– Филипп Александрович, хочу заметить, что проходящая в Манеже выставка, посвященная победе в войне 1812 года, вызвала большой интересу наших граждан. Какие музеи участвуют в выставке?
– Представлены 11 музеев Москвы, среди которых «Бородинская панорама», музей-усадьба «Кусково», музей Москвы, студия Грекова, «Мосфильм» представил целый зал с костюмами и рассказом о съемках «Войны и мира» Бондарчука. Представлены и живописцы прошлых веков, выставлена форма разных полков, оружие, знамена и даже мебель того времени. Важно, что участвуют лучшие современные художники, например скульптор Баранов, график Харламов.
– Основные Ваши картины на этой выставке – портрет Императора Александра I и образ святого старца Феодора Кузьмича.
– Портрет Императора Александра I - Благословенного, написан мною в 2009 году. Император в черной форме и горностаевой мантии, с орденом и лентой Святого апостола Андрея Первозванного. Царь держит жезл победителя, на его главе золотой лавровый золотой венец. Изображен он на фоне гвардейского знамени с Георгием Победоносцем.
Золотой венец, как мы знаем, возложил на себя Наполеон: после того, как папа римский одел ему корону, он ее тут же снял и возложил на себя венец. И все-таки этот венец достался нашему Императору. На медалях в честь победы над Наполеоном изображен профиль российского Государя в лавровом венце. Я решил это ввести в портрет.
Значение Царя в победе над Наполеоном в советское время всегда умалчивалась. Говорят, что с врагом сражался народ. А кто его вел? Государь вел народ и фельдмаршал Кутузов, и неслучайно в Петербурге возвышается Александрийский столп, где ангел с ликом Императора Александра держит крест – символ нашего спасения и свободы, Царь уподобился Ангелу-хранителю России и в жизни, и после смерти, став чудотворцем.
– Господь Бог вел и помазанник Божий. Недаром и на медали были выгравированы слова из Псалтири: «Не нам, не нам, но имени Твоему». Наверное, в очередной раз народ наш заслужил избавление от нашествия иноплеменных.
– Наш народ понимал, что Наполеон – это антихрист. В христианской Европе появился человек варварского типа, который осквернял алтари. И противостоять ему мог только православный монарх. Историк В.Соловьев говорит, что Наполеон был гений войны. А православный монарх был миротворцем. Когда наши войска вошли в Париж, Император устроил Литургию на том месте, где казнили Людовика XVI. Все парижане собрались и молились вместе с русским духовенством. Наш Император вымаливал оскверненное цареубийцами место. И когда ему граждане говорили, что Вы теперь будете нами управлять, он отвечал, что теперь у вас будет мир, будет править династия Бурбонов. То есть наши Государи были благородны и лица у них были ангельскими, а не как у современных политиков; они не просто так становились потом святыми.
– Я так понимаю, что портрет-икона старца Феодора Томского имеет прямое отношение к теме «Война 1812 года», поскольку православные люди знают, что старец этот ни кто иной, как Император Александр Благословенный…
– Стремление Александра I искупить свой грех было связано с его участием в английском заговоре против Павла I. Зачинщики переворота хотели отстранить Императора Павла I от власти, Александр дал устное согласие, но они его обманули, совершив цареубийство. Император Павел погиб как мученик на своем посту, а сын его всю жизнь мучился своим косвенным участием в этом злодеянии.
Когда, освободив свое государство от вторжения Наполеона, Император Александр въехал в Париж, французы ему кланялись, целуя сапоги, говоря, что теперь он их император. Он же писал в своих дневниках, что его душа в этот момент просила уединения и больше всего жаждала уйти от этого мира.
Слишком уж таинственна была смерть Государя в Таганроге. Должного прощания с Императором не было. Супруга Государя Елизавета Алексеевна тоже стала монахиней. (О ней вышел фильм «Молчальница Вера», режиссера Анны Москвиной). Лев Толстой ездил к старцу Федору Кузьмичу, он писал о нем рассказ от лица Императора, писатель твердо был уверен, что это предание - не вымысел.
Старец Федор Кузьмич разговаривал с архиереями на разных языках, к нему приезжал святитель Иннокентий Вениаминов, иркутский архиерей Афанасий. С ним общались князья, ему приходили посылки от вдовствующей Императрицы. Почерк Императора и автора зашифрованных записок – старца Феодора, – по показаниям экспертизы совпадает.
Старца причислил к лику святых Патриарх Пимен в 1984 году как местночтимого святого. Мощи его почивают в монастыре в Томске. В Сибири его очень почитают: у раки его святых мощей совершаются исцеления, и почитание старца ширится и без его икон нам никак не обойтись.
Я написал Феодора Кузьмича на фоне монастыря. Он заправил за пояс руку (по-военному) и стоит чуть согнувшись, чем-то напоминая образ Серафима Саровского, который скорее всего и благословил Императора на такой подвиг.
– Меня в этой картине еще заставляет задуматься образ ухабистой русской дороги: гоголевская тема, тема странничества и поиска…
– Старец Феодор Кузьмич начал свой путь с Киева и прошел всю Россию. Его за бродяжничество посадили в острог. Кто-то из князей приезжал и просил, чтобы ему наказания не было. Но он сам упросил, чтобы его наказали.
Обходя деревни, старец учил детей грамоте, рассказывал им про войну; кто такие Государи, кто такие архиереи. То есть Царь близко общался со своим народом. Некоторые солдаты и священники его узнавали и падали перед ним на колени. Тогда отношение к Царю было как к Помазаннику Божию.
И на его могильном кресте было написано «Великому Благословенному старцу Феодору Кузьмичу». Губернатор велел «Великий Благословенный» замазать белой краской.
– Расскажите о сюжете Вашей картины «Нет, братцы – это не Наполеон!»: осенний лес, русские крестьяне прижали к дереву вилами пойманного ими французского генерала. Они могли и своего также прижать. Откуда им разобрать, кто враг, а кто свой из этих офицеров, одетых в нарядную форму, говорящих на французском, (только умирали они по-русски).
– Шла партизанская война. Наполеон писал письма Императору Александру о том, что русские воюют не по правилам, мол нужно шпагами и пушками. Но народ понимал одно: врага надо гнать со своей земли, во что бы то ни стало. Нашим крестьянам очень хотелось поймать именно Наполеона : поймал - и конец войне; и они вылавливали всех, похожих не него. На моей картине изображено, как они зовут Дениса Давыдова, чтобы тот определил, Бонапарт иль нет. А он отвечает: «Молодцы братцы, но это не Наполеон». Денис Давыдов тоже с бородой, ему крестьянка посоветовала отрастить бороду, иначе в разгаре боя примут за француза, убьют. В восприятии народа лосины, эполеты, прически – все это французское, вражеское.
Знаково также то, что эти крестьяне, которые все наверняка с православными крестами на груди, у офицеров еще наградные кресты с изображением святого Георгия, идут с вилами на французов, которые уже перестали носить кресты, а наградной крест Наполеон заменил пятиконечным орденом со своим профилем в центре.
– Да, боролись за веру, в первую очередь. Картина Ваша выполнена в золотом свете: свет от эполет, от золотых листьев. По-видимому, война близится к концу, скоро остатки французской армии будут за Одером и Вислой. И образ улетающей птицы над лесом, где разворачивается эта сцена, символизирует уходящую беду. Мы празднуем победу наших славных предков, почитаем их подвиг и как православные люди мы вознесем молитвы к святому праведному Феодору Томскому чудотворцу, помолимся на панихидах о Михаиле Илларионовиче Кутузове, о всех известных и неизвестных героях Отечественной войны 1812 года, и тогда для наших душ этот юбилей не пройдет даром, он даст нам силу наших предков, ведь они тоже помолятся о нас пред престолом Божиим.
Беседу вела Ирина Ушакова