Сегодня, 24 июня, видному церковному историку Николаю Кузьмичу Симакову исполняется 70 лет. Редакция «Русской народной линии» поздравляет Николая Кузьмича с юбилеем, желает ему душевного и телесного здравия, Божией помощи в его трудах на благо Отечества.
О юбиляре рассказывает в телефонном интервью «Русской народной линии» его давний соратник, секретарь «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» времен митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) Илья Васильевич Попов:
24 июня, в день памяти явления иконы Божией Матери «Достойно есть» или «Милующей», знаменитой Афонской иконы, день рождения моего старшего друга, наставника, коллеги Николая Кузьмича Симакова. Начиная с 1990 года мы под эгидой митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) занимались подготовкой издания «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей». Напомню, что по благословению владыки название епархии и журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» было возвращено раньше, чем историческое имя городу - Санкт-Петербург. Мы активно участвовали и содействовали возвращению исторического имени нашему городу.
В журнал меня пригласил старший друг, коллега и наставник, ныне покойный, Виктор Васильевич Антонов. С Николаем Кузьмичем они вели православный семинар в Петербурге, на нелегальной основе, так же как и издание журнала «Невский духовный вестник». Журнал издавал Виктор Васильевич. Он рассылал издание духовенству и читающим мирянам. Владыка Иоанн читал этот журнал, будучи на Самарской кафедре. А при назначении в Петербург он призвал нас и сообщил, что Церкви возвращен статус юридического лица, поэтому журнал «Невский духовный вестник» можно издавать публично, а не подпольно, как раньше.
У Виктора Васильевича, как и у меня, была позиция белой русской эмиграции - русского зарубежья. Его сын учился в семинарии в Джорданвилле, поэтому владыка предложил ему руководить изданием журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», быть ответственным секретарем. Но он отказался, сказав, что у него есть друг и коллега, Николай Кузьмич Симаков, который более подходит на эту должность. В итоге Николай Кузьмич стал ответственным секретарем журнала.
Надо отметить, что к тому времени у него сложились особые духовные связи с Псково-Печерским монастырем: он ездил к отцу Иоанну (Крестьянкину), имел с ним переписку. Поэтому первые номера ведомостей отправлялись в Печоры, Пюхтицы и другие святые места. В то время было не так много действующих монастырей: духовная жизнь только-только возрождалась. Мы с Николаем Кузьмичем, Виктором Васильевичем, Инна Алексеевной (Шумаковой) готовили к изданию каждый номер, его владыка рассматривал, детально разбирал и благословлял, а некоторые материалы готовил самостоятельно.
Николай Кузьмич с большим энтузиазмом и вниманием относился к подготовке номера. Иногда мы собирались у Николая Кузьмича дома, на Петроградской стороне. У нас не было особого помещения в епархии, да и сама епархия ютилась в подвале здания Духовной академии и семинарии. Впереди была передача Церкви Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, Митрополичьего корпуса. Тогда эти здания были промышленными помещениями, принадлежавшими различным светским предприятиям и учреждениям. И до возвращения святынь лавры было еще далеко.
Чуть позже у нас появилась маленькая комнатка вблизи духовных школ. При формировании очередного номера Николай Кузьмич вместе со мной, иногда с Инной Алексеевной или целой редакцией, направлялся к владыке на Каменный остров, где проводились совещания. Жил владыка очень скромно в своем домике. Митрополичья резиденция ему досталась от митрополита Алексия, который стал к тому времени Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Я помню, когда мы подходили к Митрополичьей резиденции, Николай Кузьмич сугубо молился. На приеме у владыки мы показывали, как подготовили материалы в соответствии с рубрикацией. Николай Кузьмич был для меня ярким примером сильной, глубокой веры. Он рассказывал, что как-то служил в одном из детских домов, где лежали и умирали дети, калеки, с тяжелыми травмами после родов. Он многих из малышей тайно крестил буквально перед их кончиной. Этот большой подвиг зачтется на небе и земле. Он это делал без афиши, тайно. Николай Кузьмич был крестным для многих малышей, кому-то Господь дал здоровье, и они выжили, а кто-то - нет.
Николай Кузьмич человек философского плана. Он читает лекции в высших и средних учебных заведениях Петербурга. Юбиляр прекрасно знает русскую философию, в том числе христианскую, а именно православную. Хорошо знает философов и дореволюционного русского периода, например, Константина Леонтьева и философов русского зарубежья, чьи материалы поступали в Россию с большими препонами, сквозь многие границы. Было трудно достать их труды. Позднее из Франции приходили журналы, которые выписывали Николай Кузьмич и Виктор Васильевич. Философский уклон позволил Николаю Кузьмичу создать в нашем городе просветительское православное общество имени святителя Игнатия (Брянчанинова). Юбиляр всегда занимал и продолжает занимать святоотеческую позицию в отношении веры. Его лекции явились для многих людей открытием. В начале 90-ых годов они были большим событием для Петербурга.
Когда мы стали издавать «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», то в значительной степени именно Николай Кузьмич и Виктор Васильевич готовили рубрикации издания. Я как младший сотрудник делал рубрику «История храмов Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской епархии». Впоследствии была расширена тема новомучеников и исповедников российских.
Мне кажется, что в значительной степени формирование веры Николая Кузьмича произошло благодаря влиянию его мамы, Надежды Филипповны. Он родился в семье офицера. Свет веры исходил от мамы. Я запомнил ее как радушную хозяйку, хлопотунью, порой очень строгую по отношению к сыну. Но в то же время она была заботлива, добра и внимательна. До последних дней ее жизни свет ее веры помогал Николаю Кузьмичу быть не только хорошим сыном, но и добрым христианином, православным человеком.
Владыка Иоанн был большим книжником. В свое время он принимал участие в составлении каталога русских архиереев, изданием которого занимался его духовный отец и наставник - митрополит Мануил (Лемешевский). Накануне своей кончины владыка Мануил сказал митрополиту Иоанну: Ты будешь продолжать там, где я начинал. Иносказательно имелся в виду Санкт-Петербург. В общей сложности владыка Мануил прошел более четверти века ссылок, лагерей, репрессий, которые на него обрушились. Он испытывал ложную вину за свое дворянское происхождение перед рабоче-крестьянскими учреждениями. Владыка почил, когда мне был один год. Я узнал о нем от митрополита Иоанна (Снычева). От людей его окружения исходил тихий свет веры. Для Петербурга владыка Иоанн сыграл очень большую роль в годы духовного возрождения: восстановления святынь, возвращения храмов и святынь. Порой владыка поручал Николаю Кузьмичу отправиться на осмотр и вынести суждения о тех или иных процессах в городе или области.
Владыка Иоанн очень любил народ, любил с ним общаться в различных залах Петербурга. Он не возводил стену между собой и народом. Люди чувствовали доступность владыки и отвечали взаимной любовью, уважением и почтением.
Николай Кузьмич принимал участие в различных передачах и радиоэфирах, например, на Православном радио Санкт-Петербурга в защиту и поддержку веры, участвовал в просветительских передачах, которые носили характер свидетельства о Христе, о вере народу, долгие десятилетия отлученному от Церкви и Бога.
В год тысячелетия Крещения Руси в Петербурге было всего лишь 12 действующих храмов, вместе с областью - 40.
Формирование духовных позиций в советское время происходило благодаря не закрывавшимся храмам. Виктор Васильевич окормлялся у протоиерея Петра Белавского, известного петербургского пастыря, который служил долгие годы в Мариенбурге.
Николай Кузьмич также посещал храмы Петербурга, пригородов. Потаенная духовная жизнь на приходах со временем раскрылась, поэтому в 90-ые года масштаб церковной деятельности многократно увеличился. Юбиляр всегда с пристальным вниманием относится к молодому поколению, прихожанам и прихожанкам храмов.
Важным элементом было паломничество, посещение святых мест, расположенных не только в Петербурге, но и его окрестностях и в далеких краях - Печорах. С открытием границ он был в Святом граде, Бари, на Афоне. Был и в других странах, в основном Средиземноморья. Он и сегодня продолжает совершать паломнические поездки, свидетельствует о Христе и показывает людям святые места. Много лет он возит людей к святыням Палестины, Святой Земли, Кипра. Именно в Кипре в 1995 году он узнал о кончине владыки. Под его руководством совершаются паломничества на юг и восток Европы.
Дорогой Николай Кузьмич, пользуясь возможностью, поздравляю Вас с юбилеем! Я и наши общие друзья, коллеги желаем Вам многая и благая лета, помощи Божией в важном служении Богу и ближнему, в служении в деле просвещения православного русского народа и других народов России светом Христовой веры. Благодарим Вас за те многие годы совместных трудов и общения, которые начались под покровом и омофором митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна и которые Вы продолжаете и сегодня.