«Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28)

Обращение организатора всероссийского Крестного хода, посвященного 70-летию Великой Победы, Андрея Бардижа

Андрей Бардиж 
Пеший Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск 
0
13.12.2014 364
От редакции: С 26 апреля по 8 августа пройдет многомесячный пеший Крестный ход, посвященный 70-летию Великой Победы. Крестный ход пройдет по маршруту Севастополь-Смоленск в пределах Крымской, Кубанской, Донской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Смоленской митрополий. Крестный ход проходит при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. По просьбе организатора Андрея Бардижа «Русская народная линия» будет оказывать информационную поддержку этому уникальному Крестному ходу. Мы уже публиковали беседу протоиерея Всеволода Чаплина, доктора педагогических наук Татьяны Петраковой и Андрея Бардижа о возрождении традиций крестохождения по Руси. Сегодня предлагаем вниманию читателя обращение Андрея Анатольевича Бардижа, разъясняющее многие вопросы, связанные с крестными ходами. По вопросам участия в Крестном ходе можно обращаться по телефонам: +7 926 215 77 70; +7 962 964 42 03; в Крыму +7 978 058 58 17; или по e-mail на сайте

По определению, крестный ход есть общественное богослужение (молебен, лития), шествие архиереев, священников и народа с иконами, молитвами по случаю каких-либо церковных праздников, событий или массовых болезней и бедствий. Они нужны разные: уставные, традиционные, новые, малые, большие, но особое место среди них занимают многодневные – на несколько недель и месяцев. 

Передать дух многодневных крестных ходов тем, кто в них не участвовал, трудно. Кто ходил, полюбил их всей душой и хочет жить этим духом всегда. А дух определяет всё: экономику, обороноспособность, культуру, образование, нравственность, патриотизм… Утерян дух – и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святаго Духа – значит, будут честные управленцы, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Поэтому для всякого православного человека на любом месте его служения – церковном, государственном или личном – слова преподобного Серафима Саровского о стяжании духа как смысла жизни не просто красивая метафора, а руководство к действию, к возрождению и спасению. 

За этим и идут, откликнувшись на призыв Господа: «Оставь всё и иди за Мной». Идут одной семьей верующие русские, белорусы, украинцы, татары, марийцы, башкиры, удмурты, осетины, чуваши, грузины… Идут, оторвавшись Христа ради от семьи и работы, терпеливо преодолевая вольные тяготы и скорби, проживая Евангелие слово за словом, день за днём. Выражаясь по-военному, это одновременно разведка боем и рейд по тылам, со своими ранеными, обозами, атаками и тихим подвигом преодоления себя. Скажи кому из горожан, что он может пройти пешком в жару и дождь сотни километров, будет спать, где придётся, есть, что дадут и молиться десять часов в день, - не поверит. Но на крестном ходе ощущаешь, что Господь рядом, а с Ним – всё воз­можно. 

Крестный ход – дело церковное и должно подчиняется своей главной задаче – стяжанию духа. Как этого достичь? Условием восприятия и действия благодати, по словам святых отцов, является выполнение заповедей Божиих и церковных уставов. Это необходимое условие Его помощи в любом деле: крестный ли это ход, семья, приход или державное строительство. А без Бога всякое дело превращается в одну лишь видимость, в правдоподобную подделку, в противоположность задуманного. 

В наше лукавое время крестные ходы оказались живым свидетельством веры. Проходя через епархии, края и республики, они способствуют воцерковлению участников, научают исполнению заповедей, вдохновляют на молитву, приводят в Церковь многих людей. Благая весть, как и прежде, приходит к людям, и сколько их в русской глубинке крестилось, впервые исповедалось – не счесть. От мала до велика встречают, проявляют радушие, странноприимство, сами идут, молятся – мужчины, женщины, дети, молодежь, старики. Прихожане, простые наши соотечественники, стараются обеспечить крестный ход всем необходимым – ночлегом, баней, продуктами со своего сада, огорода. Это их посильный вклад, жертва Христу. Через крестный ход и дела, ему сопутствующие, через доброделание и соучастие, явственно возрождается чаемый нами дух христианства

Господь сказал: Идите… и проповедуйте (Мк. 16: 15). Другая задача крестного хода – сродни апостольской – проповедь. Проповедь словом Божиим, молитвой, духовной литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой. 

Мы переживаем сложные времена, они будут ещё сложнее. Как спасаться, бороться и побеждать, учит Церковь, святые отцы. Старец Паисий Святогорец в своих «Словах» говорит: «Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски… Мы должны с дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно»… «Нам нужно сильнее опереться на молитву, сразиться со злом молитвой. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ выход». 

Нам, христианам,  должно молиться везде, во всяком деле и месте. Главным молитвенным делом является, конечно, литургия – в городах, сёлах и монастырях. Но Россия большая, «много в ней лесов, полей и рек», деревень, дорог и людей, по какой-то причине находящихся вне храмовой молитвы. Крестные хода, по слову Симеона Солунского, «совершаются для того, чтобы освятить людей и всё, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастниками Божественной благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное». Духовная сила их велика, это поистине всецерковное, соборное делание, их ничем заменить или восполнить нельзя.   

Покаяние, терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу Божию – это очень сильное оружие в битве за веру и Россию. Соработничество со Христом, сораспятие с Ним, крестоношение – вот притягательная правда настоящих (пеших!) крестных ходов. Здесь молитва выстраданная, слезами и потом пропитанная, подкрепленная телесным утруждением, постом и потому – действенная. Тут каждый шаг – как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и просьбой помочь в бедах и скорбях, справиться с этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием двунадесяти языков, с пьянством и безбожием некогда православной страны. 

За беззаконное пьянство и разврат Бог нашлёт инородцев в Россию, говорил св блаженный Иоанн Власатый. Какой будет Россия и будет ли, зависит от наших молитв и действий. Разрушение нравственности, промышленности, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, растущая наркомания, аборты, пустеющие деревни, закрывающиеся школы – разве таким должен быть выбор? 

Россия выстоит и будет побеждать по вере нашей. События на Украине – наглядный и трудный урок. «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 4-5). Как себе и людям помочь? Для начала – не грешить. Каждый наш грех – как выстрел им в спину. Даже самый малый грех влияет на судьбу мира, говорил наш соотечественник, преподобный Силуан Афонский. Борьба с воровством, коррупцией, враньём или другой язвой общества станет эффективной лишь тогда, когда будет проводиться не только в нравственном или правовом, но, как должно, в духовном поле, как борьба с личным грехом, с нарушением конкретных заповедей. Осознание этого, исповедь и покаяние привлекут на нашу сторону Христа Бога и с Ним, и только с Ним, в Его Церкви и её таинствами эти язвы можно исцелить. Надо стараться по совести делать то, что от нас зависит, использовать всякую возможность для свидетельства веры и своего спасения. Но жизнь по правде, а значит по Богу, всегда требует усилий, ВЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ, порой требует настоящего исповедничества. 

Такое свидетельство об истине, о Христе, есть миссионерство истинное. Старец Паисий как-то сказал: «Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать. Если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей. Православно думать – легко, но для того, чтобы православно жить, нужен труд». 

Нужен духовный труд, очень искренним и удивительным примером которого является настоящий крестный ход. Здесь Бог даёт возможность видеть кто есть кто на деле, даёт возможность увидеть себя, найти единомышленников. Создание крестного хода – это созидание особого рода церковной общины, монастыря «на ногах», на это нужны усилия и время. Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих, лечить их нужно вовремя, тут священники незаменимы. Под их началом строятся утренние и вечерние молитвы, молебны, панихиды. Чрезвычайно важным является пение вслух «едиными усты и единым сердцем» Иисусовой молитвы во время движения: где двое-трое во имя Божие – там Он посреди нас. Без соборной молитвы крестный ход теряет свою силу, духовная польза меньше, идти намного труднее. Пять дней идём, молимся, на праздник – стоянка, служба, причастие, отдых, стирка, лечение. Встречи, проповеди и беседы – каждый день. Длина ежедневных переходов обычно от 25 до 40 км. Те, кто покрепче, по прибытии могут развернуть лагерь, потрудиться на кухне, поработать на послушаниях. Пообщаться с местным населением тоже могут, но не все. Бич крестных ходов – самочиние, ревность не по разуму, просто элементарное незнание, самодеятельность участников, вещающих как бы от имени крестного хода и не только местным бабушкам, но и разного рода СМИ, часто нецерковным. Не многие делайтесь учителями (Иак. 3,1), сказал апостол.

Как православная вера постигается делами веры, так крестный ход – только через опыт непосредственного участия. Значительная часть проблем – от отсутствия у организаторов и участников должного опыта, от их недисциплинированности и безответственности, от привнесения в Церковь мирского духа, иных – корыстных, тщеславных, политических – целей. Тогда дух крестного хода истощается до противоположного и всё проходит иначе – как концерт или демонстрация, как пустая формальность. Бывает, что паломники, называя себя «крестным ходом», бредут «на авось», без священников, без исповеди и проповеди, без молитвы. Случается курят, стыдно сказать, ругаются и пьют. Бывает, ходят без архиерейских благословений и нужных согласований. Вреда от таких «мероприятий» больше, чем пользы. Неверно также считать комфортные поездки – крестными ходами. Как перевести на русский язык фразу «крестный ход приехал»? Храните себя от подделок и разочарований. 

Идёт духовная война, а на войне нужна дисциплина. Для хода Курск-Дивеево в 2003 г. были разработаны и благословлены митрополитом Иувеналием (Тарасовым) простые правила, это основа порядка и благочестия, условие помощи Божией. Приходят и уходят участники, священники, но выполнение задач, преемственность, должны соблюдаться неукоснительно. 

В походах, на службах, дома, в келиях, мы молимся: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Нас всех – и тех, кто идёт, и тех, кто помогает, и тех, кто по какой-то причине не смог. «Молиться – кровь проливать», – говорил преп. Силуан Афонский. Говорил о другом, но «попал» в крестный ход. Тут на молитве ноги стираются в кровь и не по разу – за себя и за «того парня». За всех.

На самом деле, вся наша русскость, весь патриотизм, вся наша любовь к Богу и России измеряется тем, сколько мы можем отдать за другого человека своих сил, средств, времени, молитвы, здоровья, своей крови, самой жизни. Как отдал за нас Свою жизнь Христос, как, уподобившись Ему, всю до капли Государь Николай Александрович и его святая семья, как великое множество прославленных и пока не прославленных наших соотечественников, погибших «за други своя» на бесчисленных полях сражений в разные времена непростой русской истории; как это можем мы. 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Бардиж
Пока ходят крестные хода, войны не будет
Доклад на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях, 26 января 2016 г.
31.01.2016
«В который раз убеждаемся в объединяющей силе пешего крестного хода»
Андрей Бардиж о продолжающемся молитвенном шествии по маршруту «Севастополь-Керчь-Смоленск»
25.06.2015
«Наше шествие – это попытка пройти вдоль границ с Украиной с молитвой о мире»
Организатор многодневного пешего Крестного хода Севастополь-Керчь-Смоленск Андрей Бардиж о трудностях и испытаниях в нелегком пути
03.06.2015
Духовная оборона Отечества
Обращение организатора всероссийского Крестного хода, посвященного 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня преставления св. равноап. Великого Князя Владимира, Андрея Бардижа
01.04.2015
Все статьи Андрей Бардиж
Пеший Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск
Завершился трехмесячный пеший крестный ход из Севастополя в Смоленск
Крестоходцы преодолели 2500 километров, побывав в 15 епархиях
14.08.2015
«Напрасно Гитлер думал нас победить, мы – непобедимы!»
Пеший Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск достиг Брянской земли
23.07.2015
«В который раз убеждаемся в объединяющей силе пешего крестного хода»
Андрей Бардиж о продолжающемся молитвенном шествии по маршруту «Севастополь-Керчь-Смоленск»
25.06.2015
«Наше шествие – это попытка пройти вдоль границ с Украиной с молитвой о мире»
Организатор многодневного пешего Крестного хода Севастополь-Керчь-Смоленск Андрей Бардиж о трудностях и испытаниях в нелегком пути
03.06.2015
Все статьи темы
Последние комментарии
«Школа не в наших руках, издательства не в наших руках»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
26.04.2021 03:38
«Мы должны остановить этот сумасшедший поезд, пока еще не поздно!»
Новый комментарий от Владимир Елшанский
26.04.2021 02:07
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Наталия 2016
25.04.2021 22:52
Не случится ли война в эти майские дни?
Новый комментарий от Андрей Козлов
25.04.2021 21:59
Кем был для нас Владимир Ильич?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2021 11:28