Глава Правительства РФ В.В.Путин, будучи президентом страны, часто высказывался о государственных приоритетах, это прежде всего – качество и доступность жилья, образования, медицинского обслуживания. В Послании Федеральному собранию 26 мая 2004 года он подчеркнул, что важной задачей является развитие отечественного образования: «Хочу подчеркнуть: российское образование – по своей фундаментальности – занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима... Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты – больше того, содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам. При этом нельзя забывать о накопленных отечественных преимуществах... Мы так же должны дальше интегрировать образование и научную деятельность. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей...».
Однако на деле «отечественные преимущества» подвергаются постоянному разрушению. В статье В.Ю.Троицкого «Святость и истина нераздельны» приводятся неоспоримые данные всё большего отхода от сложившейся системы образования. «...Тоталитарное повреждение гуманитарной сферы школьных программ и прежде всего – ненаучное, неразумное и стратегически опасное снижение содержательности и уровня изучения родного слова, сокращение базовых (обязательных) часов на филологические дисциплины – это удар по всей системе образования...». Неудивительно, что родительская общественность с недоверием относится к проводимым господином Фурсенко реформам. Более того, предлагаемый проект «Об образовании в РФ» во многом противоречит приоритетным задачам государственной политики в области образования, а именно: не сохраняются социальные гарантии субъектов образовательного процесса, имеющиеся в законе 1992 и 1996 годов; не сохранён уровень Начального профессионального образования (НПО); не обеспечивается сохранение бесплатности дополнительного образования, в общем и профессиональном образовании; и многое другое. То, что разработчики законопроекта имеют цели, находящиеся вне сферы заботы об образовании, хорошо видно из множества поправок, предложенных докторами юридических наук М.Н.Кузнецовым и И.В.Понкиным, которые показывают, насколько некомпетентны разработчики закона из Министерства образования.
В этой связи заслуживает внимания альтернативный законопроект, предложенный депутатом О.Н.Смолиным, который, однако также нуждается в существенной доработке.
В ближайшие несколько лет министерство финансов запланировало существенное уменьшение финансирования образования. В 2012 году объём бюджетных ассигнований в сферу образования составит 547,2 миллиарда рублей, в 2013 году 508,5 миллиарда рублей, в 2014 году 454,5 миллиарда рублей. Проводимая бюджетная реформа, в соответствии с которой урезается финансирование образования, повлечёт за собой сокращение штата педагогов, образовательные учреждения вынуждены будут перейти на частичную, или полную самоокупаемость. Обсуждаемый нами проект Федерального закона «Об образовании в РФ» предлагает широкую возможность коммерциализации образовательных учреждений. Председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков отмечает, что в законопроекте уделено заметное внимание общественности, но в целом явно видна ориентация на коммерческие структуры.
Образование, как воспитание и обучение граждан во все времена являлось гарантом существования того или иного государства. Кто определяет образовательную политику, тот управляет государством.
На Западе крупнейшие университеты принадлежат определённым корпорациям. Совершенно очевидно, что России искусственно навязывается система образования, реализуемая в Европе. Отрадно будет, если определяющие образовательную политику коммерческие или иные организации, будут Российскими. Но в случае, если Запад предложит большую цену, то мы не только потеряем целые поколения, мы потеряем Россию. Таким образом, предлагаемый законопроект во многом противоречит основным задачам развития отечественного образования. Реформы, проводимые министром Фурсенко, подрывают Российские национальные интересы.
Считаем невозможным принятие «Закона об образовании» в настоящей редакции!
Полагаем необходимым существенную доработку законопроекта «Об образовании», учет в нем поправок, предложенных М.Н.Кузнецовым и И.В.Понкиным, и внесение в него важнейших положений о финансировании образования и гарантиях его участникам из альтернативного законопроекта, предложенного О.Н.Смолиным.
Евгения Васильевна Рябова, председатель Рязанского областного отделения Межрегионального общественного движения в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание», председатель ЦС Рязанского городского общественного движения в защиту прав родителей и детей «Родительское собрание»
3. Ответ Эрику Лямпе
2. Re: Считаем невозможным принятие «Закона об образовании» в настоящей редакции
1. Адриан Роум