Митрофаньевское православное кладбище – одно из крупнейших исторических кладбищ Санкт-Петербурга и располагается между Балтийской и Варшавской ветками железной дороги к югу от Обводного канала, приблизительно в 10-15 минутах ходьбы от станции метро «Балтийская» по Митрофаньевскому шоссе. На кладбище погребено около 400 тысяч горожан. Оно имеет территориально участки: православный, лютеранский (финское кладбище), а также к югу располагается Громовское старообрядческое кладбище, небольшая часть которого уцелела, хотя и находится в печальном состоянии, большая же часть его уничтожена, то же касается православного и лютеранского участков Митрофаньевского кладбища. На этом кладбище погребены многие известные петербуржцы.
Конфликт разгорелся именно по поводу северо-западной части Митрофаньевского кладбища, находящейся рядом с Митрофаньевским шоссе (дом 15) и Балтийской железной дорогой, где находится самая старая часть кладбища – холерный участок – которая возникла в 1831 году, ровно 180 лет назад, когда в Петербурге была эпидемия холеры. Известно, что Император Николай I приезжал на Сенную площадь, где случился «холерный бунт». Каждый день в Петербурге умирало 250-280 человек. Было учреждено несколько «холерных» кладбищ. Одно из них было создано близ деревни Тентелевка, которое позднее стало называться Митрофаньевским по имени Храма святителя Митрофана Воронежского, который был здесь выстроен в конце 1830-х годов. В холерных рвах в день хоронили по 100-150 человек.
Позднее были выделены новые участки для городского кладбища. К концу XIX века его площадь составила 48 гектаров. На кладбище действовали 4 православных храма: святителя Митрофана Воронежского, Всемилостивого Спаса, церковь-усыпальница Святого Духа и семи отроков Эфесских и Храм преподобного Серафима Саровского. На Громовском старообрядческом кладбище располагался центр Петербургско-тверской старообрядческой епархии, стоял величественный Покровский собор и старинная деревянная Успенская церковь. На лютеранском кладбище по проекту петербургских архитекторов был построен комплекс зданий с лютеранской часовней.
В 1927 году кладбище было закрыто для захоронений, а с 1929 по 1960 год оно планомерно и целенаправленно разорялось. Кладбище было просто превращено в каменоломню, здесь добывали гранит и мрамор. Памятниками мостили улицы, использовали для фундаментов. К 1941 году большое число памятников ещё оставались на своих местах, есть блокадные фотографии, которые показывают состояние кладбища в те года. Тогда же здесь в 1941-44 годах погребались как горожане, так и воины, тела которых привозили с передовой, а также погребались те, кто умер в городских госпиталях. Таким образом, последние захоронения на Митрофаньевском кладбище проводились в годы Великой Отечественной войны и Блокады. По архивным документам, таких братских захоронений около 15-ти. У нас есть соответствующие документы. Также мы располагаем списками из 400 тысяч погребенных на кладбище лиц с указанием точного места погребения и даты кончины, порой даже фотографий и других сведений об этих людях.
В Санкт-Петербургском митрофаньевском союзе объединились многие потомки тех, кто похоронен на этом кладбище, - это около 200 семей и волонтеров. Потомки проживают как в России, так и за её пределами, по меньшей мере, в 14 странах. Именно на «холерном» участке похоронены члены семьи князей Голицыных, потомки которых ныне проживают в Великобритании и оказывают помощь России. Здесь похоронена всемирно известная польская пианистка и композитор Мария Шимановская, теща Адама Мицкевича, которая последние годы жизни жила в Петербурге, гостями её салона в Петербурге были Жуковский, Пушкин и Глинка, здесь же похоронен вице-адмирал Головнин, который совершил два кругосветных путешествия и, попав в плен к японцам, способствовал установлению дипломатических отношений между Россией и Японией. Очень много знаменитых людей похоронено на этом кладбище. Здесь похоронены люди разных национальностей и вероисповеданий.
Все в шоке от того решения, которое было принято на уровне Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга (председатель Ю.Е.Киселева). С ней неоднократно встречались представители Санкт-Петербургского митрофаньевского союза, вели переговоры о том, что на месте Митрофаньевского исторического некрополя, как и следует из Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ, Земельного Кодекса РФ ст.199 и других подзаконных актов, даже если кладбище упразднено и закрыто, могут быть только зеленые насаждения, и не может вестись никакое строительство! На встрече была достигнута договоренность о создании мемориальной парковой зоны в северной части Митрофаньевского кладбища. На встрече в конце 2010 года с Киселевой была также достигнута и подтверждена договоренность, что территории «холерного» участка, которые до недавнего времени находились в оперативном управлении РЖД, в случае если РЖД не против передачи этих земель под мемориальный парк, город не претендует на эти участки и согласен, что здесь будет парк памяти.
Ведя переговоры с нами, Юлия Евгеньевна одновременно другой рукой подписывает документы Петербургской топливной компании (ПТК) на строительство бензоколонки как раз на старом «холерном» участке Митрофаньевского кладбища возле дома №15 по Митрофаньевскому шоссе. 26 августа 2011 года в канун праздника Успения ПТК вывела технику на этот старый «холерный» участок, где уже появились три строительных домика, а также было начато строительство синего забора. Верующие люди, увидев это безобразие, разбили на этом месте палаточный городок, сейчас они несут вахту, проходит молитвенное стояние около поклонного креста, который установлен возле дома №15 по Митрофаньевскому шоссе. Люди находятся там день и ночь, сегодня уже пошел четвертый день молитвенного стояния. Вчера была попытка продолжить строительство, но люди оставались на меже, и техника не была двинута. Приезжали представители СМИ, приходили обеспокоенные ситуацией вокруг кладбища горожане, которые оказывают борцам за кладбище поддержку.
Я обратился по радио и телевидению к новому губернатору Санкт-Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко с просьбой взять под личный контроль ситуацию на Митрофаньевском кладбище и предоставить ПТК под бензоколонку такой же участок, но который располагался бы не на захоронениях. Весь этот узел со строительством именно на могилах горожан в месте исторического некрополя был завязан во время управления городом предыдущего губернатора Валентины Матвиенко, которая не смогла разрешить эти проблемы в течение пяти лет. 5 лет идет диалог с городом, но он дал странные результаты, - было решено зарывать цистерны с топливом прямо в могилы предков. Другого места для бензоколонки в Петербурге не нашлось! Многие православные горожане знают Георгия Сергеевича Полтавченко как православного, глубоко верующего человека, прихожанина Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря, который неоднократно оказывал помощь обители в восстановлении церквей и сохранении исторического некрополя. Более того, возле Казанского храма похоронен его отец. Полтавченко - это истинно петербургский человек. Митрофаньевское кладбище находится рядом с Новодевичьим монастырем, прихожанином которого является Полтавченко, и мы надеемся, что Георгий Сергеевич как человек, которому не безразличны святыни Петербурга и память горожан, которые обустраивали наш город, не позволит осквернить могилы погребенных, и память о 400 тысяч похороненных на этом кладбище петербуржцев будет сохранена.
Горожане, которые несут молитвенную вахту, просят православных людей молитвенно поддерживать их. Там дежурят люди разных возрастов, молодые и пожилые, мужчины и женщины, даже дети в дневное время находятся там со своими родителями. Тех людей, кто может помочь, просят передать фонарики для молящихся, поскольку в ночное время там темно. Дело в том, что богомольцы возносят свои молитвы не только днем, но и ночью, и им нужны фонарики, чтобы освещать текст молитв. Также нужны спальные мешки, еда, и вообще личное участие. Кроме того, борцы за кладбище просят направлять письма губернатору в поддержку акции защиты Митрофаньевского некрополя от поругания. Те, кто проживает за пределами России, чьи предки похоронены на этом кладбище, уже письменно неоднократно обращались к руководителям нашего государства, в Генеральную прокуратуру, прокуратуру Санкт-Петербурга, в администрацию города и продолжают это делать. Поверьте, это очень важно, когда люди духовно сплочены и твердо стоят на защите родных святынь. Нашлось много людей доброй воли, помощников, у которых никто там не похоронен, но которые считают ненормальным и аморальным попрание памяти предков, когда бульдозер стоит наготове, чтобы снять слой земли и докапываться до братских холерных захоронений людей. Это нарушение всех Божеских и земных законов! Происходящее на Митрофаньевском кладбище шокирует, вызывает непонимание и неприятие. Очень важна поддержка людей. Всем, кто может прийти и личным участием поддержать молитвенное стояние в палаточном лагере, будут рады.
Илья Попов, заместитель председателя Санкт-Петербургского митрофаньевского союза, специально для «Русской народной линии»
2. Мы живём на могилах
1. Мнение в стихах