Сегодня выходит в прокат фильм Андрея Кончаловского «Рай», который выдвинут от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», сообщает РИА Новости. Лента уже получила главный режиссерский приз — «Серебряного льва» — на 73-м Венецианском кинофестивале. Там же префект Ватиканского секретариата по коммуникациям монсеньор Дарио Эдоардо Вигано вручил российскому режиссеру престижную международную премию имени Робера Брессона, напомнив при этом слова папы Римского Франциска о том, что «в своей жизни человек должен уметь мечтать».
«Рай — понятие очень объемное, - заявил режиссер. - В рай я иногда верю, а иногда — нет, могу сказать, что я — православный буддист. Рай начинается еще пока мы живы: вы можете попасть в рай, если у вас гармония внутри, а дальше — мы не знаем. И слава Богу, что не знаем…»
Религиозные размышления Кончаловского прокомментировал в интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько):
Мне трудно понять, что имел в виду Кончаловский под признанием, что он православный буддист. Недостаточно нескольких слов для выражения духовного опыта личности. Мне затруднительно сравнивать православную молитву с буддистской медитацией, поскольку я не занимался восточными практиками.
Подобные высказывания иллюстрируют иную картину духовной жизни, нежели возникающий перед глазами образ при словах «православный буддизм» и «медитация как форма юго-восточной молитвы». Весьма трудно быть русским человеком, тем более культурным русским человеком и полностью дистанцироваться от Православия. Поэтому большинство наших сограждан, в том числе, слава Богу, представители творческой интеллигенции, осознают себя православными людьми. Но трудно предположить, насколько эта личностная идентификация соответствует критерию Православия, который всегда был, есть и будет в Церкви. В любом случае Православие – это устойчивый культурный феномен. Поэтому как бы вольно ни мыслили наши братья, они все равно не смогут разорвать вековую связь русских людей с православной верой, лежащей в основе русской цивилизации.
На протяжении последнего столетия западная культура начала открывать для себя буддизм. Существуют различные направления, в том числе имеет место определенное увлечение дзен-буддизмом и другими буддистскими школами. Многие создают синкретические религиозные движения под внешней оболочкой буддизма. Но для того чтобы понять буддизм, надо стать буддистом.
На мой взгляд, в западных странах не было активного всплеска увлечения буддизмом. Напротив, европейцы, приезжая на Восток, переживали некое очарование местными религиями, а затем фиксировали некое свое понимание восточных практик. Одним из первых подобных опытов делала Блаватская, в доктрине которой буддизм занимает значительное место. Также можно сказать и о Рерихах. На Западе возникло теософское общество и антропософия, связанные с различными духовными движениями. В середине ХХ века буддизм становится модным трендом, связанным с протестной молодежной культурой. Увлечение буддизмом явилось удобной формой духовного поиска людей из-за неудовлетворенности современной культурой, типами христианской религиозностью, доминировавшей на Западе. И это совершенно объяснимо, ибо буддизм возникает как некий протест против форм ведических религий Индии. В определенном смысле буддизм начался как одна из школ медитации и аскетизма, а затем приобрел форму автономной религии, расколовшись на различные течения.
Поэтому трудно предположить, что имеет в виду человек, называющий себя православным буддистом. В словах Кончаловского заметна попытка ликвидации понятия «рай» и «Бог». Однако используемая терминология бессильна. Мы утверждаем, что Бог обладает реальным бытием, поэтому любая реальность тварного мира не является хорошей иллюстрацией объяснения бытия Божия. Способ жизни, присущий нам как падшим тварям, настолько отличается от Божественного бытия, что в некоем философском дискурсе крайне трудно дать правильное определение. Бытие Божие открывается в опыте откровения и предания святых отцов Церкви.
Для православных неприемлемо выражение «Бог в душе». Мы не можем субъектировать Бога. Но, с другой стороны, бытие Бога субъектно, Он является Субъектом бытия, поэтому мы не должны относиться к Богу как к объекту.
Когда люди говорят о том, что Бог у них в душе, то, скорее всего, они имеют в виду, что Господа нет за пределами их некоторого опыта. Однако, нам известно, что Христос говорил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20-21).
Мы знаем, что святые подвижники, практиковавшие Иисусову молитву, говорили о сердце как о том месте, через которое человек приходит к Богу. Мы созидаем в своих душах временную реальность, которая при переходе в иной мир становится вечностью. Часто мы читаем о том, что мы наследуем созидание нашего сердца – ада или рая. Но я не уверен, что именно об этом говорил Кончаловский. Его слова могут быть интерпретированы по-разному. Если подойти на основе опыта анализа высказываний представителей современной культуры, то известный режиссер выразил легковесную мысль. Но в любом случае признание в православном буддизме является не православной самоидентификацией. Что он имел в виду?!
В буддизме существует несколько вопросов, на которые Будда принципиально отказывался отвечать, в том числе об источнике мира, бытие Божием. Традиционный буддизм России признает существование богов как отдельный класс существ. Это не боги – творцы мира, а некие существа, отличные от человека. Буддизм апеллирует множественными понятиями «ада» или «рая», которые подразумевают свою конечность, как и наша реальность. Строго говоря, (быть может, буддисты меня поправят) но реальность для буддистов есть иллюзия, некая конфигурация колебаний дхарм. И возможно, что человек, называющий себя православным буддистом, стремится достичь в своей душе колебания дхарм, чтобы после смерти наследовать буддистский рай. Это не Православие, но и не буддизм. Буддист не преследует цели попасть в рай, а стремиться вырваться из бесконечной цепи перерождений и иллюзорных состояний. Одним из таких состояний могут быть многочисленные виды ада в ламаизме и варианты земного воплощения.
Но существуют и иные иллюзорные состояния, одним из которых является «рай» в понимании православных буддистов, который является для них неким конечным состояниям бытия. Весь трагизм буддизма заключается в конечности существования вселенной в различных комбинациях – движение дхарм прекратится, ведь иллюзорная реальность имеет свой конец. Восприятие мира в буддизме совпадет со взглядом современных ученых – вселенной предстоит долгое существование, но рано или поздно ей придет конец. В этом смысле буддизм, предъявляя адекватное понимание тварного и падшего мира, в чем-то созвучен современной науке. Буддизм привлекает тем, что говорит много правды о нашем несовершенном и погибающем мире, призывая выйти из него. Этот призыв Будды стал великим духовным прорывом. Но он произошел до Христа. Из того, что человечество явило миру до Христа, буддизм явился высокой попыткой объяснения выйти из мира.
Но Христос предлагает иной путь – путь выхода из этой реальности в некую совершенную реальность, ибо наше бытие греховно, ущербно и конечно. Речь идет не о потерянном рае в Эдеме, который был настолько нами потерян, что все географические указания в Библии говорят лишь об одном – на земле бесполезно его искать. Но Церковь говорит о новой Земле – Небесном Иерусалиме, Царствие Небесном, которое станет новой вселенной, созданной Христом для нас. На основе своего священнического опыта я ощущаю, что мы созидаем новую реальность и новую вселенную, Царствие Небесное – Тело Христово. Евхаристия является зримым образом рая. Человек без Христа может бесконечно искать рай в своем сердце, вне себя или в различных религиях, открывая множество оттенков иллюзорных духовных явлениях. Но цель христианина заключается не в коллекционировании и анализировании духовных состояний, а в спасении – человек выходит из мира, обреченного на смерть, в вечный мир, где царствует Христос. Путь Христа и Будды – это разные пути. Будда может привести к христианству, если человек честно будет идти по этому пути и трезвенно искать Истину. А вот христианство навряд ли приведет к буддизму, ибо не может быть христианского буддизма. Не желаю обобщать, но если кто-то о нем говорит, то ради красивого словца или, если речь идет о религиозных движениях, то это массовый уход, в основе которого лежит дхарма.
Рай от ада отличается не тем, что в одном месте комфортно, а в другом очень горько. Наше представление о рае может оказаться адом. Как человек мыслит о блаженстве? Например, о любви? Если представить, что она будет продолжаться вечно, то не станет ли бытие с возлюбленной мукой ада?! Все прекрасное в этом мире, что мы именуем блаженством, без Христа в вечности становится мукой, ибо в нас недостаточно потенциала быть вечными.
Трагедия человека в том, что он не может вечно пребывать в своем состоянии. Если каждому из нас даровать любые деньги, всевозможные наслаждения и красоту, то через некоторое время эти прелести превратятся для нас в нескончаемую муку. Суть Царствия Небесного не в том, что душа человека приобретает некие духовные или физические бонусы, а в том, что живет с Господом. Только со Христом возможно вечное блаженство! Без Христа любое блаженство становится вечной мукой. Поэтому любой рай Кончаловского его замучит. Будда имел в своей жизни земной рай, но он его отринул, ибо понял, что блаженство является мучением.
14. Ответ на 13., СТРОИТЕЛЬ:
13. Яблокову
12. Ответ на 10., Lucia:
11. Ответ на 9., СТРОИТЕЛЬ:
10. Re: «Рай» без Христа замучает Кончаловского
9. ека
8. Re: «Рай» без Христа замучает Кончаловского
7. Ответ на 1., СТРОИТЕЛЬ:
6. Re: «Рай» без Христа замучает Кончаловского
5. Re: «Рай» без Христа замучает Кончаловского