Каждый человек – уникален, представляет собой целый «космос-в-себе», который предстает перед обществом, другими людьми, через творчество и труд, своими делами, результатами этих дел и на их базе – той Красотой, Добром и Любовью, которые делают мир краше, добрее и человечнее.
В уникальности человека отражается особой печатью его родители – мать и отец, в целом – семья, прародители и предки, в пространстве которых он воспитывался и рос, тот язык, на котором он стал произносить первые слова и познавать мир и любовь, деревня, село или город, где жил, учился и вырос, друзья и товарищи, через которых он познал дружбу и что такое дружеский «локоть» товарища, когда приходит беда, и, наконец, район, область, через которые стал открываться мир людей и твой народ, историю которого ты впитываешь через семью и школу, страна, что называется Родиной или Отечеством.
2. Алексей Васильевич Воронцов – уникальный русский человек, родом из Смоленщины, которая многие века была русским порубежьем, воспитывающим из мужчин, на протяжении истории многих поколений, русских воинов, славившихся своими мужеством, сметкой, честью, выносливостью и стойкостью. Его родина – глухая смоленская деревня, где его взрастил большой крестьянский дом, в котором царствовал дух многих поколений его предков – тех крестьян, на труде которых прорастало и расцветало могущество и богатство, как Смоленского края, так и Родины в целом, носящей гордое имя Россия.
Русская деревня из века в век жила общинно, соборно, тем ладом, в котором каждый человек имеет цену по делам и добру, которые он приносит на алтарь того Общего Дела (по Н.Ф.Федорову), которым живет и деревня, и государство российское.
Алексей Васильевич Воронцов – из военного детства, которое опалили суровые годины великих испытаний нашей Родины, связанные с Великой Отечественной войной и той Великой Победой, которую мы отмечаем каждый год, как наш святой праздник, 9 мая!
Это то поколение детей, которое в большинстве своем выросло без отцов, потому что они погибли на фронтах Великой Отечественной, защищая страну от немецко-фашистских орд, несущих с собой рабство и истребление русского народа и других народов СССР – России.
3. Алексей Васильевич рано потерял отца. Отец с фронта не вернулся. Главным его воспитателем и другом стала его мать, великая русская женщина, которая, как и другие матери, вынесла на своих плечах и заботу о фронте, и заботу о том, чтобы солдаты в окопе и страна имели хлеб и необходимую экономическую мощь, дающую оружие для защиты, и заботу о семье и детях.
Всем нам нужно поклониться матерям всей нашей страны – Союза Советских Социалистических республик, – на плечах которых держался и тыл, и воспитание нового поколения русского народа и других народов нашей страны.
О своей матери Алексей Васильевич сказал так: «Мать прожила очень тяжелую жизнь… после изгнания фашистов ее избрали председателем колхоза… работала от зари до зари…, была одной из лучших звеньевых по выращиванию льна на Смоленщине. Имела правительственные награды. Всю любовь и материнское сердце отдала воспитанию детей. Всем лучшим, что имеется у меня, я обязан матери».
Хорошие слова! – «Всем лучшим, что имеется у меня, я обязан матери»! Читаю их, и думаю, что многие из нас, и я в том числе, – из детей военного поколения могут применить эти слова и к себе. Это ведь наша общая судьба – «детей войны», из которых потом выросло прекрасное поколение, своим трудом поднявшее военную, экономическую, научно-техническую мощь СССР на небывалую высоту.
4. Биография детства и взросления А.В.Воронцова, как у многих из нас – представителей того поколения, обычная, советская: школа, комсомол, работа в колхозе (в один год даже стал чемпионом района в соревновании на сенокосе), вуз.
И в кандидатской, и докторской диссертациях по философии он занимался исследованиями путей развития крестьянской культуры. Проблемы человека, судьбы русского крестьянства, общественно-политические процессы, а когда разразилась катастрофа в истории отечества, связанная с рыночно-капиталистической контрреволюцией в 90-х годах, то – и анализ происходящих разрушительных процессов и духовно-интеллектуальное и политическое сопротивление им, – находились в зоне его постоянного внимания, исследовательского и общественно-политического интереса.
5. Алексею Васильевичу Воронцову исполняется 75 лет. Это великолепная дата, та вершина зрелости мастера, когда интеллект за долгие годы творчества, поиска, напряженной работы получает такую «огранку», что превращается в «бриллиант», начинает «схватывать» через «призму» себя, как «бриллианта», все богатство происходящих процессов, причин и следствий, и «фокусировать» его в единую научную картину мира, на базе которой начинает вырастать идеология будущего России и идеала ее социалистического прорыва к новым горизонтам бытия, достойного ее истории, в том числе «огненной» и созидательно-творческой советской истории.
К своим 75 годам Алексей Васильевич прошел большую школу жизни, превратился в крупного ученого-философа и одновременно общественно-политического деятеля. Им написано более 300 научных работ, множество монографий и учебников.
Алексей Васильевич поднял в своем творчестве такие проблемы как: судьба и перспективы марксистской социологии в России и в мире в XXI веке; аграрная социология и социология образования; Октябрьская революция как национальное явление; социальная структура современного российского общества; перспективы созидания и развития нового союзного государства на основе Союза Российской Федерации с Республикой Беларусь; пути и механизмы возрождения социализма, которое становится императивом развития России и человечества в XXI веке; русский вопрос и место интеллигенции как в развитии СССР, так и в процессах рыночно-капиталистических реформ и глобализации в России; защита русского языка как в социокультурном пространстве современной России, так и в образовании; проблема философской и социологической рефлексии над понятием «народ» и его реабилитации в социально-философском дискурсе; культурная революция как феномен социалистического созидания в СССР и как одно из оснований Победы в Великой Отечественной войне; защита исторической памяти о В.И.Ленине от извращений и фальсификаций.
6. Алексей Васильевич Воронцов, как коммунист и мыслитель широкомасштабного исторического видения, в наше непростое время, когда среди интеллигенции, которая в своем основном составе по своим духовным и интеллектуальным корням, вышла из советской эпохи, заколебалась во взглядах на свое прошлое, когда многие встали на позицию «голого отрицания» этого прошлого и проходят «школу своего обуржуазивания», поднял свой голос в защиту и Октябрьской революции, и советской истории, и ее вождей – Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина. При этом он обращает внимание на то, что «радикальный либерализм» такой интеллигентской смердяковщины имеет своим гносеологическим истоком взгляд на «законы, двигающие историю», как на законы сугубо субъективные и индивидуалистичные. «В новой России, где утвердился варварский, криминально-олигархический капитализм и где антикоммунизм возведен едва ли не в ранг официальной доктрины, попытки свести счеты с Великим октябрем и советским наследием становятся особенно изощренными и агрессивными, – пишет Алексей Васильевич. – Наибольшие старания прилагаются, в частности, для извращения Октябрьской революции как национального (русского) явления. В ходу все: от старых фальшивок, сфабрикованных еще в период революционных бурь, до современных глумливых подтасовок». Он показывает, как социологи и философы, числящие себя русскими патриотами, также, например, как П.И. Смирнов, М.В. Назаров, Н.А.Нарочницкая и другие, обливают «грязью», извращая историческую правду, большевизм, Октябрьскую революцию, Ленина и Сталина, всю советскую эпоху, приписывая социализму качество якобы «глобального проекта», направленного против России как исторического явления, в то время как исторически вся логика носит противоположный характер: Октябрьская революция и социализм спасли Россию от ее колонизации империализмом Запада, а современная рыночно-капиталистическая контрреволюция осуществляет «мечту» империализма – расправиться с Россией, как с геополитическим субъектом и превратить ее в сырьевую колонию с вымирающим народом.
А.В. Воронцов напоминает известную ленинскую работу «О национальной гордости великороссов», увидевшую свет в декабре 1914 года, и мысль Ленина из нее: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет. Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилию, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, среды великорусов…».
7. Воюя против антисоветизма и антикоммунизма в среде части современной интеллигенции, Алексей Васильевич приложил немалые усилия для восстановления исторического достоинства российской интеллигенции, в утверждении признания ее огромных исторических заслуг перед народом в истории XIX и ХХ веков. Он аргументирует достаточно веско и фундаментально, что русская культура – явление самостоятельное, а не имитация западных образцов, как любят утверждать некоторые современные либералы-западники, чтобы оправдать свои взгляды и деяния.
Обращаясь к образам знаменитого романа Ф.М. Достоевского «Бесы», он фактически снимает маски с современных либеральных космополитов – западников, готовых пожертвовать судьбами России и русского народа ради торжества нынешней колониальной капиталократии на ее просторах. Он показывает, что в этом романе великий русский писатель «отобразил тип безнационального «общечеловека», которому «ничего нет приятнее…, как объявить банкротство России во всех отношениях перед великими умами Европы», а рядом с ним показал маньяка-«интеллектуала», заявившего, будто «в Новгороде, напротив древней и бесполезной Софии – торжественно воздвигнут бронзовый колоссальный шар в память тысячелетию… беспорядка и бестолковщины», чем вызвал одобрение подобных себе «интеллектуалов». А бестолковщину-то как раз насаждают, – комментирует Алексей Васильевич, – те, кто завидует втайне, как Троцкий, духовному богатству России, да и богатству, по жадно-меркантильным меркам, и «самой природы», ее недр, лесов, полей и рек. Сатирически изображают по телевизору и в газетах всё Ленина да Ленина, а Троцкого, его приближенных и последователей не трогают, почему? Объекты для карикатур и сарказма более чем подходящие. Не зря же звал его Ленин «Иудушкой»…».
8. Особое место в творчестве Воронцова заняла духовная и общественно-политическая битва за историческое утверждение Союза России и Белоруссии. На «поле» этой «битвы» он создает межрегиональную общественную организацию «Российско-Белорусское братство», в которую входит более 100000 человек, и бессменным руководителем которой он продолжает быть.
Его девиз – «Сила наша – в единстве». В статье «Союз России и Белоруссии – наше будущее» он подчеркивает, что этот союз братских народов и соответственно государств позволит только за счет экономической интеграции повысить объединенный потенциал на 25%, существенно укрепить военную безопасность на западном направлении.
На Союз России и Белоруссии работает вся логика предшествующей истории. «Братство русского и белорусского народов имеет глубокие, уходящие в общеславянское прошлое корни: оно скреплено политой в общей борьбе за свободу и независимость кровью в многочисленных битвах – от Грюневальда до Бреста и поверженного Берлина», – пишет он.
За будущим этого союза Алексей Васильевич видит и будущее восстановление СССР в новом качестве и с новой миссией в XXI веке. «Будет союз с Белоруссией, значит, будет союз с другими государствами. Такой союз в будущем способен занять достойное место в современном геополитическом пространстве, и, тем самым, стать серьезным препятствием мировому глобализму», – замечает он.
В статье «Альтернатива глобализму. Союзное государство как фактор противодействия глобализму», возвращаясь к теоретическим положениям об историческом значении Союза России и Белоруссии для будущего не только этих стран, но и всего человечества, он принимает позицию конференции «Ленинская теория империализма и современная глобализация» (материалы которой были опубликованы в одноименной коллективной монографии в 2004 году), состоящую в том, что социализм – смертельный враг глобального империализма и что обновленному коммунистическому идеалу, с учетом реалий XXI века, вызовов Истории, альтернативы у человечества нет. И в этом движении к обновленному социализму XXI века Союз России и Белоруссии – «первой и, возможно, решающий шаг».
9. Оценивая Воронцова как ученого, нельзя не отметить целую серию его научных работ и учебников по социологии. Назову только фундаментальную работу А.В. Воронцова и И.А. Громова «История социологии: XIX – начало ХХ века» в виде 2-х книг – I части «Западная социология» и II-й части «Русская социология». В этой работе авторы с позиций диалектического историзма дали широкую панораму исторического движения социологических воззрений Г.В.Плеханова и социологической линии теоретической рефлексии в работах В.И. Ленина, оценив очень высоко работы В.И. Ленина «Государство и революция» (1917) и «Великий почин» (1919).
10. Алексей Васильевич Воронцов представляет собой редкое сочетание научно-фундаментальной состоятельности и общественно-политического темперамента, ученого и общественно-политического деятеля.
В 90-х годах ХХ века ему пришлось быть депутатом от Коммунистической партии Российской Федерации в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, и быть вице-губернатором в правительстве Ленинградской области во время губернаторства В.А. Густова в конце 90-х годов.
По предложению Комиссии по науке и высшей школе, которую возглавлял А.В.Воронцов, было принято Законодательным Собранием постановление (ходатайство) о включении РГПУ им. А.И.Герцена и Санкт-Петербургской военно-медицинской академии в свод ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. При его поддержке и инициативе была проведена огромная работа по сохранению сети профтехучилищ Санкт-Петербурга.
Вспоминая те годы, Алексей Васильевич вспоминал: «..воздавая должное сделанному, надо признать: полностью сохранить то ценное, что было создано ленинградцами за советские годы и что составляло предмет их законной гордости не удалось. Потрясения, которое испытала система профессионально-технического образования в первой половине 90-х гг., оказались слишком серьезными. Их последствия видны особенно сейчас».
А.В.Воронцов был одним из авторов заявления в сентябре 1995 года «Антикоммунизм: кому это выгодно», в котором была дана достойная отповедь ряду воинственных выступлений А.Собчака – сначала на учредительном собрании петербургского отделения, позднее распавшегося, блока «Наш дом – Россия», а затем в авторской программе I-го канала ТВ. Демагог-либерал Собчак в то время пытался обвинить в демагогии коммунистов, характеризуя предвыборные программы коммунистов, как несбыточные обещания, и пугая обывателя возможной будущей гражданской войной. В заявлении отмечалось, что на самом деле скрытая гражданская война уже идет. Это есть война против собственного народа. Причем война эта идет по сценарию, разработанному лжедемократами и «реформаторами». Цель этой войны закрепить плоды приватизации и капиталистической контрреволюции.
Одной из визитных карточек антикоммунизма является антисоветизм. Как это делается? Один из одиозных примеров – широко разрекламированное в СМИ гнусное шоу: «поедание или, точнее сказать, пожирание толпой «просвещенных демократов» большого торта в виде тела В.И.Ленина». «Причем некоторые из либералов-демократов участвовали в поедании вместе со своими детьми. Это было омерзительное зрелище, – замечает А.В.Воронцов, – и наша депутатская фракция гневно заклеймила этот постыдный фарс, обнаглевший цинизм, безнравственность и абсолютное неуважение к истории собственной страны тех, кто претендовал на роль ее непогрешимых поводырей».
11. Алексей Васильевич Воронцов – первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, входит в состав редколлегий газеты «Земля Русская» и научного журнала, издаваемого академией.
Кроме того, он возглавляет Ленинградское отделение Российской общественной организации «Российские ученые социалистической ориентации». Под его руководством и профессора В.Н.Воловича регулярно проходят конференции этой организации и издаются ежегодно, начиная с 2005 года, коллективные монографии по актуальным проблемам общественно-политического развития страны и мира, и проблемам научного социализма в XXI веке.
Наряду с такой активной общественной деятельностью Алексей Васильевич еще и эффективно уже многие годы руководит кафедрой истории социологических теорий и Фундаментальной библиотекой им. Императрицы Марии Федоровны в Российском государственном педагогическом университете (РГПУ) им. А.И.Герцена.
По его инициативе на базе библиотеки в РГПУ им. А.И.Герцена периодически собирается литературно-культурная общественность города, чтобы отмечать какие-либо значимые события в культурной жизни Санкт-Петербурга и страны.
В настоящее время Алексей Васильевич Воронцов возглавляет в РГПУ им. А.И.Герцена факультет социальных наук, одновременно он – депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
А.В.Воронцов – Учитель с большой буквы. Он воспитал немало докторов и кандидатов наук. Мне неоднократно приходилось наблюдать с какой бережливостью, человечностью и одновременно дотошностью и скрупулезностью он обсуждает темы, проблемы и вопросы, с которыми приходит к нему тот или иной докторант или аспирант
Алексей Васильевич Воронцов – несомненно, человек щедрой души, огромного обаяния, человек русской культуры в глубинном понимании этого понятия.
12. Отечественный философ Г.С. Померанц, наш современник, создал своеобразную «философию глубины» – философию глубины человеческой души, погружаясь в которую, через процесс самопознания и поиск смысла жизни, человек познает духовную глубину Вселенной, мироздания, вернее соприкасается с нею и начинает понимать свой смысл бытия. На «поверхности» бытия царствует пошлость и только через «глубину» человек постигает истинные добро, красоту и любовь. Интересно, что вся нынешняя идеология и философия постмодернизма проповедует «поверхностность» и «пошлость», подняв свое восстание против памяти и традиций в культуре и образовании.
А.В.Воронцов – «глубинный» человек, которого П.А.Флоренский в одном из писем к В.И.Вернадскому назвал «корневым» человеком. В нем пошлость отсутствует абсолютно. Потому, по моей оценке, он постиг «глубину» своей души и через эту «глубину» – «глубину» души русского народа, «глубину» бытия России, которая определяется всей социокультурной памятью её как цивилизации.
А.В.Воронцов – не только философ, социолог, темпераментный политик, но он и поэт, поэт опять-таки в «глубинном» понимании, любит хорошую песню и является тонким ценителем голоса и пения, – и сам прекрасно поет. Несомненно, он – романтик в том хорошем и возвышенном понимании, которое определяет романтизм через чистоту идеала и помыслов, вне которых не может быть восхождения к будущему все более высокого качества, восхождения от «земли» и «почвы» – к «небу».
13. Возвращаясь к своей метафоре, которая представляет внутреннее, духовное развитие человека как его рост от «земли», «почвы» к «небу», хочется сказать, что вся жизнь Алексея Васильевича Воронцова была подчинена логике этой метафоры.
У него прекрасная жена, верная спутница жизни, которая – тоже великолепный ученый, прекрасные дети, что характеризует его, как великолепного семьянина.
Пожелаем же семье нашего юбиляра добра и процветания, а ему самому сохранения в своей душе удивления перед чудом звездного неба над нами и величием жизни, которая нас окружает на земле!
75 лет – это и много, и мало! Алексей Васильевич в пути, на «пике» своего творчества, который в новой науке о человеке – акмеологии – называется «акмэ».
Пусть «акмэ» у нашего юбиляра длится, как можно больше, принося радость творчества, как ему самому, так и тем близким людям, друзьям и товарищам, которые его окружают!
Александр Иванович Субетто, заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор, вице-президент Петровской академии наук и искусств, член Совета Российской общественной организации «Российские ученые социалистической ориентации»