itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Егор Холмогоров: «Охлобыстинская проповедь довольно вредна по своим политическим интенциям»

Известный публицист и общественный деятель о «доктрине» отца Иоанна Охлобыстина и русском национализме

Новости Москвы  Иван Охлобыстин 
0
2037
Время на чтение 7 минут
10 сентября в Москве на стадионе «Лужники» актер и запрещенный в служении священник Иоанн Охлобыстин, недавно заявивший о своем намерении баллотироваться на пост Президента России, представил «Доктрину-77». Отец Иоанн отметил, что у него есть идейные предшественники, чьи голоса не были услышаны, но чьи идеи он собирается донести до широких масс, - это, в частности: А.Савельев, И.Фроянов, Е.Холмогоров, В.Аверьянов, А.Севастьянов и другие.

«Русская народная линия» решила опросить людей, которых отец Иоанн Охлобыстин считает своими идейными вдохновителями. Сегодня своим мнением о «Доктрине-77» и идеях священника делится известный публицист, автор книги «Русский националист», главный редактор интернет-журнала «Русский обозреватель» Егор Холмогоров (ранее на эту тему в интервью РНЛ высказался председатель партии «Великая Россия» Андрей Савельев):

Каждый человек волен знакомиться с трудами тех или иных людей, так или иначе их понимать, интерпретировать, считать себя их продолжателем и т. д. Поэтому, конечно, у отца Иоанна Охлобыстина есть полное право считать, что какие-то из его идей являются продолжением идей и текстов Холмогорова, Савельева или кого-то еще. Но вопрос - в общем духе, в общем смысле этих идей, в их политическом и духовном векторе. И в этом смысле вектор того, о чем говорю я, и о чем говорит отец Иоанн Охлобыстин, прямо противоположны по своей сути. Все, что я говорил, делал, писал и продолжаю говорить, делать и писать, направлено на защиту прав и интересов русского народа. Это абсолютный смысл всей моей общественно-политической деятельности.

Применительно к выступлению отца Иоанна Охлобыстина совершенно точно и однозначно можно сказать, что для него права и интересы русского народа стоят не на первом месте. Более того, он позволил себе пассажи, которые лично у меня вызвали глубокое возмущение и которые я счел необходимым прокомментировать в своей заметке «В Ипатьевской слободе», опубликованной на «Русском обозревателе». Речь идет, в первую очередь, о его заявлении, что для него лезгин-мусульманин, который строит православные храмы, ближе, чем «спивающиеся жители пригородов» и т. д. Для меня эта позиция неприемлема в принципе. Я уже не говорю о недопустимости использования такого негативного образа русских, которое позволил себе священник в своей «национал-патриотической доктрине», и что, как известно, характерно для общелиберального русофобского дискурса.

Для меня совершенно очевидно, что представители своего народа, как бы плохи они ни были в тот или иной исторический момент, не могут быть для нас, русских, дальше, чем самые замечательные представители другой этнической общности. Лично мне глубоко чуждо это оперирование выдуманными «замечательными представителями» других народов, при том, что эти представители очень часто на практике оказываются крайне нетолерантны по отношению к самим русским.

Русский человек, каким бы он ни был, всегда должен быть нам ближе, а если в нем есть что-то очень плохое и неправильное, то это должно являться для нас поводом содействовать его исцелению, а не превозносить над ним инородцев. Мы не должны и не имеем права выстраивать риторические конструкции, которые унижают русских перед другими народами нашей страны.

Отец Иоанн Охлобыстин то и дело в своей доктрине говорит о русских. Но требует внимания не то, что он говорит о русских, а что он говорит о русских. Использование слова «русский» сегодня, особенно в предвыборную пору, вошло в моду, и не использует его только ленивый. Но вопрос в том, к чему это слово используется, с каким смыслом и в каких целях. Можно говорить о русских, имея в виду защиту реальных конкретных живых русских людей, а можно говорить о русских, унижая их и смешивая с грязью, прикрывая русофобию какими-нибудь «высокими» и светлыми идеями.

К сожалению, для меня основной месседж охлобыстинских выступлений, по большому счету, сводится именно к этому. С этой точки зрения, русские существуют не для того, чтобы нормально жить и процветать, как и прочие народы, а исключительно для того, чтобы принести себя в жертву некоего «империума». Это ключевое для отца Иоанна Охлобыстина идеологическое понятие, в трактовке которого просматривается чуть ли не миссия самоуничтожения русских. Это полностью противоположно тому, о чем пишу и говорю я, хотя меня и самого относят именно к «имперцам».

Охлобыстинская проповедь довольна вредна по своим политическим интенциям и манипуляциям. Вообще, это очень большая культурная проблема нашего сегодняшнего периода – постоянная манипуляция статусами. Кто это выступает? Священник, который отправлен под запрет, и который не может себе позволять такие вещи без благословения своего епархиального архиерея? Или это выступает политик? Как известно, накануне своего выступления в Лужниках отец Иоанн Охлобыстин сделал громкое заявление, что собирается идти на президентские выборы. Если идет такая манипуляция статусами, когда непонятно, что перед вами – проповедь, политический призыв или же чисто театральное шоу, - то никакой ясности и истины во всем этом быть не может.

Что такое «поп-заштатник», как сам себя назвал отец Иоанн Охлобыстин, мне непонятно. О. Иоанн был отправлен под запрет в служении - это каноническая санкция за недолжное поведение священника. Оно состояло в том, что отец Иоанн Охлобыстин очень активно лицедействовал, причем часть этого лицедейства была весьма сомнительна, - например, участие в откровенно русофобском фильме «Царь». Поэтому апеллирование к священному сану со стороны человека, который находится под запретом и при этом выступает с некоей публичной декларацией, является очень странным и неуместным. С моей точки зрения, здесь есть некоторая каноническая проблема, которая не поставлена до сих пор (хотя о. Всеволод Чаплин и высказался в том плане, что выступления о. Иоанна являются «проблематичными»). То, что эта проблема не ставится, наводит на мысль, что для всей этой доктрины существует достаточно весомое покровительство сверху.

Смысл этого покровительства мне абсолютно понятен и заключается в том, чтобы расколоть и слить национальное движение в этот напряженный для российских властей период. В результате событий на Манежной площади, в поселке Сагра и мн. др., всем стало окончательно понятно, что русский национализм уже превратился в весомый общественно-политический фактор российской политики. Чтобы ослабить этот фактор, в некоторых структурах, видимо, созрела мысль, что нужно расколоть русское движение на «националистов» и «патриотов». С одной стороны, спровоцирована мощная атака на русских националистов, которых огульно обвиняют в том, что они хотят «развалить Россию», «уничтожить государство» и т. д. и т. д. С другой стороны, началось создание некоей «патриотической» идеологии, которые была бы вне основных тезисов русских националистов, - например, тезиса о правах русского народа.

о. Иоанн ОхлобыстинСначала отец Иоанн Охлобыстин говорит о том, что русские патриоты никак не могут объединиться, а их организации постоянно распадаются. А позже он пытается доказать, что патриотические силы можно объединить только на основе его «аристократического национал-патриотизма». Т. е. сначала он говорит, что объединение русских невозможно, а потом приглашает – если вы уж хотите объединиться, то давайте объединяться на основе вот таких вот идей. Это означает только то, что невозможно такое объединение русских, которое не нравится политическим покровителям отца Иоанна Охлобыстина. Поэтому такого объединения не следует допускать, и поэтому, в частности, выступает отец Иоанн Охлобыстин, чтобы русские не объединились сами по себе. Вам приставили пастыря – вот он и будет вас учить, как жить. Все это абсолютно логично. Это идеология, которая направлена против русского национализма. Это политическая борьба, и я прекрасно понимаю логику этих людей, это их работа. Наша же работа состоит в том, чтобы всему этому противодействовать и последовательно защищать права и интересы русского народа.

Огромное количество людей испытывает эмоциональный восторг перед таким «высоким» стилем, который показал о.Иоанн Охлобыстин в своей доктрине об «империуме». Проблема в том, что у нас культурная психология носит абсолютно постмодернистский характер. Если кто-то сделал или сказал что-то «прикольное», то это «прикольно», несмотря на то, что «приколы» уместны не во всех вопросах, тем более в политических и идеологических.

Однако, на мой взгляд, с точки зрения долгосрочных интересов русского народа, в этом всем есть единственный плюс. Он состоит в том, что неустойчивые люди с неясной этнической идентичностью, с неясным религиозным сознанием, с невнятным культурным багажом, оттягиваются на этот фланг, и тем самым освобождают серьезные формы политического национализма от своего присутствия. Для нас эта публика была всегда балластом. Например, когда всерьез ставится вопрос, чтобы уже в действующую Конституцию были внесены поправки о государствообразующей роли русского народа, то эти люди говорят: Конституция - это фигня, давайте лучше думать о том, как мы будем завоевывать Индию. Поэтому я думаю, что освобождение от этого балласта пойдет нашему национальному движению на пользу, поскольку серьезная политическая работа и приколизм-пофигизм – это разные вещи.
Я смотрю на отца Иоанна Охлобыстина как на разменную фигуру и попытку еще раз как-то отформатировать русское национальное движение, чтобы оно было предельно безопасным для существующей властной элиты. В прошлом году имела место попытка выступить в этом направлении Никиты Михалкова, но ее быстро забыли, потому что у Михалкова, что называется, очень низкий рейтинг. В этом году попытка отца Иоанна Охлобыстина выглядит поудачнее, но я думаю, что ее тоже скоро забудут, если она не будет иметь непрерывного сверхфинансирования.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. 16

@@Дурдом какой-то, честное слово!@@ Именно так. Это проверенный прием из арсенала сионских мудрецов - всех гоев (т.е. русских) перессорить.
Алексий / 19.09.2011 07:11

17. 16. Галина

"""Ну, если так пишет о.Охлобыстин, то мне стыдно за тех, кто предполагает, что нормальные люди воспримут его всерьез. Неужели кто-то надеется, что такую ничтожную фигуру им удасться провести в президенты? Дурдом какой-то, честное слово""" Я думаю они надеятся большей частью на молодежь,у которой очень своеобразные не только политические,но и духовные лидеры из шоу-культуры.В 90-х годах Немцов с Хакамадой усраивали бесплатные концерты,на которых призывали голосовать за них и заочно собирали подписи.Думаю,кампания о.Охлобыстина тоже что-то из этого рода.Потом эти голоса могут быть "великодушно" отданы за Медведева,как это было с Путиным на первых выборах,кажется. Конечно,дурдом.Но на этом дурдоме господа могут хорошо заработать дивиденты, проведя успешно кампанию о.Охлабыстина. Он заявил, что денег на его пиар кампанию у него нет и он надеется только на Бога,но,это,конечно,ерунда.Наверняка уже есть спонсоры.Тем более о.Охлабыстин всегда жил за счет других.Он сам рассказывал,что пока он служил в Церкви,его и его семью содержал друг.Потом видимо друг отказался или о.Охлабыстину посыпались выгодные предложения снятся в кино,и он не долго думая согласился.Теперь у него новый хлеб - эта кампания.
Ева / 18.09.2011 16:20

16. На № 12. Александру Н.

Ну, если так пишет Охлобыстин, то мне стыдно за тех, кто предполагает, что нормальные люди воспримут его всерьез. Неужели кто-то надеется, что такую ничтожную фигуру им удасться провести в президенты? Дурдом какой-то, честное слово!
Галина / 18.09.2011 01:38

15. Иван правильно сказал

Иррациональный смысл скрытый за словами Ивана близок к Правде. Русской Правде. -- Источники денег, политические тренды - неинтересно. -- Сказал Правду и всё тут !
Сергей_Гатчина / 17.09.2011 15:50

14. Re: Егор Холмогоров: «Охлобыстинская проповедь довольно вредна по своим политическим интенциям»

Охлабыстин - лицедей. Совсем обезумел народ, если видит в таких своих вдохновителей.
Георгий / 17.09.2011 06:51

13. Егор Холмогоров: «Охлобыстинская проповедь довольно вредна по своим политическим интенциям»

Ах, как дружно тут набросились на Холмогорова! А ведь отец Иоанн Охлобыстин прилюдно назвал его среди людей, которых считает своими идейными вдохновителями. Другое дело, что сам Егор Холмогоров не считает его мысли созвучными своим, ну так ему виднее. Не считает он отца Иоанна своим единомышленником, другие у него мысли, не такие. Что ж тут поделаешь. Или теперь отец Иоанн Охлобыстин уже изменил свое мнение и больше не считает Холмогорова своим вдохновителем? Кстати, А.Савельев тоже отмежевался от такого "единомыслия", так наверное и его теперь тоже вычеркнули из списков "вдохновителей"? А там ведь еще несколько фамилий в списке осталось. Вот было бы интересно узнать - что скажет Фроянов И.Я.?
Галина / 17.09.2011 00:55

12. Ответ Ивана Охлобыстина г-ну Холмогорову

Чужие заслуги. Часть вторая. Неуважаемому г-ну Холмогорову Уже в самом вашем желании критиковать единомышленника, есть порок. Однако просвещу вас, чтобы вы не заигрывались. Нельзя забывать, что фраза - мы же выиграли войну, в качестве довода превосходства, неуместно. Наши предки - идеалисты, которых мы недостойны, ее выиграли. Так говорить себе могут позволить, только ученые фанатики, которые за 4000 руб в месяц реально переворачивают наши представления о строении мироздания, либо офицеры спецназа, с выработанным рефлексом, подставлять свою грудь под пулю, чтобы прикрыть солдата, либо монах схимник, но ни как ни упитанные граждане, с маслянными рожами педофилов, члены парламенских дебатов, паразитирующие на патриотизме, но при этом даже не постигающие такой простой мысли, что настоящим национал-патриотам ни перед кем оправдываться не надо. Иван Охлобыстин в Твиттере, сегодня в 8:39 Ссылка: www.tl.gd/d45fq4
Александр Н. / 16.09.2011 08:53

11. Мне стыдно за г.Холмогорова

Не поклонник я г. Холмлгорова (и неоднозначно отношусь к Ивану Охлобыстину), более того, только сейчас узнал, что редактирует он журнал с амбициозным названием «Русский обозреватель»… Что же смутило редактора, что это за политические интенции у Ивана обозначились, а перевести на русский, в чем состоит замысел его публичных действий? Я внимательно прочитал опус г. Холмогорова «В Ипатьевской слободе, или Притча о братстве». Простите меня грешного, ощущения неприятные, любуется автор собой, не налюбуется. А что бы как-то повыше стать, Ваню решил царапнуть… За что? За его слова о главенстве Любви (с большой буквы)? Или, за то, что самоуничижает себя, со смирением говоря, что не может он, православный, противопоставить себя иноверцу (лезгину-мусульманину) Нет, г. Холмлгоров выворачивает наизнанку смысл произнесенных слов, цепляясь за констатацию печального факта о спивающейся России, сооружая из нее трамплин, с которого прыгает с гиком: «Для любого русского любой самый спивающийся и нелепо одетый гопник из русского пригорода - должен быть бесконечно важнее любого самого высокодуховного лезгина-мусульманина построившего из самых высокодуховных соображений десяток православных храмов», - и конечно, всех русских здесь возглавит Егор… Грустно и печально. Господи, помилуй!
р.Б.Александр / 16.09.2011 05:51

10. РомануС

Да-да! Внимательнее ознакомтесь с его блогом. Там и про отделение Кавказа и про внешнее, читай, натовское управление территорией РФ сказано неоднократно. Холмогоров это вообще мыльный пузырь кем-то раздутый несколько лет назад. Язык без костей, наплете без бумажки что хошь, по сути - ординарный много прочитавший демагог. Умело оседлал в свое время условно говоря державную идеологию. Многие клюнули. В середине нулевых хотел быть "кровавой собакой" Путина. Теперь, видимо, сторожевым псом НАТО на территории РФ. А некоторые вполне серьезные люди продолжают верить этому бесконечному фонтанированию, производимому фокусником слов и смыслов.

9. Кандидаты в президенты.

А если говорить о кандидатах в президенты от патриотических сил, то лично я поддерживаю предложение Лобастова Николая Алексеевича, редактора газеты «Свет Православия». Он предлагает выдвинуть нашим кандидатом Наталью Алексеевну НАРОЧНИЦКУЮ. http://ruskline.ru/analitika/2011/09/12/prezident_kotorogo_my_ne_izbrali/
Галина / 16.09.2011 00:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Егор Холмогоров
Глупость, равная измене
О драматичных последствиях скандального заявления директора департамента молодежной политики Свердловской области Ольги Глацких
07.11.2018
Все статьи Егор Холмогоров
Новости Москвы
Все статьи темы
Иван Охлобыстин
Второе счастье Охлобыстина
Иерей Александр Шумский считает, что деятельность скандального актера-священника создает очень нехороший прецедент в Церкви
17.05.2014
Битва за Империю началась!
Священник Александр Шумский о имперцах, националистах, о. Иоанне Охлобыстине и «русском марше»
03.11.2011
Протоиерей Владимир Вигилянский: «Отец Иоанн поступил абсолютно правильно»
Глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси прокомментировал обращение о. Иоанна Охлобыстина к Патриарху Кириллу по поводу возможности участия в «Русском марше»
26.10.2011
«"Доктрину-77" может ругать только тот, кому чужд русский дух»
По мнению архимандрита Георгия (Шестуна), священнику Иоанну Охлобыстину удалось «глубоко изложить нашу национальную идею»
29.09.2011
Все статьи темы
Последние комментарии
Чехарда с переименованиями
Новый комментарий от Vladislav
04.07.2022 22:06
Восстановление монархии в России Мечта или
Новый комментарий от С. Югов
04.07.2022 21:39
За что мы воюем?
Новый комментарий от С. Югов
04.07.2022 21:33
Как решить проблемы российского станкостроения?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.07.2022 20:21
Тайны разгрома конвоя «PQ-17»
Новый комментарий от учитель
04.07.2022 19:29
Почему госпожа Вуйнович ещё в России?
Новый комментарий от allan
04.07.2022 18:33