Опричнина защитила Православие, Церковь и Самодержавство

Профессор Игорь Фроянов о том, как следует излагать правление Иоанна Грозного в новом учебнике истории

Иван Грозный  Новости Москвы  Новые учебники истории в России  Иосиф Сталин 
0
3153
Время на чтение 6 минут

«Лента.ру» продолжает изучать «сложные вопросы» истории России, выделенные в ходе подготовки единого школьного учебника отечественной истории. Под номером пять значится вопрос о личности Ивана Грозного и его роли в истории страны. «Полностью соглашаясь с утверждением, что Иван IV — фигура противоречивая, мы решили рассмотреть лишь одно из направлений его реформаторской деятельности: судебную реформу, сопровождавшуюся распространением пыток, широким применением смертной казни и массовыми репрессиями», - отмечает издание.

На вопросы, поднятые порталом, отвечает в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, доктор исторических наук, профессор Игорь Яковлевич Фроянов. «Можно ли считать внутреннюю политику Ивана Грозного неоправданно жестокой? Являлась ли проводимая им политика следствием его личных качеств или она полностью соответствовала той эпохи, имея сходство с внутренней политикой других европейских стран того времени? Чем являлась опричнина Ивана Грозного – его прихотью или насущной необходимостью?» - на эти и другие темы размышляет И.Я.Фроянов.


«По поводу Опричнины в исторической науке ведутся давние споры, высказываются разные мнения. Одни исследователи полагают, что Опричнина была учреждена из соображений государственных, связывая ее с переходом России от родовых отношений к государственным. На этой точке зрения стоял, в частности, Сергей Михайлович Соловьев. Другие исследователи, такие как Василий Осипович Ключевский или Степан Борисович Веселовский, не усматривали никакого государственного смысла в этом учреждении, считая, будто Опричнина являлась следствием "испуганного воображения" царя Ивана, страдавшего манией преследования, свидетельствующей о психической неуравновешенности и даже душевном расстройстве государя, вставшего, как он говорил сам, "за себя" и начавшего, бить всех налево и направо, не разбирая своих и чужих.

Убеждение в бессмысленности репрессивного режима, созданного Иваном Грозным, его тиранстве, переходящем нередко в садизм, получило широкое распространение в нашем современном обществе, особенно среди либерально мыслящих его элементов. Это убеждение, к несчастью для Грозного, усугубляется еще и тем, что И.В.Сталин, как известно, видел в нем великого государственного деятеля России. В результате утробная ненависть либералов к Сталину, претерпев в некотором роде метаморфоз (или "переадресовку") обрушилась на государя. В этом плане Ивану Грозному пришлось отвечать за Сталина…

По пути, проложенному либеральной историографией и исторической публицистикой, пошел автор статьи, опубликованной "Лентой.ру". Рассматривая "одно из направлений реформаторской деятельности" Грозного – "судебную реформу, сопровождавшуюся распространением пыток, широким применением казни и массовыми репрессиями" – этот автор почему-то забыл о том, что данная реформа и, в частности, Судебник 1550 года есть плод правительственной работы Избранной рады (А.Адашев, Сильвестр, А.Курбский и др.), вызывающей нескрываемую симпатию историков либерального толка. Это, конечно, не оправдывает жестокостей Ивана, но и не делает их присущими ему одному. Таково было время, которое нам, современным людям, трудно постичь.   

Что касается самой Опричнины, то причины ее возникновения необходимо, на мой взгляд, изучать на протяжении истории Русского государства, начиная с конца XV века, не ограничиваясь 60-ми годами XVI столетия, как это мы имеем в исторической литературе. Почему так?

Известно, что к концу XV века сложилось мощное Единое Русское государство, вобравшее в себя основные русские земли, объединившиеся вокруг Москвы. Оно стало восприемницей Византийской империи, опорой Православия. Москва была провозглашена Третьим и последним Римом, Удерживающим Православную веру.  Католический Запад, полагавший, что с крушением Византии падет и Православие, просчитался и был не на шутку встревожен, даже обескуражен появлением огромного по европейским меркам государства, служащего опорой истинной Христовой Веры и Апостольской Церкви. Католики, как и другие представители сил, враждебных христианству, начали борьбу с русской Церковью и Государством, которые совместными усилиями посредством симфонии церковной и светской властей возводили Святую Русь и ее главное основание Российское Самодержавство. Поначалу эта борьба приобрела религиозно-идеологическую направленность, выступая в форме еретических движений.  

Именно в конце XV века к нам с Запада были заброшены семена ереси, давшей вскоре обильные всходы и названной тогда же "ересью жидовствующих". Ее приверженцы отдавали предпочтение Ветхому Завету перед Новым Заветом, выступали против церковной и монастырской организации, сложившейся к тому времени на Руси, против священства, церковно-монастырского землевладения, обеспечивавшего материально духовные учреждения. Они отрицали божественную природу Иисуса Христа, богоизбранность Девы Марии, не верили в загробный мир и Второе Пришествие, отвергали иконы, поклонение святым, особенно русским, и пр. То было фронтальное наступление на церковный уклад и, следовательно, на государственный строй России. Перед нами, таким образом, не только религиозное, но и политическое движение, преследующее далеко идущие цели.

Еретики, среди которых были очень влиятельные при дворе великого московского князя Ивана III лица (Елена Волошанка, невестка государя, митрополит Зосима, князья Ряполовский и Патрикеевы, посольский дьяк Федор Курицын и пр.), планировали захватить высшую власть в стране и повести ее в нужном для себя направлении – в сторону ближайших соседей России, т.е. Польши и Литвы. Речь шла о создании государственности, копирующей государственный строй Литвы и Польше, где власть короля была ограничена шляхтой и представителями высшего землевладельческого класса. И новоявившиеся "реформаторы" были близки к цели, добившись венчания на великое княжение московское отрока Дмитрия, сына Елены Стефановны и внука Ивана III.  Это означало подкоп под Русское Самодержавство – надежную опору Православия. К тому же подкоп с помощью инструментов… самодержавной власти – прием, который будет в ходу у недругов России вплоть до нашего времени.

Сверхзадача, которую ставили еретики, заключалась в изменении сущности Русской Православной Церкви и Православия. Россию хотели свернуть с пути национального развития на иной, угодный западу, исторический путь. Но Господь того не попустил. Два духовных витязя – архиепископ новгородский Геннадий и преподобный Иосиф Волоцкий – удержали Русь от еретического соблазна и разложения. Они (в особенности Иосиф Волоцкий) побудили великого князя предать еретиков соборному суду. Однако ересь до конца искоренить все же не удалось.

Продолжателями дела этих святых мужей являлись царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий, строившие Святую Русь и направлявшие страну по самодержавному пути развития, отличному от пути западноевропейских монархий. Но деятельность противников такого исторического движения постепенно нарастала, и в середине XVI века сложилась угрожающая для Церкви и Самодержавия ситуация. Нужно было либо принять то, что нам навязывали противники Святой Руси, либо защищаться и отстаивать свой путь исторического развития.

С этой целью обороны, по моему глубокому убеждению, и была создана Опричнина, которая по сути своей выступила в качестве учреждения, призванного обеспечить государственную безопасность. Вот почему я отношу Опричнину к органам государственной безопасности и связываю с ней начало истории их в России.  Жестокими (по современным понятиям) репрессивно-карательными мерами (на Западе тогда проливали крови не меньше, если не больше) Опричнина справилась с возложенной на нее задачей, защитив Православие, Церковь и Самодержавство.

Это в значительной мере определило преодоление Смуты в России начала XVII века.  Говорят, что царь Иоанн Грозный довел страну до финансово-экономического истощения, обезлюдил ее. Однако надо оценивать деятельность Грозного с точки зрения того, что произошло в Смуту и после нее. И если с этой стороны рассматривать правление Иоанна Грозного, то придется признать, что исторически оно было эффективным.

В Смутное время закачалось Государство, и оно нашло мощную поддержку и помощь со стороны Церкви, олицетворяемой ее великим Предстоятелем патриархом Гермогеном. Если в конце XV – XVI веке Церковь, подвергаемая нападениям еретиков, нуждалась в поддержке Государства, то в начале XVII века Государство, колеблемое Смутой, нуждалось в поддержке Церкви. И должно сказать, что оба названных института (каждый в свое время и на своем месте) оправдали в полной мере возлагаемые на них надежды: Государство в XVI веке успешно исполнило роль Удерживающего, а Церковь в начале XVII века удержало ослабленное Государство от падения. В результате совместных усилий Церкви и Государства Россия вышла из критического состояния, в котором она оказалась в годы Смуты. Что же было потом?

Состоялось избрание Михаила Романова на царство, т.е. возвращение к Самодержавству. Значит, Земский собор («совет всей Земли») не видел лучшей формы правления для России, чем самодержавие. И не потому, что у соборян не хватало исторического опыта и знаний. Они испытали, что такое иноземная (польская) власть, "семибоярщина" и "боярский царь" Василий Шуйский. Тем не менее, Собор восстановил Самодержавство, которое отстаивал и охранил посредством Опричнины Иван Грозный.

Благодаря восстановлению Самодержавия, усилению тесного сотрудничества Государства с Церковью (в правление Михаила мы видим даже определенное слияние Церкви и Государства, когда Патриархом был отец Царя, вставший вровень с Государем в делах правления страной) совершилось возрождение России, что обеспечило ей дальнейшее историческое развитие, превращение ее в Российскую Империю, раскинувшуюся от Балтики до Тихого океана, и от "моря дышучего" – Северного Ледовитого океана –  до  Черного моря и гор Памира».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

24. Re: Опричнина защитила Православие, Церковь и Самодержавство

Вам не кажется странным, что английская и американская пресса жестко критикуют концепцию единого учебника по русской истории. Явно что русские историки знают историю своей страны куда лучше чем западные эксперты.

23. Re: Опричнина защитила Православие, Церковь и Самодержавство

"Нужно было либо принять то, что нам навязывали противники Святой Руси, либо защищаться и отстаивать свой путь исторического развития. С этой целью обороны, по моему глубокому убеждению, и была создана Опричнина, которая по сути своей выступила в качестве учреждения, призванного обеспечить государственную безопасность." Согласна с таким определением опричнины для нового учебника истории, предложенным профессором Фрояновым.
Елена Л. / 21.11.2013, 07:46

22. Ответ на 14., Славянофил:

И пусть затем возникнет разговор.

Затмение лишь у тех, кто знание привык черпать вне Духа Святаго. Народная память - вот самый важный документ, дошедший до наших дней.
Георгий / 20.11.2013, 20:23

21. Ответ на 7., о. Николай Савченко:

Зря это все.Нечего ил баламутить. Улеглось, так улеглось. Зачем опять Иоанна Грозного выставлять на всеобщий обзор?

Для кого-то и крест - позор. А для нежидовствующих Царь Иоанн Грозный есть царь-мученик. И слава Богу, что пишут и помнят о нем русские люди.
Георгий / 20.11.2013, 20:12

20. Ответ на 19., избауер :

"Россию хотели свернуть с пути национального развития на иной, угодный западу, исторический путь..."Такое впечатление, что автор говорит о какой-то "западной" ереси, но это было не окатоличивание России, а талмудическое ожидовление. Это был религиозный реванш хазарии. Это было то, что им наконец удалось провернуть со Святою Русью уже в 1917 году - распять и выпить её кровь, с чайком выпить.Читайте "Просветитель" преподобного Иосифа Волоцкого .

Только не талмудического Это антитринитарная ересь в духе литовских социан или нынешних свидетелей Иеговы Россию пытались повернуть на литовский путь "шляхтецкой республики"
Иван Зайцев / 20.11.2013, 18:33

19. Опять мимо!

"Россию хотели свернуть с пути национального развития на иной, угодный западу, исторический путь..." Такое впечатление, что автор говорит о какой-то "западной" ереси, но это было не окатоличивание России, а талмудическое ожидовление. Это был религиозный реванш хазарии. Это было то, что им наконец удалось провернуть со Святою Русью уже в 1917 году - распять и выпить её кровь, с чайком выпить. Читайте "Просветитель" преподобного Иосифа Волоцкого .
избауер / 20.11.2013, 16:58

18. Re: Опричнина защитила Православие, Церковь и Самодержавство

Замечательная статья! Подписываюсь под каждым словом.
М.Яблоков / 20.11.2013, 09:17

17. Re: Опричнина защитила Православие, Церковь и Самодержавство

http://news.mail.ru/society/15724739/?frommail=1
Lucia / 20.11.2013, 08:19

16. Re: Опричнина защитила Православие, Церковь и Самодержавство

Митрополит был убит. Наследник престола погиб при загадочных обстоятельствах. Церковным имуществом светская власть распоряжалась так, как хотела. Вывод: опричнина не защитила ничего из перечисленного.
рудовский / 17.11.2013, 11:37

15. 12.Ивану Зайцеву."О тонкостях православия".

Уважаемый Иван Зайцев. Идеи правят мiром(сим),по преимуществу бредовые,однако, овладев массами, становятся материальной силой,которая сносит все на своем пути. Так было и так есть в истории,реальной истории,которую точно и достоверно описывает ИСТОРИЧЕСКИЙ материализм, безусловно-наука. О стихиях мiра сего. Речь идет именно об этом и надо двадцать раз подумать, прежде чем заимствовать чужой и чуждый опыт,что бы то ни было,поелику неизбежно придется заимствовать(пусть и частично) чужой и чуждый образ мышления и вот здесь- лиха беда начало. Что до призвания "варягов",то варяжские дружины,состоявшие на службе у русских князей,оказали достаточно влияния на умонастроения в тогдашнем обществе-погибельного влияния.
Писарь / 17.11.2013, 09:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Яковлевич Фроянов
Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства
О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва)
05.02.2017
Все статьи Игорь Яковлевич Фроянов
Иван Грозный
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Символ и цель. Иван Грозный
Из книги «Эпоха утраченных смыслов»
12.11.2024
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу
11.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Новые учебники истории в России
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07