itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Тринадцать тезисов философии выживания России в начале XXI века

Бывший СССР 
0
897
Время на чтение 31 минут

Настоящая статья была написана автором в 1996 году, 20 лет назад. Многие тезисы этой работы в последующем автором были развернуты в большие теоретические системы с более фундаментальной аргументацией. Данная статья раскрывает целую философию выживания России в первой половине XXI века, и, я думаю, она не потеряла в этом своем качестве актуальности. Поэтому автор решил повторно её опубликовать.

Тезис первый

Капитализм - большая «цивилизационная Утопия» человечества, ведущая его к экологической гибели

Рыночно-капиталистическая цивилизация человечества, апо­логетами которой выступают почти все экономисты, философы, деятели куль­туры мира, предстает как большая «цивилизационная Утопия» человечества, заканчивающаяся его гибелью в XXI веке. Теперь Критиком рыночно-капита­листического устроения мировой цивилизации выступают не отдельные мыслители, а Биосфера как суперорганизм в целом.

Эта Критика предстает в форме Катастрофизма развития. В конце XX века произошла первая фаза Гло­бальной Экологической Катастрофы, в «тени» которой скрываются Глобальная Духовная и Информационная Катастрофы человечества. Наступил Финал не социализма, как о том радостно провозгласил Фукуяма, а всей рыночно-капиталистической цивилизации, всей Классической, Стихийной Истории. Наступи­ли Пределы Частной Собственности, Частному Интересу, Рынку как главным регулятивным механизмам экономического «самодвижения» человечества.

Наступил кризис либеральной социально-атомарной модели общества, наступи­ли Пределы Классическим, построенным на ценности свободы предпринима­тельства и капитала, системам ценности, нравственности, культуры.

Че­ловечество не заметило, как превратилось в «организм», являющийся частью суперорганизма» Биосферы. Неорганизмическая, механо-аналитическая кар­тина мира, «капиталистический рационализм» отстоят от реальной картины бытия человечества в конце XX века как никогда «далеко». И в этом, трагедия человечества и его исторический тупик, требующий революционного измене­ния оснований бытия.

Тезис второй

Рыночно-капиталистическая реставрация в России - стратегия её уничтожения, проводимая её геополитическими противниками, в первую очередь - США

Россия, встав на путь реформ, фактически несущих в себе смысл реставрации рыночно-капиталистического устроения жизни, обрекла себя как уникальную евразийскую цивилизацию на гибель. Рыноч­но-капиталистическая реставрация в России есть стратегия ее уничтоже­ния, проводимая ее геополитическими противниками: США, Германией, Францией, Англией и другими.

Гибель России на путях капиталистической реставрации, инициирующей распад ее на десятки государств (40 мини го­сударств, как об этом мечтали Г.Х.Попов и А.Д.Сахаров), приведёт весь мир к гибели, как об этом предупреждали И. А. Ильин и Е.И.Рерих в 30-х годах нашего столетия. Произойдут на евразийской территории России тектоничес­кие геополитические сдвиги (Китай, Япония, США, Германия, Корея, Турция, Иран и т.д.), которые приведут к третьей «горячей», скорее всего - термоядер­ной войне.

Тезис третий.

Мир, человечество сохранятся на Земле, если сохранится Россия

Мир, человечество сохранятся на Земле, если сохранится Россия.

В геополитическом измерении Россия - «сердце» мира, центр его геополи­тического равновесия.

Россия сохранится - наступит эпоха её восстановления и развития, единения народов России, если она вернется к ценностям и идеалам соборности, всеединства, коллективизма, социальной справедливости, прима­та духовного над материальным, к общественному идеалу социализма, приоб­ретающему черты экологического социализма и ноосферного общества (ноосферизма). Только эта логика развития отвечает логике цивилизационного раз­вития.

Тезис четвертый

Управляемая социоприродная эволюция на базе общественного ин­теллекта и образовательного общества - единственная модель устойчивого раз­вития и для человечества, и для России

Данная оценка выхода России из исторического тупика, в который её завели экономические реформы монетаристского типа, и которые маниакально продолжают проводиться за счет полного уничтожения отече­ственных экономики, образования и науки, - тесно связана с «императивом вы­живаемости человечества в XXI веке только на путях управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного об­щества».

Управляемая социоприродная эволюция на базе общественного ин­теллекта и образовательного общества - единственная модель устойчивого раз­вития и для человечества, и для России. Попытки увязать «модель устойчивого развития» с обществом «частной собственности», рыночно-капиталистическо­го устроения являются иллюзорными и утопичными. Они - отражение нищеты нынешней экологической философии и философии вообще.

Коллапс «искус­ственного мира с естественным» не потому предрешен, что здесь происходит столкновение «механического» и «организмического» (хотя здесь есть частич­ная правда в форме следствия, а не причины), а потому, что наступил конец индивидуалистической истории, наступил конец безраздельному господству частной собственности и эгоизированному, буржуазному гуманизму, восхо­дящему к эпохе Возрождения.

Человек выживет, если он создаст новую философию человека, в которой он совершит метаморфозу из «разума - для себя» в «разум - для Биосферы, Земли, Космоса» и в соответствии с этой рефлексией «взвалит» на себя всю ответственность не только за будущее своей Истории, но и за эволюцию Био­сферы и Земли.

Наступил Конец христианской эсхатологии, философии спонтанной Ис­тории, философии «Исторического Конца», за которыми скрывается уход человека от ответственности за свою Историю, «переваливание» этой ответственности на Божественный Промысел, уход от воли к переустроению оснований жизни.

Зло, которое есть на Земле, является социальным. Одним из главных его прародителей являются Деньги. Люди забыли предупреждение из «Фауста»: «сатана там правит бал, люди гибнут за металл». Теперь гибнут не только люди и народы за «металл» - гибнет природа. Алчность, нажива в конце XX века несут в себе «гены» будущей кончины человечества. Каннибализм не в челове­ке или в его истории, как пытаются доказать некоторые антропологи, а в строе Денег, потому что Деньги на себе аккумулируют не только труд людей, их «пот» и «кровь», но и сокращение жизни, мировые пандемии, уничтожение природы.

Дух Капитала в деле уничтожения человеческого мира предстает как дух Все­мирного Каннибала, уничтожающего этот мир. Частично это уже отражено в Утопии Жака Аттали, в его теории «цивилизации Рынка» или «Строя Денег», в которой Свобода Рынка, начавшись во времена Адама Смита с его «невидимой руки» и свободы индивида на рынке, «пестующего» свою выгоду, заканчивается полной рыночной несвободой человека, когда «невидимая рука» Рынка, пре­вращая человека в полный товар, делает его и полной, «несвободной» игрушкой Рынка.

Капитал «съедает» теперь уже не труд, а человеческую жизнь полнос­тью, и заканчивается этот «пир» «съедением» всего человечества, если только человечество не перейдет к доминанте социалистического устроения мира. Социалистический императив есть теперь не только экологический императив, ноосферный императив, как на то указывал автор в 1988-1990 гг., но есть осно­вание императива выживаемости человечества в XXI веке.

Тезис пятый

В чем состоит смысл Кризиса Классической, Стихийной Истории?

Смысл Кризиса Классической, Стихийной Истории про­истекает из диалектики Истории как диалектики двух цивилизационных Ло­гик с большой буквы - Внутренней Логики Социального Развития и Боль­шой Логики Социоприродной Эволюции.

Внутренняя Логика Социально­го Развития была Стихийной Логикой, Логикой доминирования стихийной детерминации, «роевого существования» человечества по Л.Н.Толстому, в которой История оставалась для человечества непредсказуемой, «чер­ным ящиком». Здесь свобода человека как социально «стихийного», «рое­вого» «атома» приводила к несвободе общества, а значит, и к несвободе личности.

Свобода на протяжении Истории оставалась миражом. Стихий­ная История есть история несвободы. Рыночно-капиталистическая циви­лизация предстала как Утопия свободы, потому что свобода в социаль­ном организме через «свободу личности» не достигается, а только разру­шает «организм». Такая «свобода» похожа на «свободу» раковых клеток в организме, которая, убивая организм, убивает и себя. Отражением «сти­хийной детерминации», действия «стихийных сил» в Истории является за­кон, названный Ф М.Достоевским законом «искажения великодушных идей». Этот закон Достоевского, «переворачивающий» Добро и Зло, есть закон «несвободы», непредсказуемости Истории.

Наравне со «стихийной детерминацией» в истории действует и идеальная детерминация через общественный интеллект. Действует закон роста идеаль­ной детерминации в Истории. Однако до конца XX века история человечества была Историей примата стихийных её начал над «идеальными». Кризис Исто­рии в конце XX века есть Конец Стихийной Истории, Конец её стихийных начал, но Конец, возникший «не внутри» Истории, а вовне её, в Большой Логике Социоприродной Эволюции.

Большая Логика Социоприродной Эволюции постоянно воздействовала на ход Истории через «биосферные императивы», материализующиеся время от времени через «диктатуру лимитов ресурсов природы», по меткому выраже­нию В.П. Казначеева. 1/3 всех катастроф в Истории имеет экологический харак­тер. И, однако, энтропийный характер стихийных начал Истории компенси­ровался созидательной антиэнтропийной мощью Биосферы, благодаря дей­ствию её гомеостатических механизмов (законы Бауэра-Вернадского, закон квантитативно-компенсаторной функции Биосферы по А.Л.Чижевскому).

Стихий­ная История человечества состоялась благодаря гармонизирующей функции Биосферы как глобального гармонизатора социоприродной эволюции.

Основанием Большой Логики Социоприродной Эволюции является энер­гетический базис обменных процессов между обществом и природой. Он определил деление Стихийной Истории на 2 эпохи-цивилизации: аграрную, или вещественную, до XX века, с малой энергетикой мирохозяйствования, и энергетическую в XX веке, с большой энергетикой мирохозяйствования.

Именно энергетическая цивилизация, придав стихийным силам энергетичес­кий импульс в XX веке, превышающий предыдущие на несколько порядков раз, привела к первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы. Её ис­точник в стихийно-энергетическом скачке в развитии цивилизации, превра­тившем рыночно-капиталистическую цивилизацию в Утопию. Не в логике технической цивилизации просматривается угроза жизни человечеству, а в логике рыночно-капиталистической цивилизации «в эпоху энергетической цивилизации человечества» по Большой Логике Социоприродной Эволю­ции. Формационная логика социального развития «пересеклась» с Боль­шой Логикой Социоприродной Эволюции. Это «пересечение» и определи­ло её Пределы.

Наступил момент смены оснований Истории. Человечество должно при­нять от Биосферы эстафету функции гармонизатора социоприродной эволю­ции, используя саму Биосферу, её гомеостатические механизмы как «гармонизирующую силу». Это станет возможно тогда, когда произойдет сдвиг от примата стихийной детерминации к идеальной через общественный интел­лект и человечество станет «биосферно-ноосферным».

Тезис шестой

Тотальная Неклассичность будущего бытия человечества

Таким образом, рубеж II-го и III-го тысячелетий нашей эры в Истории несет на себе «печать» смены Истории: переход от Классической, Стихийной Истории к Неклассической; Управляемой Истории, но управляемой не «изнутри» в рамках Внутренней Логики Социального Разви­тия, а в «системе» Большой Логики Социоприродной Эволюции, «управляе­мой» в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественно­го интеллекта.

Общественный интеллект есть управление будущим со стороны общества. Он есть единство науки, культуры и образования. Образование - главный меха­низм воспроизводства общественного интеллекта.

Поэтому социоприродный гомеостаз нового типа есть Неклассический социоприродный гомеостаз, в ко­тором общественный интеллект становится важнейшим компонентом, замы­кая все большее количество обратных связей через себя. Этот Неклассический, социоприродный гомеостаз действует при условии выполнения закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

Будущее бытие человечества есть Тотальная неклассичность его бытия, включающая в себя Неклассическую науку, Неклассическую культуру, Не­классический гуманизм, Неклассические системы ценностей и нравствен­ности, Неклассического человека, Неклассический общественный интел­лект и Неклассическое образование. Здесь понятие неклассичности по со­держанию расширяется, приобретает философско-цивилизационный ста­тус. Оно включает в себя не только «принципы Дополнительности» в их расширительном понимании, смыкающемся с «Антропными принципа­ми», онтологическим «Принципом Наблюдателя», но включает и принцип Управляемости.

Человек-Наблюдатель, приносящий «возмущения» в на­блюдаемую картину, превращается в Человека, Управляющего динамикой социоприродной гармонии на базе синтеза критериев Истины, Добра и Красоты. Это означает, что становится Неклассическим самоуправление, опирающееся на Неклассические парадигмы циклически-волнового системогенетично-эволюционного видения процессов в мире.

Важным являет­ся представление о парности законов конкуренции и кооперации в эволю­ции любых систем мира и механизмов «отбора» (подбора по А.А.Богданову) и «интеллекта». Прогрессивная эволюция подчиняется закону «сходя­щейся спирали» (спирально сходящегося конуса) с законом сдвига от зако­на конкуренции и механизма отбора к закону кооперации и механизму интеллекта.

В наблюдаемой Вселенной действует поэтому закон «интеллек­туализации Вселенной» и её «оразумления». Человек появляется эволюционно неслучайно, его эволюционное появление - отражение этого закона «оразумления».

Социальная эволюция человечества повторяет эту тенденцию. Происхо­дит рост социальной кооперации вместе с социальным «оразумлением» Истории. Императив выживаемости связан с переходом от «конкурентной Истории человечества» с механизмом социального отбора (экономического отбора), к «кооперативной Истории человечества» с механизмом социально­го интеллекта. Конец XX века есть Большой Соционоосферно-кооперацион- ный взрыв в цивилизационной эволюции, обеспечивающий выживание чело­вечества. Это произойдет, если человечество осознает «глубину» предстоя­щего метаморфоза.

За «большим Энергетическим Взрывом» в XXI веке не­обходим «большой Ноосферный Взрыв», уравновешивающий энергетическую мощь человечества его интеллектуальной мощью, обеспечивающий управ­ляемо-кооперативное развитие.

Тезис седьмой

Великий Синтез и Синтетическая Цивилизационная Революция

Таким образом, смена Историй на рубеже тысячелетий есть смена Качеств Бытия. Тотальная Неклассичность - есть олицетворение Ново­го Качества бытия. Качество становится символом всех происходящих измене­ний. Оно есть нелинейный синтезатор этих изменений.

В первую очередь, Новое Качество Бытия есть Новое Качество системы соб­ственности как ядрового момента социального бытия. Противостояние обществен­ной и частной форм собственности «снимается» переходом к системе обществен­ной собственности как к «организму». Формируется «организмическая» обществен­ная собственность, в которой частная собственность становится «клеткой» этого организма, подчиняясь управлению уже не через функционал прибыли, а через функционал качества жизни.

Историческое отрицание частной собственности осу­ществляется не через её полное уничтожение, а через Великий Синтез, в котором она становится проявлением общественной собственности. Эта же диалектика зат­рагивает и развитие капитала. Частный капитал становится элементом обществен­ного капитала, управляемого общественным интеллектом.

Этот Великий Синтез уже начался во второй половине XX века и приобрел очертания Синтетической Цивилизационной Революции. Вводимое автором понятие «цивилизационной революции» - новое понятие, отличающееся от понятий социальной и политической революций. Это понятие отражает рево­люционную смену механизмов цивилизационного развития в рамках Внутрен­ней Логики Социального Развития.

Синтетическая Цивилизационная Революция в конце XX века включает в себя: (1) системную революцию (в ее составе - системно-технологичес­кую, системно-экологическую, системно-информационную революции); (2) че­ловеческую революцию (термин А.Печчеи; автор насыщает это поня­тие приведением в отражение адекватности системности внутреннего мира человека, качества и системности его знаний и профессионализма, растущим системности и сложности антропогенного мира); (3) интеллектно-инновационную революцию (в ее составе интеллектуальную революцию про­изводительных сил, креативную революцию, инновационную революцию, приводящую к появлению «мира изменений», инновационной экономики); (4) квалитативную революцию или революцию качества; (5) рефлективно-методологическую революцию (в ее составе синтетическую революцию в эволюции единого корпуса знаний, сопровождающуюся появлением новых парадигм его организации и развития: «системной» в форме синтеза системо- логии и системогенетики, «классификационной» в форме синтеза классиоло- гии или метатаксономии и таксоногенетики, «циклической» в форме синтеза циклологии и циклогенетики, «квалитативной» в форме квалитологии, квали- метрии и квалигенетики, «креативной» в форме синтеза креатологии, креато- генетики или рефлексосистемогенетики; пять новых парадигм синтеза зна­ний порождают «новую онтологию» как базу новой философской картины мира в виде синтеза системной, таксономической, циклической, квалитатив­ной, креативной онтологий; с соответствующими принципами «Большого он­тологического дополнения», обеспечивающими единство «картины мира»: системно-классификационного, системно-циклического, таксоно-циклического, квали-системного, квали-таксономического, квали-циклического, системно-креативного, таксоно-креативного, креативно-циклического, квали-креативного и т.п.); (6) и образовательную революцию. Каждая из 6-ти перечисленных революций несет на себе печать Великого Синтеза и, таким образом, является синтетической, отображая через системообразующий фактор революции син­тез всех остальных революций.

Здесь возникает необходимость примечания. Автором «революция» рас­сматривается как необходимое звено эволюции, замыкающее каждый завер­шающийся цикл, приводящее к изменению качества. Противопоставление эво­люции и революции относительно, включение революции в эволюцию абсо­лютно, оно вытекает из системогенетического закона инвариантности и цик­личности развития как закона Бытия.

Главным итогом Синтетической Цивилизационной Революции являет­ся:

  • рост организмичности социального бытия, рост его кооперированности и сложности;
  • появление новых типов обобществления капитала, собствен­ности и управления (наряду с традиционным капиталистическим) - систем­но-экологического, системно-технологического, эдукологического;
  • появ­ление интеллектоемких, наукоемких, образованиеемких экономик планово-рыночного или управляемо-рыночного типа;
  • быстроходных, «горячих», квалитативных экономик, в которых под воздействием процессов интел­лектуализации, эдукологизации (экспансии «образования» на все экономи­ческие и социальные процессы), сайентизации (роста наукоемкости всех эко­номических и социальных процессов) экономики происходит изменение при­роды экономической ценности, капитала, собственности, денег;

и т.д.

Глав­ным в этом изменении является возрастание роли знаний как движителя эко­номического развития, а вместе с этим процессом, и возрастание роли эко­номики образования и экономики человека как оснований всего механизма экономического воспроизводства; усиление зависимости соци­ально-экономических процессов - от интеллектуальных ресурсов общества, от механизмов опережающего развития качества человека, качества обществен­ного интеллекта и качества образовательных систем в обществе; квалитативизация экономики, рынка, всех социально-экономических отношений, приведшая к усилению «управления через качество» конкуренцией, к появлению межгосудар­ственной, геополитической конкуренции по качеству интеллектуальных ресур­сов в обществе, качеству образования и качеству общественного интеллекта.

Синтетическая Цивилизационная Революция несет в себе интенции перехода человечества в эпоху управляемой социоприродной эволюции на базе обще­ственного интеллекта и одновременно в рамках геополитической конкуренции, диктуемой логикой развития рыночно-капиталистической цивилизации, усилива­ет эту геополитическую конкуренцию. Роковую роль здесь играет философия социал-дарвинизма, абсолютизации конкуренции как движителя человеческого прогресса через механизм личной выгоды, непонимание того, что движителем прогресса в новой «кооперативной истории» становится кооперация, требующая опережающего развития качества общественного интеллекта и качества обра­зования как социального института, обеспечивающего механизм воспроизвод­ства общественного интеллекта. Если человечество не преодолеет инерцию «ин­дивидуалистической Истории» на базе абсолютизации рационального экономи­ческого поведения, максимизирующего личную выгоду (а в более открытом смысловом значении - наживу, «сверхпотребление»), то оно погибнет на путях этой логики «невидимой руки» Адама Смита уже в ближайшее XXI столетие.

Тезис восьмой

О стратегии выживания человечества

Россия находится в центре самого большого «напряжения в логике императива выживаемости человечества в XXI веке».

Проявились две альтернативные стратегии выживания:

  • американо-мондиалистская, силовая стратегия выживания «золотого милли­арда «, в которой главной «силовой конструкцией « выступают Вооружен­ные Силы США и Объединенные Вооруженные Силы Западной Европы. Эта стратегия ориентирована на поддержание высоких социальных стан­дартов жизни «человека» - «во что бы то ни стало» - из США, стран За­падной Европы, Канады и Японии, в том числе за счет заключения «не золотых миллиардов» в глобальные резервации выживания и медленного вымира­ния, с «силовым обеспечением « поступления ресурсов со всех сторон, со всех точек Земли (в этой стратегии зоной «американских интересов» становится почти весь земной шар; пока им противостоит Китай, Индия, частично исламский мир; Россия уже превратилась в зону «американских интересов», по мере того, как происходит переход добычи ресурсов под «диктатуру капитала США»),
  • стратегия выживания человечества, исхо­дящая из презумпции «выживут все, или не выживет никто «, и из прин­ципа глобальной социальной справедливости, признания тупиковости логи­ки рыночно-капиталистического развития.

Хотя в развитых странах прогрессивно мыслящие экологи давно признали «грех частной собственности» за глобальный экологический кризис (так, на­пример, американский ученый-эколог Б.Коммонер писал в начале 70-х годов: «Мы уже знаем, что современная технология, являющаяся частной собствен­ностью, не может долго прожить, если она не разрушает общественное богат­ство, от которого зависит, - экосферу. Следовательно, экономическая система, основанная преимущественно на частном бизнесе, становится все не пригод­нее и не эффективнее для того, чтобы распоряжаться этим жизненно важным общественным достоянием. Значит, эту систему надо менять). Однако общая «философия жизни» (З.Бжезинский, Поппер, Хайек, М.Фридман, Фукуяма и др.), большинство мыслителей, идеологов продолжают преклоняться перед частной собственностью как абсолютной ценностью Западной Демократии и порождать иллюзии «силового мондиализма».

Стратегия удержания «нового мирового порядка» на сложившейся системе неравномерного потребления ресурсов (ребенок в США потребляет в 40 раз больше ресурсов, чем ребенок в развивающихся странах) утопична.

Она как Утопия есть порождение Большой Утопии рыночно-капиталистической цивилизации. Она ведет мировую цивилизацию к апокалипсису в фор­ме мировой войны, в которой будут задействованы современные средства мас­сового поражения, в том числе не только ядерные, но и психотропные, и дру­гие. Филигранный процесс в «технологиях убийства» есть проявление каннибалистской стороны Духа Капитала и Строя Денег.

В начале XXI века надвигается глобальный ресурсный кризис. Россия уже стала в этой мондиалистской стратегии «яблоком раздора» геополитических «интересантов» вследствие того, что в ней сосредоточено более 50 % всех ос­новных стратегических ресурсов, а главное - энергетических ресурсов.

Трагедия России, её системный кризис, кажущийся происшедшим по внут­ренней логике развития, является запрограммированным, «наведённым» в рам­ках информационной войны против России, ведущейся США и ее геополити­ческими союзниками против России. Рыночно-капиталистическая реставра­ция России, инициация национальных конфликтов на Северном Кавказе явля­ются стратегиями этой войны с четко спланированными результатами уничто­жения России в ее нынешних границах и сокращения численности русского народа за 30 лет в три раза (на это указывал З.Бжезинский).

Россия выживет; если она осознает свои геополитические интересы, свою геополитическую миссию в мире, если она осознает себя как уникальную евра­зийскую цивилизацию и будет противостоять стратегии «силового мондиализма».

Тезис девятый

Россия - уникальная евразийская цивилизация, развивающаяся по своим внутрисистемным законам

Россия XX века есть уникальная евразийская цивилиза­ция, развивающаяся по своим собственным законам. Последняя характерис­тика означает, что поиск общих законов развития человеческой цивилизации никоим образом не должен исключать поиск внутрисистемных законов функ­ционирования и развития. По отношению к странам и их экономикам, их государственному устроению имеет большое значение географический и этногенетический факторы.

Российское государство, сложившееся на громадной территории, занима­ющей 1/8 часть территории мира (СССР занимал 1/6 часть мира), не может не иметь сильную централизацию. Стратегии «3-х Д» Г.Х.Попова (демократиза­ция, децентрализация, денационализация) и А.Д.Сахарова, независимо оттого, из каких философских оснований они построены, объективно направлены на разрушение России и смыкаются со стратегиями уничтожения России со сто­роны её геополитических противников. Эту же цель преследует попытка превра­тить Россию в конфедерацию.

Громадная территория, как и громадное население, - России, где протя­женность границ требует сильной экономической и политической централизованной власти и государственного управления транспортной и энер­гетической инфраструктурой экономики, масштабность территории страны диктует тарифы (цены) на транспорт и энергетические ресурсы, которые «внут­ри» России должны быть в 2-4 раза ниже мировых.

Развал транспортной и энергетической инфраструктуры российской экономики, её стратификация, автономизация по регионам, питающая тенденции местничества, регионализ­ма, - является закономерным итогом нарушения внутрисистемных законов развития государства (российской экономики) вследствие антинаучного ха­рактера монетарной направленности реформ.

В России сложился российский суперэтнос, стержнем которого являет­ся русский этнос. Антирусский характер реформ, отсутствие политики защи­ты достоинства русской истории, русской культуры, русского языка, захват информационного пространства и банковского капитала в России лицами ряда национальностей (в первую очередь, еврейской, северокавказских националь­ностей и др.), нанося удар по механизмам самозащиты русского этноса, ведут к развалу исторически сложившегося российского суперэтноса по Л.Н.Гумилеву.

Среди этих стратегий «развала» России важнейшее место занимает стратегия перевода земли в частную собственность и введение купли-продажи на землю.

Земля - важнейший стратегический ресурс России, основа её выживания в XXI веке. Из цивилизационной логики развития человечества следует, что частная собственность на землю становится социально-экономической «ар­хаикой», вносящей свой вклад в развертывание первой фазы Глобальной Эко­логической катастрофы.

Выживание человечества связано с ростом земельной кооперации, социа­лизации отношений землепользования, вытеснения рыночных отношений в сферу арендных отношений.

Государственная собственность на землю в Рос­сии - это её общественное благо. Логика требует развития сельскохозяйствен­ной кооперации с сохранением национально-этнической, исторически сложившейся структуры землепользования: Стратегия введения рыночной капиталис­тической частной собственности на землю с одновременным становлением рынка земли, аукционов, ипотечных банков и сдачи земли в залог - есть стра­тегия уничтожения России, ведущая к 100-летней войне за землю, которая приобретет во многих регионах характер «национальных войн», с силовым вме­шательством во внутренние дела России «миротворческих сил» по сценариям «силового мондиализма». «Кооперационная История» XXI века, если она со­стоится, т.е. если выживет человечество, требует социализации земли через развитие кооперативного движения, развития кооперативной собственности на землю в рамках государственного управления земельными отношениями, земельной ренты, социализации и национализации земли. Земля является соб­ственностью народов, наций, этносов, на ней проживающих.

Присвоение ресурсов земли «частными собственниками» и обогащение частных лиц на их торговле без учета рентных ограничений становится безнрав­ственным, ведущим к гибели человечества.

Тезис десятый

Императив возврата России к социалистическим

ориентирам развития

Россия, являясь «сердцем мира», наиболее подготовлена своей духовно-культурной историей принять новую стратегию устойчивого раз­вития на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

Она создала:

  • уникальную русскую философию, развивающую категорию общинного, соборного бытия, духовного подвижничества, творчества;
  • рус­ский космизм и холизм как вершину синтетической человеческой мысли, пред­течи философии управляемой социоприродной эволюции на базе об­щественного интеллекта;
  • исторический опыт социалистического строитель­ства и социалистического хозяйствования, который нуждается не в «голом отрицании», как это произошло с идеологией проводимых экономических ре­форм, а в позитивной корректировке;
  • исторический опыт планирования разви­тия народного хозяйства на основе «пятилеток»;
  • учение о ноосфере, которое приобретает новые черты в свете императива выживаемости.

Опыт России уже воспринят рядом стран, не свернувших с социалисти­ческого пути. Китай, сохраняя социалистические основания и социалистичес­кий идеал развития, демонстрирует самые высокие темпы развития обществен­ного производства, показывая России тот упущенный исторический шанс, кото­рый был у нас еще в 1990-1991 гг. Китай как историческая держава имеет все шансы стать лидером в цивилизационном развитии XXI века.

Сохранение рыночно-капиталистический ориентации цивилизацией Запада, несет в себе скры­тые будущие катаклизмы с Китаем, ареной которых может стать Россия, если она будет распадаться, и станет предметом явного столкновения геополити­ческих интересов.

Россия может занять необходимое место, важнейшее геополитическое место в устойчивом развитии человечества в XXI веке, если она вернется к социалистическим ориентирам развития с учетом их нового содержания.

Тезис одиннадцатый

Императив нового содержания социализма

Новое содержание социализма определяется кон­цепцией Большой Логики Социоприродной Эволюции, требующей экологического социализма. Марксизм в форме экономического детерминизма - «общественное бытие определяет общественное сознание», смыкается с экономическим либерализмом; в этом пункте они - «близнецы». В этом состо­ит одна из гносеологических причин его кризиса.

Требуется глубокое фило­софское осмысление «социалистической субъектности». Апелляция к «созна­нию» как активному фактору недостаточна.

«Прорывным» положением явля­ется признание действия всемирно-исторического закона роста идеальной детерминации в истории через общественный интеллект, на что было впервые указано автором в 1989 году.

С позиций этого закона социализм есть резкое расширение действия этого закона. Общественный интеллект вместе со сво­ими функциями будущетворения - проектирования, планирования, про­граммирования, прогнозирования, законотворчества, нормотворчества, фор­мирования систем ценностей и общественного идеала - становится важнейшей категорией Неклассических обществоведения (социологии, экономики, куль­турологии и т.д.) и человековедения.

Это означает, что учение об обществен­ном интеллекте меняет теоретический базис экономического и социального знания.

Важным в этой революции Неклассичности становится:

  • институцио­нальное признание внутри системы научного знания «теорий будущего», син­теза «должного» и «сущностного», теорий социального и экономического эксперимента, теорий социальной и экономической инженерии;
  • формирова­ние Неклассической проектологии на основе: системогенетического блока наук - системогенетики, социогенетики, экономической генетики, системо­генетики культуры, системогенетики образования и др., циклически волновой, системогенетичесшй парадигмы проектирования и планирования;
  • Некласси­ческой теории знания, включающей в себя «принцип Наблюдателя», принцип эволюционно-циклического развития знаний, принцип синтеза «логик» позна­ния и проектирования.

Особое значение в учении об общественном интеллекте имеет тезис о пре­одолении его асимметрий, сложившихся в XX веке:

  • интеллектно-информационно-энергетической асимметрии как формы неуравновешенности растуще­го энергетического потенциала хозяйствования с соответствующим потен­циалом качества проектирования и прогнозирования;
  • технократической асим­метрии единого корпуса знаний, в которой отражается запаздывание Большого Синтеза Человековедения, науки о живом веществе, биосфероведения, ноосферологии, геономии, виталогии, интеллектологии - науки об интеллекте и др.;
  • «интеллектуальной черной дыры» по В.П. Казначееву - метафоры, отража­ющей опережение темпов изменения в монолите живого вещества Биосферы по антропогенным причинам по отношению к темпам исследования этих из­менений со стороны науки (общественного интеллекта).

«Интеллектуальная черная дыра» расширяется и грозит поглотить все че­ловечество через Глобальную Экологическую Катастрофу. Глобальная Информационная и Духовная Катастрофы - отражение катастрофических мас­штабов этот феномена, катастрофического отчуждения информационного пространства человечества и отдельных обществ, его духовных устремлений от ориентиров «императива выживаемости» в XXI веке, Большой Логики Со- циоприродной Эволюции.

Учение об общественном интеллекте ставит вопрос о теории «соци­альной вирусологии», об анализе ее стратегий, приобретающих черты антиэтнического оружия. Подмена ценностей, запуск информационных «вирусов» по структуре национально-этнического архетипа, коллектив­ного этнического бессознательного через информационное давление в средствах массовой информации (в России - это стратегия захвата информационно-культурного пространства американской масс-культурой; стратегия миссионерства западно-христианских церквей, ведущих агрес­сию против «православного архетипа» соборности, культа Богоматери, примата духовного над материальным, и т.д.) - все это ведет к массово­му суициду, разрушению исторического самосознания и исторического здоровья нации, к депопуляции и, в конечном итоге, к процессу само­уничтожения.

Вместе с учением об общественном интеллекте важным компонентом нового содержания социалистической теории - является учение об образова­тельном обществе как единственной форме модели устойчивого развития, в которой реализуются эко-цивилизация, эко-общество, эко-экономика и эко­образование.

Образовательное общество «снимает» негативы информационного обще­ства конца XX века, преодолевает логику развития Глобальной Информаци­онной Катастрофы. Оно есть форма экспансии образования на все сферы жиз­ни, оно есть итог Синтетической Образовательной Революции. Образова­тельное общество есть такое общество, в котором эдукологизация экономи­ки достигнет своей «вершины», меняя природу экономической системы. Обра­зование становится базисной категорией экономической системы, четвертым фактором в «факторной модели» экономики (труд, капитал, ресурсы), без ко­торого не реализуются ни «труд», ни «капитал», оно становится базисом обще­ства, более того - оно становится «базисом базиса», т.е. базисом экономических процессов в интеллектоемкой, наукоемкой, образованиеемкой экономике. Классическое деление на базис и надстройку в рамках марксистского обществоведения здесь как бы «переворачивается», происходит глубинное «сращивание» базиса и надстройки в форме «организма», в котором ведущее место в логике развития приобретает идеальная детерминация через об­щественный интеллект.

Неклассическая социология включает в себя эту интенцию синтетичес­кой образовательной революции и Синтетической. Цивилизационной рево­люции в целом по установлению образовательного общества. Данная интен­ция включает в себя императивы, которые важны для будущего России: им­ператив всеобщего всесторонне гармоничного, универсально-целостного, творческого развития личности, императив непрерывного образования как формы жизни личности в «мире изменений», императив становления новой, неклассической парадигмы проблемно-ориентированного, энциклопедичес­кого профессионализма, императив перехода к всеобщему высшему обра­зованию и др.

Тезис двенадцатый

Неклассический общественный интеллект

и Неклассическая рациональность

Общественный интеллект как ядровая категория фи­лософии выживаемости России и всего Неклассического обществоведения не сводится к рациональному выбору, в широком смысле - к рациональности. Автор придерживается Неклассического, эволюционно-категориального оп­ределения интеллекта как «управления будущим», направленного на «выжива­ние». Поэтому «интеллект» синтезируется с «нравственностью» и «духовнос­тью». «Интеллект» всегда «нравственен» и «духовен». Но истинных духовнос­ти и нравственности не существует вне интеллекта. Большой Синтез Истины, Добра и Красоты входит в понятие Неклассического общественного интел­лекта. Он включает в себя «левополушарный» и «правополушарный» интел­лект, «рациональное» и «иррациональное», он устремлен к Добру, он есть «эти­ческий интеллект». Почему «интеллект Зла» не может быть назван интеллек­том? Потому что он не выполняет эволюционную функцию будущетворения с целью «сохранения жизни», «выживания». Это есть «псевдоинтеллект», «час­тичный интеллект».

Таким образом, чем духовнее, нравственнее интеллект, тем при прочих равных условиях выше его качество. Здесь в таком понимании «интеллекта» снимается противопоставление знаний и духовности. Знание - субстанция общественного интеллекта. Их качество тем выше, чем больше они « оду­хотворены «, скоординированы со смысложизненными основаниями. Образу­ется социальный круговорот «интеллекта»: от общественного интеллекта к индивидуальному интеллекту человека и наоборот, обеспечивающий процесс социально-интеллектуального бессмертия (принцип, названный автором прин­ципом Реди-Лотмана-Казначеева) через процессы объективизации идей (Н.Д.Кондратьев) и субъективизации знаний (через образование и коммуни­кативную культуру, семью).

В России накоплен мощный духовный потенциал. Созданы традиции про­свещенной, образованной России. Философия выживания России требует со­хранения этого потенциала, противостояния попыткам его разрушения, разру­шения образования, науки, православия (как это делается в нынешней внут­ренней политике), как условия выхода её в состояние «цивилизации обществен­ного интеллекта» и «образовательного общества».

Тезис тринадцатый

Россия как цивилизация, предлагающая миру стратегию выживания

Россия является самым большим «напряжением» в логике движения мира в пространстве императива выживаемости человечества в XXI веке. Как и в начале XX века, как в середине XX века, породившей вторую мировую войну, так и в конце XX века Россия является пересечением «токов» мирового «напряжения». Она снова испытывается на напряжение «раз­рыва» Это не случайно, это отражение ее геополитического местоположе­ния, и функции этого местоположения России, в общем механизме логики цивилизационного развития.

Именно вследствие цивилизационной, геополитической, духовной напря­женности местоположения России, усиливаемого переживаемым системным кризисом, переходящим в национальную катастрофу, в России, как в никакой другой стране, идет интенсивный духовно-интеллектуальный поиск себя, по­иск, приобретающий масштабы исторической самоидентификации

Для России гибельны как европейство, западничество, так и «азиатство». Западничество гибельно особенно потому, что оно стало основой филосо­фии современного политического истэблишмента, философии реформации в России, и потому, что «европоцентризм» как форма исторического и циви­лизационного мировоззрения претендует на глобальное представительство и выступает формой гомогенизации культур этносов, наций, что нарушает закон этнического, культурного разнообразия как условия его здоровья и выживания.

У России своя история, свои законы цивилизационного развития. Она уже дала человечеству исторический опыт первого прорыва к социализму и вели­чайшие - культуру, философию, мировоззрение, духовность.

Россия в лице интеллигенции, мыслителей, ученых, деятелей культуры, политиков должна обратить «взор» к собственным ценностям, к национальной идее, вытекающей из логики её истории, из логики императива выживаемости человечества и России в XXI веке. Главные ключевые категории этой рос­сийской философии выживания: социализм, образование и образовательное общество, общественный интеллект, модель устойчивости развития на базе общественного интеллекта и образовательного общества, примат закона коо­перации над законом конкуренции, общинности, соборности, коллективизма как формы свободы над индивидуалистической свободой, «качество».

«Качество» как «политика качества» должна стать центром национальной идеи России. Управление социоприродной эволюцией приобретет форму уп­равления качеством жизни. Оптимизация функционала качества жизни - цель экономики России. В условиях экологического стресса реализация этой цели предполагает функционирование значительного сектора экономики по зако­нам «мобилизационной экономики», требующей централизации управления, кон­центрации банковского капитала, инвестиционных ресурсов, регулирования цен по стратегическим товарам, управления основными ресурсами страны.

Экономика качества, включая в себя «мобилизационную экономику», и ста­новится эко-экономикой. Политика качества должна включать в себя полити­ку качества образования, расширение его доступности, введение 10-12-лет­него обязательного образования с подготовкой перехода к всеобщему выс­шему образованию к 2010 году. Образовательный ценз экологического вы­живания населения России в 2005-2010 гг. составит уже 16-17 лет обучения.

«Силовой мондиализм» в условиях Глобальной Экологической Катастрофы порождает «экологический неоколониализм» и «экологическое насилие». Уже подготавливаются стратегии захвата ресурсов под «зонтиком» стратегий со­блюдения жестких международных экологических стандартов на «добычные технологии». Философия выживания России требует противостояния этим стратегиям. В этой «политике противостояний» образовательная политика, поли­тика качества имеют высший приоритет.

Все тринадцать тезисов образуют систему философии выживания России. Они образуют концептуальный каркас ее возможного направления разработки и развития.

Число 13 есть пифагорейское, онтологическое число, кодирующее в себе эволюционную спираль прогрессивного эволюционного развития, неся в себе смысл самоуправления и саморазвития.

Философия выживания России есть ее Неклассическая философия, в ко­торой формируются ростки будущего мировоззрения и будущего духовного прорыва.

Время оставляет нам одну функцию управления им - творчество. Творче­ство концентрирует будущее время в настоящем, сжимает спираль развития. Настало время творчества и созидания в России, но такого, которое бы гармонизировалось с Большой Логикой Социоприродной Эволюции, с ее им­перативами. Дух России способен принять на себя эту великую историческую миссию и достойно ответить на этот вызов исторического времени.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Субетто
Капиталогенный экологический апокалипсис
Конец Человечества или Прорыв его к социализму?
29.06.2016
Коллаборационистское «измерение» либеральной революции в России
Ответы на вопросы Владимира Губина в связи с оппонированием на защите докторской диссертации по истории К.М.Александрова
17.04.2016
Диссертация К.Александрова в защиту предателя Власова - научная фальсификация
Отзыв на автореферат диссертации и диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук Александрова Кирилла Михайловича на тему: «Генералитет и офицерские кадры вооруженных формирований Комитета Освобождения Народов России 1943 – 1946»
06.04.2016
Слово в честь Алексея Васильевича Воронцова
Профессор Александр Субетто поздравляет политика и ученого с 75-летием
02.04.2016
Все статьи Александр Субетто
Бывший СССР
День памяти адмирала Ивана Григоровича
Сегодня мы также вспоминаем писателя Ф.Д.Крюкова, географа Г.Е.Грум-Гржимайло, архитектора Н.В.Никитина, писательницу В.Ф.Панову и художника В.П.Ефанова
03.03.2024
«Год семьи должен перерасти в десятилетия»
В Послании Президента Федеральному Собранию много конкретики
02.03.2024
День памяти Государя Императора Николая I
Сегодня мы также вспоминаем писателя И.И.Панаева, государственного деятеля Д.Н.Блудова
02.03.2024
День памяти священномученика Патриарха Гермогена
Также сегодня мы вспоминаем летчика Д.Б.Глинку и поэта Михаила Алексеевича Кузмина
01.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Русский танкист
03.03.2024 00:05
Нападки на Шамана не прекращаются
Новый комментарий от Георгий
02.03.2024 23:23
Правильно понятое славянофильство и «Третий Рим» не противоречат друг другу
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.03.2024 22:59
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.03.2024 20:50
Кадровая революция Путина
Новый комментарий от Анатолий Степанов
02.03.2024 20:25
Антивакцинщица
Новый комментарий от Русский Иван
02.03.2024 19:45
Последний Большевик с большой буквы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.03.2024 15:34