Мой владыка Лавр

0
630
Время на чтение 10 минут


    У каждого человека есть какая-то встреча с необычным человеком, которая остается на всю его жизнь ярким воспоминанием, подобно маяку, освещающему путь, а порой вообще делающим твою жизнь осмысленной.
   У меня были три встречи с владыкой Лавром, после каждой из которых я ощущал себя как бы под его покровом после каждого его благословения в окончание встречи.
   Первая встреча с владыкой Лавром состоялась в мою первую поездку в Америку в 1993 году.
   Будучи заместителем главного редактора журнала «Кубань», ехал по приглашению редактора журнала «Русское самосознание» Николая Ивановича Тетенова – легендарного издателя Америки, выигравшего процесс у иудеев, обвинявших его в злостном антисемитизме. А поскольку отпечаток советского (антихристова) воспитания на нас на всех тогда был столь явен, что между русскими людьми России и зарубежья затруднялось взаимопонимание и взаимоотношение, то я обратился за наставлениями к управляющему Екатеринодарской епархией Исидору. У нас с владыкой Исидором были две длительные беседы. Поскольку я планировал встречи с представителями Зарубежной Русской Церкви, владыка мне порекомендовал попытаться сыграть роль своеобразного мостика между Зарубежной и Московской (Российской) церковью.
   И вот я в Америке.
   Встретивший меня в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке русский писатель Виктор Романович Муравин, ставший известным российскому читателю главами из потрясающего романа «Потомок Ермака» в журнале «Кубань», однажды предложил мне устроить аудиенцию у владыки Виталия, тогда главы Русской Православной Церкви заграницей. Но дело в том, что годом раньше при помощи Виктора Романовича один из замов главного редактора популярной патриотической газеты России, получив доверительную аудиенцию владыки Виталия, кое-что недостоверно подал в публикации интервью… И владыка вынужден был в неприемлемой для него газете «Новое Русское Слово» в Нью-Йорке давать опровержение и приносить извинения… Поэтому моя аудиенция тоже зам. главного редактора российского издания у владыки Виталия представлялась невероятно затруднительной. И мы с Виктором Романовичем решили отложить эту встречу на потом.
   Спустя полмесяца моего пребывания у Н. И. Тетенова в Ричфилд-Спрингсе – в нескольких милях от известного всему православному миру монастыря в Джорданвилле – дали возможность мне встретиться с владыкой Лавром, тогда еще епископом и настоятелем этого монастыря.
   А дело обстояло так. За две недели моего пребывания в Ричфилд-Спрингсе Николай Иванович почти каждый день возил меня в Джорданвилльский монастырь, где у нас было много интересных встреч. В это время владыка Лавр был в первой своей поездке по России. Именно он тогда делал первые шаги на сближение с Московской Патриархией…
   За день до моего отъезда в Детройт утром нам звонят из монастыря и сообщают, что ночью владыка прибыл в монастырь и готов принять меня.
   Меня представили владыке в его кабинете. Он просил оставить нас наедине. Удивительно, я впервые встречался с представителем Зарубежной Русской Церкви такого уровня (он тогда был вторым иерархом в РПЦЗ), но в течение первых 5 минут я ощутил себя уверенно и комфортно. Владыка показал себя хорошо информированным о нашем журнале «Кубань». Я сказал владыке, что его монастырь самый богатый в мире русскими архивами и мне кое-что показали здесь до его приезда. Он ответил, что это действительно так. Русские люди первой и второй волны эмиграции, где бы они ни находились по миру, умирая, чаще всего отправляют свои архивы в Джорданвилль. Тут он мне рассказал, что полгода назад, умирая в Канаде, Куликовский-Романов завещал монастырю 5 ящиков своего архива. Мне показывали еще до возвращения владыки эти ящики с ненарушенными сургучными печатями. Владыка вспомнил, что Куликовский читал и собирал все журналы «Кубань». Владыка предложил мне без всяких ограничений работать в монастырском архиве, копируя цветным и черно-белым ксероксом все, что мне понадобится. Он предложил мне бесплатно проживать и питаться в трапезной с братией в любое время, когда мне это понадобится. Я поблагодарил владыку и сказал, что не так богат, чтобы часто ездить в Америку. Тогда он сказал, что эти условия будут предоставлены каждому, кто приедет с моим письмом к нему. И в знак своего доверия он взял с полки книгу П. Краснова «Опавшие листья» с легендой – она подарена монастырю самим автором – и подарил мне.
    На этом моменте нашей встречи необходимо остановиться особо.
    Дело в том, что в 1991 году у меня появилась идея начать печатать книги П. Краснова в журнале «Кубань», а затем издать его собрание сочинений в качестве приложений к журналу. И решил я начать знакомство наших читателей с творчеством П. Краснова с романа «Опавшие листья». В этом романе автор за несколько лет до сатанинской революции в России провидчески взывал к разуму российской аристократии, дворянству и интеллигенции, предупреждал всех, что грядет племя сатанинское, ненасытное, пока на мягких, но когтистых лапках, то гувернеров, то управляющих имений, то просто преуспевающих предпринимателей и репетиторов… А Господь грозит: если не опомнитесь, цвет русской нации, осыплетесь опавшими листьями, и пустит Русь в распыл это сатанинское племя!..
    Не было у меня этой книги, и пришлось мне тогда отказаться от мысли издания Петра Краснова.
   А ведь в беседе с владыкой Лавром мы ни словом не упомянули имени Краснова. И этот подарок мне о многом сказал тогда, в нашу первую встречу.
   Владыка спрашивал меня о моих впечатлениях от поездки по Америке, делился своими о поездке по России, сетовал, что не все смог увидеть, что так хотелось…
   На прощание владыка благословил меня в моих делах.
   А на следующий день я уехал на несколько дней в Детройт, оттуда на неделю – в Сан-Франциско. По возвращении в Нью-Йорк через пару дней я улетел домой, в Россию.
   
   Вторая моя встреча с владыкой Лавром состоялась в 1998 году.
   В свой очередной приезд в Америку уговорил я Анатоля Рытикова, одного из основных спонсоров и представителя журнала «Вече» по Америке, поехать со мною в Ричфилд-Спрингс, это более 200 миль на север от Нью-Йорка. Меня многократно звал в гости Алекс Реснянский, давний друг Г. П. Климова и герой его книг. В свою очередь Алекс был старым приятелем Рытикова.
   И вот мы в гостях в хлебосольном доме Алекса. Мы весь день проводим в застолье и воспоминаниях на веранде, с которой открывается великолепный вид на озеро Мохавк, растянувшееся на многие мили в долине гор, на просторах которых когда-то обитали племена индейцев мохавков, так хорошо описанных Фенимором Купером.
   Из разговоров узнаю, что мои друзья не знакомы с прекрасным и даже легендарным издателем журнала «Нива», затем «Слова», а уж потом «Слава» Павлом Ваулиным. Да и я с ним лично не знаком, но мы, как издатели, некоторое время были в переписке. И знал, что он совсем недавно поселился невдалеке от монастыря.
   Было решено на следующий день организовать мужскую вечеринку вчетвером у Алекса. Вечером я позвонил Ваулину, представился ему и предложил нашу «программу» следующего дня. Он с удовольствием согласился.
   Во время беседы на следующий день мы от Ваулина узнаем, что владыка Лавр еще вчера прибыл в Джорданвилль. Он уже был главой Зарубежной Русской Церкви, и его резиденция находится теперь в Нью-Йорке, а монастырь так и остается за владыкой, и он сюда наезжает не так часто. Джорданвилльский монастырь без преувеличения можно сказать – детище владыки Лавра, он всю свою жизнь в Америке провел именно здесь.
   На следующий день мы с Анатолием Рытиковым утром были уже в монастыре. Минут через 15 владыка принял нас. Я рассказал владыке, что ушел из журнала, и теперь журнала «Кубань» как такового нет. Рассказал о том, что издал за это время, поделился планами на ближайшее будущее. Владыка показал, что издано за это время в монастыре. Я передал владыке книги, изданные и переданные Олегом Анатольевичем Платоновым. Рытиков предложил сфотографироваться на память. Владыка показал место, где это необходимо сделать. Анатолий Ефимович запечатлел нашу вторую встречу с владыкой Лавром. Прощаясь, владыка благословил меня.
   
   Третья наша встреча с владыкой Лавром состоялась через несколько лет после второй.
   Я собирался в свою очередную поездку поспешно, т.к. мой друг Валерий Бабич позвонил мне и сказал, что вынужден лечь в госпиталь. А вскоре его сестра Валентина сообщила мне, что Валерий очень плох и хотел бы увидеть меня.
   И вот я снова в Нью-Йорке.
   Все русские люди в Америке, осознающие себя русскими, бесконечно тоскуют по России и живут единственно думами о ней. Истинно русские люди и ложатся в американскую землю на русских кладбищах при русских православных храмах и монастырях. И когда ты, выйдя из храма, идешь по аллеям русского кладбища, перед глазами твоими словно листаемые страницы славной Русской Истории сыплют имена блестящей когорты не только белого движения. Хочется плакать у каждой могилы – как страшно обездолила Русь сатанинская власть, здесь лучшие дети России, осиротело лежащие в чужой земле.
   Меня начинало одолевать какое-то отчаяние – вот уже полтора месяца моих бесплодных поисков Бабича просто ставят в тупик. Телефон Валерия смолк еще перед моим отъездом из России. Кому бы мы с Виктором Романовичем Муравиным ни звонили, все говорили, что Валерий так плох, что его перебрасывают из госпиталя в госпиталь, не желая взять его смерть на себя. Я просил помочь найти последний госпиталь, мне необходимо его увидеть, в каком бы он ни был состоянии. Было решено, я еду в Джорданвилль. Это, как я уже говорил, более 200 миль на север от Нью-Йорка, у самой Канады.
   В монастыре Валентин Лохматов, помощник владыки Лавра по Джорданвиллю, мне сказал, что владыка отбыл отсюда два дня назад, предстоящая неделя у него в Нью-Йорке будет предельно загруженной, и дал мне телефон владыки в Нью-Йорке.
   Возвратившись в Нью-Йорк, на следующий день я позвонил владыке. Он предложил мне приехать к нему 8 сентября после обеда. В назначенное время я был в резиденции. Мне объяснили. Что в данное время идет заседание Синода, которое должно было завершиться еще до обеда. Заседание идет бурно, т.к. обсуждается вопрос слияния ЗРПЦ с МП. Заседание проходило на втором этаже. А на первом стоял гул шепотом говорившего народа, и по интонациям и отдельным возгласам было понятно, что обстановка накалена противостоянием. И когда мне разъясняли обстановку, гул смолк. Среди присутствовавших я заметил знакомые мне лица. Вдруг ко мне подошел кубанский казак и стал говорить, какой прекрасный у нас журнал «Кубань», и спросил, что называется, в лоб: а как относится редакция журнала к этим событиям? Я понял, что мои рассуждения могут послужить искрой в пороховом погребе, и сказал, что все мы также воспринимаем все это близко к сердцу и волнуемся не меньше, и предложил зайти в домовой храм, он находится на первом этаже справа от парадного входа, и помолиться о благополучном завершении происходящего на втором этаже. За нами постепенно перетекла смолкшая масса людей, теперь уже молча молившаяся у икон. Люди молча входили в храм и выходили. Затем в просторном фойе завязалась беседа – воспоминания-раздумья о России, о том, что было, что происходит и что же ожидает наш народ впереди…
   
   Так прошло около двух часов. И вот спускается по лестнице сам владыка Лавр, направляется ко мне, извиняется за задержку и приглашает на второй этаж в свои покои. Покои его состоят из трех комнат: большой комнаты с продолговатым столом посредине, небольшого кабинета и спальни.
   Когда мы вошли в зал, владыка, перекрестившись на иконы, повернулся ко мне и сказал: «Слава Богу, сегодня можно поздравить всех православных русских людей со свершившимся – Синод Зарубежной Русской Православной Церкви только что принял решение о слиянии с Московской Патриархией!» Он предложил сесть за стол, на котором стояли фрукты, взял фужеры, бутылку коньяка и бутылки минеральной и содовой и сказал: «Мы здесь обамериканились и пьем даже коньяк с содовой. Вы можете не разбавлять…» Я попросил наливать мне, как и себе. Эта встреча наша была самой долгой и доверительно-откровенной.
   Я разложил на столе все книги, изданные мною в серии «Золотая библиотека «Пересвет» и сказал: «Владыка, это все я издал, получив Ваше благословение в 1993 году!» Книги были мной выложены в ряд. Владыка медленно прошел вдоль стола, останавливаясь у каждой из книг и в двух словах, но глубоко и емко с душевной теплотой отозвался о каждой из них. Затем остановился, помолчал и сказал, что в «свободной» Америке, да и Европе такое издать мне бы не удалось. Он благословил меня, потом на минуту удалился в спальню и вынес прекрасно изданную книгу «Свято-Троицкий монастырь. 1930-2005. Джорданвилль» и очень тепло подписал ее мне (см. фото).
   Возвращаясь к теме слияния Зарубежной Русской Церкви с Московской Патриархией, я рассказал о том, что мне поведал священник из Каменск-Шахтинского о. Валентин. Он знал, что у меня будет встреча с владыкой Лавром, и просил передать это ему.
   О. Валентин в свое время окончил духовную семинарию в Джорданвилле, был рукоположен и прослужил лет 10 в православном храме в Америке. Затем вернулся в Россию, обратился в епархию с просьбой о месте служения… Ему предложили покаяться в кафедральном соборе. На что он возразил, ведь служил он в Америке в православном русском храме… И ему не нашлось места службы на Родине малой…
   Владыка вдруг остановил меня и сказал: «А о. Валентин ведь еще молод», и описал его…
   Это в который раз просто изумило меня: 10-12 лет прошло, как о. Валентин был в семинарии в Джорданвилле, и владыка все помнит!..
   Владыка вдруг напомнил о забытой мною моей просьбе в 1993 году (!) о возможности принимать хоть по нескольку патриотических православных журналистов из России на время семинаров, на которые приглашаются священнослужители со всего Запада в Джорданвилле. Он объяснил, что положение Русской Православной Церкви в Америке с начала 1990-х годов ухудшилось настолько, что многие их семинары, можно сказать, срываются по причине невыдачи въездных виз половине священников, приглашенных на семинар. И если бы не решение о слиянии с Московской Патриархией, то следовало бы подумывать о проведении таких семинаров где-то в Южной Америке или другом месте. Православие в натиске со всех сторон от темных сил. И мы это должны понимать и постоянно помнить…
   Во время беседы владыка вдруг спросил, что меня так тяготит. Я ему рассказал о безрезультатных поисках Валерия Бабича.
   Владыка сказал: «Давайте помолимся».
   Мы стали перед иконами и молча помолились.
   Вдруг он оборачивается ко мне и говорит: «Не печальтесь, вы скоро встретите своего друга в здравии и в силах!» Я опешил. Если в здравии – Слава Богу!.. А что значит – «в силах»? Но спросить было совестно.
   Мы вскоре попрощались. Владыка благословил меня.
   А спустя немногим более чем через неделю я встречаю Валерия действительно в здравии! И когда я рассказал о молитве владыки Лавра, то сестра Бабича сказала, что 10 дней назад Валерий действительно был еще между жизнью и смертью и пришел в себя именно в то время, когда мы с владыкой молились о его здравии.
   А уж «в силах» я увидел через несколько дней, когда Валерий готов был убить и, может быть, сильно бы избил одного приятеля, если бы я не стал между ними. Валерий был искренним, прямым и бескомпромиссным человеком, не мог прощать подлость и трусость.
   Я знаю, пятиминутная молитва владыки Лавра вернула к жизни моего друга Валерия Бабича!
   В последний раз я видел владыку Лавра на службе в храме Св. Владимира в Лэйквуде в 2007 г.

http://www.rv.ru/content.php3?id=9607

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Васильевич Миронов
Европа ли Россия?
Беседа о Николае Данилевском и главном труде его жизни
29.09.2019
Бесславный результат великих притязаний
Пять войн Европы и США против России и СССР
29.12.2017
Владимир Миронов: Этот законопроект не обсуждался в Московском государственном университете
Декан философского факультета МГУ подверг критике проект закона «Об образовании в Российской Федерации»
01.10.2011
Нужно ли нам религиоведение?
Выпускающие кафедры по данной специальности сегодня могут быть открыты на любом факультете
05.10.2006
Все статьи Владимир Васильевич Миронов
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
17.11.2024 08:50
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47