25 апреля 2013 г. в ходе «прямой линии» жители Фрунзенского района Санкт-Петербурга пожаловались Владимиру Путину на завышение сумм коммунальных платежей местной жилищно-коммунальной компанией. Внимание президента к этой проблеме мгновенно привело в движение аппарат районной администрации.
Реакция правоохранительных органов и районной администрации оказалась молниеносной. Не только в тот же день, а в тот же час, когда президентского слуха коснулась жалоба, прокуратура и районные власти уже рапортовали об обысках в компании «Жилкомсервис №3 Фрунзенского района» и даже о возбуждении уголовного дела. По данным властей, речь шла о жалобе жителей дома 34, корпус 1 по Белградской улице, обслуживающей компанией которого оказался именно «Жилкомсервис №3». Однако откуда они взяли этот адрес, власти объяснить не смогли: на прямой линии с Путиным он не прозвучал, а на квитанции, попавшей в кадры ТВ-трансляции, эта строка была практически неразличима.
А на следующий день неожиданно обнаружилась недоразумение. Выяснилось, что районные власти впопыхах ошиблись адресом, сгоряча объявив об уголовном преследовании управляющей компании «Жилкомсервис №3 Фрунзенского района», клиенты которой якобы пожаловались Владимиру Путину на завышенные счёта по квартплате. Позже оказалось, что речь шла о другом доме, хотя и на той же улице, и его обслуживает совсем другая управляющая компания – «Жилкомсервис №1». Дело в том, что на «прямой линии» прозвучали данные по проблемной квартире: было сказано, что её площадь составляет 77 кв. метров, а проживают в ней пять человек. В доме 34, корпус 1 по Белградской улице квартир с такими параметрами просто нет, так что районные власти могли бы обратить внимание на свою ошибку и раньше, если бы проявили не стремление выслужиться, а элементарную внимательность.
Но теперь уже ничего исправить нельзя. Уголовное дело заведено, подозреваемые в деле установлены, а главное – обыск у них в офисе провели. Разумеется, выявлены завышения оплаты, сумма крупная – свыше 5 млн рублей. Рапорт об этом был отправлен «наверх» как раз незадолго до того, как обнаружилась ошибка. Стоит ли теперь ждать обысков и уголовных дел против «Жилкомсервиса №1 Фрунзенского района», пока непонятно.
Однако чиновников это недоразумение не смутило. В администрации Фрунзенского района объяснили, что «Жилкомсервис №3» был выбран просто для того, чтобы там провести… оперативное совещание. К тому же, на эту компанию, по словам чиновников, и ранее поступали жалобы жильцов. В общем, как говорится, наказаний без вины не бывает.
Эта история, над которой уже успели посмеяться острословы, кажется комичной только на первый взгляд. На самом деле ничего смешного здесь нет. Как нет ничего грандиозного в очередном нашумевшем прямом общении главы государства со страной. Здесь не смеяться, а плакать в пору, или хотя бы крепко задуматься. Ведь если у миллионов граждан для решения своих проблем остаётся последняя надежда на одну единственную властную персону, по воле которой только и решаются вопросы от строительства детской площадки до тарифов ЖКХ, то это значит, что в государственном механизме напрочь стёрты все промежуточные механизмы. Управление государством стало не то что архаичным, а вообще допотопным, и осуществляется оно зачастую так, как это получилось в вышеприведённом случае.
Общаясь со страной в прямом эфире, президент России назвал ситуацию с астрономическим завышением тарифов в сфере ЖКХ «полным безобразием». Глава государства добавил, что в системе ЖКХ сегодня накопилось много проблем, более 60% отрасли находятся в неудовлетворительном состоянии. Жилищно-коммунальная сфера остро нуждается в инвестициях. «Но это не значит, что можно это делать таким варварским способом», – подчеркнул Путин. Но каким ещё способом «можно это делать», если система управленческих отношений в стране давно откатились назад, в эпоху варварства, а сама страна всё больше напоминает захолустное античное царство, только с бутафорскими элементами современной цивилизации.
Денис Миронов-Тверской, публицист, Санкт-Петербург
1. Re: Не те попали под раздачу