У каждого человека есть какая-то встреча с необычным человеком, 
которая остается на всю его жизнь ярким воспоминанием, подобно маяку, 
освещающему путь, а порой вообще делающим твою жизнь осмысленной.
   У меня были три встречи с владыкой Лавром, после каждой из 
которых я ощущал себя как бы под его покровом после каждого его 
благословения в окончание встречи.
   Первая встреча с владыкой Лавром состоялась в мою первую поездку в Америку в 1993 году.
   Будучи заместителем главного редактора журнала «Кубань», ехал по 
приглашению редактора журнала «Русское самосознание» Николая Ивановича 
Тетенова – легендарного издателя Америки, выигравшего процесс у иудеев, 
обвинявших его в злостном антисемитизме. А поскольку отпечаток 
советского (антихристова) воспитания на нас на всех тогда был столь 
явен, что между русскими людьми России и зарубежья затруднялось 
взаимопонимание и взаимоотношение, то я обратился за наставлениями к 
управляющему Екатеринодарской епархией Исидору. У нас с владыкой 
Исидором были две длительные беседы. Поскольку я планировал встречи с 
представителями Зарубежной Русской Церкви, владыка мне порекомендовал 
попытаться сыграть роль своеобразного мостика между Зарубежной и 
Московской (Российской) церковью.
   И вот я в Америке.
   Встретивший меня в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке русский писатель
 Виктор Романович Муравин, ставший известным российскому читателю 
главами из потрясающего романа «Потомок Ермака» в журнале «Кубань», 
однажды предложил мне устроить аудиенцию у владыки Виталия, тогда главы 
 Русской Православной Церкви заграницей. Но дело в том, что годом раньше
 при помощи Виктора Романовича один из замов главного редактора 
популярной патриотической газеты России, получив доверительную аудиенцию
 владыки Виталия, кое-что недостоверно подал в публикации интервью… И 
владыка вынужден был в неприемлемой для него газете «Новое Русское 
Слово» в Нью-Йорке давать опровержение и приносить извинения… Поэтому 
моя аудиенция тоже зам. главного редактора российского издания у владыки
 Виталия представлялась невероятно затруднительной. И мы с Виктором 
Романовичем решили отложить эту встречу на потом.
   Спустя полмесяца моего пребывания у Н. И. Тетенова в 
Ричфилд-Спрингсе – в нескольких милях от известного всему православному 
миру монастыря в Джорданвилле – дали возможность мне встретиться с 
владыкой Лавром, тогда еще епископом и настоятелем этого монастыря.
   А дело обстояло так. За две недели моего пребывания в 
Ричфилд-Спрингсе Николай Иванович почти каждый день возил меня в 
Джорданвилльский монастырь, где у нас было много интересных встреч. В 
это время владыка Лавр был в первой своей поездке по России. Именно он 
тогда делал первые шаги на сближение с Московской Патриархией…
   За день до моего отъезда в Детройт утром нам звонят из монастыря и
 сообщают, что ночью владыка прибыл в монастырь и готов принять меня.
   Меня представили владыке в его кабинете. Он просил оставить нас 
наедине. Удивительно, я впервые встречался с представителем Зарубежной 
Русской Церкви такого уровня (он тогда был вторым иерархом в РПЦЗ), но в
 течение первых 5 минут я ощутил себя уверенно и комфортно. Владыка 
показал себя хорошо информированным о нашем журнале «Кубань». Я сказал 
владыке, что его монастырь самый богатый в мире русскими архивами и мне 
кое-что показали здесь до его приезда. Он ответил, что это действительно
 так. Русские люди первой и второй волны эмиграции, где бы они ни 
находились по миру, умирая, чаще всего отправляют свои архивы в 
Джорданвилль. Тут он мне рассказал, что полгода назад, умирая в Канаде, 
Куликовский-Романов завещал монастырю 5 ящиков своего архива. Мне 
показывали еще до возвращения владыки эти ящики с ненарушенными 
сургучными печатями. Владыка вспомнил, что Куликовский читал и собирал 
все журналы «Кубань». Владыка предложил мне без всяких ограничений 
работать в монастырском архиве, копируя цветным и черно-белым ксероксом 
все, что мне понадобится. Он предложил мне бесплатно проживать и 
питаться в трапезной с братией в любое время, когда мне это понадобится.
 Я поблагодарил владыку и сказал, что не так богат, чтобы часто ездить в
 Америку. Тогда он сказал, что эти условия будут предоставлены каждому, 
кто приедет с моим письмом к нему. И в знак своего доверия он взял с 
полки книгу П. Краснова «Опавшие листья» с легендой – она подарена 
монастырю самим автором – и подарил мне.
    На этом моменте нашей встречи необходимо остановиться особо.
    Дело в том, что в 1991 году у меня появилась идея начать 
печатать книги П. Краснова в журнале «Кубань», а затем издать его 
собрание сочинений в качестве приложений к журналу. И решил я начать 
знакомство наших читателей с творчеством П. Краснова с романа «Опавшие 
листья». В этом романе автор за несколько лет до сатанинской революции в
 России провидчески взывал к разуму российской аристократии, дворянству и
 интеллигенции, предупреждал всех, что грядет племя сатанинское, 
ненасытное, пока на мягких, но когтистых лапках, то гувернеров, то 
управляющих имений, то просто преуспевающих предпринимателей и 
репетиторов… А Господь грозит: если не опомнитесь, цвет русской нации, 
осыплетесь опавшими листьями, и пустит Русь в распыл это сатанинское 
племя!..
    Не было у меня этой книги, и пришлось мне тогда отказаться от мысли издания Петра Краснова.
   А ведь в беседе с владыкой Лавром мы ни словом не упомянули имени
 Краснова. И этот подарок мне о многом сказал тогда, в нашу первую 
встречу.
   Владыка спрашивал меня о моих впечатлениях от поездки по Америке,
 делился своими о поездке по России, сетовал, что не все смог увидеть, 
что так хотелось…
   На прощание владыка благословил меня в моих делах.
   А на следующий день я уехал на несколько дней в Детройт, оттуда 
на неделю – в Сан-Франциско. По возвращении в Нью-Йорк через пару дней я
 улетел домой, в Россию.
   
   Вторая моя встреча с владыкой Лавром состоялась в 1998 году.
   В свой очередной приезд в Америку уговорил я Анатоля Рытикова, 
одного из основных спонсоров и представителя журнала «Вече» по Америке, 
поехать со мною в Ричфилд-Спрингс, это более 200 миль на север от 
Нью-Йорка. Меня многократно звал в гости Алекс Реснянский, давний друг 
Г. П. Климова и герой его книг. В свою очередь Алекс был старым 
приятелем Рытикова.
   И вот мы в гостях в хлебосольном доме Алекса. Мы весь день 
проводим в застолье и воспоминаниях на веранде, с которой открывается 
великолепный вид на озеро Мохавк, растянувшееся на многие мили в долине 
гор, на просторах которых когда-то обитали племена индейцев мохавков, 
так хорошо описанных Фенимором Купером. 
   Из разговоров узнаю, что мои друзья не знакомы с прекрасным и 
даже легендарным издателем журнала «Нива», затем «Слова», а уж потом 
«Слава» Павлом Ваулиным. Да и я с ним лично не знаком, но мы, как 
издатели, некоторое время были в переписке. И знал, что он совсем 
недавно поселился невдалеке от монастыря.
   Было решено на следующий день организовать мужскую вечеринку 
вчетвером у Алекса. Вечером я позвонил Ваулину, представился ему и 
предложил нашу «программу» следующего дня. Он с удовольствием 
согласился. 
   Во время беседы на следующий день мы от Ваулина узнаем, что 
владыка Лавр еще вчера прибыл в Джорданвилль. Он уже был главой 
Зарубежной Русской Церкви, и его резиденция находится теперь в 
Нью-Йорке, а монастырь так и остается за владыкой, и он сюда наезжает не
 так часто. Джорданвилльский монастырь без преувеличения можно сказать –
 детище владыки Лавра, он всю свою жизнь в Америке провел именно здесь.
   На следующий день мы с Анатолием Рытиковым утром были уже в 
монастыре. Минут через 15 владыка принял нас. Я рассказал владыке, что 
ушел из журнала, и теперь журнала «Кубань» как такового нет. Рассказал о
 том, что издал за это время, поделился планами на ближайшее будущее. 
Владыка показал, что издано за это время в монастыре. Я передал владыке 
книги, изданные и переданные Олегом Анатольевичем Платоновым. Рытиков 
предложил сфотографироваться на память. Владыка показал место, где это 
необходимо сделать. Анатолий Ефимович запечатлел нашу вторую встречу с 
владыкой Лавром. Прощаясь, владыка благословил меня.
   
   Третья наша встреча с владыкой Лавром состоялась через несколько лет после второй.
   Я собирался в свою очередную поездку поспешно, т.к. мой друг 
Валерий Бабич позвонил мне и сказал, что вынужден лечь в госпиталь. А 
вскоре его сестра Валентина сообщила мне, что Валерий очень плох и хотел
 бы увидеть меня.
   И вот я снова в Нью-Йорке.
   Все русские люди в Америке, осознающие себя русскими, бесконечно 
тоскуют по России и живут единственно думами о ней. Истинно русские люди
 и ложатся в американскую землю на русских кладбищах при русских 
православных храмах и монастырях. И когда ты, выйдя из храма, идешь по 
аллеям русского кладбища, перед глазами твоими словно листаемые страницы
 славной Русской Истории сыплют имена блестящей когорты не только белого
 движения. Хочется плакать у каждой могилы – как страшно обездолила Русь
 сатанинская власть, здесь лучшие дети России, осиротело лежащие в чужой
 земле.
   Меня начинало одолевать какое-то отчаяние – вот уже полтора 
месяца моих бесплодных поисков Бабича просто ставят в тупик. Телефон 
Валерия смолк еще перед моим отъездом из России. Кому бы мы с Виктором 
Романовичем Муравиным ни звонили, все говорили, что Валерий так плох, 
что его перебрасывают из госпиталя в госпиталь, не желая взять его 
смерть на себя. Я просил помочь найти последний госпиталь, мне 
необходимо его увидеть, в каком бы он ни был состоянии. Было решено, я 
еду в Джорданвилль. Это, как я уже говорил, более 200 миль на север от 
Нью-Йорка, у самой Канады.
   В монастыре Валентин Лохматов, помощник владыки Лавра по 
Джорданвиллю, мне сказал, что владыка отбыл отсюда два дня назад, 
предстоящая неделя у него в Нью-Йорке будет предельно загруженной, и дал
 мне телефон владыки в Нью-Йорке.
   Возвратившись в Нью-Йорк, на следующий день я позвонил владыке. 
Он предложил мне приехать к нему 8 сентября после обеда. В назначенное 
время я был в резиденции. Мне объяснили. Что в данное время идет 
заседание Синода, которое должно было завершиться еще до обеда. 
Заседание идет бурно, т.к. обсуждается вопрос слияния ЗРПЦ с МП. 
Заседание проходило на втором этаже. А на первом стоял гул шепотом 
говорившего народа, и по интонациям и отдельным возгласам было понятно, 
что обстановка накалена противостоянием. И когда мне разъясняли 
обстановку, гул смолк. Среди присутствовавших я заметил знакомые мне 
лица. Вдруг ко мне подошел кубанский казак и стал говорить, какой 
прекрасный у нас журнал «Кубань», и спросил, что называется, в лоб: а 
как относится редакция журнала к этим событиям? Я понял, что мои 
рассуждения могут послужить искрой в пороховом погребе, и сказал, что 
все мы также воспринимаем все это близко к сердцу и волнуемся не меньше,
 и предложил зайти в домовой храм, он находится на первом этаже справа 
от парадного входа, и помолиться о благополучном завершении 
происходящего на втором этаже. За нами постепенно перетекла смолкшая 
масса людей, теперь уже молча молившаяся у икон. Люди молча входили в 
храм и выходили. Затем в просторном фойе завязалась беседа – 
воспоминания-раздумья о России, о том, что было, что происходит и что же
 ожидает наш народ впереди…
   
   Так прошло около двух часов. И вот спускается по лестнице сам 
владыка Лавр, направляется ко мне, извиняется за задержку и приглашает 
на второй этаж в свои покои. Покои его состоят из трех комнат: большой 
комнаты с продолговатым столом посредине, небольшого кабинета и спальни.
 
   Когда мы вошли в зал, владыка, перекрестившись на иконы, 
повернулся ко мне и сказал: «Слава Богу, сегодня можно поздравить всех 
православных русских людей со свершившимся – Синод Зарубежной Русской 
Православной Церкви только что принял решение о слиянии с Московской 
Патриархией!» Он предложил сесть за стол, на котором стояли фрукты, взял
 фужеры, бутылку коньяка и бутылки минеральной и содовой и сказал: «Мы 
здесь обамериканились и пьем даже коньяк с содовой. Вы можете не 
разбавлять…» Я попросил наливать мне, как и себе. Эта встреча наша была 
самой долгой и доверительно-откровенной.
   Я разложил на столе все книги, изданные мною в серии «Золотая 
библиотека «Пересвет» и сказал: «Владыка, это все я издал, получив Ваше 
благословение в 1993 году!» Книги были мной выложены в ряд. Владыка 
медленно прошел вдоль стола, останавливаясь у каждой из книг и в двух 
словах, но глубоко и емко с душевной теплотой отозвался о каждой из них.
 Затем остановился, помолчал и сказал, что в «свободной» Америке, да и 
Европе такое издать мне бы не удалось. Он благословил меня, потом на 
минуту удалился в спальню и вынес прекрасно изданную книгу 
«Свято-Троицкий монастырь. 1930-2005. Джорданвилль» и очень тепло 
подписал ее мне (см. фото).
   Возвращаясь к теме слияния Зарубежной Русской Церкви с Московской
 Патриархией, я рассказал о том, что мне поведал священник из 
Каменск-Шахтинского о. Валентин. Он знал, что у меня будет встреча с 
владыкой Лавром, и просил передать это ему.
   О. Валентин в свое время окончил духовную семинарию в 
Джорданвилле, был рукоположен и прослужил лет 10 в православном храме в 
Америке. Затем вернулся в Россию, обратился в епархию с просьбой о месте
 служения… Ему предложили покаяться в кафедральном соборе. На что он 
возразил, ведь служил он в Америке в православном русском храме… И ему 
не нашлось места службы на Родине малой… 
   Владыка вдруг остановил меня и сказал: «А о. Валентин ведь еще молод», и описал его…
   Это в который раз просто изумило меня: 10-12 лет прошло, как о. 
Валентин был в семинарии в Джорданвилле, и владыка все помнит!..
   Владыка вдруг напомнил о забытой мною моей просьбе в 1993 году 
(!) о возможности принимать хоть по нескольку патриотических 
православных журналистов из России на время семинаров, на которые 
приглашаются священнослужители со всего Запада в Джорданвилле. Он 
объяснил, что положение Русской Православной Церкви в Америке с начала 
1990-х годов ухудшилось настолько, что многие их семинары, можно 
сказать, срываются по причине невыдачи въездных виз половине 
священников, приглашенных на семинар. И если бы не решение о слиянии с 
Московской Патриархией, то следовало бы подумывать о проведении таких 
семинаров где-то в Южной Америке или другом месте. Православие в натиске
 со всех сторон от темных сил. И мы это должны понимать и постоянно 
помнить…
   Во время беседы владыка вдруг спросил, что меня так тяготит. Я ему рассказал о безрезультатных поисках Валерия Бабича.
   Владыка сказал: «Давайте помолимся».
   Мы стали перед иконами и молча помолились.
   Вдруг он оборачивается ко мне и говорит: «Не печальтесь, вы скоро
 встретите своего друга в здравии и в силах!» Я опешил. Если в здравии –
 Слава Богу!.. А что значит – «в силах»? Но спросить было совестно.
   Мы вскоре попрощались. Владыка благословил меня.
   А спустя немногим более чем через неделю я встречаю Валерия 
действительно в здравии! И когда я рассказал о молитве владыки Лавра, то
 сестра Бабича сказала, что 10 дней назад Валерий действительно был еще 
между жизнью и смертью и пришел в себя именно в то время, когда мы с 
владыкой молились о его здравии.
   А уж «в силах» я увидел через несколько дней, когда Валерий готов
 был убить и, может быть, сильно бы избил одного приятеля, если бы я не 
стал между ними. Валерий был искренним, прямым и бескомпромиссным 
человеком, не мог прощать подлость и трусость.
   Я знаю, пятиминутная молитва владыки Лавра вернула к жизни моего друга Валерия Бабича!
   В последний раз я видел владыку Лавра на службе в храме Св. Владимира в Лэйквуде в 2007 г.
            
                
                
                
				
                
                
