Как сообщалось, осужденные за теракты в Минске и Витебске Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев были казнены. Перед этим президент Белоруссии Александр Лукашенко отказал в праве на помилование обоим приговоренным террористам «в связи с исключительной опасностью и тяжестью последствий для общества от совершенных преступлений». Между тем, «правозащитная общественность» в Белоруссии и других странах, ранее требовавшая отмены приговора, подвергла резкой критике власти Белоруссии за приведение приговора в исполнение.
Прокомментировать это событие и общественную реакцию на него мы попросили кандидата филологических наук, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика.
Вынесение и исполнение смертного приговора является страшным, но абсолютно необходимым актом законной государственной власти Белоруссии. Конечно, расстрелянных и их родственников жаль, но гораздо более жаль тех, кого они умертвили страшной смертью, разорвали их в клочья. Ещё более, чем усопших, жалко живых, которые будут подвергаться таким же, если не более страшным, опасностям, если власть Белоруссии не защитит их жизнь всеми способами, в том числе неотвратимостью исполнения долженствующего наказания.
Что же касается родственников казненных, то, с одной стороны, их, конечно, жаль, но, с другой стороны, возникает вопрос, как они могли воспитать потенциальных террористов и убийц? В древних обществах родственников и родителей таких государственных преступников также ждало наказание.
Каково же христианское отношение к смертной казни? Спаситель нам говорит: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). И ещё сказано в Библии: «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:6). Заповедь Десятисловия гласит: «Не убий». Кто же убьет, тот подлежит суду.
Могут указать на закон милосердия и всепрощения, принесенный Христом. Это так, но в этой ситуации прощать имеют право только убиенные этими террористами, возможно, ещё их родные, но никак не слезливые борзописцы и лицемерные политики, которые горазды прощать за чужой счет. Это во-первых. Во-вторых, и в Новом Завете мы видим страшные и суровые слова, говорящие о неотвратимом наказании за грех убийства. Иоанн Богослов говорит в своем послании: «Ибо возмездие за грех есть смерть» (Рим. 6:23). Апостол Павел в Послании говорит: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.28:29).
Эти убийцы совершили грех против своих соотечественников и единоверцев. Среди убитых, без сомнения, были крещеные люди, как, может быть, и сами эти молодые люди, хотя мы ничего не знаем о том, обращались ли они с просьбой об исповеди перед казнью. Не слышали мы и о том, чтобы Белорусский Экзархат выступил бы с какими-либо ходатайствами об их помиловании. Но, так или иначе, своим действием они совершили страшный грех против своих собратьев. Таким образом, они распинали Сына Божия и ругались Ему.
Далее, святой апостол Павел говорит: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13.3:4).
В Православии существовало противоречивое отношение к смертной казни. Святые отцы выступали и за её отмену, и против этого. Стоит напомнить один житийный случай, когда к знаменитому египетскому авве Сануте (это V век, еще до Халкидонского Собора) пришел грешник, который убил ради грабежа и ничего не нашел на убитом. В раскаянии он пришел к авве. Авва сказал ему: «В селении ты увидишь разбойников, пристань к ним. Если тебя спросят, разбойничал ли ты с ними, то скажи "да", тогда тебя казнят, и милосердие Божие сойдет на твою душу».
Есть ещё более разительный случай, описываемый в 166-м рассказе «Луга духовного». К авве Зосиме пришел разбойник и умолил его соделать монахом, затем через 9 лет суровой покаянной монашеской жизни он вернулся к нему и попросил вернуть ему мирские одежды и забрать монашеские. На вопрос аввы: «Почему, чадо?», он ответил, что девять лет он живет в суровом подвиге и знает, что благость Божия оставила ему множество грехов. Но каждый день и каждый час он видит отрока, который спрашивает: «За что ты меня убил?» Он видит его в трапезной, видит на Евхаристии, и ни единого часа он не дает ему покоя. Поэтому он желает быть казненным, чтобы умереть за отрока, убиенного им. Одел он мирские одежды, был узнан, схвачен и обезглавлен.
В социальной доктрине Русской Православной Церкви отмечается, что Церковь неоднозначно относится к проблеме смертной казни, потому что смертная казнь - это не только устрашение, но и предупреждение преступления. Во-первых, это наглядный пример того, что так поступать нельзя, а, во-вторых, это прекращение удовольствия для грешника. Он уже не может насладиться ни алкоголем, ни наркотиком, он уже не погуляет на те грязные деньги, которые добыл убийством или иным преступлением. И это для грешника, который не верит в жизнь будущего века, страшнее всего. И, напротив, смертная казнь очень многих обращала к покаянию.
Удивительно покаяние, которое испытал перед казнью Кондратий Федорович Рылеев. Стоит почитать его предсмертное письмо, исполненное глубокой веры и духовного достоинства, чтобы понять, насколько покаяние может преобразить человека.
В связи с приведением приговора в исполнение начался новый виток информационноый войны против Белоруссии и ее президента. В этой войне — две информационные бомбы: первое — то, что «диктатор» Лукашенко довел страну до того, что людям не осталось иного выхода, кроме террора. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Бомбы в нашем неспокойном и беззащитном мире сейчас рвутся везде: и в явно неблагополучных Афганистане и Ираке, и в вполне благосытных США, Великобритании, Франции и Испании. Получается, что «кровавый диктатор» Джордж Буш-младший довел бедных американцев до того, что они не могли не взорвать «башни-близнецы», а ужасно свирепые и беспощадные британские премьер-министры и испанские короли, сравнимые по жестокости лишь с Гитлером и Пол-Потом вместе взятыми не могут не провоцировать несчастных ольстерских повстанцев и баскских сепаратистов на акты отчаяния.
И потом, Белоруссия на общем тревожном фоне до прошлого апреля была оазисом благополучия: ни организованная преступность, ни терроризм ей не угрожали, во многом — благодаря трудам А.Г.Лукашенко и его команды. До какого отчаяния довел Лукашенко страну, если белорусских гастарбайтеров, в отличие от украинских и молдавских, мы практически не видим в России, если зарплаты, на которые можно жить, выплачиваются регулярно, если в стране полностью сохранена социальная система эпохи Советского Союза — бесплатное здравооохранение, бесплатное высшее образование, многодетным семьям платятся серьезные пособия и предоставляются квартиры? И самое главное. А.Г.Лукашенко не дал развалить государственный сектор, лишить сотни тысяч людей работы и будущего, он не допустил расцвета безбработицы, коррупции, наркомании, проституции — всего того, от чего погибают Россия и Украина. И это называется довести народ до отчаяния?
Если кого А.Г.Лукашенко и довел до отчаяния, так некоторых российских олигархов, отчаявшихся оттяпать очередной жирный кусок собственности, да определенных западных политиков, которым он мешает развалить и погубить еще одну страну.
И вторая «информационная бомба»: казненные — невиновны, их прихватили как стрелочников». Дело их дутое, нужное режиму, чтобы оправдаться перед своим народом. Хочется призвать тех, кто бросается такими обвинениями: господа, факты на бочку. Если они у вас есть — предъявите их, в любом суде, хоть в Страсбургском. Нет — сядьте и засохните. А фактов нет. Много шуму из ничего: много болтовни и ни одного стоящего факта, свидетельствующего об алиби расстрелянных.
Белорусская правоохранительная система на порядок чище и свободнее от коррупции чем российская, к тому же она находится под особым прицелом прессы. И создавать дутое дело в белорусском контексте, значит, работать против собственного государства и собственного президента. И если белорусские осужденные невиновны, значит невинными овечками являются и осужденные у нас чеченские террористы, и абсолютно все заключенные на базе Гуантанамо.
Для меня абсолютна непонятна та истерия, которая идет в СМИ по поводу этой казни. Это напоминает мне события 1881 года, когда после убийства Александра II, ума, чести и совести старой России, либеральная публика бросилась спасать его убийц, отъявленных мерзавцев и кровопроливцев. Лев Толстой и Владимир Соловьев проливали слезы, чтобы спасти тех, кто разорвал на куски Царя-Освободителя. Есть у нас любители быть добренькими за чужой счет, которые не понимают, что этим совершают самоубийство. Точно так же либеральная интеллигенция в конце XIX - начале XX веков оправдывала террористов, вплоть до того, что им предоставляли фальшивые паспорта. А после 1917 года многие из них побежали в эмиграцию, либо побрели по этапу или на расстрел.
Мы не должны повторять прежних ошибок. Мы должны поддержать Александра Григорьевича Лукашенко, которому это решение далось очень тяжело, как он сам сказал в интервью Сергею Доренко. Стоит вспомнить слова: «Прославим роковое бремя, которое в слезах народный вождь берет». Обязанность утверждать смертный приговор, обязанность меча, оправданная святым апостолом Павлом, - есть одна из самых тяжелых нош достойного президента Белоруссии.
61. Ответ на 54., диакон Владимир Василик:
60. Ответ на 57-59., диакон Владимир Василик:
59. Алексу
58. Алексу
57. Re: «Своим действием они совершили страшный грех против своих собратьев»
56. Алексу
55. Алексу
54. Токареву
53. Ответ на 41., Чемоданов:
52. Ответ на 46., Лия1: