Спасение России придет из провинции

Впечатления участника Никольского Утяцкого крестного хода

На минувшей неделе мне довелось побывать на Урале. Вначале я принимал участие в Ильинских чтениях в Екатеринбурге, а потом, воспользовавшись оказией, осуществил свое давнее желание побывать в Кургане, где 4 года главой епархии является наш петербургский владыка Константин (Горянов), бывший ректор Санкт-Петербургских духовных школ.

Так случилось, что я приехал в Курган во время Никольского Утяцкого крестного хода. Думаю, большинство православных не знают об этой доброй традиции, которая уже 12 лет существует в Курганской епархии. Крестный ход совершается с Утяцкой иконой Святителя Николая. На этой иконе святитель Николай изображен в весьма нетрадиционной манере иконописи, его образ имеет ярко выраженные финно-угорские черты.

Икона почитается в Курганской епархии, она была обретена в первой половине XVIII века. Одна женщина пошла по хозяйственным нуждам на реку и увидела, что по реке плывет икона. Она попыталась достать её, но это не удавалось, тогда благочестивая женщина поняла, в чем дело, и отправилась в деревню к священнику. Батюшка вместе с другими верующими достал икону из реки, и с тех пор она является местночтимой святыней. Река называется Утяк, она впадает в Тобол, а деревня, в которой это произошло, называется Утяцкое. Поэтому крестный ход получил название Никольский Утяцкий крестный ход.

Проходит он по традиции в неделю всех русских святых, а начинается накануне праздника в субботу с того, что из Кургана прихожане многих храмов во главе со своими священниками выходят крестным ходом в эту деревню, лежащую в нескольких десятках километров от Кургана. Останавливаются люди в храме, который пока ещё только восстанавливается, - и колокольня, и церковь ещё далеки от того вида, в котором они должны быть. Курганская область не богатая, и поэтому строительство храмов идет с большим трудом, но об этом чуть позже. Паломники приходят в этот храм, ночуют там после всенощной службы, а утром совершают торжественную Божественную литургию, которую по традиции возглавляет глава Курганской епархии архиепископ Курганский и Шадринский Константин.

В этом году крестный ход стал уже международным, в этом можно было убедиться, пройдя вдоль машин, стоявших у храма, - номера машин свидетельствовали, что тут присутствуют люди не только из соседних Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени, но и из Казахстана.

Поскольку я приехал в Курган в субботу в конце дня, то не смог принять участие в первой части крестного хода. Участвовал я только в литургии и во второй части Крестного хода, когда верующие с хоругвями и иконой святителя Николая после литургии пошли от храма к реке - месту обретения иконы. Там был отслужен молебен с акафистом Мирликийскому Чудотворцу, затем крестный ход вернулся к храму.

Архиепископ КонстантинЖители мегаполисов отвыкли от провинциальной простоты и, я бы сказал, чистоты веры наших соотечественников. Поэтому очень отрадно побывать среди верующих русских людей в глубинке. И в этот раз я с радостью оказался среди курганских почитателей святителя Николая. По ходу движения крестного хода из домов выходили бабушки, дети и становились посередине, чтобы над ними пронесли чудотворный образ. Эта чистоту, простоту и искренность, которая ещё сохранилась в провинции, все труднее встретить в столицах.

Когда-то Михаил Васильевич Ломоносов произнес свои знаменитые слова «Россия будет прирастать Сибирью». Сейчас эти слова для нас, живущих от ренты на природные богатства Урала и Сибири, звучат особенно актуально. Но сегодня можно продолжить мысль Ломоносова и сказать, что Россия будет возрождаться из провинции, где ещё сохраняется чистота веры и человеческих отношений.

После крестного хода я беседовал со священниками и мирянами. Очень интересным был разговор с руководителем одного из крупнейших предприятий Кургана - завода «Курганприбор», где создается продукция военного назначения, Сергеем Николаевичем Муратовым. Он принимал участие в этом крестном ходе, шел впереди с крестом. И во всех разговорах красной нитью звучало: слава Богу, что Господь даровал нам такого архиерея, как владыка Константин, мы давно ждали такого архиерея. Было видно, что верующие курганской земли весьма почитают архиепископа Константина.

И есть за что. Когда четыре года назад архиепископ Константин был переведен в Курганскую епархию, она представляла собой печальное зрелище. Кафедральный собор - бывшая кладбищенская церковь, почти все храмы - помещения складов и других хозяйственных построек. А сегодня уже строится кафедральный собор, построено несколько храмов, в том числе храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери на военном заводе «Курганприбор». Постоянно проходят конференции и иные форумы, привлекающие представителей интеллигенции. Словом, владыка Константин активно возрождает и поддерживает духовную жизнь на Курганской земле.

И я подумал, что, наверное, вот это единение народа и духовенства со своим архиереем - важнейшее условие возрождения и церковной жизни и нравственного духа в обществе, без чего Россию не возродить. Конечно, многое зависит от личных качеств наших архиереев, но это единение архиерея с духовенством и церковным народом наблюдать доводится чаще именно в провинции, а не в мегаполисах.

Потому и спасения России нужно ждать из провинции. Впрочем, основание выходу из смуты начала XVII века тоже было положено в провинции - в Нижнем Новгороде. Такова, видать, историческая закономерность.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

9. Спасение России придет из провинции

Сложный вопрос. Сейчас я живу в маленьком городке (30000 человек). Раньше жил в Москве. Есть возможность сравнивать. К сожалению здесь господствуют те же пороки, что и в большом городе. Разница пожалуй в том, что здесь значительно сильнее развито пьянство. Храмы посещает очень мало людей. В основном - это действительно верующие люди, но среди них нет молодых мужчин, только женщины и немного стариков. Большинство вспоминает о храме только по праздникам. Почему-то основными праздниками для этих людей являются Троица и Вербное Воскресенье. На Пасху идут не в храм а на кладбище, Рождество - продолжение нового года, остаются дома. В селах ценятся также престольные праздники, но и они уже давно приобрели совершенно нехристианский характер. Еще одна беда. В сельских храмах службы идут небрежно. Сильно сокращаются. Люди к этому привыкли. Сам слышал, как бабушки сетовали на священника, отслужившего литургию без сокращений, а затем молебен, что, мол, уж больно долго служит. Требования священиков к благочестию прихожан очень низкие. В Москве по моему опыту священники намного строже (в хорошем смысле) с прихожанами. Конечно сельское насаеление более консервативно по сравнению с городским, но в данном случае это плохо. У меня такое впечатление, что воцерковление сельских людей - очень сложная задача именно в силу их консерватизма. Из истории Церкви мы знаем, что христианство распространилось прежде всего среди городского населения. Сельские же жители долго оставались в язычестве именно в силу своего консерватизма. Боюсь, что теперь мы сталкиваемся с той же проблемой. Возможно, что все это особенности моего региона (юг Липецкой области). Надеюсь, что в других местах ситуация иная. P.S. Прошу понять меня правильно. Я очень люблю этих людей. В них много хорошего, во многом они лучше нас, горожан. Но, повторюсь, они в той же степени подвержены тем же порокам, что и мы. Главная же проблема состоит в том, что в силу своего консерватизма им будет очень тяжело прийти ко Христу и начать бороться с этими своими пороками.

Денис К. / 23.06.2012

8. И я подумал, что, наверное, вот это единение народа и духовенства со своим архиереем - важнейшее условие возрождения и церковной жизни и нравственного духа в обществе,

Совершенно верно подумали, Анатолий Дмитриевич! Единение народа и духовенства, но вовсе не обязательно духовенства и власти. Власть может и ошибаться, идти не тем курсом, может и погрязнуть в пороках разнообразных, но в чём сила будет этой власти, если народ и Церковь будут едины. Так что не подстраиваться под власть, а быть с народом, тогда и власть скорректирует своё поведение, ведь такую единую силу как народ и Церковь разве одолеть? А бесконтрольность только развращает, а угодничество только унижает. Будет единство народа и Церкви - и власть ближе к народу станет. В который раз повторяю - не народ и Церковь для власти, а Церковь для народа и власть для народа. Лично я очень рад, что наш главный редактор был на крестном ходе. Спасибо.

Hyuga / 23.06.2012

7. Ответ на 4., Слава Тамбовский:

Слава, всё верно. Я живу в Москве и в своём Хотьково (60 км) и жду того часа, когда Москва станет обычным русским городом, а не средоточием финансового капитала. В царствующем граде Москве не место ни капиталу, ни банкам, ни вельможам. Место монастырям, храмам, русскому человеку. Но без возрождения провинции не решить проблему продовольственной безопасности. Только нынешних чиновников интересует труба и не более того.

Hyuga / 23.06.2012

6. Ответ на 3., дед пенсионер:

Уважаемый дед-пенсионер, а на сей раз я с Вами абсолютно согласен. И полагаю, что нам всем следует более искать точки согласия, а не разногласия. На согласии дело сделать можно, а на разногласии дело скорее можно только развалить. Нашему разногласию порадуются недруги, наше согласие пойдёт только на пользу Отечеству.

Hyuga / 23.06.2012

5. Бог даст, спасение России придет из ... чистых сердец

Они есть и в больших городах. Их там меньше, чем в глубинке ? Они незаметны ? ... Вы их не видите на своих собраниях? Может быть они не хотят быть ни сталинистами, ни ильинистами ? (Для любителей мистической многозначительности: Ильин и Ильич - две стороны одной медали !!! Джугашвили до последнего вздоха был верным ленинцем, или он как иуда тайно предал своего учителя?) Не хотят соединять свои души православные с коммунизмом-демократией-сатанизмом ? Помнят сердцем - "Не сотворите кумира себе".

А.Б. / 22.06.2012

4. Re: Спасение России придет из провинции

Россия будет возрождаться из провинции, где ещё сохраняется чистота веры и человеческих отношений.

. Каждому кажется то, что хочется. Чистота веры без храма невозможна. А вот храмы то в советское время практически во всех селах (за редчайшим исключением) были уничтожены. Вне церкви нет спасения, нет и чистоты веры. PS: Кстати, достаточно посмотреть на фото, где главред участвует в крестном ходе. Обратите внимание, за главредом идет юноша в джинсах. Вообще-то, ходить в церковь и участвовать в крестных ходах в джинсах неприлично. В церковь приличествует одевать брюки с отглаженными стрелками. Что до возрождения России из провинции, то это вообще лишь фантазия на пустом месте. Пока 80% денег крутится в Москве, провинция будет и дальше загибаться.

3. Re: Спасение России придет из провинции

"Когда-то Михаил Васильевич Ломоносов произнес свои знаменитые слова «Россия будет прирастать Сибирью». Сейчас эти слова для нас, живущих от ренты на природные богатства Урала и Сибири, звучат особенно актуально." Прозревал ли Ломоносов ,что нынешняя Россия вскоре станет "прирастать"- пополнять бюджет от сдачи в аренду Сибири пассионарным народам? Впрочем,Промысел Божий,если мы "поможем" ,этого может не допустить. Ведь пресная вода, а вовсе не нефть ,главное богатство планеты.Тс-с-с.не говорите никому.

2. Спасение России придет из провинции

Все правильно. Россия прежде была сильна своей провинцией. Провинция в советское время была основательно разрушена, но в больших городах деградация нравственности шла всё же быстрее. В городах русский человек отучался работать и различные нравственные пороки в городах имели лучшую почву для расцвета. Города не спасут Россию, Россию может спасти только провинция. В больших городах человек дуреет от скученности, а провинция более отвечает нормальным условиям для человека. Государство и должно поднимать провинцию, но нынешним продажным чиновникам разве есть дело до спасения Отечества.

Hyuga / 22.06.2012

1. Re: Спасение России придет из провинции

Уважаемый Анатолий Дмитриевич, Вы же вождь в русском деле,пожалуйста,говорите русскими словами-не провинция, а глубинка. Без сомнения, наш народ в глубинах Великой России меньше был оторван интернационалом от родной земли,поэтому это основная часть населения и станет очищением и восстановлением великой державы.

Аноним / 20.06.2012
Анатолий Степанов:
Николай Второй: несостоявшаяся реставрация Самодержавия
Послесловие: ответ моим критикам и рассуждение об актуальности проблемы
14.03.2020
Созыв Земского собора сегодня невозможен и неуместен
То, что предлагает Александр Дугин - опасная утопия
09.03.2020
Путинская Конституция - Конституция Третьего Рима
Бог, семья, традиции - основы государства, и голосовать мы будем на Светлой Седмице
04.03.2020
После Аммана
Главный итог Иорданского собора в том, что он состоялся
28.02.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.03.2019
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2019
Кураев: Самое ценное не Бог, а человек
Новый комментарий от
29.03.2019
Отменит ли коронавирус 75-летие Победы?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
29.03.2019
«Се, гряду скоро…»
Новый комментарий от Пётр
29.03.2019
Владимир Путин: Россия может победить эпидемию быстрее, чем за три месяца
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2019
Форум ещё лучше и быстрее
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
29.03.2019