Освящение Кронштадтского Морского собора - это событие мирового уровня, так как этот храм уникальный, а для России он является главным морским собором страны. Мы еще совсем недавно в ужасе смотрели, как на соборе расползаются трещины, переживали за его судьбу. Я была депутатом Законодательного Собрания, Александр Михайлович Горошко - главой Кронштадта, и мы с ним ломали голову, как быть, трещины расширяются, собор того и гляди может рухнуть. С помощью Валентины Ивановны был создан Фонд по спасению собора, но таких денег, на которые можно было бы провести реконструкцию храма, собрать было невозможно. Тогда было принято решение написать Светлане Владимировне Медведевой, уроженке Кронштадта. Какова была радость всех кронштадтцев, когда она откликнулась, и начались активные работы не только по спасению собора, но и по его воссозданию. Собор строили к 300-летию Дома Романовых, но с началом Первой мировой войны до конца достроить его не успели.
В 2013 году собор отмечает свое 100-летие - дата не такая уж большая, но храм проектировался как Новый Иерусалим, духовный центр морского флота России. Строили его, собирая пожертвования среди моряков, среди жителей всей России, а основные средства выделил Государь Николай Второй. Возрождение собора также проводится всем миром. Если посмотреть, сколько человек приняло участие в его спасении, то увидим, что их количество огромно. При строительстве храма завершить его отделку не удалось, а сейчас, к 400-летию Дома Романовых, было доделано все то, что не успели к 300-летию.
Собор уникальнейший, второго такого храма нет. Несмотря на то, что считается, что прототипом его является храм Софии в Константинополе, ныне Стамбуле, Кронштадтский собор не является его копией. Архитектор собора Василий Косяков взял за основу лишь традиционные византийские формы. По своему убранству собор поражает воображение. Вчера я читала впечатления журналистов, присутствовавших на освящении, все единогласно пишут, что росписи, мозаики поражают великолепием, теряешь дар речи и трудно подобрать слова, достойные для описания нашего собора.
Уникально и то, что в храме сохранилось многое из подлинного убранства: мозаики, уникальный пол. Когда там был кинотеатр, куда я, как кронштадтка, ходила на киносеансы, пол был застлан досками. Великолепие, которое долгие годы скрывалось от глаз людей, наконец-то предстало во всей красе. С детства запомнился один эпизод атеистического советского кощунства. В Кронштадте многие пользовались общественными банями, и мы с мамой туда ходили. В банях были мраморные скамьи, изготовленные из плит, снятых с Морского собора. Куда исчезли эти плиты потом, неизвестно. На соборе установлены новые, на которых высечены имена героев-моряков.
Кронштадтский собор должен стать центром патриотического воспитания, там должен быть устроен музей, так как он заложен при проектировании. Собор задумывался как духовный центр, таким он и должен стать. Важно, чтобы собор не превратился в местечковый, провинциальный храм. Важно, чтобы дух торжественного общероссийского события, которым была пропитана атмосфера освящения собора, сохранился. Я находилась в Кронштадте на праздновании Пасхи, и меня поразило, что пасхальное богослужение, начавшись во Владимирском соборе, с Крестным ходом и всеми молящимися перешло в Морской собор. Мне кажется, что Морской собор должен стать храмом федерального значения. Сюда должны приходить люди и из Кронштадта, и из Санкт-Петербурга, и со всей России. И праздники, и будни Кронштадтского собора должны быть заполнены многогранной духовно-просветительской деятельностью.
Само освящение было торжественно-великолепным, но надо говорить и о недостатках, чтобы их учесть и искоренить. Храм огромен, на 5 тысяч человек, и, чтобы было всем видно, были задуманы экраны. Но для меня, например, стало непонятно, почему экраны висели у выхода, а не слева и справа от алтаря, чтобы молящиеся смотрели бы и на солею, и на экраны? А то все присутствующие в храме вынуждены были повернуться спиной к алтарю, чтобы видеть на экранах, как Патриарх с Крестным ходом обходит храм во время чина освящения. Любой верующий знает, что к алтарю спиной не поворачиваются! Думаю, что этот недочет будет учтен организаторами при следующих службах.
Хорошо, что на церемонии присутствовали моряки, и был военный парад. Изначально, когда при подготовке освящения осматривались материалы по освящению собора в 1913 году, все отмечали наличие дирижабля, с которого производилась фотосъемка. Хотели повторить этот момент, но не получилось. Перед освящением собора в Кронштадте был аврал. За короткое время город был вычищен, продуманы парковки, установлены туалеты. Единственное, в метро шла мощная реклама с приглашением на этот праздник, а на сайте администрации Кронштадта висело объявление об ограничениях движения по дамбе, об ограничениях въезда и выезда из города в этот день. Эти объявления от администрации оказались ложными. Следовало разместить объявление с просьбой ехать в Кронштадт не на собственном транспорте, а на общественном, тем более, что таковой специально был дополнительно организован. Кроме того, нужно было указать места в Санкт-Петербурге, от которых общественный транспорт отправляется в Кронштадт. Это непродуманное объявление на сайте администрации, на мой взгляд, значительно уменьшило количество людей, приехавших на торжество.
Еще есть у меня претензия по поводу бутафорской драпировки здания Адмиралтейства, расположенного рядом с Морским собором. Потрачены большие деньги для строительства бутафорской «потемкинской деревни» перед фасадом Адмиралтейства. Какой смысл скрывать бедственное состояние этого здания? Наоборот, нужно привлекать внимание, что рядом с восстановленным Морским собором разрушается историческое здание Адмиралтейства.
Кронштадт всегда был ухоженным городом, но надо сказать, что те постройки, которые принадлежат Министерству обороны, находятся в удручающем состоянии. И Морской собор также на балансе Министерства обороны. Требует возрождения Летний сад, зарастающий бурьяном по пояс, превратившийся в притон, куда люди и заходить-то боятся. А я помню, как там по воскресным дням играл духовой оркестр. Надо все здания в Кронштадте приводить в порядок, чтобы Морской собор не остался единственным великолепным зданием посреди разрушающихся трущоб, задрапированных к праздникам.
Кроме того, всех кронштадтцев приводит в ужас сама Якорная площадь. На ней была прекрасная брусчатка, отполированная, плотно пригнанная. Всю ее сняли, заменив на осколки камней, по которым невозможно ходить. Площадь теперь не идеально-ровная, какой была до ремонта, а в горбылях, а через какое-то время на ней будут расти трава и деревья, потому что расстояние между камнями большое. Сделано все это было за какие-то немыслимые деньги. Разобраться с таким «ремонтом» нужно и Администрации, и Счетной палате.