
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский обратился к губернатору города Георгию Полтавченко с предложением пойти на компромисс в споре вокруг воссоздания греческой посольской церкви Святого Дмитрия Солунского, сообщает
«Агентство бизнес новостей». Б.Вишневский предлагает отказаться от идеи строительства храма в Некрасовском саду, воссоздать греческую церковь на месте демонтированных касс БКЗ «Октябрьский», а строительство бизнес-центра перенести на площадку рядом с брандмауэром дома 6 по Греческому проспекту.
Ранее городская администрация разрешила построить на месте бывших касс концертного зала бизнес-центр ООО «Петростройинвест», а греческой общине предложила под застройку «пятно» в Некрасовском саду.
«Строительство в Некрасовском саду запрещено Градостроительным кодексом и законом "О зеленых насаждениях общего пользования", - говорится в обращении депутата к губернатору города. - Совсем недавно в саду проведены работы по благоустройству, организована детская площадка. Жители Греческого проспекта и прилегающих улиц будут лишены традиционного места отдыха, что неизбежно приведет к совершенно ненужному конфликту между жителями и греческой общиной. Если греческая церковь замкнёт перспективу Лиговского проспекта, это будет удачное градостроительное решение».
Греческая церковь была построена в 1861-1865 годах по проекту архитектора Р.И.Кузьмина. В 1962 году она была снесена, а на ее месте начато строительство Большого концертного зала «Октябрьский». С просьбой воссоздания греческой православной церкви греческие общины Петербурга выступили в октябре 2012 года, когда стало известно о планах по возведению бизнес-центра на месте бывших касс БКЗ.

Прокомментировать ситуацию мы попросили директора ООО «Архитектурная фабрика "32 декабря"» архитектора
Дмитрия Лагутина, которая занималась проектированием постройки Греческой церкви.
Это предложение еще в октябре выдвинули А.Пунин и В.Лисовский - профессора академии художеств, искусствоведы и доктора наук.
История почти детективная. Церковь построили в 1862 году на пожертвования отставного поручика Дмитрия Егоровича Бенардаки. Он был почетным гражданином Санкт-Петербурга. Церковь курировал Император Александр II, архитектором был Р.И.Кузьмин, который учился в Греции, делал там обмеры греческих храмов. Заказ от Императора был на строительство церкви в византийском стиле. Император тем самым хотел напомнить, что веру принесли на Русь из Византии именно греки. Эта церковь была как маленькая константинопольская София, а уже после этот проект стал тиражироваться.
Через 100 лет после постройки, в 1962 году, Греческую церковь взорвали. На этом месте нашли потом мраморную памятную доску. Позже студент Театрального института Михайлов там же нашел изразцы, которые оказались частью иконостаса. Осенью 1962 года, когда рыли котлован, строители выкинули погребенное там тело Бенардаки. Его подобрала судебная экспертиза, которой стало интересно, как сохранился за 90 лет забальзамированный труп. Его исследовали, расчленяли, к 1996 году от него остались лишь небольшие элементы. Когда в греческой диаспоре Петербурга об этом узнали, в 2011 году останки Бенардаки были перезахоронены рядом с могилой А.Куинджи в Александро-Невской лавре.
Теперь же на месте церкви запланировали построить бизнес-центр. Мы обратились к грекам, потому что на Греческой площади находится памятник Иоанну Каподистрии, первому президенту Греческой республики, который с 1809 по 1822 гг. являлся секретарем Министерства иностранных дел Российской Империи и проживал в Петербурге. Греки поддержали перенос памятника, чтобы на этом месте восстановить церковь. Должно было состояться заседание градсовета, где рассматривался бы наш проект и проект бизнес-центра главного архитектора города. Но этого заседания так и не было, и главный архитектор сам согласовал свой проект. Греки, узнав об этом, написали письмо губернатору. Им ответили, что памятник передвинут и поставят перед бизнес-центром. А что касается церкви, то греков заверили в том, что когда концертный зал «Октябрьский» снесут, а церковь восстановят на его месте. Но очевидно, что ближайшие 100 лет этого не будет.
В итоге появился наш проект. Греки опять написали письмо губернатору, в экспертизу, в прокуратуру с просьбой остановить проект бизнес-центра, стали обращаться за поддержкой к общественности. Сейчас А.Сокуров на заседании Совета по культурному наследию, когда обсуждался вопрос о воссоздании храма на Сенной, сказал, что надо воссоздать и Греческую церковь на Греческой площади. Нас поддержали многие деятели культуры, археологи Сорокин и Сенцов. Казаки Петербурга тоже поддержали наш проект.
Греческая площадь расположена на Новгородском тракте. Это была дорога из Варяг в Греки. Если там появится доминанта, которая замыкает Лиговский проспект, то вернется часть Петербурга и получится завершенная площадь. Бизнес-центр можно передвинуть и закрыть им брандмауэр. Несмотря на обоснованность такого решения и поддержку общественности вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Вячеславович Молчанов строит бизнес-центр там, где ему хочется. Греков у нас мало, поэтому помогают в решении этого вопроса жители Петербурга, но нам не хватает поддержки СМИ. А эта стройка сейчас уничтожает культурный слой XIX века, уничтожает историю.
3. Re: Дмитрий Лагутин: «Эта церковь была как маленькая константинопольская София»
Московская общественность проглотила и строительство ТЦ "Наутилус" на месте часовни св. Пантелеймона на Никольской, и недавнюю застройку места храма св. Евпла на Мясницкой. Бай Боже сил питерцам!
2. Re: Дмитрий Лагутин: «Эта церковь была как маленькая константинопольская София»
Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал. В такой архитектуре есть что-то безнадёжное. А впрочем, концертный зал на тыщу с лишним мест не так уж безнадёжен: это — храм, и храм искусства. Кто же виноват, что мастерство вокальное даёт сбор больший, чем знамёна веры? Жаль только, что теперь издалека мы будем видеть не нормальный купол, а безобразно плоскую черту. Но что до безобразия пропорций, то человек зависит не от них, а чаще от пропорций безобразья. Прекрасно помню, как её ломали. Была весна, и я как раз тогда ходил в одно татарское семейство, неподалёку жившее. Смотрел в окно и видел Греческую церковь. Всё началось с татарских разговоров; а после в разговор вмешались звуки, сливавшиеся с речью поначалу, но вскоре — заглушившие её. В церковный садик въехал экскаватор с подвешенной к стреле чугунной гирей. И стены стали тихо поддаваться. Смешно не поддаваться, если ты стена, а пред тобою — разрушитель. К тому же экскаватор мог считать её предметом неодушевлённым и, до известной степени, подобным себе. А в неодушевлённом мире не принято давать друг другу сдачи. Потом туда согнали самосвалы, бульдозеры… И как-то в поздний час сидел я на развалинах абсиды. В провалах алтаря зияла ночь. И я — сквозь эти дыры в алтаре — смотрел на убегавшие трамваи, на вереницу тусклых фонарей. И то, чего вообще не встретишь в церкви, теперь я видел через призму церкви... Иосиф Бродский
1. Греческая церковь на Греческой площади
Предложение, вернее проект, архитекторов, поддержанный рядом деятелей культуры и депутатом Б.Вишневским, не только разумен и справедлив, но и эстетически оправдан в высшей степени. Дельцы от мамоны ни во что не ставят ни историю, ни культуру, ни чувства людей. Теперь, когда доходы "Газпрома" упали, а разведанные запасы углеводородов иссякают, проект газпромовской башни в СПБ (теперь в Лахте), который они отстаивали с ослиным упорством,теперь может сам собой увянуть. Даст Бог, и к заказчикам ненужного никому бизнес-центра на Греческой площади придет вразумление. Бизнеса всё меньше, а безнес-центров все больше! Вопиющая нелепость и наглое издевательство над историей, красотой и культурой. Может быть, РНЛ откроет голосование на сайте в поддержку архитектурного проекта, о котором говорят господа Лагутин и Вишневский? Хватит нам архитектурно-криминальных нелепостей в виде "бизнес-центров" или храмов торговли, как на Владимирской площади, возносящих свои "баранки" выше церковных куполов!