Здесь служили страдальцы за Веру – храм Рождества Христова на Песках

0
1661
Время на чтение 15 минут

Источник: Институт современных гуманитарных исследований

Храм Рождества Христова на Песках изначально был воздвигнут как архитектурная доминанта и центр духовной жизни целого района Санкт-Петербурга. Эта церковь с долгой и драматической историей, в которой, как в зеркале, отразились непростые судьбы не только города на Неве, но и всей России.

Более чем два с половиной столетия назад, когда еще формировался исторический облик северной столицы, в городе было принято решение построить православный храм специально для строителей Петербурга. «Принятие этого решения последовало после того, как в ведомство Канцелярии строения домов и садов в июле 1752 г. были переданы пустующие земли по правую сторону Лиговского канала, известные по старому названию – Пески, для заселения этих мест мастеровыми строительных дел» [1, с. 24].

Этот исторический район Санкт-Петербурга, расположенный за Лиговским каналом, был самым высоким в городе местом и во время наводнений никогда не попадал в зону затопления. Район получил свое название по песчаной гряде, сформированной отложениями когда-то находившегося здесь доисторического моря. Эта гряда протянулась вдоль Лиговского и Суворовского проспектов до Невы, а далее – по Охте.

Так как Петербург застраивался с Петроградской стороны, то и его строители расселялись в основном там же. К концу царствования Петра Первого, а затем и при его преемниках, строительство города было перенесено в основном в его левобережную часть. Поэтому рабочим стало далеко и неудобно добираться до мест новых строек. К тому же, в связи с отсутствием постоянных мостов через Неву, в периоды ледостава и ледохода вообще невозможно было попасть из старой части города в новые районы. Именно по этим причинам Пески стали застраивать для последующего заселения района работниками, которые в основном были заняты на городских стройках. Позже здесь стали так же селиться мещане и ремесленники.

В те времена, когда Пески еще оставались наполовину заболоченной местностью, а современный Суворовский проспект был всего лишь просекой, которая соединяла Петербург с селом Спасским, для населения района в 1753 г. построили деревянную церковь. Престол в храме был освящен в честь Рождества Христова. Так церковь дала названия десяти Рождественским улицам и Рождественскому переулку, известным сегодня как Советские улицы и Красноборский переулок [1, с. 24].

В 1781 г. на месте деревянной церкви начали строить большое каменное здание, так как старый маленький храм перестал вмещать всех желающих. Ведь население района быстро увеличивалось за счет возникновения слобод плотников, столяров и других ремесленников, прибывавших в город для строительства Александро-Невского монастыря. Каменный храм был воздвигнут по проекту талантливого зодчего П.Е. Егорова. «Фасады церкви Рождества Христова на Песках соответствовали канонам классицизма. Компоновка здания напоминала Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры: западный фасад украшал ионический портик, с западной стороны по углам располагались две колокольни. Центральный купол возвышался над храмом на 13 сажен» [2].

Так же как и первая деревянная церковь, каменный храм на Песках строился за счет казны. Работы велись под непосредственным контролем Конторы (Канцелярии) от строений Ее Императорского Величества домов и садов, вошедшей в 1797 г. в состав Гоф-интендантской конторы.

«6 ноября 1787 г. был освящен первый придел во имя Всех Святых. В следующем году, 8 сентября, был освящен придел во имя Рождества Богородицы. Затем ровно через десять лет, 8 сентября 1798 г., освящен главный придел во имя Рождества Христова» [3, с. 61].

Внутри новая церковь на Песках была великолепно украшена росписями и живописными иконами. «Резчиками Канцелярии во главе с И.Ф. Дункером для храма были исполнены пяти и трехъярусные иконостасы. Образа исполнили живописцы И.И. Бельский, А.П. Антропов, И.М. Тонков. Роспись под мрамор сделали Ф.Д. Данилов и Ф.А. Щербаков, лепку – Иван Никитин и Андрей Лобашов» [2].

Освящение главного придела во имя Рождества Христова, состоявшееся 8 сентября 1798 г., отличалось большой торжественностью. За богослужением молились император Павел I, императрица Мария Федоровна и наследник престола цесаревич Александр Павлович [4, с. 114].

Вплоть до открытия Суворовского проспекта и его соединения с Невским проспектом в 1906 г. Пески оставались окраиной Петербурга, не имевшей прямого выхода к центру. Тем не менее, эта часть города обладала настоящей архитектурной доминантой: прекрасным храмом Рождества Христова, который имел форму креста с возвышающимися над ним тремя куполами: один над главным зданием церкви и два над колокольнями.

В XIX в. здание храма неоднократно ремонтировалось, перестраивалось и расширялось. В 1826 г. главный придел был утеплен. В 1838-1839 гг. церковь обнесли оградой, а в 1863 г. вокруг нее разбили сад [4, с. 114]. В 1842 г. все престолы были украшены серебряными рельефами. В 1850-1851 гг. архитектор Я.В. Ветлужский перенес боковые приделы с середины храма к алтарной части. Были сделаны новые иконостасы из липы. Эскиз иконостасов написал прихожанин храма, знаток древнерусского орнамента Ф.Г. Солнцев. Сами работы выполнила мастерская Е. Скворцова. П.С. Титов расписал новые стены приделов. Тогда же был переделан и главный иконостас, который дополнили образами работы А. Фёдорова [2].

В 1886-1887 гг. известный мастер русского стиля, архитектор И.П. Ропет капитально отремонтировал здание, пристроил к нему ризницу и притвор (вместо прежнего деревянного тамбура). Главный неф был украшен росписью. К столетнему юбилею храма в 1898 г. интерьеры полностью отреставрировали.

«Главной святыней церкви Рождества Христова была икона Рождества, которой обычно молились при рождении и воспитании детей. В 1901 г. в земле была обретена небольшая икона святых Гурия, Самона и Авива, которая быстро приобрела в округе известность как покровительница брака. В храме хранились образа XVIII века, того же столетия серебряная утварь, четыре Евангелия в дорогих окладах елизаветинской эпохи» [2]. Недалеко от храма чудесным образом был обретен список Тихвинской иконы Божьей Матери, которую поместили в церковь, а затем в Исаакиевский собор, где она находится до сих пор [1, с. 25].

С 1856 по 1866 г. в храме Рождества Христова на Песках служил священник Александр Васильевич Гумилевский (1830-1869), учредивший при храме в 1863 г. первое в России благотворительное общество – Христо-Рождественское Александро-Иосифовское братство с целью оказания помощи бедным прихожанам. Затем был открыт братский приют для престарелых больных и малолетних нищих. Именно вокруг этого приюта группировалась вся приходская благотворительность. Здесь соединялись все благотворительные учреждения прихода: в помощь больным и бедным, старикам и детям прихода, школа и приходская библиотека, приходский хор. В приходском приюте по воскресным и праздничным дням по образцу древних церковных трапез организовывались бесплатные обеды для нищих. А с 1896 г. бесплатный стол для бедных действовал ежедневно вплоть до 1918 г.

Впоследствии в приюте были открыты школа для малолетних, больница для женщин, женская богадельня для старушек, приют для нищих девочек, рукодельный приют для мальчиков и рукодельный приют для девочек, нищенское отделение. С открытием Братского приюта к нему примкнули приходская библиотека, приходский хор певчих и приходская община сестер милосердия [1, с. 25].

В 1862-1891 гг. благотворительными делами руководил настоятель храма протоиерей Василий Матвеевич Маслов. А после него вплоть до революции – протоиерей Николай Григорьевич Смирягин [2].

Замечательная педагогическая идея, примененная священником Александром Гумилевским в организации деятельности Братского приюта, вызывает восхищение и уважение. Здесь дети-сироты не чувствовали себя так одиноко, как это обычно бывало в других приютах. Ведь все они были постоянно окружены вниманием, любовью и заботой пожилых женщин, пребывавших в богадельне приюта. Эти женщины, в свою очередь, чувствовали себя нужными и занятыми важным делом, принимая участие в воспитании детей, отдавая им и получая в ответ любовь и теплоту, взаимную радость общения. Летом приютских детей вывозили на природу, что благотворно сказывалось на их здоровье. Финансирование всей благотворительной деятельности при храме осуществлялось исключительно за счет частных пожертвований прихожан [1, с. 26].

Таким образом, храм Рождества Христова на Песках являлся не только известным памятником архитектуры и единственным в Петербурге крупным произведением архитектора П.Е. Егорова, градообразующей доминантой, но и важнейшим центром духовной, социальной, педагогической и благотворительной жизни северной столицы.

При советской власти храм простоял всего семнадцать лет. По постановлению Президиума Леноблисполкома от 9 июля 1932 г. церковь должна была быть закрыта. Настоятель храма протоиерей Григорий Сербаринов вместе с прихожанами приложил все усилия, чтобы спасти святыню. Однако храм был разрушен летом 1934 г. с циничной формулировкой властей: «...учитывая малочисленность зеленых насаждений в районе 6-й Советской... и неимении свободной территории для разбивки сквера» [5, с. 30].

Сам отец Григорий в январе 1934 г. был арестован по подложному делу, обвинен в мнимой контрреволюционной деятельности против советской власти и сослан на Колыму. После освобождения в 1937 г. он снова был обвинен в антисоветской агитации. Мужественный священник был расстрелян 8 января 1938 г. Постановлением Священного Синода от 30 июля 2003 г. протоиерей Григорий Сербаринов был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века [6].

Прошли долгие и лихие годы забвения, страшные времена кровавых гонений на Церковь, и уже в Новой России, свободной от атеистической пропаганды и воинствующего безбожия, пришло искреннее понимание того, что необходимо возродить порушенные святыни. Храм Рождества Христова на Песках не является исключением. Здесь молились императоры Павел I и Александр I, храм связан с именами выдающихся художников А.П. Антропова и Ф.Г. Солнцева, архитекторов П.Е. Егорова и И.П. Ропета, здесь трудился известный реформатор петербургской приходской благотворительности священник Александр Гумилевский. Наконец, здесь служили страдальцы за Веру, новомученики и исповедники Российские, в том числе последний настоятель храма священномученик протоиерей Григорий Сербаринов.

Православная святыня и жемчужина Санкт-Петербурга, Христорождественский храм на Песках, представляет собой уникальную историческую и архитектурную ценность как выдающийся образец зодчества эпохи классицизма, единственный из приходских православных храмов Петербурга, построенный по образцу двухбашенного Троицкого собора Александро-Невской лавры. «Особая градостроительная роль церкви в застройке местности Рождественских (Советских) улиц определялась ее главенствующим положением в одном из значимых исторических районов Петербурга, планировочная структура которого осталась неизменной» [3, с. 61].

В начале 2000-х гг., движимая благочестивым желанием восстановить храм, группа православных петербуржцев по благословению митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Владимира создала православную религиозную организацию «Приход храма Рождества Христова на Песках». 27 мая 2005 г. приход был зарегистрирован, а в 2007 г. началась работа над основной концепцией воссоздания храма, которая была согласована в 2008 г. Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) [1, с. 26].

В 2013 г. были завершены раскопки на месте, где стоял храм. Археологической экспедицией были обнаружены фрагменты лепнины, фарфоровые и металлические части церковной утвари, а также свайное основание старого здания. Историко-культурная экспертиза предоставила обоснование для включения выявленного объекта культурного наследия «Церковь Рождества Христова на Песках (фундамент)» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Много полезной информации удалось почерпнуть из научного отчета «Охранные археологические исследования на территории разрушенной церкви Рождества на Песках в 2012 г.», выполненного П.Е. Сорокиным, Б.С. Короткевич, Н.В. Новоселовым и В.Н. Матвеевым. По результатам археологических исследований установлено, что стены храма были полностью разобраны. «К сохранившимся частям храма Рождества Христова на Песках относятся котлован, стенки которого представляют собой искусственную засыпку, остатки основания фундамента с дренажной системой, участки кирпичного пола подвального этажа и фундаменты печей на дне котлована, лестница в подвал, основания северного и южного крылец, часть основания крыльца ризницы» [3, с. 58].

В 2013 году КГИОП распорядился включить место, на котором находился храм Рождества Христова, в реестр объектов культурного наследия. Проект воссоздания церкви был выполнен архитектурным бюро «Литейная часть — 91» во главе с архитектором Р.М. Даяновым. В декабре 2014 г. Службой государственного строительного надзора и экспертизы правительства Санкт-Петербурга было выдано разрешение на строительство храма Рождества Христова на Песках. Генеральным ктитором храма стал заслуженный строитель России, меценат и президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Адамович Заренков [7].

17 января 2015 г. в Санкт-Петербургской епархии состоялось совещание, посвященное воссозданию церкви Рождества Христова на Песках. Митрополит Варсонофий одобрил этот проект, отметив, что будет восстановлен исторический облик храма, и дал свое пастырское благословение на дальнейшее продолжение работы.

8 мая 2015 г., в канун Дня Победы, на Песках, в том самом месте, где стоял разрушенный храм, и где должно было начаться его восстановление, состоялся торжественный молебен. С архипастырским словом к большому числу молящихся обратился викарий Санкт-Петербургской митрополии епископ Кронштадтский Назарий. Владыка отметил важность того, что спустя долгие годы, наконец, будет воссоздан исторический облик церкви на Песках. Во время молебна был освящен Поклонный Крест и совершена заупокойная лития в память обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны [1, с. 27].

А 17 февраля 2018 г. владыка Назарий возглавил чин освящения закладного камня храма. Это событие стало началом молитвенного и деятельного возрождения церкви Рождества Христова на Песках. Обращаясь к собравшимся, генеральный ктитор храма В.А. Заренков сказал: «Мы сегодня действительно присутствуем при исторически важном событии – освящении закладного камня. Это начало восстановления храма, который̆ был построен 230 лет назад и который̆ более 150 лет служил центром притяжения православного Санкт-Петербурга» [7].

В течение всего двух лет был полностью восстановлен фасад храма в соответствии с историческим обликом. Новая церковь, построенная по старинным чертежам, получилась точной рукотворной копией взорванного храма. В архивах сохранились старые планы, снимки и описания того, как выглядел храм Рождества на Песках. Считается, что архитектор вдохновлялся Троицким собором Александро-Невской лавры, поэтому своими внешними очертаниями храм напоминал именно его. Храм был увенчан большим куполом. На западном фасаде – две симметричные башни со шпилями, на которых установлены золотые кресты. В одной из башен находилась звонница. На плане храм имел форму креста. Портал храма, архитектурно оформленный вход в здание, представлял собой массивный ионический портик с фронтоном, у которого сначала были колонны, а потом их заменили на пилястры. И, хотя в XIX веке церковь неоднократно перестраивали и расширяли, современные архитекторы решили придерживаться оригинального проекта и в точности соблюли исторические габариты храма.

По мнению настоятеля храма, протоиерея Андрея Щербана, «получилось исключительное воссоздание, точная копия», включая и иконостас, эскиз которого, датированный 1787 г. и выполненный П.Е. Егоровым, сохранился в музее истории Петербурга [8].

Так впервые в новейшей истории России в центре Санкт-Петербурга был воссоздан полностью разрушенный храм. Под сводами возрожденной святыни 7 января 2020 г. в праздник Рождества Христова было совершено первое за 87 лет богослужение. Божественную литургию совершил настоятель храма протоиерей Андрей Щербан в сослужении клира, помощника благочинного Центрального округа протоиерея Александра Румянцева и других священнослужителей. За богослужением молился ктитор храма, президент фонда «Созидающий мир» В.А. Заренков.

«Спустя 87 лет с момента совершения последней Божественной литургии в этом храме мы вновь собрались, чтобы вознести хвалу Богу, помолиться Богомладенцу Христу, вознести Ему благодарность за благодеяния, которые Он щедро излил на нас, – сказал отец Андрей в проповеди. – Пусть Господь благословит нас Своей милостью и благостью в 2020 году. Пусть Богомладенец согревает наши души. Пусть наши помышления будут чистыми. Вспомним, как мы берем на руки маленького человечка – с каким трепетом и сердечной нежностью мы это переживаем! С такой же чистотой сердца, души и помыслов примем в объятия Богомладенца. А для этого будем трудиться, молиться, становиться лучше – и тем самым ближе к Господу». Настоятель выразил благодарность всем, кто трудится на строительстве храма, и особенно В.А. Заренкову. Ему была подарена икона Рождества Христова [9].

Воссозданныйй храм Рождества Христова на Песках вновь стал яркой достопримечательностью центра северной столицы. Взирая на своды возрожденной святыни, открывается возможность понять замысел талантливых архитекторов прошлого. Храм поражает воображение, открывая связь времен и поколений, в нем отражаются все перипетии исторических судеб Санкт-Петербурга и России. С воссозданием церкви на Песках становится очевидным тот яркий и продуманный петербургский стиль, которым град Петра славится во всем мире и который привлекает в город множество туристов. Несмотря на то, что дома вокруг Рождественской площади неоднократно перестраивались, храм воссоздает и завершает утраченный архитектурный ансамбль Рождественской стороны.

Храм Рождества Христова на Песках, в котором молились российские самодержцы и где служили страдальцы за Веру, сегодня являет собой живой пример победы созидания над разрушением. Сейчас в храме ведутся отделочные работы, по завершению которых состоится великое освящение. При храме планируют создать музей и открыть духовно-просветительский центр, где будут проходить выставки, читаться лекции, вестись дискуссии [10].

Возрождение храма, по справедливому свидетельству В.А. Заренкова, – стало торжеством исторической справедливости [9]. Очевидно, что после восстановления разрушенной святыни, снова ставшей градостроительной, духовной и культурной доминантой района, необходимо вернуть и историческую топонимику. Ведь до разрушения храма все 10 прилегающих улиц носили название Рождественских, а потом были переименованы в Советские. Предложение о восстановлении первоначальных названий улиц уже поступило руководству Санкт-Петербурга от соответствующей комиссии [11].

Литература

1. Черниченко С.И. Храм Рождества Христова на Песках // Вестник. Зодчий. 21 век. 2016. № 1. С. 24-27.

2. Чернега А. Церковь Рождества Христова на Песках [Электронный ресурс] // Прогулки по Петербургу [сайт]. 2020. URL: https://goo.su/2HEU (дата обращения: 09.10.2020).

3. Фартукова Л.Н., Черниченко С.И. История и задача воссоздания храма Рождества Христова на Песках // Вестник. Зодчий. 21 век. 2016. № 2-1. С. 58-61.

4. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. Справочное издание. СПб.: ГЛАГОЛЪ, 1994. 320 с.

5. Трушковский В.Э. Рождественскому скверу необходима архитектурная доминанта // Вестник. Зодчий. 21 век. 2016. № 1. С. 28-33.

6. Постановления Священного Синода от 30.07.2003, касающиеся Санкт-Петербургской епархии [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви [сайт]. 30.07.2003. URL: https://goo.su/2hev (дата обращения: 09.10.2020).

7. Проходцев М., диак. Воссоздание храма Рождества Христова на Песках как восстановление исторической справедливости [Электронный ресурс] // Храмостроитель [сайт]. 05.11.2018. URL: https://goo.su/2heV (дата обращения: 09.10.2020).

8. Сурис А. Первый в Петербурге: как выглядит воссозданный храм Рождества Христова на Песках [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. Санкт-Петербург [сайт]. 14.08.2020. URL: https://goo.su/2hEV (дата обращения: 09.10.2020).

9. Первая Божественная литургия прошла в храме Рождества Христова на Песках [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви [сайт]. 07.01.2020. URL: https://goo.su/2hEv (дата обращения: 09.10.2020).

10. Данилевич Е. Возродили «с нуля». Храм Рождества Христова на Песках вновь открыт для всех [Электронный ресурс] // Аргументы и факты – Петербург. 2020. № 33 [сайт]. 12.08.2020. URL: https://goo.su/2HeV (дата обращения: 09.10.2020).

11. Завершилось воссоздание Рождественской церкви на 6-й Советской [Электронный ресурс] // Канонер [сайт]. 27.07.2020. URL: https://goo.su/2HEv (дата обращения: 09.10.2020).

Источник:
Мельков А.С. Здесь служили страдальцы за Веру – храм Рождества Христова на Песках //

Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли / М.В. Шкаровский; предисл. и закл. А.С. Мелькова.
СПб.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2021. С. 421-429.

Фото:
Интернет-портал «Энциклопедия Санкт-Петербурга»
сайт Храмостроитель

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Мельков
Все статьи Андрей Мельков
Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34