Митрополит Волоколамский Иларион: Мы отказались от классификации католиков в качестве еретиков

По словам председателя ОВЦС, Русская Православная Церковь признает действительность Таинств папистов при отсутствии общения в Таинствах

Русская цивилизация и Ватикан 
0
8105
Время на чтение 6 минут
23 декабря 2013 года по приглашению директора Института всеобщей истории РАН академика А.О.Чубарьяна митрополит Волоколамский Иларион выступил перед сотрудниками научного центра, сообщает сайт ОВЦС МП. Темой выступления стали межхристианские отношения.

Во встрече участвовали, в частности, заведующая центром по изучению истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Е.С.Токарева, доктор исторических наук, вице-президент Российского национального комитета византинистов М.В.Бибиков, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия А.И. Мраморнов и другие.

Митрополит Иларион отметил, что до середины XX века у Русской Православной Церкви не было собственной международной политики. До революции вся международная политика (в том числе и церковная, поскольку Церковь не была отделена от государства), курировалась Министерством иностранных дел Российской империи, а в первые десятилетия советской власти Русская Церковь, подвергавшаяся тяжелейшим гонениям, находилась в практически полной изоляции, если не считать единичных случаев письменных сношений Святейшего Патриарха Тихона, а затем митрополита Сергия (Страгородского) с Русским Зарубежьем. «Одна из причин, по которой была разрушена связь между нашим Зарубежьем и Церковью в Отечестве, заключалась как раз в том, что в условиях гонений невозможно было наладить полноценную международную активность, в том числе вести переписку», − напомнил Владыка.

Только в послевоенный период у Русской Православной Церкви появилась возможность выйти на международную арену. В частности, некоторые иерархи получили разрешение выезжать за пределы страны, встречаться с представителями Русского Зарубежья, эмиграции. Кроме того, после длительного перерыва возобновились контакты Русской Церкви с католиками и протестантами.

Для координации международной деятельности в 1946 году был создан Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Митрополит Волоколамский Иларион рассказал присутствующим об иерархах, которые в разные годы стояли во главе этого Синодального учреждения. Самыми выдающимися среди них по праву считаются митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) и нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Митрополит Никодим сумел использовать международную деятельность Русской Православной Церкви для защиты интересов Церкви внутри страны, − подчеркнул митрополит Волоколамский Иларион. − Он внушал советскому руководству, что для выступления на международных конференциях, в том числе в защиту мира, необходимы свежие силы − молодые образованные архиереи, которые могут достойно представлять Церковь. С разрешения властей такие архиереи рукополагались; они направлялись сначала для служения за рубеж, а через несколько лет возвращались и замещали епископские кафедры, которые становились вакантными. Таким образом в 60 и 70-е годы митрополит Никодим своими личными усилиями, ценой собственного здоровья (он умер на 49-м году жизни после седьмого инфаркта), восстановил епископат Русской Православной Церкви. Более того, и сейчас, спустя 35 лет после его кончины, во главе Церкви по-прежнему стоят те люди, которых в свое время он выдвинул». В их числе − Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Санкт-Петербургский Владимир; среди ставленников митрополита Никодима был и приснопамятный Патриарх Алексий II.

«В 90-е и 2000-е годы, когда во главе Отдела внешних церковных связей стоял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси), были временем радикальных перемен в новейшей истории нашего Отечества, когда великая страна распалась на несколько государств и Церкви приходилось заново выстраивать отношения с гражданской властью внутри этих государств, − продолжил митрополит Иларион. − Это было одной из главных задач ОВЦС. Кроме того, на новом этапе необходимо было выстраивать всю систему межправославных и межхристианских отношений… По сути дела, именно митрополит Кирилл определял многие аспекты внутренней политики нашей Церкви и во всем объеме − ее внешнюю политику».

Обратившись к теме межхристианских отношений, в частности, православно-католического диалога, митрополит Иларион напомнил, что препятствиями к сближению после раскола в 1054 году продолжают оставаться вопрос о филиокве, то есть исхождении Святого Духа, догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, учение о примате Папы. До XIX столетия Русская Православная Церковь и Римско-Католическая церковь считали друг друга еретическими, что в том числе подразумевает отсутствие богослужебного общения. «В XIX веке и особенно в XX веке мы фиксируем фактическое признание действительности Таинств при отсутствии общения в Таинствах», − констатировал архипастырь.

Ключевым моментом для взаимоотношений православных и католиков стал Второй Ватиканский собор, созванный папой Иоанном XXIII. «Именно тогда была пересмотрена позиция Католической церкви в отношении Православия. Если раньше о православных говорили как о схизматиках и еретиках, отделенных от Церкви, а о Православной Церкви − как еретическом сообществе, в котором нет действительных Таинств, то Второй Ватиканский собор предложил совершенно иные формулировки. Православные Церкви стали рассматривать как обладающие апостольским преемством иерархий и действительными Таинствами, но не находящиеся в общении с Римом», − пояснил митрополит Иларион, отметив, что это естественным образом изменило и отношение к католикам в среде православных.

По свидетельству председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, с тех пор начались серьезные подвижки в отношениях между православными и католиками как на общеправославном уровне, так и в двусторонних отношениях. В 60-70-е годы были начаты собеседования с целью подготовки полномасштабного богословского диалога между православными и католиками. Официально такой диалог был открыт в 1980 году, и ведется он до сих пор. «Само вступление православных в диалог (причем в него вступили все Поместные Православные Церкви) означал мораторий на использование термина «ересь», «еретик» в отношении Католической церкви, − отметил митрополит Волоколамский Иларион. – Мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков. Мы ведем диалог с целью выяснения отношений, прояснения позиций и, может быть, их сближения там, где такое сближение возможно». Плодами диалога стали несколько богословских документов. Главным достижением, по мнению главы ОВЦС, является Баламандский документ 1993 года, в котором обеими сторонами было признано, что уния не является методом достижения единства Церкви. Это было очень важно в связи с активизацией деятельности греко-католиков на Западной Украине, в Румынии и ряде других стран.

С 2006 года в рамках диалога обсуждается тема соборности и примата во Вселенской Церкви; предметом обсуждения стала роль Римского епископа − как православные воспринимают эту роль сегодня и какой она была в первом тысячелетии.

В ходе выступления митрополит Иларион выделил наличие двух совершенно различных моделей церковного устройства на Западе и на Востоке. «Папство на Западе сложилось в результате длительного, двухтысячелетнего развития, так и отсутствие папства на Востоке обусловлено таким же двухтысячелетним развитием, в том числе полемикой с католичеством, ведь в ходе полемики одним из главных аргументов против папства со стороны Православных Церквей было то, что единым Главой Церкви является Господь Иисус Христос – именно Он возглавляет Вселенскую Церковь, и у Него нет викария на земле. А уже на человеческом уровне Вселенская Церковь состоит из Поместных Православных Церквей, каждая из которых возглавляется Патриархом, Митрополитом или Архиепископом и имеет соборную систему управления», − пояснил архипастырь.

Митрополит Иларион также коснулся темы взаимоотношений с Восточными Ориентальными (Дохалкилдонскими) Церквами, поделился сложностями в общении с протестантскими общинами, все более подверженными влиянию либерализации, что приводит в ряде случаев к введению женского священства, благословению однополых союзов. «Общих точек соприкосновения становится меньше», − констатировал председатель ОВЦС.

По окончании выступления митрополит Иларион ответил на вопросы, которые касались, в частности, возможной положительной динамики во взаимоотношениях с Римско-Католической церковью, ситуации на Украине и подготовки к Всеправославному Собору. Отвечая на первый вопрос, архипастырь указал на наличие общих для христиан вызовов, среди них − секуляризация, размывание в обществе традиционных семейных ценностей, угроза христианскому присутствию в ближневосточном регионе. «Мы не должны ждать результатов богословского диалога, прежде чем начнем взаимодействовать, ведь, например проблема защиты христиан Ближнего Востока, которые сейчас подвергаются самому настоящему геноциду, не терпит отлагательств, − уверен архипастырь. − Мы не можем ждать годы или десятилетия, пока достигнем единства и согласия по другим темам. Это вопрос, по которому мы должны взаимодействовать здесь и теперь».

А.О.Чубарьян поблагодарил гостя за выступление. «Для нас изучение Православия в России – одна из центральных задач, в том числе в связи с подготовкой новых учебников и проекта «История русского зарубежного Православия»», − поделился директор Института всеобщей истории РАН.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

240. Ответ на 216., М.Яблоков:

А ты, Швецов, в каждом посте показываешь свое нечестие и безбожие

Ну, каждый твой пост, Михал Иваныч, сияет умом, красотой и скромностью. PS. А Ёжик таки в к.211 впервые обошелся без капслока. Редкого хранителя благочестия мне удавалось так быстро воспитать.
Сергей Швецов / 02.01.2014, 14:05

239. Ответ на 238., М.Яблоков:

Товарищ подполковник, вам по-прежнему сюда: к.78
Юрий / 02.01.2014, 10:07

238. Ответ на 237., Юрий:

Вы полный профан в богословии )
М.Яблоков / 02.01.2014, 05:22

237. Ответ на 236., М.Яблоков:

Апостольские Постановления были признаны подложными, а не Апостольские правила, которые являются до сего дня основой канонического права Православной Церкви.

Товарищ подполковник, тут уже св.П.Могилу, к-рого вы сочли столпом “чистого православного вероучения и исповедания” (к.171) отправили по этапу в преисподнюю именно на основании Правил св.Апостолов (ПСА). Если вы считаете ПСА <u>буквально</u> истиной в последней инстанции, то помимо П.Могилы точно также, как уже было упомянуто (пр. 46, 47) можно этапировать в преисподнюю и всех Отцов Вс.Соборов, признавших еретическое Крещение/Миропомазание. Опять же, ПСА не имеют к Апостолам никакого <u>прямого</u> отношения – они возникли не ранее 4 в. ПСА тесно связаны с анафематствованными, по сути, Апостольскими Постановлениями (АП). Если вы читали ПСА, то заметили бы, что они составлены даже позже АП – пр.85 ПСА упоминает АП. ПСА составлены уже в эпоху Вс.Соборов, но имеют не соборную природу. Основой канонического права в значительно большей мере являются Вс.Соборы – именно для этого они и собирались Отцами. Голос Церкви – это голос Вс.Соборов, поэтому если есть прямые противоречия между отдельными правилами Вс.Соборов и ПСА – приоритет, несомненно, отдается правилам Вс.Соборов. Ккак ни крути, но пр.46, 47 ПСА прямо противоречит 95 пр.Трулльского Собора... Итак, Труллський Собор (2 пр.) определил ПСА “прекрасными и крайняго тщания достойными”, но при этом, фактически, осудил ту часть 85 пр.ПСА, где послания Климента поставлены в ряд с Писанием. 2 пр. Трулльского Собора четко охарактеризовало эти постановления Климента <u>еретическими</u>. Вот вам и богословский авторитет ПСА как “основы канонического права Православной Церкви по сей день”. ПСА можно назвать “Основой канонического права ПЦ”, но лишь в самых общих чертах и лишь в той части, к-рая не противоречит правилам Вс.Соборов.
Юрий / 01.01.2014, 20:21

236. Ответ на 231., Юрий:

Полный бред. Простите, но вы точно сектант... “Правилами св.апостол” и прочей чушью. Не позорьтесь уже. Т.н. “Правила св.апостол” на самом деле не имеют к св.Апостолам никакого отношения

Что глупость вы тут понаписали?! Апостольские Постановления были признаны подложными, а не Апостольские правила, которые являются до сего дня основой канонического права Православной Церкви.
М.Яблоков / 01.01.2014, 15:20

235. Ответ на 229., Иван Зайцев:

Значит осквернился перед смертью. Вероотступники всегда были в истории Церкви, ничего не поделаешь... А по икономии причащать католиков нельзя. По икономии можно только срок епитимьи для кающихся скостить. А ересь - это смерть души.
М.Яблоков / 01.01.2014, 15:02

234. Ответ на 229., Иван Зайцев:

Причащение тяжело больных католиков, при физической невозможности привести к ним пастора их веры - допустимая икономияТолько после совершения чина присоединения к Православной Церкви.Без. В 1969г было большое количество регионов без единого католического священника, что давало оправдание такой икономии.Есть и обратные примеры. Лев Карсавин, не сумев найти в лагере православного священника принял последнее причастие от католического

Примеры чего?! Какая икономия? Неправославным нельзя преподавать святые таинства, вообще никакие.
blogger / 01.01.2014, 12:29

233. Ответ на 230., πλάνιος :

.Решение собора 1969 года было отменено, как не соответствующее Священному Преданию. .

В 1986г действие постановления1969г было приостановлено как "не получившее развития" до решения данного вопроса "всей православной полнотой" Тексты постановлений можете прочитать здесь http://www.blagogon.ru/biblio/201/
Иван Зайцев / 01.01.2014, 12:26

232. Ответ на 230., πλάνιος :

О Иван, да Вы экуменист (сторонник теории ветвей), да еще в квадрате.Решение собора 1969 года было отменено, как не соответствующее Священному Преданию. .

Когда было отменено? Дайте дату и документ. Я использовал материал Из архива РНЛ "Поместный собор 1971 г вопросы и размышления" Уточняющих решений Синода по этому вопросу не последовало, но в майском номере "Журнала Московской Патриархии" за 1970 г. было опубликовано "Разъяснение Председателя ОВЦС митрополита Ленин-градского и Новгородского Никодима относительно Решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 декабря 1969 г. о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков", в котором митрополит подчеркнул, что обращение к священнослужителям Московского Патриархата с просьбой о духовном утешении и за свершением Святых Таинств допускается в случае болезни и из-за невозможности обращения к священнослужителям своих Церквей. "В таких случаях духовенству Русской Православной Церкви надлежит проявлять пастыр-скую заботу и преподавать нуждающимся духовное утешение и Святые Таинства". В своем докладе "Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви" на Поместном Соборе 1971 г. митрополит Никодим не только оценил решение Синода как продиктованное душепопечительной заботой нашей Церкви о своих братьях во Христе, но и подчеркнул, что "подобное имело место в 1878 году, когда Константинопольский Синод вменил в обязанность греческим православным священникам совершать таинства для армян там, где у них не имеется церквей и священников". Митрополит Никодим - экуменист, призидент ВЦС. Экуменическую деятельность считал основной задачей Русской Православной Церкви. "Отмена клятв" 1971г - малая часть этой его деятельности.
Иван Зайцев / 01.01.2014, 08:21

231. Ответ на 226., πλάνιος:

95 правило принято на соборе в Трулле в 681 году, а не на 6 Всл. соборе.

95 пр. действительно принято на Трулльском Соборе – но не в 681, а в 691. 681 – это именно 6ВС Каноны Трулльского Собора относятся к и 5 и 6Вс, его точное название – Пято-Шестый (Quinsextus) Так что ТС вполне можна называть и 6ВС. Ни о какой действенности таинств в нем не говорится, это чисто ваше измышление.

Ох как вас заклинило то... Никейский Собор признал крещение и священство раскольников новациан (8-е правило), а II Вселенский Собор 7-м правилом распределил еретиков и раскольников на две группы – принимаемых через крещение и через миропомазание. 95-е правило Трулльского Собора добавило к этому еще одну группу – принимаемых через публичное (письменное) отречение от своих заблуждений. Так возникли три чина приема еретиков и раскольников. На этом же соборе принято и 46 и 47 правило святых апостол, согласно которым надо всех еретиков крестить.

На каком “этом же” – на Трулльском, что ли? Полный бред. Простите, но вы точно сектант. Т.н. “Правила св.апостол” на самом деле не имеют к св.Апостолам никакого отношения (как и к ТС). А вот как Трулльский Собор “принял” т.н. “Правила св.апостол” (пр.2): «Поелику же в сих правилах поведено нам приимати оных же Святых Апостолов постановления, чрез Климента преданныя (имеется в виду 85-е Апостольское правило), в которые некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественнаго учения, то <u>мы, ради назидания и ограждения христианнейшия паствы, оныя Климентовы постановления благоразсмотрительно отложили</u>, <u>отнюдь не допуская порождений еретическаго лжесловесия</u>, и <u>не вмешивая их в чистое и совершенное апостольское учение</u>». Так что учение Петра Могилы о неповтояемости миропомазания для папежников это ересь

Уже П.Могилу спустили как “еретика” по этапу в пекло? Тогда точно так же и с Отцами <u>всех</u> ВС нужно, ведь еще на Никее приняли крещение раскольников, а последующие ВС расширили эту практику. Могила при приеме еретиков в Требнике ссылается именно на каноны ТС. и про все следующие соборы писать неправду не надо

Милейший, вы тут такой дури уже нагородили со своими т.н. “Правилами св.апостол” и прочей чушью. Не позорьтесь уже.
Юрий / 01.01.2014, 02:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Русская цивилизация и Ватикан
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Митрополит Пирейский Серафим предостерегает против празднования Пасхи с католиками
17.04.2024
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Почему запрет и объявление Эстонской Церкви Московского Патриархата террористической организацией реально?
16.04.2024
Александр Сосновский не прав
О поцелуе понтификом украинского флага на встрече с детьми из Украины
15.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Знак беды для всего мира
Падение иконы Спасителя на католическую Пасху в Ватикане – предвестник бедствий, смут и расколов
04.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11