«После долгих лет советского строя, который то вытеснял религию из общественной жизни, то звал ее назад, но только под собственный контроль, выросли поколения, имеющие очень приблизительные понятия о вере, Церкви, религиозной жизни. Когда в начале 1990-х было отменено советское отношение к религии, массы людей поспешили сделать то, что им тогда казалось правильным и необходимым, — символически обозначить свое присоединение к религии, Православной Церкви. (О процессах в других конфессия здесь говорить не будем.) За несколько лет число людей, считающих себя православными, выросло примерно в 10 раз, из меньшинства стало большинством (69% мужчин, 82% женщин). Крестить детей многие сочли нормой, само собой разумеющимся делом», - говорится в опубликованной на сайте РБК статье Любови Борусяк и Алексея Левинсона «Противоречивые православные: как прошла мода на религиозность».
В публикации также отмечается, что «религиозное просвещение, конечно, не могло поспеть за таким стремительным расширением паствы, тем более что многие из принявших крещение посещают церковь изредка, проповедей не слушают, литературу на эти темы не читают». «Им достаточно чувства, что раз они православные — значит, принадлежат к делу правильному и славному, к тому же своему, славянскому. При этом, как показало наше исследование, их общие понятия о месте веры и церкви в жизни весьма противоречивы. Идеальные представления и воззрения практические, как это бывает и в других вопросах, сильно расходятся. Можно отметить в их ответах заученное мнение, что Церковь должна заниматься вопросами морали (47%), удовлетворять духовные потребности верующих (41%), а в дела государственные входить не должна (66%)», - отмечается в статье.
«Напротив, - говорится далее в публикации, - что касается удовлетворения их духовных потребностей, то к этому опять-таки в отличие от словесных заявлений Церковь и религию большинство россиян вовсе не приглашают, при том, что три четверти взрослых жителей страны объявляют себя православными, две трети этих жителей говорят, что религия в их жизни не играет важной роли или вообще никакой роли».
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько):
У наших социологов всегда два вывода: количество или качество православных незначительно. Если выясняется, что растет число людей, поддерживающих сближение Церкви с обществом, государством и позитивно оценивающих роль Русской Православной Церкви в России и мире, то мгновенно социологи делают вывод, что мера религиозности и воцерковленности граждан недостаточна. У меня возникает законный вопрос: что социологи принимают за критерий воцерковленности и православности? Знакомство с православным вероучением? Где та норма воцерковленности, которую подразумевают социологи? Скорее всего, ее нет. Каждый раз, давая оценку своим социологическим исследованиям, социологи используют свое видение религиозности и воцерковленности, оперируя понятием «подлинно православный». У меня складывается впечатление, что к разным конфессиям применяются различные критерии. Например, когда говорят о православном человеке, то предполагают, что он регулярно посещает Богослужения, исповедуется и причащается, соблюдает посты и читает молитвенное правило. В результате социологи делают вывод, что таковых людей мало и соответственно в обществе не так много православных христиан. Однако, когда говорят о приверженцах иудаизма, то имеют в виду не только тех, кто соблюдает все заповеди. Когда речь идет о мусульманах, то к ним причисляют не только тех, кто регулярно совершает намаз и все необходимые для ислама предписания. Подобное можно отнести к представителям и другой религии. Необходимо использовать единый или хотя бы приближенный друг к другу критерий оценки количества представителей тех или иных религиозных конфессий.
В данном случае социологи вкладывают в исследование некое свое представление о том, какими должны быть православные христиане. Однако у разных людей отличается представление о христианстве, в том числе у малоцерковных. Иногда используются термины «подлинные христиане», «настоящие верующие». Если мы проведем опрос, то вряд ли мы сами себя назовем «подлинными христианами», ибо каждый из нас прекрасно знает о своих недостатках. Поэтому в этом случае выводы исследователей подгоняются под некие доктрины, вышедшие из среды либеральных религиоведов, как правило, настроенных против Церкви. Подобные исследования апеллируют к некоему мифу о том, что в прежние дореволюционные времена все были глубоко воцерковленными людьми. Но на самом деле в истории Церкви после апостольских времен не было периода, когда все православные христиане имели единый высокий уровень духовной жизни и познания веры. Было множество безграмотных людей, не читавших Священное Писание. Всегда были люди, жившие согласно всем уставам Церкви, но были и те, кто в различной степени идентифицировал себя в качестве православных христиан.
Например, есть произведение Лескова, в котором рассказывается о недостойных примерах церковной жизни в дореволюционной России – бывало, что некоторые прихожане могли перепутать молебен и венчание. Всегда были люди разной степени воцерковленности даже в православном государстве. Нынешняя картина совпадает с ситуацией в дореволюционной России. Современная ситуация определяется даже не интенсивностью церковного посещения, а духовным состоянием людей, ибо во все эпохи был грех и люди отворачивались от Бога. Поэтому дело заключается не в информированности, а в нравственности.
2. Re: «Выводы подгоняются под доктрины либеральных религиоведов»
1. Re: «Выводы подгоняются под доктрины либеральных религиоведов»