Против такого унифицирующего подхода выступили, в частности, детские психологи, заявившие, что никакого вреда детской психике сигарета волка из «Ну, погоди!» или трубка крокодила Гены не наносят. Вместе с тем, в законе должны быть четкие критерии, позволяющие отнести продукт к определенной категории, чтобы избежать чиновничьего произвола.
В связи с этим корреспондент Regions.ru обратился к известным православным священнослужителям с вопросами: Видят ли они «криминал» в сценах курения или употребления алкоголя в кино и мультипликации? Должны ли подпадать под ограничения фильмы и мультфильмы, ставшие классикой? Какая формулировка запретов была бы разумной?
Протоиерей Максим Первозванский, лирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что не видит ничего плохого в самом законе и может его только приветствовать, «потому что при отсутствии подобных законодательных норм у нас в этой сфере царит безнаказанная распущенность». «А что касается применения закона, я думаю, все недоразумения будут так или иначе со временем исправлены. Безусловно, насчет классических произведений закон нуждается в доработке. Вполне возможно составить список таких произведений, которые не будут подвергаться жестким возрастным ограничениям. Если в специальной комиссии будут вменяемые люди, которые будут руководствоваться общественным консенсусом, то составить список будет несложно», - считает священник.
«Когда снимался мультфильм про крокодила Гену, курение воспринималось обществом нормально, а сейчас отношение изменилось, и уже к новым мультфильмам стоит применять новые критерии, не говоря уже про ширпотреб», - считает отец Максим. «Важен сам по себе факт принятия нового закона, потому что предыдущие десятилетия велись только разговоры, но конкретных действий не было», - заключил он.
Протоиерей Димитрий Струев, руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии и молодежного Центра «Экклезиаст», настоятель храма иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ, рассказал следующее: «Несколько лет назад липецкий школьник скинул мне по электронной почте текст, подписанный именем маркиза де Сада. Маркиз, обращаясь к объекту вожделения по имени Жюстина, с помощью всевозможных глумливых вопросов на тему Библии и основ христианского вероучения "опровергает" Христианство в глазах своей собеседницы с единственной целью: дабы "предрассудки" вроде христианского целомудрия не препятствовали ей приступить к удовлетворению его сексуальных желаний. Я был очень удивлен, поскольку не ожидал от паренька интереса к подобным текстам, и спросил, откуда у него это взялось. При встрече он показал мне мультимедийный диск под названием "Библиотека мировой литературы для детей"».
«Это я к тому, - продолжил священник, - что такой закон действительно нужен, причем давно. Однако было бы хорошо, чтобы его введение обошлось без маразмов типа запрета мультфильма про крокодила Гену и тому подобного. Полагаю, что сформулировать оговорки, которые позволили бы не подпасть под цензуру Шерлоку Холмсу, не так уж трудно. Или даже без оговорок просто не применять на практике эти принципы к безобидной классике советского времени. Не исключаю, что по поводу грядущих «перегибов» цензуры тревогу бьют не столько защитники Штирлица и Чебурашки, сколько желающие продолжать "просвещать" детей маркизом де Садом...»
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что «чем ближе человек к Богу, тем проще ему жить, а чем дальше, тем сложнее». «И мы видим, что бытие человеческое становится все сложнее. Все больше оно регламентируется законами и инструкциями, чтобы хоть как-то не спуститься в хаос. Но невозможно предугадать и прописать все нюансы жизни без Бога. Как бы хорошо было, если бы человек всегда мог дать ответ и ребенку, и самому себе, что то, что он, например, сейчас видит, противоречит Божьим заповедям, но при этом воздерживался бы от осуждения людей. Но если этого нет, то приходится выдумывать подобные вещи. Поэтому мне сложно ответить на вопрос, как должна звучать та или иная законодательная норма, что нужно сделать такого хитрого, чтобы остановить грех без Бога и покаяния. Мне жаль тех, кто вынужден эти вопросы решать. Поэтому надо молиться, чтобы хватило ума, здравого смысла, чтобы и зло удерживать, и дать возможность человеку существовать в границах привычных ему форм жизни», - сказал пастырь.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района, заметил, что существует как реклама, так и антиреклама: «Те же самые сцены с алкоголем могут вызывать не только положительные, но и отрицательные реакции. Поэтому в этом законе нужна ясность, механически к этому подходить нельзя. В первую очередь важна смысловая нагрузка. Если, например, отрицательный персонаж курит (волк из "Ну погоди!"), то это атрибут его отрицательности, хулиганистости, а не пропаганда курения. С другой стороны, действительно есть вещи, ставшие классикой, на которых выросли поколения. Им это все, кстати, не повредило». «Сама идея вполне нормальная – понятно, почему некоторые "детские" фильмы диснеевской студии попадают под возрастные ограничения ("Пираты Карибского моря", например). Важно, чтобы этот закон сработал там, где надо. Это больная тема».
«В первую очередь это касается доступности для детей социальных сетей в интернете (особенно "ВКонтакте"), в которых в основном и происходит сейчас просмотр фильмов, где выкладываются фильмы, в том числе самого негативного содержания вплоть до детской порнографии. Вот к чему в первую очередь должен ограничиваться доступ индексом "18+". По просмотру видео и доступности негативного контента интернет давно уже обогнал телевидение. Это обязательно нужно учесть при разработке закона», - обратил внимание священник.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, отметил, что контроль за СМИ во всей их совокупности – идея благая. «В первую очередь это касается интернета. В статье "Отцеубийца – Интернет!" я доказываю, что интернет является губителем отчего начала – всей традиционности, всего, на чем держится нравственность. Так что идея хорошая», - сказал он. «Но любую идею можно довести до абсурда, что уже, похоже, и осуществляется, - продолжил священник. - Люди злонамеренные среди чиновников, проводящих эту программу, не могут запретить саму идею, потому что она, по-видимому, исходит от верховной власти, но могут довести ее до абсурда. И тогда будет еще хуже. Поэтому нужно к этому подходить разумно, рассудительно».
«Ведь есть абсолютно откровенная аморальность – извращения, разврат, мат, что нужно однозначно запрещать. Но под запрет фактически подводят все наши военные фильмы. И первый претендент - "Судьба человека" - абсолютная классика. Ведь там ключевая сцена, когда Соколов нравственно торжествует над немцами, связана именно с "употреблением алкоголя". Так запретят все наши лучшие фильмы», - заметил отец Александр.
«У меня такое впечатление, что этому и должна послужить такая подчеркнуто идиотская трактовка этой идеи, - считает пастырь. – Нам как бы говорят: "Вы, патриоты, хотели цензуру? Получайте". И мы останемся без нашей военной киноклассики, без которой невозможно воспитание новых поколений».
«Повторю – идея благая. Но реализовывать эту идею должны нормальные разумные люди, а не злонамеренные радикальные либералы, которые ненавидят нашу Родину, которые таким образом хотят вообще уничтожить русскую культуру», - заключил отец Александр Шумский.