«Это все следствие нашей бездуховной, безнравственной жизни»

Православные священнослужители о проблеме домашнего насилия

Ювенальная юстиция  Семья 
0
530
Время на чтение 9 минут
По русскоязычной блогосфере прошел флешмоб против сексуального и домашнего насилия «Я не боюсь сказать»: пользователи социальных сетей рассказывали о пережитом насилии, пишет Regions.ru. Оказалось, что с насилием в той или иной степени столкнулась практически каждая женщина.

Акция вызвала крайне разноречивые отклики, особенно со стороны мужчин: от глумления в стиле «сама, дура, виновата» до призывов чуть ли не требовать от женщины согласия в письменном виде.

По данным ВЦИОМ, россияне в целом скорее склонны полагать, что публичное освещение подобных случаев способствует решению проблемы насилия в обществе (48%). Обратного мнения придерживаются 39%.

Каждому десятому респонденту (10%) приходилось выступать в качестве жертвы насилия (не только сексуального характера), еще 8% имеют знакомых и друзей, в отношении которых совершались подобные действия.

В 39% случаев пострадавшие не обращались за помощью ни в какие инстанции. 37% писали заявление в правоохранительные органы, 18% искали поддержки в семье, 11% обращались в медучреждение. При этом 54% всех опрошенных заявляют, что необходимо в первую очередь обратиться за помощью именно в органы правопорядка.

На днях масла в огонь подлил председатель комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК, председатель президиума общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков, который, по сути, предложил женщинам не сопротивляться насильникам.

«Женщине справиться с мужчиной крайне сложно, и оказание сопротивления может привести к еще большей агрессии. Есть и другой более важный момент, такой как нарушение пределов необходимой самообороны. То есть если, например, женщину мужчина насилует, а она вставила ему отвертку в бок, то ее привлекут к уголовной ответственности, потому что ее жизни не угрожала опасность - такие случаи есть. Это вопросы законодательства», - заявил А. Цветков.

По мнению Цветкова, для борьбы с насилием необходимо больше внимания уделять воспитанию подрастающего поколения, а также в каждом регионе создавать кризисные центры для женщин: «В Москве есть такой центр, но бесплатно туда могут обращаться только москвички. В каждом регионе необходимо создать кризисный центр для женщин, куда они могли бы обращаться независимо от прописки. Такие центры важны и нужны. Кроме того, нам необходимо возвращать воспитательную составляющую, которой сейчас нет, в школы и институты».

Кроме того, чтобы защищать женщин от домашнего насилия, необходимо на законодательном уровне внедрить запрет агрессору приближаться к жертве, как это сделано в ряде других стран, считает он. «К сожалению, у нас законодательно граждане слабо защищены от насилия... К сожалению, сейчас в отношении бытового насилия руки полиции связаны, очень мало юридических механизмов. Единственная возможность защиты - это внедрить запрет агрессору приближаться к жертве. Условно говоря, если муж-дебошир издевается над женой, суд выносит ему решение о запрете приближаться к ней менее чем на 100 или 200 метров, а если он нарушает этот режим, налагается административный арест», - пояснил А. Цветков.

Слова Цветкова вызвали возмущение в блогосфере. «Вот у нас есть проблема: неадекватная правоприменительная практика, которая лишает женщину возможности защититься при нападении. Как должен отнестись к этой ситуации общественный деятель, представляющий офицерский корпус и входящий в совещательный орган при главе государства? Очевидно, ставить вопрос о совершенствовании нормативной базы и правильной ориентации правоохранителей и судей в данной проблеме. Но товарищ офицер предлагает расслабиться и думать о воспитании детей», - язвительно пишет один из блогеров.

«Как бы вы прокомментировали сам флешмоб и его результаты? Что вы думаете о словах Цветкова? Как решать проблему насилия в современном обществе?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, заявил: «Такое впечатление, что наше общество далеко ушло от нравственных норм – у нас не говорят о том, что такое благородство, рыцарское поведение – таких понятий просто нет. У нас общество потребления. Если мужчина сильнее, чем женщина, значит, он может пользоваться возможностями, которые предоставляет его физическая сила, и удовлетворять свои потребности».

«Мне кажется, этой проблеме - как правильно воспитывать мужчин и как относиться к неблагородному поведению - нужно уделять особое внимание. Пора задуматься и о том, как правильно воспитывать девушек (это упрек всему нашему обществу). Часто едешь в транспорте, и очень хочется сказать какой-нибудь девушке: "Как жаль, что у вас так сильно порвались ваши брюки". Но говорить это бессмысленно – мода такая. Спрашивается: что же это за общество, у которого такая мода?» - вопрошает священник.

«Мы все почему-то хотим найти виновного. Да, насильник виноват – это не обсуждается. А мы виноваты или нет? А еще у нас идиотские законы. Оказывается, жертва не может чем-то ткнуть насильника, который сильнее, если ей угрожает физическая опасность. А почему не может? Возьмем другую ситуацию: молодой здоровый парень видит, как насильник пристает к девушке. Он может дать ему отпор? Нет, закон будет против него. Так вот: это мы принимаем такие законы, поощряем насильников, миримся со всем этим. Как можно жить в обществе, в котором существует такой закон?» - задается вопросом о. Александр.

«Все в школе проходят "Песню о купце Калашникове", который отправил на тот свет Кирибеевича всего лишь за то, что тот приставал на улице к его жене. И если бы мы будем на месте Ивана Васильевича Грозного, мы тоже подвергнем юридическому преследованию удалого купца Калашникова. А если бы закон был бы строг по отношению к насильнику, тот бы тысячу раз подумал, приставать ему к своей жертве или нет», - отметил он.

«Мне кажется, у нас совсем больное общество, в котором действуют нездоровые обычаи и традиции, а здоровые обычаи и традиции забыты. У нас нездоровые законы и общественные деятели, которые предлагают жертве "расслабиться". Но это - продукт нашего общества, который показывает нижнюю планку, однако верхняя намного выше нее. Так что наше общество ниже плинтуса. Не должно быть так, чтобы жертва оказывалась без защиты», - подчеркнул батюшка.

«Я все же скажу: и юношей, и девушек нужно воспитывать в строгости (хотя меня и обвинят в том, что я призываю вернуться в средневековье). Вы не хотите, чтобы ваших дочерей насиловали? – Воспитывайте их в строгости. Но нет, это, оказывается, мрачное средневековье, а нам нужна эмансипация. Ну тогда получите. Давайте будем последовательны, называя зло - злом. А если не хотим себя ни в чем ограничивать, нечего строить из себя ханжей. Нам нужно пересмотреть правоприменительную практику и законодательство, и задуматься о том, как мы должны воспитывать своих сыновей и дочерей», - заключил священник.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, напомнил, что раньше в таких случаях никогда не выносили сор из избы.

«И сейчас женщина не должна выставлять позор, которому она подверглась, на всеобщее обозрение в интернет-пространстве. Если она не знает, как себя вести, есть психологические консультации, куда она может обратиться и получить помощь квалифицированного психолога - наедине, чтобы ее проблему больше нигде не обсуждали, так как это стыдно: как для нее, так и для ее мужа (это показатель их несложившихся семейных отношений)», - продолжил он.

«У нас есть законы; есть правоохранительные органы, куда также нужно обращаться за помощью. А если законы не работают, необходимо их совершенствовать, чтобы специалисты могли помогать пострадавшим индивидуально, не погоняли семейные проблемы под один какой-то шаблон, и не решали вопрос, ориентируясь на общепринятые правила поведения. А нашим женщинам нужно сделать все, чтобы избежать насилия. Не одеваться вульгарно, не искушать своим поведением психически больных, не садиться в машину к нетрезвым молодым людям, которые предлагают подвезти, не ходить в одиночку в темное время суток. Все рекомендации стары как мир: необходимо обезопасить себя от насилия», - добавил о. Михаил.

«А если оно все же произошло, женщина, безусловно, должна сделать все, чтобы себя защитить. Я не слишком хорошо знаю законы, и не могу сказать, есть ли в них пробелы, но законы должны защищать женщину. А насильник, в свою очередь, должен знать, что наказание будет суровым. Но не нужно забывать: у насильника психология больного человека, он себя не контролирует. Поэтому женщине необходимо избегать различных провокаций. Если молодая девушка, пришедшая в ночной клуб, полуобнажена, вульгарно себя ведет, а потом на улице ее встречает человек, который за ней наблюдал, у него в голове что-то "щелкает", и случается насилие, возникает вопрос: "Кто из этих двоих виноват?" Здоровый человек никого насиловать не будет, это свидетельствует о психических отклонениях, а к людям с психическим отклонением и отношение должно быть другим», - заключил священник.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, рассказал, как один его знакомый как-то пожаловался: «Приезжают жители кавказских республик, и не дают моей дочери прохода. А я ему сказал: "А где же семь или десять твоих сыновей? Были бы они у тебя, никто бы к твоей дочери приставать не посмел"».

«Это все следствие нашей бездуховной, безнравственной жизни. А мы продолжаем плыть по течению, не пытаясь жить достойно, по заповедям Божьим, и хотим устранить следствие, а не причину. Мы хотим жить комфортно, но лишаемся духовно-нравственных основ. Рожать и воспитывать детей - разве это комфорт? Нет, это труд. Но трудиться мы не хотим, а потом пытаемся подгонять под нашу жизнь законы. У нас в стране скоро будут жить одни мусульмане, которые детей рожают. Они поселятся там, где должны жить около миллиарда наших детей, которых х нет. Нас меньше, чем было до революции – и наверное, раза в два. Давайте жить по-христиански! Но мы вместо этого придумываем какие-то законы - чтобы нас не обижали. Может, мы все-таки станем великим русским народом, каким были когда-то, и не будем ничего изобретать?»- вопрошает священник.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что «это все сродни ювенальной юстиции, когда люди благодаря интернету, то есть самому простому способу вынесения мусора из избы, перестали стесняться и скрывать вещи, которые раньше считалось личной зоной ответственности».

«Начинаешь читать эти истории, и волосы дыбом встают, думаешь, где мы живем, что вообще происходит. Ощущение, что живем в аду. Для некоторых читающих это нормально, а для других стресс на всю жизнь. Я, например, боюсь за психику своих детей, и никогда бы не стал выносить такие истории в общий доступ. Конечно, проблема насилия существует и с этим надо бороться. Но если женщина расскажет, что ее обижает муж, возьмутся за это правоохранительные органы, в результате семья распадется, будет ли этой женщине лучше, когда она останется одна? Может под вывеской насилия там на самом деле скрыто что-то другое», - отметил священник.

«Вообще проблема насилия в России глубокая. 90% людей не знает, как жить вместе и не ссориться, как детей воспитывать без крика и без драк, что иллюстрируется как раз флешмобом. Это вопрос еще из советского прошлого, когда культура семейной жизни была полностью уничтожена. И теперь нам предстоит очень сложная и долгая работа: как научить людей жить в семье тихо, мирно и спокойно. Потому что семья это любовь, а не ссора и драки. Многие мужчины, выросшие в неполных семьях, просто не научены семейной жизни. Эту многослойную проблему нельзя решить одним простым способом, то есть или не обращать внимания на нее, или всех агрессоров посадить в тюрьму. Необходим долгий процесс воспитания общества. И этим должно заниматься государство вместе с социальными общественными организациями и Церковью. У меня сейчас впечатление, что этим занимается только Церковь, а государство - только наказаниями», - заключил отец Иоанн.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, рассказал, что ему как священнику приходилось многократно сталкиваться с ситуациями, когда из-за семейного конфликта женщина обращается в полицию, оформляется протокол, возбуждается дело, после чего агрессор понимает, что дело «пахнет жареным», покупает торт и бутылку, идет на мировую, в итоге пострадавшая запудривает синяки и идет отказываться от показаний.

«Это происходит очень часто, к сожалению. Как в притче про мальчика и волков, когда в результате реальной опасности мальчику не пришли на помощь. Это связано с общей деградацией нравственности. Действительно правоохранители должны удерживаться от лишнего вмешательства в личную жизнь семьи, но насилие при этом не должно покрываться. А если женщина допускает в постель постороннего мужчину, то есть речь о внебрачной связи, - тогда, как говорится, за что борется, на то и напорется. Истории изнасилований в основном сводятся к тому, что выпили рюмочку и что-то пошло не так. Так нечего было рюмочку пить! Я не оправдываю насилие, но надо понимать, на какой ядовитой почве растет этот бурьян», - добавил отец Макарий.

«Та же самая почва приводит к дегуманизации на информационном уровне, когда начинают об этом болтать на всех углах. И тут уже проблема в небольшой кучке извращенцев, которые разбалтывают подробности своей жизни, что говорит об извращенной психике пишущих, читающих и комментирующих. Полвека назад интернета не было, и на стенах общественных уборных рисовали картинки, которые публикуют сегодня в интернете: пусть графика изменилась, но тема та же. Самое главное в искоренении насилия - это восстановление нравственных норм и юридического правосознания. Ведь многие даже в полицию не жалуются, становясь жертвой преступления. В итоге имеем печальный результат», - заключил он.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ювенальная юстиция
Защитить семьи от унизительных проверок, нападок и угроз
Требуется установить ответственность за ложный донос на семью и ошибки сотрудников опеки
25.04.2024
Очередная попытка ухудшить положение родителей
Предлагаемое увеличение штрафов за неисполнение родительских обязанностей повлечёт негативные последствия для семей
23.04.2024
Все статьи темы
Семья
«Все задачи, которые ставите Вы, выполняются»
Губернатор Тульской области А.Дюмин доложил Президенту о поддержке СВО в регионе
03.05.2024
Борода расти не хочет
Если бы мужчины не гнались за непонятными шаблонами, не распадались бы их семьи
03.05.2024
Страна выбирается из демографической ямы?
Число занятых в экономике граждан в ближайшую трехлетку вырастет на 1,4 млн, до 73,3 млн человек
02.05.2024
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
О призыве Валентины Матвиенко к моде иметь более двух детей в семье
26.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28