В среду, 25 января, в храме апостола Фомы в Москве в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений состоялась секция «Православные татары (крещёные татары, крещены, кряшены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее Православия среди татарского народа».
В ходе конференции православные татары Москвы и их гости отметили интенсивное развитие и рост процесса самоидентификации православных татароязычных общностей (кряшен, крещёных татар, крещен, нагайбаков), других этнических групп и отдельных лиц, относящих себя к православным татарам, сообщает Regnum.
Участники конференции указали на общероссийское и общеевразийское значение современного развития православной татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, искусства и самосознания. Православная татарская культура - неотъемлемая составляющая культурной жизни России, Русского мира, Российской цивилизации.
О современном татарском православном ренессансе, его исторических истоках и сегодняшних путях, общероссийском и всеевразийском смысле и значении исторического развития православной татарско-кряшенско-нагайбакской культуры рассказали в своих фундаментальных докладах протоиерей Максим Обухов, иеромонах Иннокентий (Кильдеев), иерей Василий Мухаметшин, иерей Алексий Юсупов, иерей Иоанн Давлекамов и др.
Об истории распространения христианства в тюркско-татарском мире рассказали в своих докладах потомок просветителя татар, отца Василия Тимофеева, Сергей Сидоров, а также ведущий программы «Актуальные христианские комментарии», председатель фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность», сопредседатель ассоциации «Христианство и ислам», эксперт «Византийского клуба» и «Ассоциации православных экспертов» Дмитрий Пахомов.
Участники конференции подчеркнули необходимость более тщательного изучения истории православия среди тюркоязычных народов, в том числе важность глубокого исследования и систематизации сведений о святых и подвижниках благочестия, известных миссионерах. С докладами на эту тему выступили гости из Гагаузии и Молдавии - гагаузский священник Димитрий Киарогло и молдавский политолог Владимир Букарский, а также другие участники мероприятия.
На конференции были представлены заслуживающие особого внимания доклады об отношении православных христиан, особенно татарской их части, к «пророку ислама» - Мухаммаду. Важный доклад на данную тему прочитал сын известного мусульманского проповедника Валиахмета Садура известный православный татарский проповедник Давид Амир Садур. Участники конференции отметили, что православные татары никогда не противопоставляли себя татарам мусульманам. Они решают насущную задачу творческого сохранения и развития татарского духовного наследия. Значительная часть православных татар (новокрещёные татары, а также большинство представителей некоторых характерных групп крещёных татар, таких как молькеевские кряшены и др.), считают себя христианской частью двухконфессионального единого татарского народа.
В ходе конференции директором Византийского клуба Сергеем Лаковским было объявлено о намерении Византийского Клуба провести ранее запланированную в Стамбуле конференцию «Христианский Фактор в Тюркском Мире» в стенах Комратского Университета (Гагаузия, Молдова).
Одним из важных моментов конференции было объявление о создании и регистрации православно-татарской церковной общины в Москве как церковной структуры с татарским языком и особенностями православного Богослужения. В ходе конференции православные татары призвали православные тюркоязычные народы к взаимной поддержке, взаимодействию и объединению, а также к консолидации тюркского мира в целом и его взаимообогащающему диалогу с другими народами.
Накануне секции на «Русской народной линии» было опубликовано открытое обращение руководителя Кряшенской духовной миссии священника Димитрия Сизова к православным татарам Москвы. Отец Димитрий возмущен «наглым желанием использовать кряшен в увеличении численности православных татар».
Впечатлениями от секции поделился в интервью «Русской народной линии» ее участник руководитель православного Медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов:
В рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений состоялась секция «Православные татары (крещёные татары, крещены, кряшены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее Православия среди татарского народа».
Православные татары - это второй народ России по численности. В двух субъектах страны татарский язык носит государственный статус. Проблемы связаны с тем, что татары являются двухконфессиональным народом, состоящим более чем из десяти субэтносов. Есть татары, принявшие Православие, а есть кряшены, которые изначально были православными, даже до взятия Казани царем Иоанном Грозным. В те времена на казанской земле уже были православные приходы.
И в последние месяцы православная община татар динамично развивается. Недавно была отслужена панихида по татарским ханам, принявшим Православие за триста лет до Крещения Руси. Православные татары желают дальнейшего развития, в том числе остро встает вопрос об использовании татарского языка в Церкви. Пока мало приходов используют в Богослужениях татарский язык. Например, в православных странах и в государствах Западной Европы, в том числе США, существуют русские православные приходы, которые сохраняют национальные традиции.
Ныне довольно интенсивно обсуждается вопрос о создании татарских общин и о возможном частичном или полном использовании в Богослужениях татарского языка. Есть исконные кряшены, а есть татары, недавно принявшие Православие. В основном люди обращаются в Православие не из ислама, а из неверия.
Ни один человек не может точно определить, каково соотношение татар и кряшен. Никто не проводил подобных подсчетов. Известно только то, что кряшен насчитывается более трехсот тысяч человек. Кряшены - это этническая группа, субэтнос. Некоторые кряшены считают себя отдельным народом, но кряшенский язык принадлежит к тюркской группе, поэтому похож на татарский.
Иногда возникающие противоречия не страшны. Будем надеяться, что православные татары объединятся и сохранят свою национальную идентичность в Церкви, ибо ныне происходит ассимиляция - переход в ислам и русификация. Мы не желаем исчезновения этого малого народа.
На секции звучали обвинения в адрес московских православных татар в политизации. Но там не было политизации. Некоторые люди хотят иметь национальную общину по примеру Грузии, ведь существуют грузинские, греческие, арабские подворья. Это не диаспора, ибо люди живут у себя дома. Если не ошибаюсь, существует осетинская православная община, а татарской нет, хотя православных татар сотни тысяч.
В чем суть конфликта? Различные этнические группы татар исповедуют свои подходы. Кряшены считают себя отдельным народом, отличным от казанских татар. По традиции Российской империи татарами называли всех тюрков - довольно разнородные племена, у которых разные подходы к самоидентификации. Но этот вопрос можно оставить им, ученым и историкам. Самое главное - существование православных татар, которые стремятся сохранить свои национальные традиции в рамках православной идентичности. Раньше крещение воспринималось как русификация и отказ от своей национальности. Но в этом нет никакой необходимости. Многие татары боятся переходить в Православие или боятся открыто об этом говорить из-за боязни быть обвиненными в предательстве. Они хотят сформировать свою национальную идентичность в рамках своей конфессии, потому что не желают принимать ислам.