«В соответствии со ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации одной из задач кодекса является защита прав и свобод человека и гражданина. Этой задаче служит принцип справедливости уголовного закона, который заключается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть, помимо прочего, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления.. В этой связи предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации. Законопроектом предлагается усилить уголовную ответственность за преступления, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, определив это как обстоятельства, отягчающие наказание», - сказано в документе.
Е.Марченко отмечает, что, согласно данным Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (письмо от 18.07.2013 года №11/4-553(в)), на территории Санкт-Петербурга за 2012 год и 1 полугодие 2013 года иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 2100/1422 преступлений, в том числе гражданами государств-участников СНГ -1931/1309. Из них краж-546/349, грабежей-177/107, разбоев-85/65, преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия-3/4, с незаконным оборотом наркотиков 316/200. К административной ответственности привлечено 99883/70146 иностранных граждан. Приняты изменения в Уголовный кодекс РФ, направленные на усиление уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, которые направлены на усиление уголовной ответственности за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Также депутат отмечает, что Президент Владимир Владимирович Путин подписал законопроект, ужесточающий пребывание в России трудовых мигрантов. «Отныне за целый спектр правонарушений миграционного законодательства приезжих будут выдворять из России. Настало время усиления уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение на территории Российской Федерации преступлений на законодательном уровне», - пишет депутат.
Марченко также отмечает, что В.В.Путин, будучи еще премьер-министром, жестко высказывался на вызывающее поведение мигрантов: «Тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям». Иностранными гражданами в Российской Федерации считаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству других государств, напоминает депутат.
«Криминалистическая характеристика совершенных иностранными гражданами преступлений включает в себя следующие элементы: особенности личности преступника; способы совершения этих преступлений; обстановка совершения преступления; причины и условия совершения преступления. К особенностям личности преступника следует отнести правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации. Преступность иностранных граждан и лиц без гражданства является, с одной стороны, частью преступности на территории России, а с другой - по некоторым параметрам заметно отличается от преступности россиян (уровень преступности, латентность преступности, виды преступлений). Информация об увеличивающейся эскалации насилия на территории России в связи с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства имеет под собой веские основания.. Преступность трудовых мигрантов характеризуется большим количеством преступлений, связанных с насилием против личности - это убийства, грабежи, изнасилования, то есть преступления большой общественной опасности, которые являются тяжкими и особо тяжкими видами преступлений. Преступления, совершаемые иностранными гражданами на территории Российской Федерации, провоцируют межнациональную рознь, что в свою очередь приводит к межнациональным конфликтам», - пишет Е.Марченко.
Он также отмечает, что нелегальная миграция ухудшает социальную обстановку, создает напряженность в межнациональных отношениях и способствует общей криминализации и росту преступности, в том числе в среде самих мигрантов. «Следует отметить стремление мигрантов к клановости, компактному поселению, к активному и более агрессивному навязыванию коренному населению несвойственных ему порядков и обычаев. Ранее, Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. Бастрыкин в своем выступлении на межведомственном совещании по вопросам борьбы с преступностью среди мигрантов и совершенствованию миграционной политики выступил с резким заявлением и отметил, что гастарбайтеры переходят на нелегальное положение, объединяются в группы, создают банды для нападений и похищения имущества. По данным СКП среди криминальных гастарбайтеров лидируют лица, имеющие отношение к организованной преступности бывших республик СССР», - отмечает депутат далее.
Он напомнил, что резонансное преступление произошло в Москве на Матвеевском рынке. «27.07.2013г. группа оперативников прибыла для задержания предполагаемого насильника, и уже после поимки подозреваемого на одного из стражей порядка набросилась агрессивная толпа. Активное участие в потасовке принимала женщина, которая является сестрой задержанного по подозрению в насилии, и мужчина, отправивший оперативника в реанимацию ударом кастета. Впоследствии оба они были задержаны. Данный факт свидетельствует о том, что некоторые иностранные граждане не только не уважают законы и порядки страны пребывания, активно сопротивляются принимаемым мерам, но и сами нападают на граждан Российской Федерации. А ведь перед работающими на рынке гастарбайтерами были не просто российские граждане. Были сотрудники полиции, должностные лица, наделенные властными полномочиями, что само по себе должно быть сдерживающим фактором негативного поведения присутствующих», - подчеркнул Марченко.
По его словам, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 1996 года № 1 «О судебном приговоре» (с изменениями на 16 апреля 2013 года) прямо указывает, что в соответствии с законом (ст.60 УК РФ) суд при назначении наказания обязан учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного. Исходя из этого, указываются обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности подсудимого, а также иные обстоятельства, характеризующие его личность. Содержащийся в ст.63 УК РФ перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим и суд не вправе при мотивировке наказания ссылаться на обстоятельства, которые не указаны в законе, в связи с чем и предлагается дополнить статью Уголовного кодекса пунктом следующего содержания: «р) совершение преступления иностранным гражданином или лицом без гражданства», указывает депутат.
«Предложенный проект направлен на повышение эффективности противодействия преступным посягательствам иностранных граждан и лиц без гражданства, повысить их ответственность в рамках действующего законодательства, и в целом на решение стратегических задач в области миграционной политики, безопасности граждан и нашего государства. Принятие данного законопроекта не предполагает признание актов федерального законодательства утратившими силу, а также не требует дополнительных финансовых затрат, создание новых структур исполнительной власти и изменение действующего законодательства», - пишет Евгений Марченко.