Православные общества взаимопомощи или «профсоюзы» для православных

Николай Бондаренко об участии православных граждан в общественной и политической деятельности страны

0
1093
Время на чтение 6 минут

Участие православных граждан в общественной и политической деятельности страны становится все более усиливающимся явлением современной российской политики, как на федеральном, так и на местном уровне.

В связи с этим необходимым является рассмотрение наиболее приемлемых форм объединения православных христиан на местах с целью их более эффективного взаимодействия с властью и взаимопомощи между собой.Приходские общины, образуемые вокруг храмов и монастырей, являются первичными, необходимыми формами объединения православных христиан на местах.

Между тем, все более очевидным становится необходимость защиты традиционных ценностей и отстаивания интересов православных общин на территории малой родины - на уровне конкретных муниципальных образований, регионов или, учитывая существующую структуру Церкви, на уровне благочиний, епархий совместными усилиями православных общин. Становится очевидным, что только совместными усилиями нескольких общин при взаимодействии с местными чиновниками можно добиваться ощутимых результатов в делах благоустройства, в широком смысле этого слова, жизни российских граждан на местах.

Кроме того, православные священники-делатели знают не понаслышке о трудностях финансирования тех или иных негосударственных православных образовательных и социальных учреждений: гимназий, школ, детских садиков, приютов для детей-сирот. Каждый раз у руководителей этих учреждений остро встает вопрос: где взять деньги на содержание учреждений?

Одной из перспективных форм объединения православных мирян на местах с целью:

- взаимопомощи;

- поддержки местных православных образовательных и социальных учреждений;

- взаимодействия с местными чиновниками, СМИ, партиями, др. общественными организациями

могут послужить так называемые Православные общества взаимопомощи.

Прообразом Православных обществ взаимопомощи являются первые христианские общины, которые зачастую имели общую собственность и деньги на помощь нуждающимся. Кроме того в Новом Завете мы можем найти места, где описываются случаи взаимопомощи одних христианских общин другим по причине засухи и неурожая у вторых.

В России различные Общества взаимопомощи начали создаваться с начала 19 века. Финансовые возможности этих Обществ формировались за счет членских взносов, пожертвований предпринимателей (купцов), представителей дворянства, входивших в Общество в качестве почетных членов. Уставами Обществ взаимопомощи предусматривались: выдача пособий, ссуд, пенсий, финансирование образовательных учреждений, приютов, в некоторых случаях – трудоустройство безработных, проведение культурных мероприятий, создание библиотек. В начале 20 века в стране действовало более 1000 различных Обществ взаимопомощи. На базе Обществ взаимопомощи возникли первые профессиональные союзы России.

Таким образом, те или иные юридические формы взаимопомощи и кооперации в среде русского народа до революции весьма успешно развивались, что нельзя сказать о современной России. К сожалению, в Советской России подобного рода инициативы не приветствовались, разве только кассы взаимопомощи, которые просуществовали до 80-х гг. 20-го века и в целом недееспособные российские профсоюзы, которые достались современной России в наследство.

Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, существует насущная необходимость возрождения Обществ взаимопомощи в среде православных христиан на базе благочиний, епархий, но адаптированных к современным условиям. Преимущества такого рода объединений православных христиан на местах видится в их потенциальной не политизированности, но нацеленности, прежде всего, на создание условий для взаимопомощи, взаимовыручки между православными христианами на местах, на аккумулирование финансовых ресурсов для поддержки местных православных образовательных и социальных учреждений и др. благих проектов. Православные общества взаимопомощи должны стоиться на добровольном членстве с уплатой приемлемого размера членских взносов с градацией в зависимости от социального статуса человека: со стороны студентов - одна сумма, со стороны пенсионеров – другая, со стороны работающих прихожан – третья. Статус почетного члена общества может относится к тем прихожанам-благотворителям, кто способен внести более значительные вклады в общее дело. Членство должно быть, как уже говорилось выше, добровольным. Целесообразность такого подхода к формированию для местных православных общин «общих финансов» заключается в том, что не каждый христианин в силу различных обстоятельств способен участвовать в делах милосердия общины, жертвуя собой и своим временем, но пожертвовать небольшую сумму на общие добрые дела может быть в состоянии. Это и будет его участием в доброделании общины.

Приблизительно такой же, но негласный, механизм взаимной поддержки существует у различных землячеств в России, внутреннюю солидарность которых мы часто приводим в пример, когда нам нужно обличить отсутствие этой самой солидарности у русского большинства. Хочу заметить, что других форм, механизмов возрождения «русской» солидарности пока не придумано.

Наиболее приоритетным направлением расходов «общих финансов», собранных благодаря членским взносам и пожертвованиям почетных членов, в современных условиях, должно стать финансирование деятельности хотя бы одного профессионального юриста, который бы мог оказывать всем членам общества бесплатные юридические консультации, участвовать в судебных заседаниях, подготавливать необходимые документы. По причине низкой юридической грамотности в целом населения России, нежелания многих православных людей «работать с бумагами» это направление функционирования Православных обществ взаимопомощи будет всегда оставаться приоритетным. Юридическая защита деятельности православных приходов, правовая поддержка работы создаваемых ими образовательных и социальных учреждений, православных мирян, вплоть до защиты от неправомерных действий их работодателей может закрепить в перспективе за Православными обществами взаимопомощи другое название, такое, как «Профсоюзы» для православных.

Функционал Православных обществ взаимопомощи, описанный в статье, является первичным и необходимым. Но, потенциал развития Православных обществ взаимопомощи может быть ограничен только рамками законодательства РФ а, следовательно, весьма огромен, вплоть до создания общих коммерческих предприятий.

Православные общества взаимопомощи могут формировать у себя банк социальных услуг. Например, кто-то умеет хорошо стричь и по разумной цене может делать братьям и сестрам по вере стрижки. У кого-то есть грузовой транспорт, и он готов опять же по разумной цене (или почти бесплатно) помочь этими возможностями другим членам Православного общества взаимопомощи. Кто-то может поработать няней (а мы знаем, как бывает трудно найти хорошую няню – благочестивую православную христианку), более того, можно в рамках общего взаимодействия создать православный детский садик и сидеть с детьми по очереди. Кто-то умеет шить… Кто-то, кто занимается фермерским хозяйством, может предоставлять под заранее сформированный заказ качественные продукты питания, минуя посредников … и т.д. Православные предприниматели могут в рамках общества взаимно поддерживать друг друга, в т.ч. взаимным кредитованием и совместными усилиями защищаться от местных коррупционеров. Кроме того, в рамках общего информационного пространства Православного общества взаимопомощи можно будет помогать действительно нуждающимся в этой помощи. Главное, что дает это преодоление того разделения, которое существует в современном обществе, когда все мы разделены стенами своих ячеек - квартир и порой даже не знаем своих соседей, когда мы не знаем беду и нужду наших братьев и сестер, стоящих с нами рядом во время литургии. Православное общество взаимопомощи – это информирование братьев и сестер по вере о тех возможностях, которыми мы располагаем и которыми готовы пожертвовать ради помощи своим по вере. А мы имеем такую заповедь – прежде всего, помогать своим по вере.

Надеюсь, что данная статья, внесет свой вклад в возрождение деятельности Православных обществ взаимопомощи, как наиболее удобной формы взаимопомощи между православными христианами на местах.

P.S. В качестве примера создаваемого Православного общества взаимопомощи, предлагаю уважаемому читателю обратить внимание на Межрегиональную общественную оранизацию взаимопомощи "Русское православное общество" (РПО). Сайт РПО : http://r-p-o.ru, http://р-п-о.рф

Николай Бондаренко, председатель Межрегионального Общественного Движения в поддержку православных образовательных и социальных инициатив «Пчелки»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Re: Православные общества взаимопомощи или «профсоюзы» для православных

автор очень хочет возглавить это начинание и распоряжаться денежками созданных объединений. Отцы (священники) и сами сообразят, как это делать, их на это Патриарх нацеливает.
чистякова / 03.12.2011, 21:07

9. Ответ на undefined, undefined

Хотелось бы увидеть пример успешной реализации этой идеи в наше время. Очень важен первый шаг в этой инициативе и информационная поддержка деятельности будущих Православных обществ взаимопомощи

В настоящее время в Москве действует организация взаимопомощи «Русское православное общество» (РПО) Членам РПО оказывается следующая помощь: 1. взаимопомощь (банк социальных услуг (см. в "План содействия членам РПО")) 2. бесплатная правовая помощь 3. внутренняя биржа труда 4. магазин РПО со скидкой (продукты из сельскохозяйственных общин, без посредников и экологически чистые) 5. обмен домами (см. "План содействия членам РПО") членские взносы платить не обязательно (они предусмотрены только для той категории, которая учавствует в финансовых программах) Приглашаем в это сообщество всех, кому нужна помощь друзей, и тех, кто может помочь даже малознакомому человеку. Координаты РПО: http://r-p-o.ru, http://р-п-о.рф (сайт в разработке), a.schedrin@mail.ru Тел. (495) 585-44-90, 8-916-253-55-24 Нам иногда не хватает организованности, чтобы предпринять некоторые шаги к тому, чтобы организовать группу единодушных людей в общину. Возможность активной деятельности ограничены лишь только нашими творческим потенциалом.
Виктор Белов / 22.11.2011, 08:07

8. Русское православное общество взаимопомощи РПО

В настоящее время в Москве действует организация взаимопомощи «Русское православное общество» (РПО) Членам РПО оказывается следующая помощь: 1. взаимопомощь (банк социальных услуг (см. в "План содействия членам РПО")) 2. бесплатная правовая помощь 3. внутренняя биржа труда 4. магазин РПО со скидкой (продукты из сельскохозяйственных общин, без посредников и экологически чистые) 5. обмен домами (см. "План содействия членам РПО") членские взносы платить не обязательно (они предусмотрены только для той категории, которая учавствует в финансовых программах) Приглашаем в это сообщество всех, кому нужна помощь друзей, и тех, кто может помочь даже малознакомому человеку. Координаты РПО: http://r-p-o.ru, http://р-п-о.рф (сайт в разработке), a.schedrin@mail.ru Тел. (495) 585-44-90, 8-916-253-55-24 Нам иногда не хватает организованности, чтобы предпринять некоторые шаги к тому, чтобы организовать группу единодушных людей в общину. Возможность активной деятельности ограничены лишь только нашими творческим потенциалом. "Любовью и единением спасемся...." Сергий Радонежский
Виктор Белов / 22.11.2011, 08:05

7. Моя благодарность автору

Благодарю Бондаренко за статью! Для человека или группы людей, которым близка идея взаимопомощи и единения, жизненно необходимо эту мысль воплощать уже сегодня. Понятно, что это всего лишь рабочий вариант. И что трудности возникнут и с людьми, и со священноначалием, и другие обязательно проявяться действенно. Но!!! Мы православные, с нами Христос! Кого и чего нам бояться?! Кто нам поможет? Кроме Бога и нас самих некому. И коль идея была создать на приходе "службу", то, возможно" лучше будет объеденить ее в нескольких приходах .
мечтатель / 19.11.2011, 04:50

6. Практика благотворительности

Как в обществе,так и приходских общинах можно наблюдать пренебрежительное отношение к бедным,которое иногда приобретает гротескные формы.Вдумайтесь, в России около 300 тысяч общественных организаций, декларирующих помощь страждущим, а реально помогают единицы.Дело не в форме, а содержании.Говорят много, делают мало. Общественную благотворительность, которая в России до 1917 года была доведена до совершенства, в целом распылили, во многом сделали инструментом рыночных манипуляций.Фонды, гранты, проекты - все работает на разобщение.С надеждой, что в нашей стране появятся лидеры, которые проявят милость к падшим не на словах, а на деле. Тогда и возродится на Руси культура милосердия.

5. Re: Православные общества взаимопомощи или «профсоюзы» для православных

Хотелось бы увидеть пример успешной реализации этой идеи в наше время. Очень важен первый шаг в этой инициативе и информационная поддержка деятельности будущих Православных обществ взаимопомощи
Антоний / 18.11.2011, 06:32

4. А батюшки?

Идея прекрасная, но весьма трудно реализуемая. К сожалению, слово "община", "братство" пугает прежде всего самих батюшек. Мне кажется, что дело в них и упрется. Приходов нет или они разобщены. Разобщенность хроническая. Помните, как умерли на глазах апостола муж и жена, утаившие от общины свой вклад? Сейчас деньги разобщают чрезвычайно. Они дороже матери родной стали для многих людей, в том числе и тех. кто ходит в церковь. Тем не менее пытаться продвинуть это чрезвычайно важное дело нужно. Хотя бы там, где батюшки будут благосклонно смотреть на него. Сначала маленькие дела, а потом люди увидят и сами будут участвовать, когда поймут, что больше их защитить некому.

3. Re: Православные общества взаимопомощи или «профсоюзы» для православных

Идея очень хорошая, сам с удовольствием участвовал по мере сил. Давно бы реализовалась, ибо сами себе не поможем, никто нам не поможет. НО отсутствие ее реализации и показывает печальное состояние общества. Подсознательное наследие большевизма "человек звучит гордо" до сих пор разделяет нас, в т.ч. православных.

2. да, интересная тема

Но вот я, например, на общинную жизнь лучше потратила бы свое время и силы, а денежные пожертвования лучше бы в храм отнесла. Потому что иначе ведь будут злоупотребления. Если уж жертвовать деньги, то из рук в руки тому, кому нужны. А "членские взносы" - это как-то... ну, что-то не то. А вот "банк социальных услуг" - прекрасная идея, это вроде того, как раньше в деревнях вместе помогать кому-нибудь ходили, и это было как праздник. Вот иногда человеку делать нечего, и он страдает, а так он и с людьми пообщается и полезное дело сделает.
Еленка / 17.11.2011, 21:00

1. Благие намерения должны реализоваться в благие дела

В нынешние времена материальное производство остро ориентированно на получение материальной выгоды,прибыли любой ценой.Лидером в такой ситуации становится ловкий делец, не обремененный химерой совести.Производительная деятельность выполняет и другие функции-удовлетворение материальных потребностей человека и общества,а также возможность под продукт труда финансирование и инвестирование.При правильном производстве большое значение имеют моральные качества участников процесса.Я полагаю, что прихожане являются самым ценным человеческим ресурсом нашего общества и при разумной организации они смогут решить насущные вопросы нашей страны.И не откладывая, надо начинать с маленьких конкретных дел:местное производство,местный товар,местная услуга,работник, за которого община ручается.В нашей местности много хороших молодых священников, но они ещё не имеют большого жизненного опыта и не понимают важности такого рода деятельности,да и от личных и семейных задач у самих голова кружится,им желательно подсказать о таком ресурсе жизни общества. Прихожанам дается возможность реализовать проросшее Слово в душе!Автору - развивать эту тему.
Владимиръ / 17.11.2011, 10:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Бондаренко
Газификация СНТ – сенсация не случилась!
Большинство дачников скоро поймет, что их попросту с газификацией кинули
19.04.2024
Газификация СНТ поможет решить демографическую проблему в России!
Для молодых семей развитие дачных участков является существенной альтернативой покупке квартиры в городе
13.03.2024
«Навстречу СНТ»
Решение АО «Мосэнергосбыт» отнюдь не способствует консолидация власти и народа
02.10.2023
Монархия рождает литературу, демократия – макулатуру!
В Москве прошла Всероссийская писательская конференция, посвящённая вопросам формирования профессионального статуса и защиты прав писателя в современной России
15.09.2023
О перспективах восстановления монархии в России
Отклик на статью Владимира Блинова
17.06.2023
Все статьи Николай Бондаренко
Последние комментарии