4 ноября Россия отмечает День народного единства. 4 ноября 1612 года воины под предводительством Минина и Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. С 2004 года этот день объявлен государственным праздником, в этот же день Церковь празднует день Казанской иконы Божией Матери.
Между тем, и с народным единством, и с его празднованием в России сейчас отнюдь не все благополучно. По данным на 2012 год, более половины россиян (56%) не ощущают себя единой нацией, а считает народное единство реальностью менее четверти (23%).
Те, кто в народное единство не верит, ссылаются чаще всего на разобщенность людей, повальный эгоизм, озлобленность и отсутствие взаимопомощи. Кроме того, указывают на отсутствие у людей единой цели, на напряженные межнациональные отношения и на разделенность по политическим убеждениям.
Так, в одном из интервью Regions.Ru член Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции КПРФ Олег Куликов воскликнул: «Единство кого и с кем? Олигархов с нищим народом или безработных с работодателями?»
В этом году 54% опрошенных порталом Superjob.ru заявили, что 4 ноября для них – просто обычный выходной (правда, отмечает портал, три года назад таких было 62%). Лишь для 11% это праздник, день гордости и национальной славы, важная историческая годовщина и повод для раздумий об истории страны. В свое время протоиерей Максим Первозванский отметил, что «День народного единства и не может восприниматься иначе как некая дата, связанная с событиями давней старины, о которых и знают-то немногие, не говоря уже о настоящем понимании. И пока эту дату не наполнят богатым историческим содержанием, не донесут до народа всю полноту ее ценности, надеяться, что праздник станет действительно всенародным – нельзя».
В этот же день установилась традиция проводить «Русские марши», в которых принимают участие разные организации – вплоть до откровенно неонацистских. Фотографии молодых людей, вскидывающих руки в нацистском приветствии, в СМИ стали одной из примет этого дня, и на их фоне само упоминание о народном единстве звучит насмешкой.
«А как обстоят в России дела с народным единством на ваш взгляд? Каковы, по вашему мнению, главные причины того, что многие граждане России не ощущают себя частью единого народа? Меняется ли это ощущение, и если да, то в какую сторону? Что вы думаете по поводу «Русских маршей»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, сказал: «"Русские марши" проходят каждый год, и с каждым годом, видимо, будет усиливаться националистическое движение. Это связано с ростом обеспокоенности о том, какое место в стране занимает государствообразующий русский народ».
«Люди ощущают, что права русского народа ущемляются, начинают выступать и используют День народного единства как повод, потому что этот праздник слабо прописан с идеологической точки зрения. Заявляется о народном единстве, но в чем оно заключается - непонятно. Не хватает правильно разработанной национально ориентированной идеологии. Напротив, она заменяется каким-то абстрактным космополитическим содержанием, которое не греет душу, вот люди и начинают придумывать что-то свое», - считает пастырь.
«Общество и государственная политика игнорируют национальные ценности, а если они игнорируются, будет усиливаться противостояние. Как дальше будет развиваться общая ситуация в стране, неясно, и к сожалению, пока изменений к лучшему не видно», - заключил отец Артемий.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил: «Народ не ощущает единства, потому что нет внятной идеологии внутри общества. Народная жизнь тоже никакого идейного содержания не имеет, потому что оно внятно не изложено и не предлагается. В конце концов, отдельный человек и общество в рамках государства должны иметь какие-то провозглашенные цели своего развития. Христианство предлагает ясные ориентиры, но у нас государство светское, а что такое светскость – не поясняется, какие идейные ценности оно имеет? Пусть бы оно было светским, но христиански ориентированным, тогда и идеология бы формировалась».
«А разного рода "Русские марши" - это попытка не сверху, так снизу что-то создать, что и не удивительно: при отсутствии идеи она начинает формироваться снизу, что порой бывает опасно. Все-таки государство и общество, правящий класс должны серьезнее озаботиться тем, какие в нашем обществе идейные скрепы, и если они отсутствуют, то каковы они должны быть. Этим надо заниматься, а не пускать на самотек, потому что потом все оборачивается разного рода маршами и т.д», - заключил отец Андрей.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сказал: «Я сам никогда не участвовал в "Русских маршах", но знаю, что участвуют там люди очень разные. Наверное, такие марши тоже должны быть, и само их проведение - это некоторая попытка русских нащупать, кто они такие и каким образом должны себя позиционировать сегодня и в будущем. Да, с единством у нас пока плоховато, но что появился этот праздник появился вместо годовщины революции, которая фактически разрушила русскую цивилизацию, на месте которой было построено неизвестно что, - это хороший показатель».
«Очень многое зависит от властей, потому что народ уже подает сигналы: Бирюлево, например, очень внятный сигнал, - считает пастырь. - Неслучайно власти сразу зашевелились, а до этого ничего не делали, о национальной преступности вообще молчали, прятались от проблемы и довели до того, чтобы народ сам эту проблему обозначил в таком стихийном виде. Народ вынужден проявлять себя протестом. А мы знаем, русский бунт - это ненормальное и грубое явление».
«Мне хочется, чтобы этой темой занялись на самом высоком уровне, и не приходилось властям за взбунтовавшимся народом "подчищать хвосты". Если есть преступность, значит, надо давать ей оценку. Где ложь, там всегда тупик. Проблеме нужно смотреть в глаза, и я не требую, чтобы мы завтра создали идеальное общество, - я в такое вообще не верю. Но я верю в возможность некоторого поступательного движения. 4 ноября – это день, когда в ГУЛАГе расстреляли моего деда, но это и день движения к единству, чтобы не было больше ГУЛАГов, а было больше понимания между людьми, где и чем бы они ни занимались, будь они люди из власти или простые, дагестанцы или русские. Чтобы была мирная жизнь, потому что там, где нет мирной жизни, плачут матери, провожая в последний путь наших сыновей», - заключил священник.