Все началось с заметки в «Известиях» от 17 ноября 2011 года с кричащим названием «Минобрнауки отменяет кандидатов наук», в которой, в частности, говорится: «Минобрнауки решило форсировать переход России к европейской системе присвоения научных званий. Сегодня директор департамента научных и научно-педагогических кадров министерства Елена Нечаева сообщила о планах упразднения кандидатских диссертационных советов. Они прекратят деятельность в ближайшие два года».
Собственно о том, что кандидатские диссертационные советы закрываются по всей стране стадо известно даже не вчера. Еще в 2007 году, когда я сам защищал кандидатскую диссертацию в Московском педагогическом государственном университете, о закрытии «кандидатских» советов профессорско-преподавательский состав и соискатели были заранее проинформированы. Именно поэтому уже тогда из глубинки в московские вузы, где в основном работают «докторские» советы (в них могут защищаться как кандидатские, так и докторские диссертации), в большом количестве стали приезжать соискатели с целью своей защиты. Закономерно, что с тех пор вся нагрузка по защите кандидатских диссертаций легла на «докторские» советы, которые стали рассматривать большее, чем раньше, число диссертаций. Не стал исключением и мой родной МПГУ, благодаря чему моя собственная защита перенеслась на несколько месяцев вперед – возникла внушительная очередь соискателей из числа вчерашних аспирантов провинциальных вузов.
Поэтому сегодня все разговоры о закрытии «кандидатских» советов как о неожиданной новости, равно как и том, что это закрытие приведет к ликвидации ученой степени кандидата наук, несостоятельны и неуместны.
Далее, совершенно не понятно, почему «Известия» связывают процедуру и порядок присвоения ученых степеней с т.н. «Болонским процессом», который регламентирует в большей степени высшее, а не послевузовское образование. Вот, что пишет издание: «В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, который унифицирует стандарты образования и научной деятельности. В рамках этого процесса лестница научных званий в отечественной науке должна стать такой же, как в Европе: бакалавр, магистр и доктор. Звание бакалавра и магистра будет присваивать вуз, а звание доктора - диссертационные советы».
Во-первых, разберемся с терминологией, а она в публикации «Известий» напутана. Нет такого понятия как «научное звание» - есть ученая степень (кандидат и доктор наук) и есть ученое звание (доцент и профессор). Согласно действующему Федеральному Закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 6.) бакалавр и магистр это – академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования.
Вернемся к кандидатам наук. Цитирую все ту же публикацию «Известий»: «По словам замминистра образования и науки РФ Сергея Иванца, толчком к реформе послужил естественный процесс, обусловленный принятием нового закона о высшем послевузовском образовании в РФ (Ф3-426). Этот закон и предусматривает новую шкалу ученых степеней».
Интересно узнать, что это за новый Закон такой выдумал замминистра? На сайте Минобрнауки в настоящее время размещен действующий и уже выше нами цитированный Закон «О высшем и послевузовском образовании» (125-ФЗ), но нет никакого Закона «О высшем послевузовском образовании в РФ» (ФЗ-426) (см. разницу в названии). На самом деле, Федеральный Закон N 426 носит название «О внесении изменений в статью 11 Федерального Закона «О высшем и послевузовском образовании», в нем вносятся уточняющие поправки в действующий Закон, касающиеся сроков обучения по программам послевузовского образования.
А вот об ученых степенях говорится в действующем Законе «О высшем и послевузовском образовании» в статье 7 пункте 5: «Гражданам, получившим послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре и защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук или диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук)».
Как видим, прежняя шкала ученых степеней в России сохраняется, ничего не изменилось. В этой связи напрашивается вывод, что комментарии замминистра Сергея Иванца «Известиям» являются очень странными, по меньшей мере, можно констатировать, что чиновник столь высокого ранга не знает законодательства в сфере образования и науки, вольно трактует отдельные его положения, вводя в заблуждения широкую аудиторию. Либо, можно предположить, что сами «Известия» совершенно безграмотно подали комментарий чиновника, наделив его ссылками на несуществующий Закон.
В любом случае, этой публикацией «Известий» (перепечатанной затем множеством СМИ) был создан совершенно ненужный ажиотаж вокруг якобы готовящейся отмене в России ученой степени кандидата наук. Полагаю, что это делается преднамеренно – ведь вместо того, чтобы говорить о реальных проблемах «остепененных» научных кадров в современной России – низкой зарплате, падении престижа научных исследований, невостребованности специалистов, нуждах молодых ученых, общественное сознание засоряется вбросом таких вот «уток».
И последнее, о проблемах нашего образования и нашей науки во всеуслышание и громко должны говорить профессионалы, практикующие преподаватели, настоящие ученые, а не новоявленные т.н. «менеджеры» и «модераторы» учебного и образовательного процесса, цинично считающие школу оптовым рынком, а знание – товаром, который надо успеть как можно выгоднее продать, не заботясь о качестве.
Андрей Мельков, кандидат филологических наук, член Молодежной Общественной Палаты России, специально для «Русской народной линии»
13. Ответ на 12., oieu :
12. Ответ на 11., Николай 1204:
11. Ответ на 10., oieu :
10. Re: Совершенно ненужный ажиотаж
9. А. Мельков все правильно написал
8. Ответ на 6., Руслан :
7. Ответ на 4., Андрей Мельков :
6. Ответ критикам
5. Ответ критикам
4. Ответ на 3., Руслан: