itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Владимир Миронов: Этот законопроект не обсуждался в Московском государственном университете

Декан философского факультета МГУ подверг критике проект закона «Об образовании в Российской Федерации»

Закон об Образовании в РФ 
0
1356
Время на чтение 5 минут
В связи с активным обсуждением православной и патриотической общественностью страны проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» мы попросили высказать свое мнение по данной проблеме члена-корреспондента РАН, доктора философских наук, декана философского факультета Московского государственного университета Владимира Васильевича Миронова:

Данный законопроект не получил достаточного обсуждения с экспертами. Не обсуждался он и в Московском государственном университете. Хорошо известна позиция Союза ректоров, в которой много критических замечаний в адрес проекта закона, но эта позиция не была учтена.

Наши реформаторы образования путают экономизацию образования и коммерциализацию образования. Коммерциализация образования, по пути которой пошла наша страна, рассматривает образование как некий рычаг для получения дополнительных доходов. Например, количество платных ВУЗов зашкаливает, в России 3600 ВУЗов, которые осуществляют платное обучение, причем готовят преимущественно юристов, экономистов и менеджеров. Это происходит потому, что в основе их работы лежит тезис о коммерциализации образования. На самом деле нужно было бы говорить об экономизации образования, а это уже стратегическая задача. В этом случае государство должно регулировать потоки абитуриентов.

В этом году, благодаря ЕГЭ, провалился целый ряд специальностей, в частности, сталелитейная. Понятно, что люди будут выбирать выгодные для себя специальности, но государство должно контролировать этот процесс. Доступность образования сегодня, с одной стороны, деформирована, а, с другой стороны, резко уменьшилась. Образование сегодня не выполняет функцию социального лифта. Я сам из простой семьи и начинал с рабфака, и с такой жизненной биографией, я, конечно, сегодня бы к высшему образованию уже не подошел. Это очень серьезно, потому что как только ограничивается доступность высшего образования, как только оно становится доступным только тем, кто может за него заплатить, то мы получаем вариант его доступности для очень немногих людей. Тут государству есть над чем задуматься. Во-первых, надо порвать связку с армией, тогда часть людей, которые идут в образование, отсеется, а это процентов 30. С другой стороны тем, кто идет в армию, следует дать такие льготы, чтобы они их использовали как социальный лифт. Следует понимать, что другим образом они вряд ли поступят в ВУЗы после службы в армии.

Теперь, что касается теологии. Когда говорят о включении теологии в ВАК, то надо учитывать некие парадоксальные вещи. Во-первых, надо реформу проводить. Если теологию введут в систему ВАК, то она должна будет отвечать требованиям кандидатских и докторских диссертаций, а критерии, которые там присутствуют, перешли ещё из советского периода, когда философия считалась наукой на уровне физики. По этим критериям очень много дисциплин, вообще-то говоря, не попадают под научные характеристики. Реформировать надо критерии, тогда возможно, что должен быть не доктор философских наук, а доктор философии, как это принято на Западе. Тогда теология совершенно спокойно вписывалась бы в систему ВАК. Понятно, что теология - это не наука, типа физики или других естественных наук. С другой стороны, позиция теологов с требованием жесткого включения этой дисциплины тоже довольно странная. Включив теологию в общую канву защиты диссертаций, объективно может очень серьезно понизиться уровень самих работ по теологии. Сегодня этот процесс контролируется духовными учебными заведениями как специфический вид знаний. Если теологию введут в систему ВАК, то, учитывая, что сегодня каждый второй чиновник считает, что он «кандидат по культурологии, по социологии или политологии», то люди понесут диссертации по теологии. Ситуация, прямо скажем, непростая. Если вводить теологию в систему ВАК, то её надо вводить как отдельную специальность, и уже внутри этой специализации проводить дифференциацию по конфессиям и т.д. Ни в коем случае нельзя вводить ее в рамки других специальностей, как это пытались сделать, чтобы всё получилось быстрее. Этот вопрос до сих пор не решен ни на уровне ВАКа, ни на уровне Правительства России. Сегодня никто не запрещает людям защищаться по философии с религиозными темами. У нас защищались известные священнослужители, например, протодиакон Андрей Кураев. Так что проблема не так остра, как её порой представляют. Но не думаю, что вопрос о теологии должен на сегодняшний день присутствовать в законе, потому что этот вопрос пока не решен.

Что касается воспитательной функции системы образования, то могу высказать свое мнение по данному вопросу в отношении к высшему образованию. Многие ректоры вузов начинают выбрасывать философию из программ под разными предлогами, утверждая, что вопросы, которые связаны с духовной культурой и воспитанием, каждый лектор решает сам. И по факту начинают резко ограничивать эти предметы. Это и приводит к выхолащиванию нормативного материала, устанавливающего ценностные основания и конкретные механизмы гражданско-патриотического, правового и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Нам навязали ещё в период перестройки тезис, что задача преподавателя в вузе заключается только в том, что он должен преподавать, т.е. выступать в качестве человека, передающего информацию.

Воспитательная функция в тот период ушла на второй план. Тогда считалось, что воспитание - это идеология, навязывание людям определенных ценностей и т.д. На самом деле так думать, конечно, абсурдно, потому что высшее образование непосредственным образом связано с культурой человека. Поэтому воспитательная функция должна оставаться, при этом воспитание, конечно, не должно выглядеть квасным патриотизмом, но должно включать дисциплины о нашей культуре, истории, религии. Эти предметы должны присутствовать в учебных программах. Когда нам говорят, что в вузе не нужны дисциплины системообразующего культурного характера, поскольку их нет на Западе, то при этом забывают, что на Западе дети с 10 класса изучают философию каждую неделю, и отдельной дисциплиной идет этика или религия по выбору. В этом случае, конечно, в вузе философия не нужна. Этот вопрос должен быть прописан в законе. Но тут есть другая опасность, связанная с тем, что как только пропишут в законе пункт по идеологическому воспитанию, могут появиться преподаватели, которые будут осуществлять эту функцию слишком кондово. В этом есть большая опасность. Поэтому надо разработать механизм, как и что будут преподавать.

Что касается того, что законопроект не учитывает кадетское образование, то я считаю, что формы образования должны быть самыми разнообразными. Не знаю, насколько нужно указывать именно кадетское образование, потому что могут быть и другие формы образования, например, женские лицеи. Не вижу необходимости точного указания, хотя, возможно, следует указать перечень вариантов форм образования в скобках. Главное, чтобы уровень образования в разнообразных учебных заведениях, в том числе и кадетских, был не ниже, чем в обычной школе, и не подменялись предметы по программе какими-то специфическими предметами. Но если такие учебные заведения выполняют всю школьную программу и при этом дают дополнительные векторы развития, например, в сторону кадетской традиции, тем более что нам надо поднимать воспитание в этом направлении, то думаю, что эти учебные заведения имеют право на существование. Хотя я бы не стал выделять в законопроекте отдельно кадетское образование. Религиозное обучение тоже может присутствовать при выполнении нормативов общего образования. Если есть опасность ликвидации каких-то форм образования, то, конечно, нужно прописать их в законе. Закон не должен носить ограничивающий характер, должна быть формулировка, позволяющая открывать разные формы обучения.

Образование с религиозным компонентом должно быть прописано в законе по двум причинам. Во-первых, надо учитывать, что в России согласно Конституции светское государство, и Церковь отделена от государства. Допускаю, что могут быть и не прямо религиозные учебные заведения, а, скажем, общеобразовательная структура, в которой религиозный блок расширен. Конечно, непрописывание этого статуса означает их потенциальную ликвидацию.

То, что в законопроекте не указана культуросообразность российского образования, - это просто непродуманность, вряд ли кто-то выступает против культуросообразности отечественного образования. Этот вопрос не представляет никакой сложности.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Миронов
Европа ли Россия?
Беседа о Николае Данилевском и главном труде его жизни
29.09.2019
Бесславный результат великих притязаний
Пять войн Европы и США против России и СССР
29.12.2017
Нужно ли нам религиоведение?
Выпускающие кафедры по данной специальности сегодня могут быть открыты на любом факультете
05.10.2006
Все статьи Владимир Миронов
Закон об Образовании в РФ
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
О суверенной образовательной политике России
И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании
18.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44