Как сообщалось, на Курилах разместили российские дивизионы береговых ракетных комплексов «Бастион» и «Бал», сообщила газета Тихоокеанского флота «Боевая вахта». Первый военные установили на острове Итуруп, второй - на острове Кунашир.
О проблеме Курильских островов рассуждает в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
Конфликт этот действительно берет свое начало еще в 1945 году на Ялтинской конференции. Союзники поставили вопрос об открытии нашей страной второго фронта в Азии. Мы знаем, что мы справедливо требовали у них открытия второго фронта в Европе, и они его открыли только в июне 1944 года, когда произошла высадка в Нормандии. В ответ нам предлагали открывать второй фронт в Азии. Поскольку Россия несла основную тяжесть в войне с Германией, конечно, мы не могли этого сделать. И лидеры Советского Союза дали соглашение о том, что они вступят в войну тогда, когда закончится большая война в Европе. Через три месяца после окончания войны в Европе они возьмут обязательство вступить в войну против Японии. Наши союзники во Второй мировой войне в этом были очень заинтересованы, потому что это спасало жизни их солдат, материальные ресурсы. Но главное - жизни солдат спасало вступление Советского Союза в войну. Они пообещали Советскому Союзу компенсацию за это.
Конечно страна, которая предпринимает такую акцию — вступление в войну, что связано и с материальными, и с людскими потерями, рассчитывает на какую-то компенсацию. Компенсировали за счет Японии. Японию было не жалко. Отношение тогда к ней после Перл-Харбора, пяти лет ожесточенной борьбы, было негативным. Россией были потребованы определенные территории, и они по Ялтинской конференции были предоставлены.
Дальше в результате холодной войны не произошло подписание мирного договора с Японией, который мог как бы завершить это юридическое оформление. Хотя во многих международных правовых документах подтверждение нашей стороны на владение этими островами имеется. И на это ссылается
Владимир Владимирович Путин. Японская сторона делает в качестве зацепки то, что она не подписала мирный договор и как бы не закрепила отторжение территорий в пользу
СССР. Хотя она на самом деле признала отторжение этих островов от Японии. Об этом записано в Сан-Францисском мирном договоре 1951 года, который подписала и Япония. Правда, там не написано, в чью пользу они отторгаются. А в документах Ялтинской конференции записано. И вот отсюда тянется эта история.
Наши японские коллеги заявляют также, что такие требования России были не справедливыми. Япония в отличие от Германии соблюдала договор о ненападении между Россией и Японией. И не нарушила, а в итоге нарушила договор наша страна, Советский Союз. Мы нарушили его не по своей воле, а по решению союзных держав, Объединенных Наций. Почти через несколько месяцев будут этими же странами созданы Объединенные Нации. Так что позиция Японии, что мы что-то нарушили, не находит понимания в мире. Нарушителями тогда должны выступать не только Советский Союз, но и Соединенные Штаты и Великобритания, поскольку они как бы понуждали к нарушению. И этот спор тянется. Можно долго рассказывать о перипетиях в советское время, и в ельцинское время…
В 1956 году Хрущев приехал в Японию. Личность противоречивая. Известный скульптор это отразил в надгробном памятнике Хрущеву из черного и белого мрамора. У этого лидера проявилась черная полоса в характере и его деятельности. Хрущев достаточно легко расставался с территориями, менял территории. Сколько проблем он создал с Крымом — российской территорией. То же самое с Японией. Он пообещал заключить договор с японской стороной для улучшения отношений, для подписания мирного договора. Была подписана так называемая Токийская декларация 1956 года. Путем передачи части территорий Хрущев хотел улучшить отношения с Японией, подписать мирный договор и даже заключить договор о дружбе с Японией. Он придавал таким договорам большое значение, хотя все зависит от национальных интересов. Но Хрущев не пошел полностью на требования японской стороны. Они просили четыре острова по принципу - все сразу, здесь и сейчас. Хрущев заявил, что готов передать два острова. Тогда и была подписана Токийская декларация. Декларация — политическое заявление, юридически не обязывающий документ. Продекларировали, потом стали разбираться, парламент не ратифицировал. Документ был написан в духе времени. Там были такие фразы, которые сейчас вызывают улыбку — идя навстречу пожеланиям японских трудящихся, Советский Союз готов рассмотреть вопрос о возвращении японской стороне... По желанию трудящихся возвращают императору, он же глава государства, два острова! Не было указано, какие острова, в какой форме произойдет возвращение. Возвращение может быть в виде аренды, в виде совместного пользования. Если бы там было сказано о передаче островов в суверенитет Японии, тогда Япония становится сувереном, верховной властью на этих территориях.
Допустим, мы передали Финляндии по настоятельным ее просьбам Сайменский канал. Но мы передали его в аренду на 50 лет. Когда 50 лет закончились, то еще на 50 лет передали его опять в аренду. Это территории, переданные финской стороне, но суверенитет над ними остается в России. Закончится аренда, и, если Россия не продлит ее, Финляндия обязана будет вернуть канал. Если страна-арендатор нарушает положения арендного соглашения, соглашение может быть расторгнуто досрочно.
Так же поступила Великобритания с Китаем. В 1898 году Соединенное Королевство Великобритании арендовала у Китая территорию Гонконг или район Сянган на 99 лет. Англичане настроили там современные города, банки, инфраструктуру и забыли уже про это. Китай был раздроблен в гражданской войне. Но Китай немножко оправился и в 1972 году напомнил Великобритании, что в 1997 году заканчивается аренда Гонконга (Сянгана). И тут англичан охватила легкая паника. Они поняли, что Китай возвышается, становится серьезной державой, и подписали с ним договор о 25-летнем периоде перехода, подготовки в этому возвращению. В 1997 году аренда закончилась, и китайское правительство заявило, что оно ее не продлевает. И территория отошла Китаю.
В одном из интервью я уже говорил, что раздача территорий ведет к определенным проблемам. У нас есть определенный опыт сотрудничества с Германией, когда мы пошли на серьезные уступки, когда мы способствовали объединению Германии. И, когда обратились к Германии с ответной просьбой, когда было принято решение о присоединении Крыма к России, Президент России в Кремле обратился к лидерам Германии, к немецкому народу, напомнив, что Советский Союз в конце 80-х — начале 90-х годов способствовал объединению Германии, несмотря на то, что лидеры Великобритании, Франции и некоторых других стран были против. Французы говорили, что они так любят Германию, что рады тому, что существует не одна, а несколько Германий: Западная, Восточная и еще одна территориальная единица - Западный Берлин. Россия поспособствовала тому, чтобы Германия стала единым государством.
Если мы поднимем немецкую прессу и заявления отдельных лидеров, там много слов благодарности. Много симпатии к российским лидерам, к нашему народу, к нашей стране. И, казалось бы, Германия тоже бросится помогать России. Затем Россия обратилась за помощью восстановить целостность русского народа, в Крыму больше 90% русских людей. Когда я был в ГДР, немцы говорили — мы один народ, два государства, но один народ, поэтому рано или поздно мы станем одним государством. И мы видим, что реакция была вполне предсказуемой с точки зрения геополитики, но непредсказуема с точки зрения эмоций и «здравого смысла». Мы помогли Германии, казалось бы, они должна помогать нам еще в большей степени. Но ситуация такая, что, как говорили классики геополитики, если симпатии народов и руководителей совпадают с геополитическими интересами, то это очень хорошо помогает реализовывать геополитические интересы. Если же симпатии руководителей, граждан не совпадают с геополитическими интересами, то тогда геополитические интересы должны преобладать. Если этого не происходит, то такую страну рано или поздно ждет катастрофа.
Советский Союз, лидеры которого - Хрущев и Горбачев - очень вольно относились с геополитическими интересами, испытал в 1991 году то, что Президент России и многие специалисты называют геополитической катастрофой. Поэтому когда встал вопрос о присоединении Крыма к России, германский народ, германское руководство стали действовать из своих геополитических интересов. Они все перетрактовали. Россия теперь рассматривается некоторыми политиками, некоторыми представителями Германии, особенно молодого поколения, не как страна, которая способствовала объединению Германии, а как страна, которая длительное время оккупировала часть Германии.
Поэтому Российская Федерация и ее руководство должны следовать своим геополитическим интересам. С точки зрения геополитики, передача островов Японии не имеет позитивного геополитического значения для нашей страны. Она ослабит геополитические позиции нашей страны, приведет к тому, что будет усиливаться давление на страну.
У нас есть споры с определьными государствами. Сейчас большинство стран, за исключением Японии, сняли территориальные претензии к России на официальном уровне. А на неофициальном уровне от разных общественных организаций и средств массовой информации претензии высказываются; и со стороны Финляндии, стран Балтии, Германии. Не случайно в интервью Президенту Путину один из руководителей агентства Блумберг на Тихоокеанском саммите задал вопрос: а как же Калининградская область? Если вы передаете острова Японии, то почему тогда не передать Калининградскую область! Может выстроиться очередь, когда создается такой прецедент.
Государство, которое начинает терять свою территорию, обречено. Распад Римской империи, например, начался, когда варвары начали захватывать определенные провинции, и римляне не могли восстановить свой суверенитет. Поэтому с точки зрения геополитических интересов передавать острова не следует. С моей точки зрения, самый важный геополитический сценарий заключается в сохранении суверенитета России над островами.
Второй возможный сценарий развития ситуации — это сохранение суверенитета над островами и реализация финского варианта. Если существуют очень серьезные потребности, если могут возникать геополитические выигрыши для нашей страны: усиление ее позиций в мире, превращение Японии в российского союзника, нам такой союзник не помешает. Мы верим, что стратегическое партнерство с Китаем усилило позиции России, то такой региональный аспект может быть ослаблен за счет усиления геополитического, и наиболее приемлемым вариантом будет передача островов Японии без суверенитета. Возможна передача в аренду не всех островов, а только двух. Мы будем выглядеть, как честные люди. Передадим Японии два острова не в суверенитет, а в аренду. Почему мы должны согласно Токийской декларации передавать их в суверенитет? Там же не написана форма передачи. Почему мы все острова должны передавать, когда там речь идет о двух островах
Наиболее благоприятный сценарий соблюдения геополитики - сохранить статус-кво дипломатическими методами, улучшив отношения с Японией. Если Япония предложит России серьезные, глобального характера, геополитические предложения, усиливающие позицию нашей страны, то можно предать Японии острова, но не в суверенитет, а в аренду. А все остальные сценарии развития будут геополитически ущербными и чреваты серьезными последствиями и на Дальнем Востоке, и в других регионах.
11. Ответ на 7., Русский Сталинист:
10. Ответ на 6., Русский Сталинист:
9. Ответ на 4., Олег Московский:
8. Ответ на 5., Елена Сергеевна:
7. Ответ на 3., Lucia:
6. Ответ на 2., Иванович Михаил:
5. Ответ на 1., Русский Сталинист :
4. Re: Россия должна следовать своим геополитическим интересам
3. Re: Россия должна следовать своим геополитическим интересам
2. Ответ на 1., Русский Сталинист: