Великая Пятница

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова в пятый день Страстной седмицы

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
725
Время на чтение 5 минут
Совершилось!

Снова мы видим, как ведут Христа на казнь — на гору, именуемую Голгофой, что означает «место черепов». Так называется эта гора, очевидно оттого что похожа на гигантский череп — как бы скульптурный символ смерти. Здесь пребывание смерти, приговоренность человека к связанности и конечному распаду. Этот символ реален. Здесь умирают люди. Здесь умрет Христос. 

«И, неся Крест Свой», вышел Господь. В Евангелии от Иоанна не упоминается о Его падении и о том, что другой занимает Его место. Подобно Исааку, Он несет орудие Своего жертвоприношения. Подобно Исааку, эта жертва будет по повелению Божию. Но в отличие от Исаака, Христос — чистый Агнец, пойманный в чаще, уловленный грехом человека. Он — Божия жертва для искупления и исцеления человека. И в отличие от Исаака, это чадо Авраама умрет. Никто не займет Его место. Он прибит ко Кресту между двумя разбойниками. Над Ним прикреплена надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Она поставлена по приказанию Пилата — не как свидетельство веры прокуратора, но как знак его презрения к иудеям. Править иудеями — удовольствие не из приятных. У них было столько странных обычаев. Они были беспокойным народом. Попытки их окультурить приводили лишь к вызывающим заявлениям, что один Бог — их Царь. Они все время ссылались на Него, от них нельзя было ждать полного послушания кесарю. Рим позволял это до тех пор, пока их поведение не представляло для него никакой угрозы. Поскольку только Бог или Его помазанник мог быть их царем, иудеи хотели, чтобы надпись Пилата была убрана или, по крайней мере, исправлена: «этот человек говорил: Я Царь Иудейский». Но Пилат не уступил. Как ни странно, Пилат был прав. Иисус Христос — Господь! Он Царь иудеев — и Пилата. Он Царь всех людей. Его Царство не от этого мира. Тем не менее, оно охватывает этот мир и всю вселенную. 

У подножия Креста мы видим римских воинов. Они заняты своим обычным времяпрепровождением — разделом захваченного добра побежденного. Победителям принадлежит добыча. В случае со Христом едва ли можно употребить это слово. Его одежды бесполезны для них — разве только разорвать их на четыре части, каждому воину по части — на тряпки. Исключение составляет хитон. Он соткан весь без швов, и его трудно разорвать. Воины бросают о нем жребий. Хотя все происходящее кажется незначительным, Евангелие от Иоанна видит здесь исполнение пророчеств и откровения. Двадцать первый псалом описывает человека, руки и ноги которого пронзены и ризы разделены, кроме одежды, которая достанется самому удачливому. «Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий» — мы знаем, как это пение заполняет всю Церковь в Великую Пятницу, обозначая один из самых таинственных моментов Страстей Христовых. Эти темные воины, не сознавая того, исполняют мессианское пророчество. Но есть и нечто большее. Одежда Господа — нешвенный хитон первосвященника. В двадцать восьмой главе книги Исход дается описание одежды первосвященника как не сшитой, а всей тканой сверху. Христос — наш Первосвященник, раз и навсегда приносящий Себя в жертву, чтобы взять грех мира. 

Задумаемся об этом. Христос — не просто бедный, несчастный, истерзанный пытками человек, которого принудили нести орудие собственной казни. Он — истинный Сын Авраамов, в котором благословение всего мира. Он — истинная жертва, предназначенная прежде всех век Самим Богом — Агнец Божий, вземляй грех мира. Пилат мог негодовать по поводу того как толпа требовала убийства этого Человека. Но его надпись на Кресте — обозначение того что на самом деле есть. Иисус — Царь Иудейский. Иисус — истинный Божий Мессия из дома и потомства Давидова. Воины могли предаваться своим обычным заботам, но то, что они совершают, показывает, что Иисус Христос есть исполнение обетований Божиих и что Он Великий Первосвященник, входящий в небесную нерукотворенную скинию и приносящий единую искупительную жертву. Все это — Христос как жертва живая и Первосвященник, как Царь и Мессия — явлено через неосознанные действия людей. Они просто «делают свое дело», но через это Бог осуществляет Свой Превечный замысел. 

И вот, все близится к завершению. «Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду». Мы привыкли понимать это как выражение полноты человечества Господа. Его тело нуждается в воде, потому что Он висит на Кресте среди жаркого полудня. Это явный признак, что Он ослабевает. Но не об этом говорит Евангелие. Господь просит пить — «да сбудется Писание». Он не действует как беспомощный, умирающий от физической жажды человек. Он полностью владеет происходящим. Он совершенно осознает служение, которое дал Ему Отец, и Он исполняет его во всех подробностях. Конечное пророчество должно исполниться: «Даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта» (Пс. 68, 22). Исполнение неясного места шестьдесят восьмого псалма дает возможность Господу сказать: «Совершилось!» Христос умирает. Он все совершил, что хотел Отец. Все обетования Божии осуществились. Его обетования Еве, что семя жены сотрет главу змия; Его обетования Аврааму, что благословятся в нем все племена земные; Его обетования Исаии, что Мессия Царь, Страждущий Слуга, придет и искупит Израиля; Его обетования Иезеекиилю, что будет установлен Новый Завет. Бог верен Своим обетованиям. 

Мы исповедуем, что Пасха — это праздник победы, одержанной на Кресте. Господь преклонил главу и испустил дух как Победитель греха, смерти и диавола. Он сошел во ад к мертвым не как побежденный, а как Победитель. Здесь Он возвещает о Своем господстве над всем миром видимым и невидимым, и утверждает его. 

Какое значение это событие имеет для нас? Если Христос — наша Жертва, мы не нуждаемся ни в какой другой. Мы должны отбросить прочь всякое понимание жертвы, которое не основано всецело на Жертве Христовой. Единственно действенная жертва исходит от Бога. Говорить что-либо иное значит отрицать, что Бог — Творец неба и земли. Со времен Адама человечество было служителем того, что принадлежит Богу. Человек не может принести Богу в жертву то, что Бог уже имеет. Человек — хранитель Божественных сокровищ, которому доверено употреблять их согласно Божией воле. Надежды мира на собственную праведность и жертвенность в лучшем случае будут неразумны, в худшем — богохульны. Сколько раз человечество жестоко обманывалось этими надеждами и продолжает обманываться. Никакое приношение, как бы оно ни было велико, никакой подвиг всех вместе взятых людей не может дать нам то, в чем уверяет нас Агнец Божий. 

Но что это значит? Вся наша жизнь должна стать приобщением Его Кресту. Если Христос — наш Царь, мы должны во всем являть послушание Ему. Царство Божие должно быть всегда рядом в нашей жизни. Христос не просто высказывает пожелание, что мы должны любить друг друга, Он заповедует это. Он требует любви, изливающейся из нашего свободного ответа на Его Крестный дар. Мы должны любить даже наших врагов. Его заповедь проявлять заботу о нищих, заключенных и отверженных не может быть сокрыта от нас. Мир, в котором мы живем, непрестанно напоминает об этом. Страшно быть служителем Царя царей! Если Христос — наш Первосвященник, не будем страшиться приближаться к престолу Божию. Мы грешим, но мы не должны быть сокрушены нашей виной. Потому что разрушительней всего — грех уныния. Он может привести нас к невозможности служения Богу и людям, к отказу от благодати Божией, преподаваемой в таинствах Церкви. Он может означать невозможность познания нами Бога или неверие в Его любовь к нам. Но смысл существования Церкви — в приведении к Богу грешников даром Креста. Мы не будем осуждены за наши грехи. Мы будем осуждены за отсутствие покаяния, за презрения милосердия Божия, за отвержение дара Креста. Как бы ни был ужасен наш грех, Христос предстательствует за нас. Если Христос — исполнение Божиих обетований, возрадуемся и возвеселимся. Крещением Он усыновил нас Себе, покаянием Он прощает нас и святым причащением соединяется с нами таинственнейшим и теснейшим образом. Он слышит наши молитвы и дает все необходимое для нас. Если мы будем верны Ему до смерти, Он даст нам венец жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно
Евангелие среды (Лк, 78 зач., 15, 1—10)
27.11.2024
Все или ничего
Евангелие вторника (Лк, 77 зач., 14, 25—35)
26.11.2024
Еще одна заповедь блаженства
Евангелие понедельника (Лк, 75 зач., 14, 12—15)
25.11.2024
Как можно ошибиться в направлении дороги
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
25.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Юродивые
27.11.2024
«Мы забыли слово «нежность...»
В день памяти свт. Иоанна Милостивого петербургскому старцу исполняется 98 лет
25.11.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от С. Югов
27.11.2024 17:07
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52
Мученик за веру Христову!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 16:20
Граната обезьяне будет обязательно передана
Новый комментарий от АБС
27.11.2024 16:03
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Сергей из НН
27.11.2024 15:21