ранее о воспитании детей как бы запоздало, сегодня — другая ситуация, хотя слово Божие и правда Его не могут поколебаться. Государство и общество уже не только не защищают детей, но и сами становятся источником постоянной для них угрозы. По этой причине небезопасно оставлять детей одних дома, если в доме есть телевизор. Им рискованно ехать в метро или идти по улицам большого города, потому что им могут вручить порнографический журнал, они могут увидеть самые бесстыдные рекламы. Сегодня общество убивает своих детей, провозглашая: «Надо предоставить детям свободу. Когда вырастут, сами сделают свой выбор». При этом дети все более лишаются возможности выбрать добро, поскольку их старательно научают только злу.
Но наше слово сейчас прежде всего об ответственности родителей за воспитание детей. Может быть, соображения хотя бы земного порядка заставят многих легкомысленных матерей и отцов задуматься. Бог наказывает детей в этой жизни за небрежение родителей в их воспитании, и родителей — за преступления их детей. Святой Иустин мученик замечает по поводу убиения сорока двух детей, разгневавших Елисея, что Бог хотел вразумить отцов в лице их детей, которых они плохо научили и которые по примеру отцов презирали пророков, посланных Богом для их научения (4 Цар. 2, 23, 25).
Воистину никакое искусство не может сравниться с искусством воспитания детей. Чтобы преуспеть в нем, человек должен обладать редкими добродетелями и выдающимися качествами. Илий, во всех отношениях человек благочестивый и безупречный, был наказан за беспутство своих детей. Точно так же отцы и матери, говорит нам Церковь, даже если они благочестивы, будут наказаны за грехи своих детей, если не будут трудиться над их воспитанием должным образом. Несомненно, Илий пробовал удержать своих сыновей от бесчинства, потому что Священное Писание упоминает о вразумлениях, которые он им делал. Однако они были наказаны, и он так же не избежал наказания, потому что не приложил к их исправлению ревности, соответствующей их грехам (1 Цар. гл. 2—4).
Апостол Павел, заповедуя Титу поставлять священников в каждом городе, говорит, что должен быть избираем тот, кто непорочен, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности (Тит. 1, 6). По этому поводу блаженный Иероним замечает, что человек не может быть непорочным, если его дети строптивы и развращены, ибо грехи детей ложатся на их отцов. Праведный Иов, кроме заботы о воспитании своих детей в добродетельной жизни, каждый день приносил жертвы за тайные грехи, которые они могли совершить. Он не только предпринимал все необходимые предосторожности, но чувствовал себя ответственным за то, чего не мог знать.
То, что происходит в мире, как бы уже не вызывает удивления. Но разве не удивительно, что родители христиане, чтобы уберечь своих детей от пьянства и распутства, предлагают им только земные мотивы воздержания: что с тобой будет, какое место ты займешь в жизни. Вера не отвергается, но все главным образом направлено на то, чтобы поощрять в них заботу о благополучии, ну и, разумеется, здоровье. Вот человек, говорят они, который благодаря своим стараниям и способностям занимает высокое положение в обществе. Раньше он был секретарь райкома, теперь крупный бизнесмен. Какая у него машина, какой особняк за городом, как его все уважают и боятся! Нет, пожалуй, верующие родители все-таки так не говорят. Но тем не менее сколь многие приводят как образец для подражания тех, кто занимает особое место в мире, а не тех, кто царствует на небе. Они могут говорить о чистоте и о честности, но главное, разумеется, — здоровье, богатство, безопасность.
Почти все родители воспитывают своих детей в духе мира сего, и потому не в состоянии защитить их от безумия и заблуждений этого мира. Сам Христос назвал путем, ведущим в погибель, когда все, что относится к душе и истинным ценностям, становится второстепенным. Кто из родителей христиан на самом деле всю заботу свою положил, чтобы дать своим детям подлинно высшее — небесное — образование?
Еще оптинские старцы пророчески предупреждали о главном в воспитании детей: «Сохранить целомудрие — это все сохранить». Тайна пола, если она воспринимается вне нравственной плоскости и все сосредотачивается только на ней, как этого добивается сегодня государство и общество, — страшная сила, огромная стихия, которая разрывает человека и замещает ему все. Одна религия, если она подлинна, может противостоять этому распаду. Только с ней можно сохранить целомудрие среди Содома и Гоморры, когда создается такая атмосфера, где без благодати Божией уже невозможно выжить. Если у нас самих не будет любви ко Христу и Божией Матери и подлинного духа целомудрия, что будет значить забота о внешнем благочестии, о том, чтобы наши дети ходили в церковь по воскресеньям?
Раньше, накануне катастрофы 1917 года, было распространено именно такое явление, когда в высшем обществе матери весьма заботились, чтобы их дочери не потеряли невинность, но очень мало старались об их внутреннем целомудрии. Пустое и соблазнительное чтение, балы, театры, слишком вольные разговоры, как пишет святитель Феофан Затворник, — все это не запрещалось, а наоборот, было обязательной нормой воспитания. То есть забота о том, чтобы сохранить внешние приличия, и полное равнодушие к душе.
Нельзя не видеть, что сегодня в обществе атмосфера уже не послереволюционного атеизма, а посткоммунистического сатанизма, когда не только взрослые детей, но и одни дети могут развращать других, начиная с яслей и детского сада. С одной стороны, государство отнимает детей у родителей, вводя без их согласия в школах программы «полового просвещения», а с другой стороны, все чаще приходится убеждаться, что следовало бы уже защищать детей от родителей, которые сами толкают своих детей в пропасть.
Одна женщина, недавно пришедшая к Церкви, немало пострадавшая в советские годы за свои антикоммунистические убеждения, сказала: «Я благодарю Бога, что родилась в то время, а не в это. Если бы без религии и как сейчас, я не знаю, что бы со мной было». Гибель для многих душ сегодня кажется неотвратимой, а в обществе уже нет защиты. Раньше хоть в воздухе витало, что это позорно и что это надо скрывать. А теперь у метро продается огромная книга для детей: «Все ли вы знаете о мастурбации?» Это и значит — губить детей физически и нравственно.
Святые отцы настойчиво повторяют, что родители должны не только любить своих детей, но они должны любить их больше всего на свете, только Богу одному отдавая предпочтение. Святой Иоанн Златоуст говорит, что родители, которые не заботятся о воспитании своих детей, более жестоки, чем детоубийцы. Убивающие детей отделяют душу от тела, а эти и душу, и тело отдают диаволу. При всеобщем воскресении сила благодати Божией восстановит то, что было разрушено первым преступлением, в то время как второму и Воскресение Христово не поможет.
Какова наша Церковь, крепость ее, сила ее влияния на мир — это зависит от христианской заботы о воспитании детей. Сегодня главная цель нашего врага — разрушить семью, малую Церковь. Тогда Церковь великая сама распадается, перестает существовать. Даже физически некому будет ходить в нее. Те, кому мы будем говорить о Боге, о чистоте, с презрением пройдут мимо храмов, на восстановление которых мы отдаем сегодня все свои силы.
Вот вопрос Господа к родителям, в первую очередь к матерям: что делаете вы в своей семье, если не воспитываете детей? Это главное, может быть, единственное, что вы должны делать. Бог хочет, чтобы вы служили Ему в этом. Для этого Он установил христианский брак, в этом Он потребует от вас отчета. Вы собрали для них богатства, дали им образование? Того ли Он ждет от вас? Он скажет вам в последний день: дай мне отчет за душу, которую Я вверил тебе. Что стало с ней? Это твой виноградник, который Господь дал тебе возделывать. Сможешь ли ты сказать то, что Он, Виноградарь, говорит о Своем насаждении? К какой жизни вы их привели, какими идеалами вдохновили? Стали ли они подлинно людьми, боятся ли они Бога, постигли ли главные тайны жизни? Многим из родителей нечего будет ответить, потому что они даже не понимают, о чем идет речь. Они не знают, добрые их дети или злые, хорошо или плохо были они воспитаны. Оттого в мире все беды, катастрофы, революции и войны и грядет самая великая неотвратимая беда, что родители не позаботились должным образом о воспитании своих детей.
Что такое отказ от христианского воспитания детей родителями? Уничтожение тайны жизни и самой жизни. И потому икона Божией Матери «Воспитание» есть напоминание о самой великой ответственности, которая когда-либо была у Церкви.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России