Алкоголизм – одна из самых страшных бед России. Именно с ним связана катастрофически низкая продолжительность жизни русского мужчины, в нем же и причина чрезвычайно высокого для цивилизованной страны уровня бытовой преступности.
Глава Роспотребнадзора и главный санитарный врач России Геннадий Онищенко предлагает восстановить систему лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), сообщает Regions.Ru. Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) предложил вернуть запрет на продажу спиртного с 11 до 19 часов – как в советское время. В пример другим регионам он поставил Чечню, где алкоголь вообще продается только с 10 до 12 дня.
Московское бюро по правам человека выступило с заявлениями об этих предлагаемых мерах. В заявлении, в частности, говорится:
«Никакие меры – будь то введение государственной монополии на водку, создание "обществ трезвости", введение "сухого закона" или же резкое повышение цен на алкоголь – проблему не решали.
В нынешних условиях нельзя применять старые советские методы, тем более в таких деликатных вопросах, как связанных со здоровьем человека – а алкоголизм, как известно, является болезнью. В цивилизованных западных странах, например, никогда не применяют принудительные меры к алкоголикам, если только они не нарушили закон. Кроме того, очень нелегко провести грань между алкоголизмом как болезнью и регулярным потреблением спиртного, которое вошло в привычку. Если алкоголизм и пьянство не приводят к антисоциальным действиям, за которые гражданин несет уголовную и административную ответственность, и если он совершеннолетний, никто не может лишить его права самому распоряжаться своим здоровьем. Нельзя исключать случаев, что в ЛТП могут направлять людей по ложному обвинению в алкоголизме, с учетом коррумпированности нашей судебной системы и органов правопорядка. Кроме того, многочисленные исследования показали, что только небольшой процент пациентов ЛТП окончательно излечивался от алкоголизма. Немаловажен и финансовый аспект дела: с учетом распространенности алкоголизма в стране на восстановление ЛТП требуются огромные средства».
Предложения ограничить время торговли спиртным правозащитники сочли бесполезными, сославшись на то, что алкоголизм в советское время, когда такие ограничения действовали, был чрезвычайно высок. Неуместной они сочли и ссылку на Чечню, где преобладает мусульманское население, которое вообще не должно потреблять алкоголь по религиозным предписаниям.
«Избавление от алкоголизма требует коренной перестройки всей социально-экономической структуры общества, обеспечения людей работой, развитой инфраструктурой спортивных, культурных сооружений по всей стране. Но главное, чтобы в семьях приучали детей к здоровому образу жизни», - говорится в заявлении.
«Как бы вы прокомментировали заявление правозащитников? Какие меры борьбы с пьянством вы считаете неотложными и эффективными?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, отметил, что для борьбы с алкоголем нужна комплексная программа. В частности, надо запретить рекламу спиртного и ограничить его продажу.
«Проблема алкоголизма стоит остро не только в России, но и в остальном мире. К примеру, у некоторых народов ослаблен "иммунитет" к алкоголю, поэтому они быстрее спиваются. Поэтому, например, в Швеции так просто алкоголь не купить, а на улицах нельзя пить даже пиво. Более того, там на район приходится только один магазин, и если ты уже несколько раз там побывал, то тебя уже запомнили, и в следующий раз спросят, что послужило причиной очередной покупки», - отметил священник.
«Инициатива архимандрита Тихона (Шевкунова) вызывает у меня одобрение, да и в целом он личность крупная и привлекательная. Отец Тихон давно занимается реализацией социальных проектов. А что касается запрета на спиртное в других религиях, то любой верующий человек подтвердит, что алкоголизм все религии осуждают, поскольку он лишает разума и отнимает свободу. Да, у нас вино используется в таинствах – этим мы отличаемся, скажем, от мусульман. Но исламские запреты во многом обоснованы, поэтому православные во многом могут их поддержать», - подчеркнул он.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко заявил, что, по его мнению, «все эти разговоры о советском опыте и тем более об ЛТП» – «полная демагогия».
«Конечно, должна быть альтернатива. Если мы говорим об алкоголизме как об уклонении в девиантные сферы, как об отступлении от нормы, то должна быть явлена и сама норма, - как, собственно, надо жить. А самое главное, надо показывать, что общество одобряет, если человек действительно ведет здоровый образ жизни. Такому человеку общество предоставляет определенные преференции, помогает ему, содействует в хороших начинаниях. Если человек хочет бросить пить, то общество должно протянуть ему руку помощи. А все эти разговоры об очередных ограничениях, по-моему, ни к чему хорошему не приведут», - считает священник.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, отметил, что в принципе борьба с пьянством – дело хорошее и серьезное. «Но, на мой взгляд, никакие, даже самые жесткие меры не принесут быстрого и хорошего результата. Проблема настолько запущена, что потребуется долгая кропотливая работа. В первую очередь действительно нужно думать об улучшении нравственного климата в стране. Пусть это будет происходить очень медленно и постепенно, но это самое главное. Что касается ЛТП, то не все здесь так однозначно плохо. Я лично знаю людей, которым благодаря ЛТП удалось избавиться от алкоголизма. При разумном подходе и ЛТП могут принести немало пользы. Но в целом нужна, конечно, долгосрочная комплексная программа. На быстрый успех рассчитывать не приходится», - высказал мнение отец Владислав.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, подчеркнул, что надо перестать спаивать народ ректификатом под рекламу «традиционной русской водочки».
«Доказано, что водка, как продукт тонкой технической перегонки, является по сути ядом, который организм усваивает стремительно, и человек быстро становится алкоголиком. Поэтому те народы, которые предпочитают употреблять дистилляты (коньяк, виски, бренди и проч.), так быстро не спиваются. У нас же водочное производство приносит огромные доходы, и пьющий народ отдан на откуп водочным "королям". Наказывать надо тех, кто производит алкоголь. Это как с наркотиками: сколько ни борись, а пока наркоторговцы не перестанут продавать, наркомания никуда не денется, и защитники у нее найдутся. Водочные и пивные монополии всегда будут противиться ограничению продаж, а лоббирование их интересов через депутатов Госдумы как раз способствует тому, что необходимые запреты и меры по борьбе с алкоголизмом не принимаются», - подчеркнул священник.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает, что «драконовскими мерами проблему не решить». «Можно только хуже сделать. Разного рода ограничения, в том числе и на время продажи спиртного надо вводить очень осторожно. Запреты подстегивают продажу алкогольных суррогатов. По большей части именно от них люди и умирают, но они продаются повсеместно. Это должно быть под полным запретом. Это, по-моему, должно стать одним из важнейших направлений в борьбе с пьянством», - подчеркнул отец Мелетий.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), отметил, что «правозащитники, как всегда, стали защищать право человека на грех, забывая о праве общества противодействовать этому греху». «Госмонополия, общества трезвости, "сухой закон", и повышение цен на алкоголь – все это как раз решало проблему пьянства: конечно, не полностью, но существенное снижение потребления было. Сейчас мы живем в период сверхдоступности алкоголя. Во-первых, в пересчете на советскую ситуацию алкоголь стал в три-четыре раза дешевле (например, по отношению к средней зарплате и ценам на хлеб). Современная водка при сохранении пропорций в ценах должна стоить 300-400 рублей за пол-литра. Во-вторых, количество точек на тысячу людей сейчас в несколько раз больше. В-третьих, все они находятся в шаговой доступности. Поэтому даже возврат к советской ситуации был бы сейчас огромным шагом вперед. ЛТП в советское время играл не только медицинскую роль, но и воспитательную, поэтому, вне всякого сомнения, способствовал снижению алкоголизма, хотя и не мог излечить его полностью», - продолжил отец Илия.
«Да, и в советское время пьянства хватало, но убрали ограничения, монополию, принудительное лечение, не стало поддержки обществ трезвости, и разве ничего не изменилось? Еще как изменилось! Уровень потребления спирта вырос раза в два, а то и в три (с 8 литров на душу населения в начале 80-х годов – до около 20 литров сейчас). Церковь, как и другие религии, не разделяет взгляд на алкоголизм как на болезнь. Пьянство – это, прежде всего, порок, который приводит к болезни. Сейчас большинство специалистов признают алкоголизм биопсихосоциодуховным заболеванием. Поэтому в профилактике пьянства эффективными мерами являются не столько медицинские, сколько весь комплекс мер совместно и с психологическими, и экономическими, и педагогическими, и обязательно духовными», - добавил он.
По его словам, правозащитники в своем репертуаре: «Учите детей трезвости в семье, но не смейте запрещать круглосуточную продажу алкоголя и не отнимайте у мужика право покупать алкоголь в ближайшем киоске!». «Эти заявления можно было бы назвать смешными, если не было бы так горько от сложившейся ситуации», - заключил отец Илия.
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, отметил, что «пьянство - это, прежде всего, духовно-нравственная проблема». «Конечно, должна быть развернута пропаганда трезвости в СМИ. Нужно решать социальные проблемы, улучшать психологический климат в стране. В решении этой проблемы, безусловно, должны принимать активное участие Церковь и другие религиозные организации, которые накопили значительный положительный опыт в борьбе с этим злом. Насколько я могу судить, вполне эффективно работают общества анонимных алкоголиков. Их метод используется в некоторых приходах. Им нужно оказывать поддержку, в том числе и законодательно. Принудительное лечение, на мой взгляд, действительно нарушает права человека. Может быть, стоит модернизировать работу вытрезвителей: включить в нее помощь медиков, психологов», - добавил отец Александр.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, подчеркнул, что алкоголизм - это «заболевание духовного плана в первую очередь». «Соответственно с помощью только внешних ограничительно-запретительных мер его не победить, не делая попытки духовного исцеления. Поэтому в заявлении правозащитников есть здравое зерно. Нужно предлагать людям реальную альтернативу, но не только, так сказать, душевно-телесного плана (т.е. работу, спорт и культуру), но и духовное просвещение. Нужна современная и талантливая пропаганда здорового образа жизни везде, где это может быть воспринято молодежью. Семья сейчас, к сожалению, мало занимается воспитанием детей, родителям "некогда". Это, конечно, неправильно, но таково положение вещей», - заключил священник.