Regio eius religio (чье правление, того и религия) – вот действительная глубина вопроса, поднятого отцом Константином – тема эта куда шире прикладного значения отпевания некрещеного.
В соборе, где был я когда-то смотрителем, на моих глазах разыгралась следующая интермедия. К назначенному часу венчания прибыла шикарно блистающая «пара гнедых»… Такой вот «неокапиталистический разгуляй», дешевая постпролетарская показуха, надменная кичливость своим богатством, своим нравственным уродством – смотрите и завидуйте, сколько у меня, выходца из коммунального полуподвала, теперь денег: сверхдлинный лимузин, облакоподобный кринолин на невесте от итальянского кутюрье, баснословной стоимости кольца с бриллиантовыми стразами, куклоподобные эльфы, подчеркнуто-театрально несущие длиннющий шлейф, забористое заморское шампанское, ручьями истекающее через край уже в церковном дворе, придворный духовой оркестр, ожидающий молодых в переулке и прочая… шелуха. Венчать их должен был приснопамятный отец Виктор Грозовский – кряжистый неколебимый пастырь, прошедший горнило хрущевских унижений и кощунств...
Батюшка, выходя из Царских врат, приветливо улыбаясь, бархатным баритоном ласково вопрошает молодых:
– Крестики на вас есть?
На что громадный бритоголовый верзила-жених, сквозь квадратную голливудскую челюсть хамовито процеживает:
– Я в ваши сказки не верю, а ты, поп, лишнего не спрашивай – у нас все уплачено.
Протоиерей лишь смиренно указал молодым на выход:
– Вы ошиблись адресом. Деньги вам вернем…
Задуманное новобрачными дорогое лицедейство, фальшивый спектакль был остановлен бывшим театральным режиссером еще до первого звонка. Разразился грандиозный скандал. Не помогло даже телефонное давление от чьего-то влиятельного родственника из Смольного. Деньги им вернули – те обещали кровно отомстить злым и коварным церковникам. Такие вот «хозяева» теперь гадят в желтых газетенках, раздраженные, что Церковь не становится «ручной», готовой служить на потребу удобству мира...
Пред отцом Виктором я и ныне готов преклонить колени – это был крепчайший пастырь, исповедник благочестия, светильник веры. Вечная память его душе! Но надо честно сказать, что далеко не каждый батюшка имеет такой же масштаб души, чтобы дерзнуть обличить богатого и влиятельного человека, особенно если он оказал благотворительную услугу храму и поэтому считающий служителей своей придворной челядью. Такому уже не объяснить, что Святая Церковь не может не быть иной – не капиталистической, не считающей доходов, не ослепляющей умы сусальной роскошью, а чающей спасения душ человеческих в чистой совести и Божественном житии. Она может быть только Церковью Божией, и если она из Церкви Христовой вдруг преобразится в церковь придворную, то это будет страшное капиталистическое обмирщение Церкви. Суть этого апостасийного процесса всегда та же: замена веры – неверием, чистоты – грехом.
Помолимся же, отцы и братия – да не попустит Господь Бог поругания святыни алчными псами, заражения от них микробами жадности и дарует пастырям нашим силу и крепость!
Протодиакон Сергий Шалберов, впервые опубликовано на портале «Азбука веры».