«Католический обычай совершать крестное знамение слева направо корней не имеет»

Диакон Владимир Василик о различиях в нанесении «знака Креста» у православных и католиков

0
2295
Время на чтение 5 минут
На сайте русской службы Радио Ватикана в рубрике «Трудные вопросы» размещен ответ на вопрос: «Почему католики и православные по-разному совершают "знак Креста"?»

«Знак Креста, или крестное знамение, совершалось в раннехристианской Церкви правой рукой (часто одним перстом) на разных частях тела – на лбу, на груди или на устах (подобно так называемому малому крестному знамению, которое католики латинского обряда совершают на Мессе перед чтением Евангелия). Крестное знамение постепенно сформировалось как знак благословения, и совершалось оно по-разному: одним или несколькими пальцами или целой кистью руки. На памятниках иконографии – как на Востоке, так и на Западе, - благословляющая рука Иисуса Христа, святых или священнослужителей изображена с вытянутыми средним и указательным пальцами (что символизирует две природы во Христе – человеческую и Божественную), в то время как остальные три пальца сложены вместе. Иногда крестное знамение совершалось тремя перстами – что символизирует Пресвятую Троицу. Таким образом, формы совершения крестного знамения были разными, и унифицировались они постепенно в рамках отдельных традиций. Так что правильно было бы говорить не столько о "католическом" и " православном" крестном знамении, сколько о разных традициях: так, католики восточных обрядов совершают крестное знамение точно так же, как и православные. Во всех традициях сначала совершается вертикальное движение рукой сверху вниз, а затем горизонтальное: у некоторых слева направо, у других – наоборот», - говорится в сообщении на Радио Ватикана. 

«Первоначально на Западе крестное знамение совершалось почти так же, как и на Востоке: справа налево, тремя пальцами правой руки. Свидетельство этому можно найти в тексте папы Иннокентия III De sacro altaris mysterio. Со временем эта практика видоизменилась, и крестное знамение стало совершаться слева направо открытой кистью руки. После Тридентского собора (XVI век) этот жест был зафиксирован в документах», - говорится далее.
 
«В византийской традиции (у православных и католиков византийского обряда) крестное знамение совершается справа налево тремя пальцами, соединенными вместе – указательным, средним и большим, а три оставшихся перста при этом прижаты к ладони. Три соединенных пальца, согласно толкованиям, символизируют нераздельную Троицу, а два других пальца – две природы Христа. Ранее в византийской традиции существовала другая форма крестного знамения – двуперстие. Она сохранилась по сей день у старообрядцев. При двуперстии знак Креста совершается соединенными вместе указательным и средним пальцами, а к ладони прижаты три оставшихся перста. Двуперстие и было первоначальной формой крестного знамения, пришедшей на Русь из Византии. Греки впоследствии заменили двуперстие на троеперстие, а на Руси двуперстие сохранялось до реформы Патриарха Никона в XVII веке. Старообрядцы, которые отвергали реформы Никона, сохранили двуперстие», - отмечается в сообщении.
 
«Интересно, что в православной литературе даны различные толкования символики крестного знамения. В некоторых источниках утверждается, что прикосновение ко лбу означает освящение нашего ума, к животу – наших внутренних чувств, а к плечам – освящение телесных сил. Встречается и такое объяснение: чело означает небеса, чрево – землю, а горизонтальное движение от плеча к плечу – то, что Святой Дух объемлет все, от края до края. Что касается католических толкований символики Креста, то прежде всего они касаются самого смысла совершения этого знака. Так, Фома Аквинский писал: "Крестное знамение – это знак Страстей Христовых, который мы совершаем не просто для освящения или благословения, но для исповедания нашей веры в силу Страстей Господа". Для католика совершение крестного знамения – в любой его форме, в любом обряде - означает прежде всего провозглашение принадлежности ко Христу. Крестное знамение – это также исповедание нашей веры в Пресвятую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа. Оно означает нашу готовность принять свой крест и последовать за Господом; всякий раз, совершая знак Креста, мы обновляем обязательства нашего Крещения», - говорится в сообщении на сайте Радио Ватикана.

О различиях в нанесении крестного знамения рассуждает в интервью «Русской народной линии» доцент Исторического факультета СПбГУ, к.филол.н. диакон Владимир Василик

Во-первых, форма крестного знамения менялась в течение эпох. Первоначально оно совершалось перстом на лбу. Свидетельство этому содержится у Тертуллиана, у святителя Иоанна Златоуста и в других источниках. С пятого века появляется двуперстное знамение как знак двух природ Господа нашего Иисуса Христа. В начале второго тысячелетия, не ранее 12 века, появляется троеперстное знамение, которое одновременно символизирует и Святую Троицу, и две природы нашего Господа. Первоначальное направление крестного знамения было вверх-вниз-справа-налево. Этому следовали и католики, которые затем изменили его. По каким соображениям - непонятно, возможно, чтобы отличаться от православных. Подобно тому, как они поменяли свой календарь, чтобы внести отличие от вселенской календарной практики. 

Возникает вопрос, почему знамение совершается справа-налево. Это естественная символика. В псалме 112 говорится: «От восток солнца до запад хвально имя Господне». И движение от востока на запад естественно для солнца, для человека, и оно глубоко символично. Потому что «Христос Солнце Правды», «Восток Востоков» приходит к темному западу - к естеству нашему. Если католикам кажется, что солнце встает на западе, то это их проблемы. Крестное знамение - это сведение благодати Святого Духа и освящение нас и всей твари. Именно через крестное знамение освящается и крестная купель, и Святые Дары. Кроме того, Крест - это символ вселенского собирания. В Великую Пятницу Церковь поет: «Четвероконечный мир днесь освящается четвероконечным Крестом». Вся наша система координат построена на Кресте. Крест символизирует и человека. Как говорил Иустин Философ: «Человек несет в себе образ Креста». 

Наш большой друг Сергей Николаевич Спицын, который недавно скончался, рисовал человека в образе Креста или в образе ангела с распростертыми крыльями. Поэтому символ Креста многообразен. В нём содержится христологическое, пневматологическое и космологическое значение. При совершении этого символа необходимо исходить из традиционных представлений в пространственной ориентации. Соответственно, то, что православные крестятся справа налево, является исконным для человеческой психологии и первичным судя по истории и традициям. Католический обычай совершать крестное знамение слева направо корней не имеет, как и многое из того, что они делают. При этом они сами сознаются, что это является нарушением предания Церкви. Учитывая множество догматических и канонических нарушений, которые присутствуют в римо-католическом мире, это, пожалуй, ещё самое малое, в чем они, к сожалению, погрешают против Священного Предания. 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Католический обычай совершать крестное знамение слева направо корней не имеет»

Крестное знамение постепенно сформировалось как знак благословения...

НЕ постепенно. А сразу - от Христа. "И простирая руку Свою, сотворил Господь знамение крестное на Адаме и на всех святых Своих. И, держа правую руку Адама, вышел из Ада, и все святые последовали Богу." (Евангелие от Никодима, гл.24).
М.Яблоков / 31.03.2014, 04:05

1. Re: «Католический обычай совершать крестное знамение слева направо корней не имеет»

Думается, что это для православных Божий знак, что пошли налево. Потому, какое общение?
Адриан Роум / 31.03.2014, 01:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Призываем отменить решение относительно отца Гавриила
Об искусительной ситуации вокруг проповеди схиигумена и реакции генерала Алаутдинова
09.06.2025
Аборты как главная причина убывания русского
народа: кто и как их продвигает у нас в стране
15.05.2025
Хотелось воскликнуть: «Мы русские – какой восторг!»
О беспрецедентном шествии «Бессмертный полк» в Санкт-Петербурге
13.05.2025
Папа Лев XIV – ставленник Трампа
Что ждать от нового понтифика?
12.05.2025
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Последние комментарии
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.06.2025 22:37
Новая атака на митрополита Тихона
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.06.2025 21:37
Почему кому-то позволено оскорблять русских и священников?
Новый комментарий от Калужанин
09.06.2025 21:16
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»
Новый комментарий от Русский Иван
09.06.2025 21:06
Призываем отменить решение относительно отца Гавриила
Новый комментарий от Человек
09.06.2025 20:46
Синод РПЦЗ наступает на те же грабли?
Новый комментарий от Русский Иван
09.06.2025 20:41
Осторожно, «звездочёт»! Загадки могилевской статуи
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.06.2025 20:26