Бог не поддается измерению теми средствами, с помощью которых можно, например, измерить объем звезды на расстоянии в миллионы световых лет. Или, если брать немного ближе, объем океанических вод. Или, если совсем просто, измеряя диаметр болта, найденного в ручье. Бог много отличается не только от того, с помощью чего измеряют, но и от того, что вообще можно измерить. Причина проста – Бог отличается от нас не местом Своего пребывания, а природой Своего существования. Если максимально упростить, то Бог не «где», а «как». Вот теперь пусть ломают голову ученые, заведующие лабораториями физфака СПбГУ, которые не могут понять причину создания теологического факультета и «чему там будут учить и кто там будут преподавать?» (сохранена орфография - авт.) Возможно, что преподавать там как раз будут умение различать «черное» и «квадратное» и чем отличается «где» от «как» в теологии.
Но, все же о главном.
На сайте ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» размещена информация следующего содержания: «В Сочельник, 18 января, на Главной водопроводной станции города прошел обряд освящения воды. Этот обряд проводится на протяжении уже нескольких лет, и, как отмечают работники станции, вода, прошедшая через него, действительно приобретает особые свойства. Если набрать ее в отдельный сосуд, то она остается чистой и прозрачной в течение всего года».
Чтобы не быть предвзятым и не заниматься расширительным толкованием, изменяя смысл публикации, выходя за рамки контекста, скажу, что судя по остальной части публикации, под фразой «прошел обряд освящения воды», я понимаю не что иное, как обряд освящения воды православным чином. А если учитывать то, что освящение воды совершается в Сочельник, то речь идет уже не просто о святой воде, а об Агиасме (Святыне. – авт.), т.е. – воде Крещенской.
Лично я подобное могу только похвалить, так как инициатива работников предприятия «Водоканала» говорит об их вере и о небоязни ее открыто исповедовать. Но, везде есть «но», как следствие потребительского отношения к Богу. Хотелось бы знать, почему сайт ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не уточнил в своей статье то, что если освященную на Сочельник воду набрать «в отдельный сосуд, то она остается чистой и прозрачной в течение всего года» только в том случае, если ее взять именно в том месте, где прошел сам обряд, т.е. – в «цеху контактных осветлителей»? Это одно. И второе. Для чего нужно было приглашать Бога, в Великом освящении воды, если для решения вопросов очистки достаточно научиться умело пользоваться современными технологиями? Причем здесь Бог?
Мне лично уже неоднократно приходилось сталкиваться с магизмом, который выявляется в просьбах многих людей что-то «освятить», «посвятить», «побрызгать» на что-то… И ожидания, вроде бы, благие, - «что б все хорошо было», «чтобы Бог помогал», «чтобы Бог хранил» и т.д. Но не слишком ли дерзко превращать Бога в «волшебную палочку», «микроволновую печь» – когда захотел, тогда и воспользовался? Разве хотели бы мы сами, чтобы к нам относились также – когда мы нужны, нас «любят», а когда не нужны, так и не вспомнят.
Да, возможно, Бог не заслуживает чей-то любви. Но совершенно очевидно, что Бог заслуживает элементарного уважения хотя бы за то, что Он не остался на Небесах в то время, когда род человеческий «от диавола мучимый» умирал, теряясь в ветхозаветном «шеоле» (ад – евр.), но сошел к нам, воплотился, родился преславно от Пречистой Богородицы Марии. И не в царских дворцах расцветал, но, будучи сыном плотника, нес на себе все бремена обычной человеческой жизни. А под конец времен был предан и распят. Хотя бы за это уже надо научиться уважать Бога.
Так попадает ли в систему водоснабжения освященная вода по чину Великого освящения – да, но только как обычная вода. Потому что здесь происходит тоже, что происходило во времена Христа, Который ходил среди людей. И в то время, когда к Нему прикасались очень многие, толкали Его, теснили Его, исцеление получали не все. Недостаточно, оказывается, «прикоснуться-окунуться», надо, оказывается, еще и веровать так, как верила кровоточивая женщина, например, (Матф.9:22), чтобы и нам услышать от Бога: «Да будет тебе по желанию твоему» (Матф.15:28).
Иеромонах Даниил (Плотников), руководитель отдела по тюремному служению Архангельской и Холмогорской епархии
29. Ответ на 4., Булгарин :
28. Ответ на 19., дед пенсионер:
27. Ответ на 23., Еленка:
26. Ответ на 6., М.Яблоков:
25. Ответ на 21., Субъект:
24. Ответ на 2., Косьма:
23. 21. Субъект :
22. Re: Наивный магизм
21. 17. Al13 :
20. 2. Косьма :