Тринадцать тезисов философии выживания России в начале XXI века

Бывший СССР 
0
923
Время на чтение 31 минут

Настоящая статья была написана автором в 1996 году, 20 лет назад. Многие тезисы этой работы в последующем автором были развернуты в большие теоретические системы с более фундаментальной аргументацией. Данная статья раскрывает целую философию выживания России в первой половине XXI века, и, я думаю, она не потеряла в этом своем качестве актуальности. Поэтому автор решил повторно её опубликовать.

 

Тезис первый

Капитализм - большая «цивилизационная Утопия» человечества, ведущая его к экологической гибели  

Рыночно-капиталистическая цивилизация человечества, апо­логетами которой выступают почти все экономисты, философы, деятели куль­туры мира, предстает как большая «цивилизационная Утопия» человечества, заканчивающаяся его гибелью в XXI веке. Теперь Критиком рыночно-капита­листического устроения мировой цивилизации выступают не отдельные мыслители, а Биосфера как суперорганизм в целом.

Эта Критика предстает в форме Катастрофизма развития. В конце XX века произошла первая фаза Гло­бальной Экологической Катастрофы, в «тени» которой скрываются Глобальная Духовная и Информационная Катастрофы человечества. Наступил Финал не социализма, как о том радостно провозгласил Фукуяма, а всей рыночно-капиталистической цивилизации, всей Классической, Стихийной Истории. Наступи­ли Пределы Частной Собственности, Частному Интересу, Рынку как главным регулятивным механизмам экономического «самодвижения» человечества.

Наступил кризис либеральной социально-атомарной модели общества, наступи­ли Пределы Классическим, построенным на ценности свободы предпринима­тельства и капитала, системам ценности, нравственности, культуры.

Че­ловечество не заметило, как превратилось в «организм», являющийся частью суперорганизма» Биосферы. Неорганизмическая, механо-аналитическая кар­тина мира, «капиталистический рационализм» отстоят от реальной картины бытия человечества в конце XX века как никогда «далеко». И в этом, трагедия человечества и его исторический тупик, требующий революционного измене­ния оснований бытия.

 

Тезис второй

Рыночно-капиталистическая реставрация в России - стратегия её уничтожения, проводимая её геополитическими противниками, в первую очередь - США

Россия, встав на путь реформ, фактически несущих в себе смысл реставрации рыночно-капиталистического устроения жизни, обрекла себя как уникальную евразийскую цивилизацию на гибель. Рыноч­но-капиталистическая реставрация в России есть стратегия ее уничтоже­ния, проводимая ее геополитическими противниками: США, Германией, Францией, Англией и другими.

Гибель России на путях капиталистической реставрации, инициирующей распад ее на десятки государств (40 мини го­сударств, как об этом мечтали Г.Х.Попов и А.Д.Сахаров), приведёт весь мир к гибели, как об этом предупреждали И. А. Ильин и Е.И.Рерих в 30-х годах нашего столетия. Произойдут на евразийской территории России тектоничес­кие геополитические сдвиги (Китай, Япония, США, Германия, Корея, Турция, Иран и т.д.), которые приведут к третьей «горячей», скорее всего - термоядер­ной войне.

 

Тезис третий.

Мир, человечество сохранятся на Земле, если сохранится Россия

Мир, человечество сохранятся на Земле, если сохранится Россия.

В геополитическом измерении Россия - «сердце» мира, центр его геополи­тического равновесия.

Россия сохранится - наступит эпоха её восстановления и развития, единения народов России, если она вернется к ценностям и идеалам соборности, всеединства, коллективизма, социальной справедливости, прима­та духовного над материальным, к общественному идеалу социализма, приоб­ретающему черты экологического социализма и ноосферного общества (ноосферизма). Только эта логика развития отвечает логике цивилизационного раз­вития.

 

Тезис четвертый

Управляемая социоприродная эволюция на базе общественного ин­теллекта и образовательного общества - единственная модель устойчивого раз­вития и для человечества, и для России

Данная оценка выхода России из исторического тупика, в который её завели экономические реформы монетаристского типа, и которые маниакально продолжают проводиться за счет полного уничтожения отече­ственных экономики, образования и науки, - тесно связана с «императивом вы­живаемости человечества в XXI веке только на путях управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного об­щества».

Управляемая социоприродная эволюция на базе общественного ин­теллекта и образовательного общества - единственная модель устойчивого раз­вития и для человечества, и для России. Попытки увязать «модель устойчивого развития» с обществом «частной собственности», рыночно-капиталистическо­го устроения являются иллюзорными и утопичными. Они - отражение нищеты нынешней экологической философии и философии вообще.

Коллапс «искус­ственного мира с естественным» не потому предрешен, что здесь происходит столкновение «механического» и «организмического» (хотя здесь есть частич­ная правда в форме следствия, а не причины), а потому, что наступил конец индивидуалистической истории, наступил конец безраздельному господству частной собственности и эгоизированному, буржуазному гуманизму, восхо­дящему к эпохе Возрождения.

Человек выживет, если он создаст новую философию человека, в которой он совершит метаморфозу из «разума - для себя» в «разум - для Биосферы, Земли, Космоса» и в соответствии с этой рефлексией «взвалит» на себя всю ответственность не только за будущее своей Истории, но и за эволюцию Био­сферы и Земли.

Наступил Конец христианской эсхатологии, философии спонтанной Ис­тории, философии «Исторического Конца», за которыми скрывается уход человека от ответственности за свою Историю, «переваливание» этой ответственности на Божественный Промысел, уход от воли к переустроению оснований жизни.

Зло, которое есть на Земле, является социальным. Одним из главных его прародителей являются Деньги. Люди забыли предупреждение из «Фауста»: «сатана там правит бал, люди гибнут за металл». Теперь гибнут не только люди и народы за «металл» - гибнет природа. Алчность, нажива в конце XX века несут в себе «гены» будущей кончины человечества. Каннибализм не в челове­ке или в его истории, как пытаются доказать некоторые антропологи, а в строе Денег, потому что Деньги на себе аккумулируют не только труд людей, их «пот» и «кровь», но и сокращение жизни, мировые пандемии, уничтожение природы.

Дух Капитала в деле уничтожения человеческого мира предстает как дух Все­мирного Каннибала, уничтожающего этот мир. Частично это уже отражено в Утопии Жака Аттали, в его теории «цивилизации Рынка» или «Строя Денег», в которой Свобода Рынка, начавшись во времена Адама Смита с его «невидимой руки» и свободы индивида на рынке, «пестующего» свою выгоду, заканчивается полной рыночной несвободой человека, когда «невидимая рука» Рынка, пре­вращая человека в полный товар, делает его и полной, «несвободной» игрушкой Рынка.

Капитал «съедает» теперь уже не труд, а человеческую жизнь полнос­тью, и заканчивается этот «пир» «съедением» всего человечества, если только человечество не перейдет к доминанте социалистического устроения мира. Социалистический императив есть теперь не только экологический императив, ноосферный императив, как на то указывал автор в 1988-1990 гг., но есть осно­вание императива выживаемости человечества в XXI веке.

 

Тезис пятый

В чем состоит смысл Кризиса Классической, Стихийной Истории?

Смысл Кризиса Классической, Стихийной Истории про­истекает из диалектики Истории как диалектики двух цивилизационных Ло­гик с большой буквы - Внутренней Логики Социального Развития и Боль­шой Логики Социоприродной Эволюции.

Внутренняя Логика Социально­го Развития была Стихийной Логикой, Логикой доминирования стихийной детерминации, «роевого существования» человечества по Л.Н.Толстому, в которой История оставалась для человечества непредсказуемой, «чер­ным ящиком». Здесь свобода человека как социально «стихийного», «рое­вого» «атома» приводила к несвободе общества, а значит, и к несвободе личности.

Свобода на протяжении Истории оставалась миражом. Стихий­ная История есть история несвободы. Рыночно-капиталистическая циви­лизация предстала как Утопия свободы, потому что свобода в социаль­ном организме через «свободу личности» не достигается, а только разру­шает «организм». Такая «свобода» похожа на «свободу» раковых клеток в организме, которая, убивая организм, убивает и себя. Отражением «сти­хийной детерминации», действия «стихийных сил» в Истории является за­кон, названный Ф М.Достоевским законом «искажения великодушных идей». Этот закон Достоевского, «переворачивающий» Добро и Зло, есть закон «несвободы», непредсказуемости Истории.

Наравне со «стихийной детерминацией» в истории действует и идеальная детерминация через общественный интеллект. Действует закон роста идеаль­ной детерминации в Истории. Однако до конца XX века история человечества была Историей примата стихийных её начал над «идеальными». Кризис Исто­рии в конце XX века есть Конец Стихийной Истории, Конец её стихийных начал, но Конец, возникший «не внутри» Истории, а вовне её, в Большой Логике Социоприродной Эволюции.

Большая Логика Социоприродной Эволюции постоянно воздействовала на ход Истории через «биосферные императивы», материализующиеся время от времени через «диктатуру лимитов ресурсов природы», по меткому выраже­нию В.П. Казначеева. 1/3 всех катастроф в Истории имеет экологический харак­тер. И, однако, энтропийный характер стихийных начал Истории компенси­ровался созидательной антиэнтропийной мощью Биосферы, благодаря дей­ствию её гомеостатических механизмов (законы Бауэра-Вернадского, закон квантитативно-компенсаторной функции Биосферы по А.Л.Чижевскому).

Стихий­ная История человечества состоялась благодаря гармонизирующей функции Биосферы как глобального гармонизатора социоприродной эволюции.

Основанием Большой Логики Социоприродной Эволюции является энер­гетический базис обменных процессов между обществом и природой. Он определил деление Стихийной Истории на 2 эпохи-цивилизации: аграрную, или вещественную, до XX века, с малой энергетикой мирохозяйствования, и энергетическую в XX веке, с большой энергетикой мирохозяйствования.

Именно энергетическая цивилизация, придав стихийным силам энергетичес­кий импульс в XX веке, превышающий предыдущие на несколько порядков раз, привела к первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы. Её ис­точник в стихийно-энергетическом скачке в развитии цивилизации, превра­тившем рыночно-капиталистическую цивилизацию в Утопию. Не в логике технической цивилизации просматривается угроза жизни человечеству, а в логике рыночно-капиталистической цивилизации «в эпоху энергетической цивилизации человечества» по Большой Логике Социоприродной Эволю­ции. Формационная логика социального развития «пересеклась» с Боль­шой Логикой Социоприродной Эволюции. Это «пересечение» и определи­ло её Пределы.

Наступил момент смены оснований Истории. Человечество должно при­нять от Биосферы эстафету функции гармонизатора социоприродной эволю­ции, используя саму Биосферу, её гомеостатические механизмы как «гармонизирующую силу». Это станет возможно тогда, когда произойдет сдвиг от примата стихийной детерминации к идеальной через общественный интел­лект и человечество станет «биосферно-ноосферным».

 

Тезис шестой

Тотальная Неклассичность будущего бытия человечества

Таким образом, рубеж II-го и III-го тысячелетий нашей эры в Истории несет на себе «печать» смены Истории: переход от Классической, Стихийной Истории к Неклассической; Управляемой Истории, но управляемой не «изнутри» в рамках Внутренней Логики Социального Разви­тия, а в «системе» Большой Логики Социоприродной Эволюции, «управляе­мой» в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественно­го интеллекта.

Общественный интеллект есть управление будущим со стороны общества. Он есть единство науки, культуры и образования. Образование - главный меха­низм воспроизводства общественного интеллекта.

Поэтому социоприродный гомеостаз нового типа есть Неклассический социоприродный гомеостаз, в ко­тором общественный интеллект становится важнейшим компонентом, замы­кая все большее количество обратных связей через себя. Этот Неклассический, социоприродный гомеостаз действует при условии выполнения закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

Будущее бытие человечества есть Тотальная неклассичность его бытия, включающая в себя Неклассическую науку, Неклассическую культуру, Не­классический гуманизм, Неклассические системы ценностей и нравствен­ности, Неклассического человека, Неклассический общественный интел­лект и Неклассическое образование. Здесь понятие неклассичности по со­держанию расширяется, приобретает философско-цивилизационный ста­тус. Оно включает в себя не только «принципы Дополнительности» в их расширительном понимании, смыкающемся с «Антропными принципа­ми», онтологическим «Принципом Наблюдателя», но включает и принцип Управляемости.

Человек-Наблюдатель, приносящий «возмущения» в на­блюдаемую картину, превращается в Человека, Управляющего динамикой социоприродной гармонии на базе синтеза критериев Истины, Добра и Красоты. Это означает, что становится Неклассическим самоуправление, опирающееся на Неклассические парадигмы циклически-волнового системогенетично-эволюционного видения процессов в мире.

Важным являет­ся представление о парности законов конкуренции и кооперации в эволю­ции любых систем мира и механизмов «отбора» (подбора по А.А.Богданову) и «интеллекта». Прогрессивная эволюция подчиняется закону «сходя­щейся спирали» (спирально сходящегося конуса) с законом сдвига от зако­на конкуренции и механизма отбора к закону кооперации и механизму интеллекта.

В наблюдаемой Вселенной действует поэтому закон «интеллек­туализации Вселенной» и её «оразумления». Человек появляется эволюционно неслучайно, его эволюционное появление - отражение этого закона «оразумления».

Социальная эволюция человечества повторяет эту тенденцию. Происхо­дит рост социальной кооперации вместе с социальным «оразумлением» Истории. Императив выживаемости связан с переходом от «конкурентной Истории человечества» с механизмом социального отбора (экономического отбора), к «кооперативной Истории человечества» с механизмом социально­го интеллекта. Конец XX века есть Большой Соционоосферно-кооперацион- ный взрыв в цивилизационной эволюции, обеспечивающий выживание чело­вечества. Это произойдет, если человечество осознает «глубину» предстоя­щего метаморфоза.

За «большим Энергетическим Взрывом» в XXI веке не­обходим «большой Ноосферный Взрыв», уравновешивающий энергетическую мощь человечества его интеллектуальной мощью, обеспечивающий управ­ляемо-кооперативное развитие.

 

Тезис седьмой

Великий Синтез и Синтетическая Цивилизационная Революция

Таким образом, смена Историй на рубеже тысячелетий есть смена Качеств Бытия. Тотальная Неклассичность - есть олицетворение Ново­го Качества бытия. Качество становится символом всех происходящих измене­ний. Оно есть нелинейный синтезатор этих изменений.

В первую очередь, Новое Качество Бытия есть Новое Качество системы соб­ственности как ядрового момента социального бытия. Противостояние обществен­ной и частной форм собственности «снимается» переходом к системе обществен­ной собственности как к «организму». Формируется «организмическая» обществен­ная собственность, в которой частная собственность становится «клеткой» этого организма, подчиняясь управлению уже не через функционал прибыли, а через функционал качества жизни.

Историческое отрицание частной собственности осу­ществляется не через её полное уничтожение, а через Великий Синтез, в котором она становится проявлением общественной собственности. Эта же диалектика зат­рагивает и развитие капитала. Частный капитал становится элементом обществен­ного капитала, управляемого общественным интеллектом.

Этот Великий Синтез уже начался во второй половине XX века и приобрел очертания Синтетической Цивилизационной Революции. Вводимое автором понятие «цивилизационной революции» - новое понятие, отличающееся от понятий социальной и политической революций. Это понятие отражает рево­люционную смену механизмов цивилизационного развития в рамках Внутрен­ней Логики Социального Развития.

Синтетическая Цивилизационная Революция в конце XX века включает в себя: (1) системную революцию (в ее составе -  системно-технологичес­кую, системно-экологическую, системно-информационную революции); (2) че­ловеческую революцию (термин А.Печчеи; автор насыщает это поня­тие приведением в отражение адекватности системности внутреннего мира человека, качества и системности его знаний и профессионализма, растущим системности и сложности антропогенного мира); (3) интеллектно-инновационную революцию (в ее составе интеллектуальную революцию про­изводительных сил, креативную революцию, инновационную революцию, приводящую к появлению «мира изменений», инновационной экономики); (4) квалитативную революцию или революцию качества; (5) рефлективно-методологическую революцию (в ее составе синтетическую революцию в эволюции единого корпуса знаний, сопровождающуюся появлением новых парадигм его организации и развития: «системной» в форме синтеза системо- логии и системогенетики, «классификационной» в форме синтеза классиоло- гии или метатаксономии и таксоногенетики, «циклической» в форме синтеза циклологии и циклогенетики, «квалитативной» в форме квалитологии, квали- метрии и квалигенетики, «креативной» в форме синтеза креатологии, креато- генетики или рефлексосистемогенетики; пять новых парадигм синтеза зна­ний порождают «новую онтологию» как базу новой философской картины мира в виде синтеза системной, таксономической, циклической, квалитатив­ной, креативной онтологий; с соответствующими принципами «Большого он­тологического дополнения», обеспечивающими единство «картины мира»: системно-классификационного, системно-циклического, таксоно-циклического, квали-системного, квали-таксономического, квали-циклического, системно-креативного, таксоно-креативного, креативно-циклического, квали-креативного и т.п.); (6) и образовательную революцию. Каждая из 6-ти перечисленных революций несет на себе печать Великого Синтеза и, таким образом, является синтетической, отображая через системообразующий фактор революции син­тез всех остальных революций.

Здесь возникает необходимость примечания. Автором «революция» рас­сматривается как необходимое звено эволюции, замыкающее каждый завер­шающийся цикл, приводящее к изменению качества. Противопоставление эво­люции и революции относительно, включение революции в эволюцию абсо­лютно, оно вытекает из системогенетического закона инвариантности и цик­личности развития как закона Бытия.

Главным итогом Синтетической Цивилизационной Революции являет­ся:

  • рост организмичности социального бытия, рост его кооперированности и сложности;
  • появление новых типов обобществления капитала, собствен­ности и управления (наряду с традиционным капиталистическим) - систем­но-экологического, системно-технологического, эдукологического;
  • появ­ление интеллектоемких, наукоемких, образованиеемких экономик планово-рыночного или управляемо-рыночного типа;
  • быстроходных, «горячих», квалитативных экономик, в которых под воздействием процессов интел­лектуализации, эдукологизации (экспансии «образования» на все экономи­ческие и социальные процессы), сайентизации (роста наукоемкости всех эко­номических и социальных процессов) экономики происходит изменение при­роды экономической ценности, капитала, собственности, денег;

и т.д.

Глав­ным в этом изменении является возрастание роли знаний как движителя эко­номического развития, а вместе с этим процессом, и возрастание роли эко­номики образования и экономики человека как оснований всего механизма экономического воспроизводства; усиление зависимости соци­ально-экономических процессов -  от интеллектуальных ресурсов общества, от механизмов опережающего развития качества человека, качества обществен­ного интеллекта и качества образовательных систем в обществе; квалитативизация экономики, рынка, всех социально-экономических отношений, приведшая к усилению «управления через качество» конкуренцией, к появлению межгосудар­ственной, геополитической конкуренции по качеству интеллектуальных ресур­сов в обществе, качеству образования и качеству общественного интеллекта.

Синтетическая Цивилизационная Революция несет в себе интенции перехода человечества в эпоху управляемой социоприродной эволюции на базе обще­ственного интеллекта и одновременно в рамках геополитической конкуренции, диктуемой логикой развития рыночно-капиталистической цивилизации, усилива­ет эту геополитическую конкуренцию. Роковую роль здесь играет философия социал-дарвинизма, абсолютизации конкуренции как движителя человеческого прогресса через механизм личной выгоды, непонимание того, что движителем прогресса в новой «кооперативной истории» становится кооперация, требующая опережающего развития качества общественного интеллекта и качества обра­зования как социального института, обеспечивающего механизм воспроизвод­ства общественного интеллекта. Если человечество не преодолеет инерцию «ин­дивидуалистической Истории» на базе абсолютизации рационального экономи­ческого поведения, максимизирующего личную выгоду (а в более открытом смысловом значении - наживу, «сверхпотребление»), то оно погибнет на путях этой логики «невидимой руки» Адама Смита уже в ближайшее XXI столетие.

 

Тезис восьмой

О стратегии выживания человечества

Россия находится в центре самого большого «напряжения в логике императива выживаемости человечества в XXI веке».

Проявились две альтернативные стратегии выживания:

  • американо-мондиалистская, силовая стратегия выживания «золотого милли­арда «, в которой главной «силовой конструкцией « выступают Вооружен­ные Силы США и Объединенные Вооруженные Силы Западной Европы. Эта стратегия ориентирована на поддержание высоких социальных стан­дартов жизни «человека» - «во что бы то ни стало» - из США, стран За­падной Европы, Канады и Японии, в том числе за счет заключения «не золотых миллиардов» в глобальные резервации выживания и медленного вымира­ния, с «силовым обеспечением « поступления ресурсов со всех сторон, со всех точек Земли (в этой стратегии зоной «американских интересов» становится почти весь земной шар; пока им противостоит Китай, Индия, частично исламский мир; Россия уже превратилась в зону «американских интересов», по мере того, как происходит переход добычи ресурсов под «диктатуру капитала США»),
  • стратегия выживания человечества, исхо­дящая из презумпции «выживут все, или не выживет никто «, и из прин­ципа глобальной социальной справедливости, признания тупиковости логи­ки рыночно-капиталистического развития.

Хотя в развитых странах прогрессивно мыслящие экологи давно признали «грех частной собственности» за глобальный экологический кризис (так, на­пример, американский ученый-эколог Б.Коммонер писал в  начале  70-х годов: «Мы уже знаем, что современная технология, являющаяся частной собствен­ностью, не может долго прожить, если она не разрушает общественное богат­ство, от которого зависит, - экосферу. Следовательно, экономическая система, основанная преимущественно на частном бизнесе, становится все не пригод­нее и не эффективнее для того, чтобы распоряжаться этим жизненно важным общественным достоянием. Значит, эту систему надо менять). Однако общая «философия жизни» (З.Бжезинский, Поппер, Хайек, М.Фридман, Фукуяма и др.), большинство мыслителей, идеологов продолжают преклоняться перед частной собственностью как абсолютной ценностью Западной Демократии и порождать иллюзии «силового мондиализма».

Стратегия удержания «нового мирового порядка» на сложившейся системе неравномерного потребления ресурсов (ребенок в США потребляет в 40 раз больше ресурсов, чем ребенок в развивающихся странах) утопична.

Она как Утопия есть порождение Большой Утопии рыночно-капиталистической цивилизации. Она ведет мировую цивилизацию к апокалипсису в фор­ме мировой войны, в которой будут задействованы современные средства мас­сового поражения, в том числе не только ядерные, но и психотропные, и дру­гие. Филигранный процесс в «технологиях убийства» есть проявление каннибалистской стороны Духа Капитала и Строя Денег.

В начале XXI века надвигается глобальный ресурсный кризис. Россия уже стала в этой мондиалистской стратегии «яблоком раздора» геополитических «интересантов» вследствие того, что в ней сосредоточено более 50 % всех ос­новных стратегических ресурсов, а главное - энергетических ресурсов.

Трагедия России, её системный кризис, кажущийся происшедшим по внут­ренней логике развития, является запрограммированным, «наведённым» в рам­ках информационной войны против России, ведущейся США и ее геополити­ческими союзниками против России. Рыночно-капиталистическая реставра­ция России, инициация национальных конфликтов на Северном Кавказе явля­ются стратегиями этой войны с четко спланированными результатами уничто­жения России в ее нынешних границах и сокращения численности русского народа за 30 лет в три раза (на это указывал З.Бжезинский).

Россия выживет; если она осознает свои геополитические интересы, свою геополитическую миссию в мире, если она осознает себя как уникальную евра­зийскую цивилизацию и будет противостоять стратегии «силового мондиализма».

 

Тезис девятый

Россия - уникальная евразийская цивилизация, развивающаяся по своим внутрисистемным законам

Россия XX века есть уникальная евразийская цивилиза­ция, развивающаяся по своим собственным законам. Последняя характерис­тика означает, что поиск общих законов развития человеческой цивилизации никоим образом не должен исключать поиск внутрисистемных законов функ­ционирования и развития. По отношению к странам и их экономикам, их государственному устроению имеет большое значение географический и этногенетический факторы.

Российское государство, сложившееся на громадной территории, занима­ющей 1/8 часть территории мира (СССР занимал 1/6 часть мира), не может не иметь сильную централизацию. Стратегии «3-х Д» Г.Х.Попова (демократиза­ция, децентрализация, денационализация) и А.Д.Сахарова, независимо оттого, из каких философских оснований они построены, объективно направлены на разрушение России и смыкаются со стратегиями уничтожения России со сто­роны её геополитических противников. Эту же цель преследует попытка превра­тить Россию в конфедерацию.

Громадная территория, как и громадное население, - России, где протя­женность границ требует сильной экономической и политической централизованной власти и государственного управления транспортной и энер­гетической инфраструктурой экономики, масштабность территории страны диктует тарифы (цены) на транспорт и энергетические ресурсы, которые «внут­ри» России должны быть в 2-4 раза ниже мировых.

Развал транспортной и энергетической инфраструктуры российской экономики, её стратификация, автономизация по регионам, питающая тенденции местничества, регионализ­ма, - является закономерным итогом нарушения внутрисистемных законов развития государства (российской экономики) вследствие антинаучного ха­рактера монетарной направленности реформ.

В России сложился российский суперэтнос, стержнем которого  являет­ся русский этнос. Антирусский характер реформ, отсутствие политики защи­ты достоинства русской истории, русской культуры, русского языка, захват информационного пространства и банковского капитала в России лицами ряда национальностей (в первую очередь, еврейской, северокавказских националь­ностей и др.), нанося удар по механизмам самозащиты русского этноса, ведут к развалу исторически сложившегося российского суперэтноса по Л.Н.Гумилеву.

Среди этих стратегий «развала» России важнейшее место занимает стратегия перевода земли в частную собственность и введение купли-продажи на землю.

Земля - важнейший стратегический ресурс России, основа её выживания в XXI веке. Из цивилизационной логики развития человечества следует, что частная собственность на землю становится социально-экономической «ар­хаикой», вносящей свой вклад в развертывание первой фазы Глобальной Эко­логической катастрофы.

Выживание человечества связано с ростом земельной кооперации, социа­лизации отношений землепользования, вытеснения рыночных отношений в сферу арендных отношений.

Государственная собственность на землю в Рос­сии - это её общественное благо. Логика требует развития сельскохозяйствен­ной кооперации с сохранением национально-этнической, исторически сложившейся структуры землепользования: Стратегия введения рыночной капиталис­тической частной собственности на землю с одновременным становлением рынка земли, аукционов, ипотечных банков и сдачи земли в залог - есть стра­тегия уничтожения России, ведущая к 100-летней войне за землю, которая приобретет во многих регионах характер «национальных войн», с силовым вме­шательством во внутренние дела России «миротворческих сил» по сценариям «силового мондиализма». «Кооперационная История» XXI века, если она со­стоится, т.е. если выживет человечество, требует социализации земли через развитие кооперативного движения, развития кооперативной собственности на землю в рамках государственного управления земельными отношениями, земельной ренты, социализации и национализации земли. Земля является соб­ственностью народов, наций, этносов, на ней проживающих.

Присвоение ресурсов земли «частными собственниками» и обогащение частных лиц на их торговле без учета рентных ограничений становится безнрав­ственным, ведущим к гибели человечества.

 

Тезис десятый

Императив возврата России к социалистическим

ориентирам развития 

Россия, являясь «сердцем мира», наиболее подготовлена своей духовно-культурной историей принять новую стратегию устойчивого раз­вития на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

Она создала:

  • уникальную русскую философию, развивающую категорию общинного, соборного бытия, духовного подвижничества, творчества;
  • рус­ский космизм и холизм как вершину синтетической человеческой мысли, пред­течи философии управляемой социоприродной эволюции на базе об­щественного интеллекта;
  • исторический опыт социалистического строитель­ства и социалистического хозяйствования, который нуждается не в «голом отрицании», как это произошло с идеологией проводимых экономических ре­форм, а в позитивной корректировке;
  • исторический опыт планирования разви­тия народного хозяйства на основе «пятилеток»;
  • учение о ноосфере, которое приобретает новые черты в свете императива выживаемости.

Опыт России уже воспринят рядом стран, не свернувших с социалисти­ческого пути. Китай, сохраняя социалистические основания и социалистичес­кий идеал развития, демонстрирует самые высокие темпы развития обществен­ного производства, показывая России тот упущенный исторический шанс, кото­рый был у нас еще в 1990-1991 гг. Китай как историческая держава имеет все шансы стать лидером в цивилизационном развитии XXI века.

Сохранение рыночно-капиталистический ориентации цивилизацией Запада, несет в себе скры­тые будущие катаклизмы с Китаем, ареной которых может стать Россия, если она будет распадаться, и станет предметом явного столкновения геополити­ческих интересов.

Россия может занять необходимое место, важнейшее геополитическое место в устойчивом развитии человечества в XXI веке, если она вернется к социалистическим ориентирам развития с учетом их нового содержания.

 

Тезис одиннадцатый

Императив нового содержания социализма

Новое содержание социализма определяется кон­цепцией Большой Логики Социоприродной Эволюции, требующей экологического социализма. Марксизм в форме экономического детерминизма - «общественное бытие определяет общественное сознание», смыкается с экономическим либерализмом; в этом пункте они - «близнецы». В этом состо­ит одна из гносеологических причин его кризиса.

Требуется глубокое фило­софское осмысление «социалистической субъектности». Апелляция к «созна­нию» как активному фактору недостаточна.

«Прорывным» положением явля­ется признание действия всемирно-исторического закона роста идеальной детерминации в истории через общественный интеллект, на что было впервые указано автором в 1989 году.

С позиций этого закона социализм есть резкое расширение действия этого закона. Общественный интеллект вместе со сво­ими функциями будущетворения - проектирования, планирования, про­граммирования, прогнозирования, законотворчества, нормотворчества, фор­мирования систем ценностей и общественного идеала - становится важнейшей категорией Неклассических обществоведения (социологии, экономики, куль­турологии и т.д.) и человековедения.

Это означает, что учение об обществен­ном интеллекте меняет теоретический базис экономического и социального знания.

Важным в этой революции Неклассичности становится:

  • институцио­нальное признание внутри системы научного знания «теорий будущего», син­теза «должного» и «сущностного», теорий социального и экономического эксперимента, теорий социальной и экономической инженерии;
  • формирова­ние Неклассической проектологии на основе: системогенетического блока наук - системогенетики, социогенетики, экономической генетики, системо­генетики культуры, системогенетики образования и др., циклически волновой, системогенетичесшй парадигмы проектирования и планирования;
  • Некласси­ческой теории знания, включающей в себя «принцип Наблюдателя», принцип эволюционно-циклического развития знаний, принцип синтеза «логик» позна­ния и проектирования.

Особое значение в учении об общественном интеллекте имеет тезис о пре­одолении его асимметрий, сложившихся в XX веке:

  • интеллектно-информационно-энергетической асимметрии как формы неуравновешенности растуще­го энергетического потенциала хозяйствования с соответствующим потен­циалом качества проектирования и прогнозирования;
  • технократической асим­метрии единого корпуса знаний, в которой отражается запаздывание Большого Синтеза Человековедения, науки о живом веществе, биосфероведения, ноосферологии, геономии, виталогии, интеллектологии - науки об интеллекте и др.;
  • «интеллектуальной черной дыры» по В.П. Казначееву - метафоры, отража­ющей опережение темпов изменения в монолите живого вещества Биосферы по антропогенным причинам по отношению к темпам исследования этих из­менений со стороны науки (общественного интеллекта).

«Интеллектуальная черная дыра» расширяется и грозит поглотить все че­ловечество через Глобальную Экологическую Катастрофу. Глобальная Информационная и Духовная Катастрофы - отражение катастрофических мас­штабов этот феномена, катастрофического отчуждения информационного пространства человечества и отдельных обществ, его духовных устремлений от ориентиров «императива выживаемости» в XXI веке, Большой Логики Со- циоприродной Эволюции.

Учение об общественном интеллекте ставит вопрос о теории «соци­альной вирусологии», об анализе ее стратегий, приобретающих черты антиэтнического оружия. Подмена ценностей, запуск информационных «вирусов» по структуре национально-этнического архетипа, коллектив­ного этнического бессознательного через информационное давление в средствах массовой информации (в России - это стратегия захвата информационно-культурного пространства американской масс-культурой; стратегия миссионерства западно-христианских церквей, ведущих агрес­сию против «православного архетипа» соборности, культа Богоматери, примата духовного над материальным, и т.д.) - все это ведет к массово­му суициду, разрушению исторического самосознания и исторического здоровья нации, к депопуляции и, в конечном итоге, к процессу само­уничтожения.

Вместе с учением об общественном интеллекте важным компонентом нового содержания социалистической теории - является учение об образова­тельном обществе как единственной форме модели устойчивого развития, в которой реализуются эко-цивилизация, эко-общество, эко-экономика и эко­образование.

Образовательное общество «снимает» негативы информационного обще­ства конца XX века, преодолевает логику развития Глобальной Информаци­онной Катастрофы. Оно есть форма экспансии образования на все сферы жиз­ни, оно есть итог Синтетической Образовательной Революции. Образова­тельное общество есть такое общество, в котором эдукологизация экономи­ки достигнет своей «вершины», меняя природу экономической системы. Обра­зование становится базисной категорией экономической системы, четвертым фактором в «факторной модели» экономики (труд, капитал, ресурсы), без ко­торого не реализуются ни «труд», ни «капитал», оно становится базисом обще­ства, более того - оно становится «базисом базиса», т.е. базисом экономических процессов в интеллектоемкой, наукоемкой, образованиеемкой экономике. Классическое деление на базис и надстройку в рамках марксистского обществоведения здесь как бы «переворачивается», происходит глубинное «сращивание» базиса и надстройки в форме «организма», в котором ведущее место в логике развития приобретает идеальная детерминация через об­щественный интеллект.

Неклассическая социология включает в себя эту интенцию синтетичес­кой образовательной революции и Синтетической. Цивилизационной рево­люции в целом по установлению образовательного общества. Данная интен­ция включает в себя императивы, которые важны для будущего России: им­ператив всеобщего всесторонне гармоничного, универсально-целостного, творческого развития личности, императив непрерывного образования как формы жизни личности в «мире изменений», императив становления новой, неклассической парадигмы проблемно-ориентированного, энциклопедичес­кого профессионализма, императив перехода к всеобщему высшему обра­зованию и др.

 

 

Тезис двенадцатый

Неклассический общественный интеллект

и Неклассическая рациональность

Общественный интеллект как ядровая категория фи­лософии выживаемости России и всего Неклассического обществоведения не сводится к рациональному выбору, в широком смысле - к рациональности. Автор придерживается Неклассического, эволюционно-категориального оп­ределения интеллекта как «управления будущим», направленного на «выжива­ние». Поэтому «интеллект» синтезируется с «нравственностью» и «духовнос­тью». «Интеллект» всегда «нравственен» и «духовен». Но истинных духовнос­ти и нравственности не существует вне интеллекта. Большой Синтез Истины, Добра и Красоты входит в понятие Неклассического общественного интел­лекта. Он включает в себя «левополушарный» и «правополушарный» интел­лект, «рациональное» и «иррациональное», он устремлен к Добру, он есть «эти­ческий интеллект». Почему «интеллект Зла» не может быть назван интеллек­том? Потому что он не выполняет эволюционную функцию будущетворения с целью «сохранения жизни», «выживания». Это есть «псевдоинтеллект», «час­тичный интеллект».

Таким образом, чем духовнее, нравственнее интеллект, тем при прочих равных условиях выше его качество. Здесь в таком понимании «интеллекта» снимается противопоставление знаний и духовности. Знание - субстанция общественного интеллекта. Их качество тем выше, чем больше они « оду­хотворены «, скоординированы со смысложизненными основаниями. Образу­ется социальный круговорот «интеллекта»: от общественного интеллекта к индивидуальному интеллекту человека и наоборот, обеспечивающий процесс социально-интеллектуального бессмертия (принцип, названный автором прин­ципом Реди-Лотмана-Казначеева) через процессы объективизации идей (Н.Д.Кондратьев) и субъективизации знаний (через образование и коммуни­кативную культуру, семью).

В России накоплен мощный духовный потенциал. Созданы традиции про­свещенной, образованной России. Философия выживания России требует со­хранения этого потенциала, противостояния попыткам его разрушения, разру­шения образования, науки, православия (как это делается в нынешней внут­ренней политике), как условия выхода её в состояние «цивилизации обществен­ного интеллекта» и «образовательного общества».

 

Тезис тринадцатый

Россия как цивилизация, предлагающая миру стратегию выживания

Россия является самым большим «напряжением» в логике движения мира в пространстве императива выживаемости человечества в XXI веке. Как и в начале XX века, как в середине XX века, породившей вторую мировую войну, так и в конце XX века Россия является пересечением «токов» мирового «напряжения». Она снова испытывается на напряжение «раз­рыва» Это не случайно, это отражение ее геополитического местоположе­ния, и функции этого местоположения России, в общем механизме логики цивилизационного развития.

Именно вследствие цивилизационной, геополитической, духовной напря­женности местоположения России, усиливаемого переживаемым системным кризисом, переходящим в национальную катастрофу, в России, как в никакой другой стране, идет интенсивный духовно-интеллектуальный поиск себя, по­иск, приобретающий масштабы исторической самоидентификации

Для России гибельны как европейство, западничество, так и «азиатство». Западничество гибельно особенно потому, что оно стало основой филосо­фии современного политического истэблишмента, философии реформации в России, и потому, что «европоцентризм» как форма исторического и циви­лизационного мировоззрения претендует на глобальное представительство и выступает формой гомогенизации культур этносов, наций, что нарушает закон этнического, культурного разнообразия как условия его здоровья и выживания.

У России своя история, свои законы цивилизационного развития. Она уже дала человечеству исторический опыт первого прорыва к социализму и вели­чайшие - культуру, философию, мировоззрение, духовность.

Россия в лице интеллигенции, мыслителей, ученых, деятелей культуры, политиков должна обратить «взор» к собственным ценностям, к национальной идее, вытекающей из логики её истории, из логики императива выживаемости человечества и России в XXI веке. Главные ключевые категории этой рос­сийской философии выживания: социализм, образование и образовательное общество, общественный интеллект, модель устойчивости развития на базе общественного интеллекта и образовательного общества, примат закона коо­перации над законом конкуренции, общинности, соборности, коллективизма как формы свободы над индивидуалистической свободой, «качество».

«Качество» как «политика качества» должна стать центром национальной идеи России. Управление социоприродной эволюцией приобретет форму уп­равления качеством жизни. Оптимизация функционала качества жизни - цель экономики России. В условиях экологического стресса реализация этой цели предполагает функционирование значительного сектора экономики по зако­нам «мобилизационной экономики», требующей централизации управления, кон­центрации банковского капитала, инвестиционных ресурсов, регулирования цен по стратегическим товарам, управления основными ресурсами страны.

Экономика качества, включая в себя «мобилизационную экономику», и ста­новится эко-экономикой. Политика качества должна включать в себя полити­ку качества образования, расширение его доступности, введение 10-12-лет­него обязательного образования с подготовкой перехода к всеобщему выс­шему образованию к 2010 году. Образовательный ценз экологического вы­живания населения России в 2005-2010 гг. составит уже 16-17 лет обучения.

«Силовой мондиализм» в условиях Глобальной Экологической Катастрофы порождает «экологический неоколониализм» и «экологическое насилие». Уже подготавливаются стратегии захвата ресурсов под «зонтиком» стратегий со­блюдения жестких международных экологических стандартов на «добычные технологии». Философия выживания России требует противостояния этим стратегиям. В этой «политике противостояний» образовательная политика, поли­тика качества имеют высший приоритет.

Все тринадцать тезисов образуют систему философии выживания России. Они образуют концептуальный каркас ее возможного направления разработки и развития.

Число 13 есть пифагорейское, онтологическое число, кодирующее в себе эволюционную спираль прогрессивного эволюционного развития, неся в себе смысл самоуправления и саморазвития.

Философия выживания России есть ее Неклассическая философия, в ко­торой формируются ростки будущего мировоззрения и будущего духовного прорыва.

Время оставляет нам одну функцию управления им - творчество. Творче­ство концентрирует будущее время в настоящем, сжимает спираль развития. Настало время творчества и созидания в России, но такого, которое бы гармонизировалось с Большой Логикой Социоприродной Эволюции, с ее им­перативами. Дух России способен принять на себя эту великую историческую миссию и достойно ответить на этот вызов исторического времени.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Иванович Субетто
Научно-образовательное общество – основа национальной безопасности России
Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность и суверенитет России в условиях гибридной войны»
09.10.2024
Памяти выдающегося ученого, человековеда, врача, поэта, генерала медицинской службы
Скончался член Президиума Ноосферной академии наук Владимир Владимирович Концевой
25.09.2024
Капиталогенный экологический апокалипсис
Конец Человечества или Прорыв его к социализму?
29.06.2016
Коллаборационистское «измерение» либеральной революции в России
Ответы на вопросы Владимира Губина в связи с оппонированием на защите докторской диссертации по истории К.М.Александрова
17.04.2016
Все статьи Александр Иванович Субетто
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08