Премьер дал трезвую оценку экономическим перспективам России?

Особенностью VIII Гайдаровского форума является удивительная рассогласованность и противоречивость заявлений его участников

Олег Сухарев 
Санкции Запада и ответ России 
0
16.01.2017 696
Как сообщалось, 12 января председатель правительства России Дмитрий Медведев выступил на пленарном заседании VIII Гайдаровского форума «Россия и мир: выбор приоритетов».

Главные тезисы премьер-министра проанализировал в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук профессор Олег Сергеевич Сухарев:

Подробно ознакомился с выступлениями на Гайдаровском форуме Дмитрия Медведева и Алексея Кудрина. В общих чертах изучил общие высказывания отдельных лиц – министров Максима Орешкина и Антона Силуанова, а также заместителя председателя правительства Ольги Голодец и представителя Центрального банка Ксении Юдаевой. На мой взгляд, отличием нынешнего форума является противоречивость оценок предполагаемых действий. Заметна несогласованность при показном общем стремлении попасть в струю выступления Д.Медведева и доклада А.Кудрина и сказать так, чтоб ничего не сказать толком (этот приём вообще в стиле нашего чиновничества).

Анализируя общие черты различных выступлений, невольно приходит мысль о «лебеде, раке и щуке». Но похвальное желание согласовать действия – просматривается! На открытии форума премьер-министр произнес базовые установки и идеи, которые, так или иначе, анализировались в последующих выступлениях. Раскрытие этих установок происходило затем в докладе А.Л.Кудрина, который постулировал известные проблемы, опасности для России, ограничения, которые были только углублены в ходе реализующейся ими экономической политики. Обратимся к основным тезисам Д.Медведева.

Первый тезис: В экономической политике не существует универсальных рецептов. С этим утверждением можно и нужно согласиться. Неправительственные экономисты, включая тех, кто выступает на «Русской народной линии», оказались правы. Мы с радостью констатируем, что, наконец-то, премьер-министр признал тривиально азбучную истину – нельзя копировать рецепты и опыт западных стран, а также ссылаться на методы регулирования и автоматически переносить их в Россию. Но для этого пришлось ждать, пока Запад ударит, извините, «по лицу» – вот это плохо, это и обнажает неправильность и неправедность даже намерений изначально (непродуманность этих намерений, либо умышленность, о чём не хочется думать). Как вяло, на мой взгляд, обтекаемо во многом, приглашённые на Форум «западники» вели диалог – лишь бы ничего не сказать, не посоветовать, оценки выверены, обтекаемы и давно всем известны («толкли воду в ступе» - говорили в России в таких случаях). Если не существует универсальных методов (что верно!!!) регулирования, то инструментарий должен обосновываться и подбираться, исходя из структурных, институциональных, национальных, культурных, политических, экономических и иных условий, соотношений и пропорций конкретной экономической системы. Все вышеперечисленные аспекты слагают уникальность конкретной экономической системы, её мотиваций и структур. Особенности головотяпских и подрывных реформ последних 25 лет однозначно формируют специфику экономического развития и задают возможность применения определённого инструментария. Без пересмотра этих итогов – нельзя сформировать новой модели роста. В лучшем случае это будет некий рост до обязательного и скоро наступающего рецессии и спада.

Второе: Риск долгосрочной стагнации. Премьер дал трезвую оценку, но необходимо сделать следующий шаг: кто обеспечил эту стагнацию? Д.Медведев и А.Кудрин несут прямую ответственность за долгосрочную экономическую политику. Они имели в своем распоряжении властные рычаги (Медведев Д.А. – имеет до сих пор!), поскольку занимали (Д.Медведев – занимает, да и А.Кудрин не на должности дворника, на большей части ответственных совещаний по телевидению он мелькает!) руководящие посты в государстве. Ныне Кудрин возглавляет стратегический центр разработок и имеет государственные возможности подчинить себе любых экспертов. В чем же дело? Когда были ресурсы и резервы, структурная политика даже не разрабатывалась. Мы жили в режиме постоянной институциональной чехарды. На форуме Татьяна Голикова отметила несогласованность работы и введения 35 институтов развития, деятельность которых не была синхронизирована, что подтверждает наличие давно обозначенной проблемы. Наши экономисты (многие в России) неоднократно писали о структурной несбалансированности и отсутствии планов по соответствующей политике. При сохранении status quo, конечно, налицо будет риск долгосрочной стагнации, проявившейся в виде спада в 2015-2016гг., но о рецессии предупреждали, начиная с 2012 года. Кроме того, некоторые экономисты оценивали экономический подъем первой половины нулевых годов как рост при деградации реального сектора. Эксперты писали статьи об убыли промышленности или о росте убывающей промышленности России – таком интересном «парадоксе» , возникшем в России и т.д. и т.п. Однако, тишина была все эти годы, а журналы, которые публиковали подобные научные статьи обзывались буквально ретроградскими и т.д. Так хотелось защитить этот либерализм – олигархического содержания, что даже в науке пускались до оскорблений! Сегодня критикуют мягче, что не нужен «промышленный патернализм», «заливание» экономики деньгами и т.д. Это уже не оскорбительные, но именно «низкие» по своей сути аргументы, передёргивание или нарочитое скудоумие, выставляемое напоказ!

Поэтому с позиции заявок и тезисов, объявленных в выступлении Д.Медведева и в программном докладе А.Кудрина, я не вижу никаких прорывов, решений и новизны. К глубокому сожалению, это констатация фактов, давно известных и публикующихся в научной прессе российскими экономистами, многократно обсуждаемая экспертами, которых не слышат на протяжении последних 25 лет (возможно, не слышали и раньше). Конечно, денежно-кредитная и бюджетная политика, особенно в оформлении Д.Медведева и А.Кудрина, не осуществит рост на новых факторах. В этом то они правы, но и структурные изменения в их оформлении являются неким паллиативом, так как не отвечают подлинному содержанию задач изменения структуры экономики для России. Я не буду более подробно останавливаться на этой проблеме – читайте статьи и выступления С.Глазьева, В.Катасонова, С.Губанова, вашего покорного слуги на «Русской народной линии» и в других СМИ (включая научную журнальную периодику).

Нам нужны институциональные перемены – да, это, к сожалению, так! Мы пришли к структурному парадоксу – страна за 25 лет не организовала рыночной экономики, всеми фибрами души вроде желая это сделать, изменяя всё и вся, только многое в область деградации и упразднения! Вновь требуются институциональные сдвиги и воздействия на структуру при еще более ограниченных ресурсах, при растрате Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Накопленные валютные ресурсы небезграничны и возможности их использования не так широки, как кажется на первый взгляд.

Третье. Развитие конкуренции и снижение избыточного присутствия государства в экономике. Но кто определит государственный достаток и избыток экономического сектора? Одновременно Д.Медведев заявляет о более эффективной системе управления. По существу, на мой взгляд, он расписался в собственной неэффективности. И тут же говорит о необходимости сокращения государственного участия, т.е., иными словами (это не звучит в выступлении), о приватизации, которая носит потенциально коррупционный характер. Да, приватизация является инструментом изменения структуры «частный – государственный сектор», но абсолютно не является никаким гарантом возникновения автоматической эффективности государственного или частного сектора вследствие приватизации, потому что в функции эффективности госсектора приватизация отнюдь не главный параметр. Государственные активы навсегда помашут нам ручкой. Правительство, тем самым, сужает диапазон управления и ресурсные возможности, получая неадекватные финансы относительно стоимости активов (замечу, уже созданных), и, не умея ими воспользоваться в долгосрочной перспективе. Проектированием этих действий и противоречивых приоритетов государство рождает систему ограничений и собственной неэффективности.

Конечно, цифровая экономика перспективна, не зря Запад ее активно осваивает и заявляет в программных документах - Германия, Франция, Япония и США. В цифровой век роль государства в экономике только повышается. Но нельзя в хлеву поставить сверхмощный компьютер. Это нонсенс! В болоте никто не обустроит великолепные телекоммуникационные системы. Эта «метафора» говорит о том, что в технике и технических системах существует логика развития, сопряженная с физикой процессов, инженерным содержанием освоения технологий. И логика эта не может быть нарушена по желанию или приказу премьер-министра. Кинули малый ресурс на цифровую революцию и систему управления, оснастили правительство, сократили состав чиновников – дальше то что, если кругом болото, ресурса на всю страну – нет! Премьер позже опять скажет, что денег то нет! Нужно изменение структуры вследствие перенаправления массивного потока ресурсов из одних видов деятельности в другие. Вот это стратегическая задача, причём требующая сильного государства, а отнюдь не приватизации.

Для технологического развития необходимы ресурсы и иная система управления страной и другой государственный сектор, причём, генератор такого обновления! При сокращении госсектора, власть лишится добавочных ресурсов. Цифровое управление в госсекторе с целью замещения работников является узкой задачей – это не цифровая революция в экономике, а простая организация интерфейса к подготовке решений. Но важны методики создания программных модулей, оценок и выбора решений и т.д. Эта задача не решается шапкозакидательством и лозунгами, прозвучавшими на Гайдаровском форуме. У людей пропадает желание работать, видя, как богатеют богатеи. На форуме ничего не было сказано (по тем выступлениям, что мне удалось прослушать) о деолигархизации и изменении народно-хозяйственных пропорций. Дмитрий Медведев заявляет о необходимости структурных изменений и одновременно о сокращении государственного участия. Но кто в таком случае займется преобразованиями? Медведев и Кудрин не против олигархической системы, ибо стремятся выжать соки (ресурсы) из того, что имеют, никого не трогая и приспосабливаясь к ситуации. Мы наблюдаем чисто чиновничьи нюансы. Подобные структурные изменения сведутся опять не к бурному развитию реального сектора и не к технологическому его переоснащению, а к выделению отдельных, очень узких по масштабу секторов с высокими технологиями – в лучшем случае (даже иногда отдельных «показных» предприятий, напоминающих в чём-то «потёмкинские деревни»). Ущемить олигархов означает перекинуть ресурсы в реальный сектор. Ни Медведев, ни Кудрин такую задачу не ставят, а сводят, видимо, структурные изменения к приватизации, если нужно изменить государственный сектор, который избыточен (это заявление звучит перманентно!). Получается, что, по мнению правительства, изменения доли государственного сектора в пользу частного, (купить такую собственность могут только богатые люди или «олигархи» - очень богатые) и будет структурным изменением. Конечно, добавляется об институтах, о защите собственности, работе судов, доверии, рисках, мотивации. На мой взгляд, всё это «фигуры речи», без подлинного понимания структурных задач. А сам частник и его мотивы автоматически запустят экономический рост, дескать, он заинтересован в инвестициях, которые правительство предполагает привлечь. Ребята, Вы для начала снимите кризис потребления, который Вы же развернули обвалом 2014-2015 гг. По сути, обобщая и Д.Медведев, и А.Кудрин предлагают новую либерализацию государства, которая для России не принесёт успеха и благополучия.

Запад буквально жесточайшим, чуть ли не военным образом противостоит развитию нашей страны, в том числе экономическому. В этих условиях подобная политика тем более губительна для России. Кудрин и Медведев мимоходом упоминали про санкции и политические эксцессы. Но, почему-то выводы не делаются, в креслах на форуме довольно много отставных представителей Запада, которые взвешивали каждое слово.

Надо отдать должное прозвучали и верные вещи – технологическое переоснащение, развитие идей и технологий. Однако дальше лозунгов и констатаций очевидных фактов дело не идет. Ещё в конце 1980-ых гг., затем и с середины 1990-х гг. многие экономисты писали о технологическом переоснащении, реструктуризации, трансфере технологий из оборонного комплекса в гражданский сектор, мотивации и об эффективном собственнике, ускорении темпов экономического роста за счет внутренних инвестиций и их активизации, критиковали иностранные инвестиции, которые создают режим зависимости в развитии и другие негативные исходы и т.д..

К сожалению, на Гайдаровском форуме опять прозвучали те же лозунги, оправдывающие выбранные направления экономической политики. Кудрин пытался скорректировать их, придать им «научного пафоса» (отсылки на проводимые исследования или опросы экспертов), конечно, звучали и вполне справедливые оценки и позиции. Впервые правильно прозвучала оценка совокупной производительности факторов, зависящая не только от труда, но от капитала и технологичности – она расписана подробна, как на лекции для студентов (Кудрин заслужил оценку отлично, кандидатский минимум освоил, ибо в ранних заявлениях, особенно относительно связи производительности труда и зарплаты звучала просто ахинея). Все верно! Но страна не имеет права тратить время на ликбез и на обучение премьер-министра и бывшего министра финансов – и ждать исправления их собственных ошибок, которое произойдёт либо нет в силу этого ликбеза, который всё равно завершается частичным их оправданием, замазыванием, и приводя через ломку «ментальности» лишь к некоторым правильным оценкам.

Есть кардинально иные предложения по реорганизации экономики и системы управления, но об этом неоднократно говорилось неправительственными экономистами в различных СМИ, включая и РНЛ, а также научных публикациях. Однако уже сейчас можно сказать, что цифровая революция ничего не даст системе управления страной, поскольку «управляющему государством» надо думать не о «цифровой революции», а о том, что он слепоглухой. Когда он увидит иных и иные предложения, услышит иных и иные выступления, тогда и поймёт, что посреди болота цифровую систему развернуть нельзя, также как и в космос выйти без советской индустриализации и восстановительного послевоенного роста. Отмечая 110-летие со дня рождения С.П.Королёва, должных то выводов опять так и не сделано! Да и телевидение отодвигало документальные фильмы про академика ближе к ночи, в то время как в «прайм тайм» телезрители могли наблюдать шоу о девушке, прожигающей жизнь в потребительских излишествах и т.д. Вот когда в это время на всех хотя бы государственных каналах покажут фильм о С.П.Королёве - это будет сигнал, что политика изменилась. Вообще-то пустые колебания воздуха начинают изрядно надоедать, особенно специалистам, кто пишет обо всём этом с 1990-ых гг. и все 2000-ые напролёт. Особенно же забавно то, что уже написанное озвучивается и подаётся на Гайдаровском Форуме, да и на многих иных, под эгидой собственного осмысления.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Премьер дал трезвую оценку экономическим перспективам России?

"Одновременно Д.Медведев заявляет о более эффективной системе управления. По существу, на мой взгляд, он расписался в собственной неэффективности". Этот человек действительно глуп, он не может понять простой мысли, что невозможно эффективно управлять в условиях, когда премьер заявляет "мы достаточно мало сделали, чтобы общество осознало, что его успехи, его возможности напрямую зависят от свободы предпринимательства и успехов бизнесмена". То есть с одной стороны медведев прилагает максимум усилий, чтобы ослабить государство и усилить олигархов (бизнес), с другой стороны он заявляет о неэффективности управления. Невозможно эффективно управлять экономикой, когда "успехи общества, его возможности напрямую зависят от успехов бизнесмена". Такой премьер опасен для страны и общества, так как его усилия направлены на её деградацию.

АБС / 16.01.2017 16:19

2. Гайдар шагает впереди...

"...Мы пришли к структурному парадоксу – страна за 25 лет не организовала рыночной экономики, всеми фибрами души вроде желая это сделать, изменяя всё и вся, только многое в область деградации и упразднения!..." Очень хочется надеяться, что эти т.н. "гайдаровские чтения" испустят, наконец, последний выдох:" Вообще-то пустые колебания воздуха начинают изрядно надоедать, особенно специалистам, кто пишет обо всём этом с 1990-ых гг. и все 2000-ые напролёт". Совершеннор очевидно даже неспециалистам:"нельзя копировать рецепты и опыт западных стран, а также ссылаться на методы регулирования и автоматически переносить их в Россию. Но для этого пришлось ждать, пока Запад ударит, извините, «по лицу» – вот это плохо,это и обнажает неправильность и неправедность даже намерений изначально (непродуманность этих намерений, либо умышленность, о чём не хочется думать)..." И премьер, и Кудрин - главные инициаторы и виновники нынешнего абсурда и беспредела и несут главную ответственность, но печальнее всего то, что они уже не могут, не способны кардинально изменить экономический курс и хоть бы как то выправить ситуацию. Сегодня всё больше думающих о завтрашнем дне людей приходят к однозначному выводу: команда премьера непременнор должна уйти в отставку, уступив законное место АЛЬТЕРНАТИВНОМУ КУРСУ, который только и способен спасти рссийскую экономику от окончательной гибели, ибо "страна не имеет права тратить время на ликбез и на обучение премьер-министра и бывшего министра финансов – и ждать исправления их собственных ошибок". Лимт доверия был израсходован ещё вчера и сотрясять воздух в угоду уже давно неугодным - преступление, если не уголовное, то уж эконимическое без сомнения,а что хуже - решит история, наше ближайшее будущее. Но последнее слово за Президентом...

Николаев. / 16.01.2017 10:43

1. Re: Премьер дал трезвую оценку экономическим перспективам России?

Что поделать. Время капут мортуум десятой заповеди.Помнится там речь идет о том, чтобы не завидовать добру у другого: не пожелай того, что есть у ближнего. Как сегодня избавиться от зависти? Как?

Бондарев Игорь / 16.01.2017 10:06
Олег Сухарев
Коронакризис вернул нам истинные ценности
Коронавирус изменил цели развития: вместо погони за прибылью - забота о человеческой жизни
29.03.2021
Россия слезает с «долларовой иглы»?
Заявление председателя Госдумы Вячеслава Володина о последовательном уходе России от долларовой зависимости справедливо и имеет большое значение для страны
12.03.2021
«Это сигнальчик, который должен настораживать»
Главные распорядители бюджетных средств не потратили 1,02 трлн рублей, которые были запланированы в федеральном бюджете 2020 года
25.02.2021
Как исправлять ошибочные решения Правительства
О предложениях Сергея Миронова по увеличению размера пенсий и необходимости отмены пенсионной реформы
10.02.2021
ЦБ обнулил жилищные обещания Путина и обнажил полный провал отрасли
В Центробанке призвали свернуть программу льготной ипотеки как неэффективную
05.02.2021
Все статьи Олег Сухарев
Санкции Запада и ответ России
«Я настроен пессимистически»
О том, кто примеряет грузинский сценарий 2008 года на ситуацию в Донбассе
09.04.2021
Россия защитит ДНР и ЛНР
Киевские власти и их хозяева заинтересованы в обострении конфликта на Донбассе
09.04.2021
Без централизованного подхода мы не удержим Российскую Федерацию
О поручении Президента добиться в регионах с низкими социально-экономическими показателями опережающего роста доходов населения
08.04.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от В.Р.
10.04.2021 14:31
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.04.2021 14:28
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от боеприпас
10.04.2021 14:04
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от Golzer
10.04.2021 13:49
Можно ли и как создать современную общенародную идеологию России?
Новый комментарий от Андрей Карпов
10.04.2021 13:48
Человечество столкнулось с трансгуманизмом
Новый комментарий от Vladislav
10.04.2021 11:53
Почему православные всё время проигрывают?
Новый комментарий от Андрей Карпов
10.04.2021 10:39