Как быть с «миллионами невинно убиенных»?

Анатолий Степанов об эпохе Сталина, личности советского вождя и понимании нашего прошлого

В эти предрождественские дни я получил короткое, но очень важное письмо от нашего читателя из Киева, который просил в целях безопасности своих близких не называть его имя публично (к слову: что творится на Украине?! небезопасно, оказывается, быть читателем русского православного портала!!!). Письмо следующего содержания: «Дорогой Анатолий Дмитриевич! Мне 78 лет. Я киевлянин, православный христианин Московского Патриархата. Довольно регулярно читаю РНЛ. Очень уважаю Вас лично. А вопрос к Вам разрешите вот какой: Я бы с удовольствием вернулся в СССР и к Сталину. Храню в компьютере красивый портрет Сталина. Но... как же быть с миллионами невинно убиенных???»

Вопрос непростой. Я бы даже сказал - принципиально важный для понимания этого сложнейшего этапа в нашей недавней истории. И чувствуется, что задает его читатель не из праздного любопытства, а из-за того, что сам искренне ищет ответ на этот вопрос. Что ж, давайте поразмышляем вместе.

Прежде всего, надо внести необходимое уточнение о числе жертв репрессий, ибо на этом часто спекулируют записные антисталинисты. С нелегкой руки Н.С.Хрущева, А.И.Солженицына, западных советологов (Р.Конквест, С.Коэн и др.) и некоторых отечественных историков и публицистов распространяется миф о «миллионах невинно убиенных». Между тем, уже хорошо известны исследования историков, опиравшихся не на сомнительные расчеты и прикидки, а на архивные данные, которые ставят вопрос о масштабах репрессий на реальную почву. К примеру, скончавшийся в прошлом году авторитетный специалист по вопросу репрессий доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Виктор Николаевич Земсков в своих работах доказал, что по политическим статьям (контрреволюция и антигосударственная деятельность) было расстреляно около 800 тыс. человек, около 3 млн. человек были арестованы и приговорены к тюремному (лагерному) заключению и ссылке. И это не за годы так называемого «большого террора», т.е. 1937-1938 гг., а за 32 года после гражданской войны и до смерти И.В.Сталина (1921-1953 гг.).

Конечно, 800 тысяч расстрелянных и 3 млн. посаженных и сосланных, а среди них было много действительно ни в чём неповинных людей, - это тоже много, это огромная трагедия для страны, для народа. Но, согласитесь, люди, которые манипулируют цифрами, фальсифицируют данные жертв террора (6 млн., 9 млн., а то и 30 млн.!), не могут быть нравственными авторитетами для общества. И в этом смысле возмутительно, когда солженицынский «Архипелаг ГУЛаг» включают в программу для обязательного изучения в школе. А.И.Солженицын, конечно, заметная фигура в нашей литературе ХХ века, но зачем его самую политизированную и основанную на вымысле книгу заставлять изучать детей?!

Хочу сразу сказать, что репрессии коснулись и моей семьи. Мой дед по матери Федор Денисович Азаров, который был председателем колхоза в Курской области, накануне войны был арестован по пресловутой статье «за колоски», получил 4 года лагеря, в 1943 году был мобилизован и направлен в штрафбат. Воевал артиллеристом, награжден орденом Красной Звезды и двумя медалями «За отвагу», несколько раз был контужен. После войны вернулся в родное село и снова стал председателем колхоза. Умер в 1946 году 40 лет от роду, не дожил немного до рождения своего младшего сына, моего дяди, сказались последствия контузий. Так что и моих предков коснулись репрессии, но я никогда ни от бабушки, ни от мамы, ни от дяди не слышал ни одного слова осуждения Сталина. Хотя они и не были церковными людьми, но по-православному относились к этому сложному вопросу нашей истории.

Я думаю, что при обсуждении вопроса о Сталине правильно разделить две темы: личность Иосифа Виссарионовича Сталина и эпоха Сталина, или, точнее, эпоха сталинизма.

Личность Сталина. Конечно, судить Сталина - занятие безсмысленное, поскольку Господь уже вынес о нем Свой справедливый Суд. Но, поскольку Сталин был личностью исторического масштаба, мы вынуждены давать ему и свои человеческие оценки. Парадоксально, что гигантская кампания по дискредитации образа Сталина, на которую выделялись огромные финансовые ресурсы (сколько в 90-е и 00-е годы фильмов и телепередач снято, сколько книг издано?!) дала обратный эффект, - популярность и притягательность имени Сталина в обществе выросла. Народную совесть не обманешь! Это связано, с одной стороны, с тем огромным вкладом Сталина в победу в Великой Отечественной войне и в превращение нашей страны в великую державу, что не исказить никакими ангажированными сочинениями, с другой стороны, с его личной скромностью в быту, что особенно бросалось в глаза на фоне безудержного обогащения демократической элиты, развалившей и разворовавшей страну.

Лично для меня Сталин был и остается загадочной личностью. Лет пятнадцать назад я написал статью, которую так и назвал: «Загадочный вождь». С тех пор загадок не убавилось, а скорее прибавилось, особенно в вопросе религиозности Сталина. Вот что я в последнее время слышал от священнослужителей, которые ссылались на свидетельства очевидцев. Иосиф Сталин был не только верующим человеком, но и даже принял перед смертью монашеский постриг с именем Георгий. Святейший Патриарх Алексий не только заочно отпевал Сталина, но ночью по распоряжению сына вождя генерала Василия Джугашвили гроб с телом Сталина доставили в Елоховский собор, где Святейшим было совершено полноценное отпевание. В любом случае, кстати, сам факт отпевания свидетельствует о том, что Патриарх был убежден, что Сталин восстановил свою связь с Матерью-Церковью, - ведь никто из руководства СССР не заставлял и не мог заставить Святейшего отпевать Сталина. И что загадочная смерть на операционном столе митрополита Киевского Николая (Ярушевича), которую многие в Церкви считают насильственной, была местью ему за то, что он исповедовал и причащал Сталина. И это говорят священники хорошие, традиционного образа мысли, чуждые обновленчеству и модернизму (неообновленцы как раз охаивают Сталина). Они ссылаются на то, что сами слышали от своих наставников и духовных чад. Поэтому я не могу так лихо по-кураевски отмахнуться от этих суждений, мол, письменных источников нет - и разговора нет.  

Да, Сталин был жестоким, немилосердным правителем. Но ведь народ наш не захотел в 1917 году подчиняться Государю, желавшему править любовью! Какие же были основания ждать, что Господь снова пошлет милосердного Вождя? Революция и гражданская война нанесли огромный урон общественной нравственности и самим устоям общества. Чего можно было ожидать, когда были порушены основы нравственного общежития, когда брат поднимал руку на брата, а сын на отца, когда целенаправленно разрушалась семья, когда ограбление большинство народа стало считать добродетелью («земля - крестьянам»). Восстановить управляемость страной, вернуть общество к традиционному образу жизни, а одновременно отодвинуть от управления страной те силы, которые смотрели на Россию, как на «кучу хвороста» для разжигания мирового пожара, - всё это нельзя было сделать без насилия и жестокости.

Эту миссию Сталина в русской истории поняли, кстати, самые чуткие из наших церковных лидеров и авторитетов. «Богоданным Вождем» называли Сталина священноисповедник архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) и Святейший Патриарх Алексий (Симанский), который, кстати, до революции возглавлял Тульский отдел Союза Русского Народа. Один из духовных лидеров эмиграции митрополит Нестор (Анисимов) говорил по свидетельству его духовных чад: «Мы ничего не простили Ленину, но мы многое простили Сталину за победу в войне». А вот что писал еще один подвижник благочестия митрополит Вениамин (Федченков), эмигрант, сознательно вернувшийся на родную русскую землю: «Советская власть - очень сильная власть. И она единственная из всех властей революционного времени смогла подавить анархию и устроить жизнь в “порядке”... Недаром здесь везде принято: “Все в порядке!” И это привело к подавлению безграничного, “абсолютного” самовластия, безпардонной “свободы”. А такое состояние чрезвычайно и с религиозно-церковной точки зрения! Как смирились! А вспомнить 1917-1918 годы!».

Какая глубокая мысль! Сталин смирил русский народ, вышедший из берегов во время второй русской смуты. А смирить без насилия и жестокости ведь невозможно. Кстати, в этом ощущается родство Сталина с Петром Великим, который тоже смирил русскую гордыню, отдав русских в управление иностранцам (правда, его преемники оказались не на высоте петровского понимания потребностей страны). Недаром Сталин очень уважал Иоанна Грозного и Петра Великого, ощущая схожесть исторических ситуаций, в которых оказывались эти вожди русского народа.

Эпоха Сталина, или эпоха сталинизма, чрезвычайно сложна для понимания. И репрессии, особенно в отношении представителей Церкви, давшие нам сонм Новомучеников и Исповедников Российских, - здесь ключевой вопрос. Некоторые говорят, что Сталин не знал о масштабе репрессий и о том, что страдают не только его политические противники. Отчасти это правда. Ведь в ходе репрессий погибли и некоторые «сталинисты», а не только «троцкисты». Ну, хрестоматийный пример с великим русским писателем М.А.Шолоховым, которого Сталин лично спас от расправы, свидетельствует, что репрессии в ряде случаев носили неуправляемый характер.

Но по большому счету Сталин не только знал о репрессиях, но и принимал по ряду случаев личные решения о судьбе тех или иных репрессируемых. Более того, я полагаю, что Сталин вполне сознательно спровоцировал репрессии, чтобы, во-первых, победить своих врагов-троцкистов, а, во-вторых, чтобы встряхнуть и мобилизовать общество накануне неизбежной мировой войны. Метод встряски был по-восточному жесток, но, надо признать, весьма эффективен. Хотя под каток репрессий попадали и невиновные, ведь многое зависело от качества работы сотрудников карательных органов.

Но была в репрессиях и другая сторона, не зависевшая даже от Сталина. Репрессии носили, по сути, промыслительный характер, это была кара Божия русскому народу за то, что он отказался жить по Правде Божией. Известный православный богослов, мыслитель и математик, старейшина нашего православно-публицистического цеха Виктор Николаевич Тростников рассказал мне одну примечательную историю. Его друг, выдающийся русский математик и мыслитель, академик Игорь Ростиславович Шафаревич решил попытаться выявить какой-то алгоритм репрессий, понять, против кого они были нацелены. И пришел к выводу, что у репрессий не было логики. Из этого уже сам Тростников сделал примечательный богословский вывод: репрессии были наказанием всему народу за революцию и гражданскую войну. Прямо по Евангелию: «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф. 24: 40-41). И тому масса примеров, когда люди одинаковой биографии, одного образа мысли, одной сферы деятельности оказывались по разные стороны колючей проволоки.

Записные антисталинисты (часто дети или внуки репрессированных в 30-е годы врагов Сталина) пытались создать лживый образ тотального страха, царившего в обществе в 30-е годы, образ сталинского общества, когда «половина сидела, а половина охраняла». Это разбивается о реальные свидетельства. К примеру, один мой добрый знакомый рассказывал, что его дед, занимавший ответственный пост в сфере хлебозаготовок, ждал репрессий после того, как выяснилось, что один эшелон с хлебом был отравлен крысиным ядом. Сталин его вызвал к себе, семья готовилась к худшему, но, разобравшись, его сняли с должности.

Это, кстати, свидетельствует, что диверсии не были выдумкой органов. Шла настоящая война против советской власти, часть белой эмиграции продолжала гражданскую войну. У нас любят рассказывать об ужасном преступлении чекистов, похитивших и убивших руководителей Российского общевоинского союза (РОВС) генералов А.П.Кутепова и Е.К.Миллера. Но если посмотреть с другой стороны, то и генералы Кутепов и Миллер, занимаясь подрывной деятельностью против СССР, совершали преступление. Для некоторых гражданская война продолжалась, как продолжалась она для генералов Краснова и Шкуро даже во время гитлеровского нашествия. И это наша русская трагедия. Что же нам отказываться от прекрасных русских генералов: Деникина, Юденича, Маркова, Каппеля, Врангеля, Кутепова, Миллера? Нет, мы не должны этого делать. Но мы не должны отказываться и от военачальников-самородков Чапаева, Щорса, Фрунзе, Буденного, Думенко, Блюхера. Это наша общая боль и трагедия. Вот когда человек белых взглядов искренне посочувствует гибели Чапаева, Щорса и других красных командиров, а человек красных взглядов признает гражданскую войну трагедией народа, а не славной победой красных, тогда мы продвинемся в поиске общенационального примирения. Пока этого мало. Но движение в этом направлении есть, и это отрадно.

Я не думаю, что нам нужно возвращаться к эпохе Сталина. Да и возвратиться нет никакой возможности, как, впрочем, нет и необходимости. Речь сегодня должна идти об адекватном понимании эпохи Сталина, о понимании преемственности нашей истории. И, возможно, об использовании каких-то технологий сталинского времени для решения задач национальной консолидации. Речь может идти об обновлении элиты, поскольку нынешняя элита не в состоянии решать задачи национального восстановления.

Анатолий Степанов, гл. редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

303. Ответ на 301., Лебедевъ:

За 1880–1916 гг. умерло не менее 158 млн детей, И лишь с 1917-го умирать перестали!

Абсолютно.

Lucia / 25.01.2016

302. Ответ на 297., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

За 1880–1916 гг. умерло не менее 158 млн детей,

И лишь с 1917-го умирать перестали!

Лебедевъ / 25.01.2016

301. Re: Как быть с «миллионами невинно убиенных»?

"наши асоветисты и близко не могут знать, что просят новомученики в своих молитвах. " а наши советисты точно знают, что мученики просят еще одного Сталина?

Lucia / 25.01.2016

300. Re: Как быть с «миллионами невинно убиенных»?

Обозвать власовцем протоиерея Кирилла Каледу, настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, внука священномученика Владимира Амбарцумова!http://goo.gl/1wsTVP Вот моральный облик сталиниста!

Lucia / 25.01.2016

299. Ответ на 295., Lucia:

Говорят, что великая заслуга Сталина – возрождение Церкви, восстановление во время войны Патриархии. Но мы же понимаем, что никакого возрождения не было, а решались конкретные тактические задачи. Восстанавливая Патриархию, Сталин продолжал держать очень многих верных чад Русской Православной Церкви в тюрьмах. И это продолжалось вплоть до самой его смерти. Сталину во время войны понадобилась поддержка Церкви. Ему нужна была поддержка народа, который, как показала перепись 1937 года, несмотря на проводимую атеистическую пропаганду, остался верующим. Немцы же на оккупированных территориях массово открывали храмы, и Сталину нужно было что-то поставить в противовес, показать, что, в общем-то, мы не хуже. А если говорить о дальнейшей его политике, в частности о совещании глав Православных Церквей, которое было проведено в Москве в последние годы его правления, то была идея: через православие иметь влияние на страны юго-востока Европы: Грецию, Болгарию, на Ближний Восток и даже Турцию. Когда он понял, что это по разным причинам не получается, у него интерес пропал… Он действовал точно таким же образом, как действовали римские императоры, которые то усиливали гонения, то вроде бы давали какую-то передышку Церкви, иногда даже позволяли строить храмы.

Это пример исповедания "истинного православия" либерал-власовцами. Вообще-то, честнее было бы привести славословия иерархов зарубежной РПЦ "христолюбивому" Гитлеру. Но наши лииберал-власовцы знают, что народ их ненависть к Сталину не разделяет. Поэтому чтобы "дорогой больной" (почти официальное именование русского народа в либерал-власовской среде) "опамятовался", в ход у бешеных асоветистов идёт всё. Особенно они любят спекулировать именами новомучеников. Но молятся новомученики Господу не по указке либерал-власовцев, поэтому наши асоветисты и близко не могут знать, что просят новомученики в своих молитвах. Ничтожная горстка либерал-власовцев создаёт такой гевалт, что возникает впечатление их какой-то значимости их в жизни России. К сожалению, эта раздутая ими значимость существует отчасти, и заключается она в опасности увлечь некоторую часть людей на майданную дорожку Украины. Лениноповал наши либерал-власовцы уже подхватили. Список фашистских лакеев у них тоже имеется - это и Солоневич, и Борис Ширяев, и деятели "псковской миссии", а потом и Краснов, и сам Власов. Нам надо чётко понимать, что горстка либерал-власовцев ничтожна, она навязывает народу идеологию власовского реванша, что смертельно для России. Этот малый народец во многом ведёт себя так же, как известный исторический малый народ. Но русский народ справится и с этой опасностью.

298. Как быть с «миллионами невинно убиенных» до Великого Октября?

Олег Алексеевич Арин (Рафик Акзамович Алиев), доктор исторических наук, профессор политологии, главный научный сотрудник Центра международных исследований МГИМО (Университет) МИД РФ: «У меня уже был случай приводить цифры, свидетельствующие о реальном социально-экономическом положении в России того периода, однако они не вызвали «антиресу». Когда я однажды их обнародовал на одном из Круглых столов в Фонде Горбачева, мне просто не поверили. А цифры такие. За 1880–1916 гг. умерло не менее 158 млн детей, из них при последнем царе – 96,8 млн. Если добавить к ним взрослое население, не дожившее до среднестатистического уровня, то общая цифра вырастет до 176 млн человек. В годы революций и бунтов было убито 3 млн человек, в русско-японскую войну – 1 млн, считая и тех, кто умер от ран и погиб в плену. В первую мировую войну убито 2,5 млн, умерло от ран, голода и холода еще 6,5 млн человек. От производственных травм, отравлений и самоубийств, по официальной статистике тех лет, ежегодно погибало 3-4 млн человек, в результате за 36 лет перед революцией это составляло 108-144 млн человек. В целом в 1880-1916 гг. от голода, болезней, убийств, войн, производственных травм Россия потеряла около 308 млн человек. Цифры умопомрачительные. Они развенчивают миф об успешном развитии капитализма. Но поскольку их «откопала» левая газета «Борьба», то веры им нет. Так прореагировали демократические читатели моей книги «Россия в стратегическом капкане».

297. Re: Как быть с «миллионами невинно убиенных»?

Главная ошибка Ленина и Путина состоит в том, что вечные вещи не названы в своей конечности. Поэтому вечное в нашем понимании спотыкается о конечность опыта. Не узнает себя в опыте. Но - именно себе , в опыте и противоречит. Встречается с собой, и не узнавая себя в противоположности - начинает борьбу с самим собой. То есть впадает в антиномию. Но, чтобы не впасть в антиномию, надо все вечные определения понять в своей же конечности. Все термины, все понятия довести до логической конечности в рассудке. Не только в экономике, социологии, но и в истории, в мировоззрении. В науке. Везде. Не оставить ни одного термина вечности вне своей конечности. Потому, что иначе данное определение вечности,духа, совести, становится абстракцией , то есть той же самой конечностью, но КОТОРУЮ СЧИТАЮТ ВЕЧНОЙ. А это и есть не понятое противоречие. Нарушение тождества. Это большая работа. Но в этом случае мы идем ДО КОНЦА. И снимаем собственные противоречия, которые в противном случае остаются. Как обольщение. Как Христос вне плоти. Все что нам надо - дойти до конца в понятиях их опыта. Это не материализм, но это то, что начал и не доделал Ленин, обо что и споткнулся сам, а потом и СССР.

296. Re: Как быть с «миллионами невинно убиенных»?

Прот. Кирилл Каледа Говорят, что великая заслуга Сталина – возрождение Церкви, восстановление во время войны Патриархии. Но мы же понимаем, что никакого возрождения не было, а решались конкретные тактические задачи. Восстанавливая Патриархию, Сталин продолжал держать очень многих верных чад Русской Православной Церкви в тюрьмах. И это продолжалось вплоть до самой его смерти. Сталину во время войны понадобилась поддержка Церкви. Ему нужна была поддержка народа, который, как показала перепись 1937 года, несмотря на проводимую атеистическую пропаганду, остался верующим. Немцы же на оккупированных территориях массово открывали храмы, и Сталину нужно было что-то поставить в противовес, показать, что, в общем-то, мы не хуже. А если говорить о дальнейшей его политике, в частности о совещании глав Православных Церквей, которое было проведено в Москве в последние годы его правления, то была идея: через православие иметь влияние на страны юго-востока Европы: Грецию, Болгарию, на Ближний Восток и даже Турцию. Когда он понял, что это по разным причинам не получается, у него интерес пропал… Он действовал точно таким же образом, как действовали римские императоры, которые то усиливали гонения, то вроде бы давали какую-то передышку Церкви, иногда даже позволяли строить храмы. Мы, христиане, должны понимать, что главное событие ХХ века – это борьба нашей Церкви за верность Христу. Это была славная, героическая эпоха новомучеников. Слава Богу, что наша Церковь с достоинством прошла через эти испытания. И мы, чтобы не повторять сделанных ошибок, должны смотреть на все произошедшее с нами в том непростом веке через призму подвига новомучеников.

Lucia / 24.01.2016

295. Ответ на 292., Лебедевъ :

И кто же этот Ваш "БОГ", "Валерий"?

Давайте разберемся, какому богу каждый из нас служит?

Ну, назовите хотя бы с пяток "исчезнувших" городов.

А их не надо называть. Достаточно ткнуть пальцем на карте в название города с уничтоженным в результате гайдаровской реформы градообразующим предприятием и на этом городе можно ставить большой жирный крест. А про деревню еще страшней. Ткнул пальцем в карту, ага деревня с поэтическим названием Козловка, поехал, посмотрел, а от деревни осталось всего два дома и те пустые и заколоченные. Ладно думаю, случайность, ткнул пальцем в другую деревню - Ивановка, приезжаю, а там из 300 дворов, 80% домов заколочено и заросло крапивой. Поэтому уважаемый господин Лебедев,у вас свое статуправление с надутыми для рейтинга цифрами, а у меня свое - реальность нашего времени! Вы, уважаемый Лебедев почему то ничего не сказале о 30 тысяч россиян, которые ежегодно гибнут от наркотической передозировки (население небольшого городка), а также о 70 000 человек, которые гибнут от водки. В Афганистане во время войны за десят лет погибло наших солдат 14 000! Вы так же опустили, наверно не заметили, что по данным Всемирной Организации Здравоохранения на одного гражданина РФ в год приходится 15 литров чистого спирта, притом, что если потребление чистого алкоголя на человека больше 8 литров, то возникает угроза выживанию нации. Тогда кто же ваш бог и кому вы служите? С НАМИ БОГ!

Валерий / 16.01.2016

294. Ответ на 290., Сергей Швецов:

Видимо, подобные дистинкции слишком сложны для тебя. Отдыхай.

Это, по вашему,называется “хуцпа” – но это максимум что ты умеешь ))

Юрий / 15.01.2016
Анатолий Степанов:
Какой календарь правильный: юлианский или григорианский?
Пора нам преодолевать интеллектуальную зависимость от Запада
23.05.2020
Священник Георгий Максимов против Никиты Михалкова
Без гнева и пристрастия о полемике, вызвавшей резонанс в православной среде
18.05.2020
«Левый поворот», православный социализм и евразийство
К вопросу об основах русской идеологии
15.05.2020
Государство является реальной оградой Церкви
Нам, православным, необходимо всячески укреплять его и напитать идеологию евразийства духом Третьего Рима
13.05.2020
Все статьи автора
"Сталин"
Не ожидал
Зачем митрополит Тихон включился в хор антисталинистов?
28.05.2020
В поддержку закона и правды
Прекратить ажиотаж вокруг демонтажа доски якобы расстрелянным в Калинине более чем 6 тысячам польским военнопленным
28.05.2020
Какую функцию Познер выполняет
в медиа-пространстве РФ
27.05.2020
«Антихрист рядом?»: О Конце времен,
либералах, Сталине и пророчествах старца Иоанна
27.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Америка стоит на грани войны между югом и севером
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-03 16:45
Словосочетание «печать антихриста» в Священном Писании отсутствует
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-06-03 16:36
Псевдонаучный бред под видом аналитики
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-03 16:33
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-03 16:33
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-03 16:30
Собянин рвётся в президенты?
Новый комментарий от Брат
2020-06-03 16:14