Сегодня Президент России Владимир Путин подписал указ об отставке главы Карелии Александра Худилайнена и назначил главу Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артура Парфенчикова исполняющим обязанности руководителя региона, сообщает РИА Новости.
На встрече с Парфенчиковым Путин поинтересовался, из Карелии ли он родом? «Из глубокой», — ответил Парфенчиков, уточнив, что с хутора Куркиёки.
Глава государства также отметил, что Парфенчиков окончил Ленинградский государственный университет, трудовую деятельность и основную часть карьеры сделал в Карелии, где доработал до должности прокурора Петрозаводска, и уже десять лет работает в федеральных органах власти. «Так точно», — сказал Парфенчиков.
Худилайнен обратился к жителям республики и заявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру на новый губернаторский срок. Он попросил президента досрочно освободить его от исполнения обязанностей главы Карелии и попросил дать новые поручения.
Вчера Владимир Путин подписал указ о досрочной отставке рязанского губернатора Олега
Ковалева и назначении врио главы региона Николая Любимова.
Владимир Путин встретился с
депутатом Госдумы Любимовым, в 2011-2015 годах занимавшим должность
замгубернатора Калужской области. «Вы человек молодой, но уже
достаточно опытный и продемонстрировали хорошую работу на разных участках,
причем очень ответственных. Исхожу из того, что вы все свои лучшие качества
используете и будете применять здесь, на новом месте работы», - сказал Глава
государства. Владимир Путин отметил, что
главное - «нужно поближе быть к людям, чувствовать, чем они живут, с какими
проблемами сталкиваются в своей ежедневной жизни».
«Абсолютно с вами согласен,
Владимир Владимирович. Мое жизненное кредо, наверное, я привык к этому - людей
надо уметь слышать и самое главное делать то, что нужно людям. Постараюсь
оправдать ваше доверие, очень высокое доверие и сделать все, чтобы людям жилось
в Рязанской области намного лучше», - заверил Николай Любимов.
Александр Худилайнен стал уже
пятым за последнее время губернатором, ушедшим в отставку. Ранее в феврале
пост губернатора покинули Виктор Басаргин (Пермский край), Вячеслав Наговицын
(Бурятия) и Сергей Митин (Новгородская область).
В Кремле назвали перестановки губернаторов обычной ротацией. Политологи не склонны видеть связь между произошедшими
в последние две недели сменами руководителей ряда регионов и грядущей
президентской избирательной кампанией.
О причине череды отставок
губернаторов рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор философских
наук, профессор МГУ, заместитель главного редактора журнала «Трибуна русской
мысли» Валерий Николаевич Расторгуев:
Я, как и подавляющее большинство
граждан, с некоторым предубеждением отношусь к политическим кампаниям, коих
было бесчисленное множество в жизни России, в том числе и на моей памяти.
Политические кампании - вещь привычная, конечно. Более того, это традиционный
способ политического управления и планирования, но отношение к ним всегда двойственное.
С одной стороны, без кампаний иногда никак не обойтись. Они организуются в тех
случаях, если для того, чтобы сдвинуть какое-то государственное дело с мертвой
точки, требуется подключение и перемещение множества людей, облеченных властью,
а также широкая разъяснительная работа для публики, которая хочет понять
происходящее и видит во всем только «подковерную борьбу». С другой стороны,
кампании очень редко бывают столь же эффективными, как планомерная и поэтапная
работа, не требующая форс-можорных экспериментов. Вот почему, собственно, и
прилепилось к кампаниям словечко «кампанейщина» с явно негативным оттенком.
Чаще всего, компанейщина свидетельствует об отсутствии долгосрочной стратегии. Думаю даже, что пред нами именно этот случай.
И действительно, никто (!) пока не говорит в связи с ротацией о смене или,
напротив, о преемственности курса региональной политики. И причина не в
забывчивости, а в том, что нет и следов такой дальнесрочной стратегии, которая
должна в регионах и в стране в целом вырабатываться с участием самого общества,
прежде всего, компетентного гражданского общества. А если этого «препятствия»
для кампанейщины нет, то и вреда от нее особого тоже не будет. А польза
возможна, хотя и проблематична.
Напомню, что наш президент не
единожды говорил о том, что кампанейщины надо по возможности избегать,
особенно, когда речь идее о столь серьезных вещах, как борьба с коррупцией.
Вместе с тем нынешняя ротация губернаторов, которая производится одним рывком,
несколько напоминает именно кампанию, преследующую множество целей, в том
числе, предполагаю, и антикоррупционную. Как и любая кампания, она несет в себе
массу рисков. И первый - это разрыв системных связей между регионами, а также
между регионами и центром. А связи эти, как известно, похожи на нейронные связи в
мозгу, без которых и умственного развития не бывает... Межличностные контакты складываются
не один год и даже не одно десятилетие: люди разного склада и опыта не сразу
притираются, они долго учатся искусству сотрудничества. Когда-то приходится,
конечно, обрывать все сложившиеся отношения и начинать заново (кто-то умер,
кто-то скурвился), но только не путем кампанейщины в масштабах страны. Много
раз наблюдал, как «принудительная ротация аппарата» надолго разрушала надежные каналы
коммуникации: после перетасовок люди не знают, к кому обращаться при решении
простейших и самых обычных дел, поскольку меняют-то самую верхушку, а новые
руководителю сразу же берутся за чистку кадров, тащат с собой своих. Всех
понять можно, но кому, скажите, вы будете звонить, как и о чем говорить с
незнакомыми людьми, да и знают ли они дело, а особенно региональную специфику?
Понятно, что таким образом «прижигаются» и незаметные со стороны коррупционные
ниточки, но перерубаются и канаты, связывающие отрасли, области, страну.
Дороговатое удовольствие в итоге. Хочется верить, что эти риски учитывались при
приятии решения на высшем уровне.
Правда, из пояснений
Пескова я
так и не понял, насколько серьезны были мотивы для мегаротаций и как будут
минимизировать неизбежные потери. Он объяснил все предельно сжато и просто: во-первых, не следует искать здесь «подковерные» процессы, а во-вторых, все происходит синхронизировано, так как «существуют
некие электоральные календари и так далее, и каждый под этот календарь по
своему усмотрению подстраивается». Что за календари, связаны ли они с главным
электоральным календарем, а если связаны, то как? Может быть, здесь и зарыт
корень, а не в антикоруппционной технологии? Если это так, что многое
проясняется.
Одна из причин кампании - явное нежелание наслаивать взрыв интереса к
региональным проблемам, которые приходятся на период смены «проблемных
губернаторов» или «хромых уток», с национальным подъемом, который должен
сопровождать переизбрание лидера страны. А чем ближе мы к этому сроку, тем
меньше должно быть регионального негатива. И его воистину будет на порядок
меньше после «зачистки» - кампании принудительно-добровольных отставок. Дело в
том, что новобранцы за год не успеют, да и не захотят по-крупному наломать дров
и не успеют полностью растерять так называемый вотум доверия со стороны
населения губерний. Доверяют, разумеются не им (кому они известны?), а
президенту, который их единолично предложил. Другими словами, назначенцы живут
крупицами от мощного рейтинга Самого. Поэтому и на главных выборах ненужных
проблем будет меньше.
Но что полезно было бы увидеть за
губернской ротацией тем, кто ее организовал, да и нам с вами? Первое - уж если
взялись зачем-то осуществлять ротацию, то неплохо было бы вспомнить и про
селекцию руководителей, чтобы и польза была. К сожалению, смена лидеров
регионов происходит не через пошаговое взращивание кадров, доказавших свою профпригодность
на своей же земле. Принцип «Где родился, там и пригодился» у нас явно не
работает. За небольшим исключением продолжается политика полного игнорирования политики,
призванной формировать действительно стойкие сорта региональной элиты, которая
должна самостоятельно выживать, поднимать наверх лучших профессионалов,
зарекомендовавших себя настоящими лидерами и пользующихся уважением народа.
Пришлым руководителям очень
сложно понять особенности региона, то, что называют менталитетом. Подобные же кампании
явно демонстрируют недоверие к местным элитам. Есть ли основания им не
доверять? Не готов ответить, но в любом случае отсутствие такой установки -
дурной признак. Поможет ли эта практика «придавливания региональных лит» в
борьбе с коррупцией? Тоже нет уверенности. Обрастание связями в коррупционном
обществе носит полукриминальный или откровенно криминальный характер. Поэтому в
первое время после ротаций люди, повязанные с криминалом, будут проявлять некоторую
осторожность, загоняя открытые преступления в тень. Во всяком случае, обнажатся
разрубленные по живому, а до того скрытые коррупционные «провода и линии». Но
потом страхи улягутся, поскольку, как и раньше, борьба будет носить, скорее
всего, выборочный и показательный характер, ведь никто не желает устраивать
террора по отношению к руководству. Никто не хочет, полагаю, чтобы эта кампания
напоминала китайский опыт - с лозунгами «Огонь по штабам!». Да и семнадцатый
год не должен напоминать о революциях, пусть даже о революции сверху.
И немного позитива. Его, впрочем,
и не должно быть много. Благо от ротации лидеров регионов состоит в том, что
страна реально и конкретно (как теперь говорят) нуждается в молодых кадрах. Но
на этом чистый позитив кончается: кадры кадрам рознь. Есть ли у нас стратегия
взращивания молодых лидеров? Есть, но весьма своеобразная. По моим наблюдениям,
кадры воспитывают в полуинкубаторских условиях. Выдвигают не тех, кто рискует,
полностью отдает свою душу работе и шаг за шагом поднимается по служебной
лестнице, демонстрируя успехи, а тех, кого поднимают сверху. Какая-то волосатая
рука, к примеру, вытащила из подвала мальчика и поставила на самый верх.
Кстати, «девочки» в РФ пока еще явно не в почете - мы очень далеки от
гендерного равенства при выдвижении на руководящие должности, но это дело
недалекого будущего. Поэтому нынешним назначенцам не следует расслабляться:
европеизация у ворот. Но пока вопрос не о гендерах, а о том, как будет себя
вести выдвиженец Самого и ближайшего окружения? Конечно, он будет не свободен
перед своими покровителями, но свободен от всех других обязательств, которые у
региональных лидеров не один год накапливались, но в один час обесценились,
обнулились. Может быть, это еще одна цель кампании? Не знаю, и не у кого
спросить.
В воздухе повисает еще один и,
может быть, главный вопрос - о деловых качествах и способностях новичков руководить
колоссальными структурами. Откуда берутся такие способности? Только из опыта
руководства, но под прессом наитяжелейшей ответственности. Подобной ротации у
нас уже давно не существует, пожалуй, со сталинских времен. Правда, в те
времена действовала теория «двух дырочек». Когда поднимали молодого специалиста
и ставили его на высокую ступень, где выполнить профессиональные обязанности
можно было только с помощью чуда, он вовсе не радовался такому назначению.
Руководство ставило неразрешимые задачи, ибо никто до них ими не занимался.
Однако теория «двух дырочек» работала достаточно эффективно. Конечно, человек
боялся и хорошо понимал, в отличие о наших современников, что он абсолютно некомпетентен,
и шапка не по Сеньке. Но он прекрасно осознавал и другое: либо он сам
просверлит себе дырочку на пиджаке для ордена, либо, в случае неудачи, ему
сделают дырочку в затылке... Поэтому люди не просто искали пути решения сложных
вопросов, а находили их наперекор всему. Механика процесса было проста и сложна
одновременно - все упиралось в поиск гениев. Как бы руководителю не был
отвратителен тот или иной работник, пусть он даже по его мнению классовый враг
или «наймит врагов», но если он гений, то именно он и никто другой ему жизненно
необходим, ибо только он поможет решить неразрешимые задачи.
В результате избитые и замученные
люди, находящиеся при смерти - тот же гениальный и генеральный Главный конструктор
Королев, который, как известно, в конце концов умер от последствий побоев,
нанесенных ему во время пыток, поднимались из небытия на самую вершину и вытаскивали
на себе целые отрасли. На уровне практики дознания тех времен было однозначно
доказано, что они «предатели и враги». Разумеется, почти всегда выносили
бредовые обвинения, но, тем не менее, факт остается фактом: самых злейших
«врагов» высвобождали из темниц и доверяли руководство стратегическим проектами
и программами. Обоснование одно: гений.
Согласитесь, ныне никто в нашей
стране и, прежде всего, талантливые руководители, не желали бы вернуться к
сталинской модели взращивания кадров. Лучше уж вообще не подниматься наверх,
чем рисковать своей жизнью и жизнями своих близких. Современные руководители
ничем и не рискуют. А выдвижение молодых кадров происходит на иных основах - на
личном доверии, на преданности покровителям, на изолированности от окружающих.
Этот отбор совершенно иной и осуществляется по другому принципу - происходит так
называемая обратная селекция: взращивание не творческих, а заведомо безынициативных
руководителей.
И последний вопрос, но далеко не
последний по значимости. Он связан с возможностью или невозможностью участия самого
населения регионов в выборе губернаторов. Мы надолго отошли от этой практики,
быть может, даже навсегда. И напротив, прочно вернулись, по сути, к практике
назначения генерал-губернаторов. Хорошо это
или плохо? На данном этапе, особенно при доминировании обратной селекции, иной
модели назначения кадров на высокие должности просто не может быть. Только так,
сверху, можно минимизировать пороки такой системы.
А как же ценности демократии?
Отвечу, как понимаю: она, демократия, имеет бесчисленное множество образцов и моделей
- на любой вкус, размер и на всякую потребу. Есть модели, которые абсолютно не
отличаются от тоталитаризма, если присмотреться, хотя внешне именно они позиционируются
как его альтернатива. Некоторые демократические модели открыто включают в себя
элементы тоталитарного правления, а потому оставляют людям хоть какие-то
реальные свободы, кроме негативных, например, свободу на получение образования
или свободу занятости. Нет только одного - чистых форм демократического правления,
за исключением разве что прямой демократии, которая требует для себя совершенно
особых географических, климатических и прочих условий, о чем писал еще
Монтескье. Но в России таких условий нет. И не будет, пока существует наша
страна. А даст Бог, наше Отечество будет всегда стоять - самое большое
государство в мире. Здесь всегда будет требоваться «сильная рука», а народ
будет желать сильной централизованной власти. К слову, Екатерина Великая души
не чаяла в Монтескье с его теориями гражданского общества и прав человека: он,
не желая того, дал научное обоснование русского единовластия. Правда, тому же
Монтескье поклонялся и Радищев...
В России не скоро приживутся,
если они когда-нибудь приживутся, модели, которые нам кажутся разумными и
привлекательными с точки зрения отвлеченных представлений о правильной
демократии. Поэтому я, к примеру, без восторга и умиления, но терпимо отношусь
к жестким моделям авторитарного правления, которые функционирует, не вовлекая
огромные толпы народа в пустопорожнюю игру. Недавние выборы в Государственную
Думу показали, что граждане никого не выбрали. Большинство людей просто не
пришли на избирательные участки, а меньшинство проголосовало за партию власти,
понимая, что сейчас не то время, чтобы экспериментировать. В пользу такого
«выбора» свидетельствовал и тот факт, что даже на горизонте не видно ярких
личностей, мощных структур и сильных партий, которые уже имели бы опыт победы в
честной борьбе, чтобы у общества была уверенность в том, что им по плечу ноша ответственности
за судьбу Отечества. Да и Президенту пока нет равных на поляне власти, что
является больной точкой в функционировании всей нашей политической системы и
источником риска. К сожалению, за отсутствие на политическом горизонте ярких и сильных
политиков, ответственность снова возложат сами знаете на кого... А ротация
губернаторов это подтвердит через пару лет.
16. о скучном Монтескье и нашей интересной истории
15. Нужны Национальная идея и Системность. А их нет.
14. Нам запрещена именно СТРАТЕГИЯ! Дополнение к 12., Углич:
13. Re: Ротация губернаторов – очередная кампания или стратегия, «огонь по штабам» или что-то совсем иное?
12. Ныне: "Россия без стратегии – это стратегия без России" Дополнение к 3., Углич:
11. Ответ на 9., рудовский:
10. Ответ на 5., рудовский:
9. Re: Ротация губернаторов – очередная кампания или стратегия, «огонь по штабам» или что-то совсем иное?
8. Ответ на 5., рудовский:
7. Ответ на 5., рудовский: