Собирая ребёнка на новогоднюю ёлку, подбирая карнавальный костюм, родителям всегда стоит помнить, что между взрослым и детским мировосприятием существуют огромные различия. Взять хотя бы за основу тот факт, что детская психика до конца не развита и находится в стадии развития, а потому крайне чувствительна и уязвима. Попробуем подробнее в этом разобраться.
Существующие базовые особенности детской психики позволяют глубже понять, чем живёт внутренний мир ребёнка. Ребёнок постоянно находится в поиске механизмов ориентировки в окружающем мире, для него всё ново, и соответственно всё новое вызывает повышенное внимание. Предметы и образы повышенного внимания способствуют запечатлению в уме и душе образов , сохраняясь при этом запечатлением на сознательном и подсознательном уровне определённым впечатлением. Педагоги и психологи указывают на то, что детскому восприятию свойственна непроизвольность, неосознанность запечатления, некритичность и слабость осмысления воспринимаемого. Детям свойственна внушаемость, видение мира только со своей частной точки зрения без учета возможности иных ракурсов и позиций. Так же детям свойственна чуткость, способность к эмоциональному заражению сопереживания. При этом проявляется склонность к копированию и подражанию, усваивая и понимая реальность через игру, имитацию и воспроизведение увиденных образцов. Именно по - этому персонажи Деда Мороза и Бабы Яги воспринимаются в раннем, дошкольном и раннем школьном возрасте как реальные. Психологи отмечают, что ребенок, вследствие возрастных особенностей психики слабо различает вымысел и реальность, начинает опасаться внезапного появления злых персонажей (бабайки, пиратов, приведений) во дворе, под кроватью, тёмных углах, комнатах, и т.д. В результате увиденного, например по телевизору, или услышанного негатива происходит серьёзное повреждение на психическую систему ребёнка, как неокрепшую, находящуюся в стадии развития, не имеющую определённого информационного иммунитета. Что некоторыми специалистами определяется как отсутствие эмоциональных защитных механизмов, которые в достаточной степени развиты у здорового взрослого человека. Таким образом, налицо факторы, способные нанести вред физическому, эмоциональному, психическому состоянию ребенка, а также негативно сказаться на перспективах психического созревания и развития личности.
Поэтому необходимо тщательно оберегать и защищать психику ребёнка от негативных образов, создавая благоприятную вокруг него информационную среду. Этот фактор впоследствии сыграет огромную роль в позитивной социализации и индивидуализации личности.
Предлагаемые детям костюмы монстров: ведьм, вурдалаков, зомби и других негативных персонажей, представляют собой то, что в традиционной для большинства регионов РФ христианской культуре называется бесовщиной и сатанизмом. Они, безусловно, представляют опасность для детской психики, потому, что детям свойственно вживаться в предлагаемый образ. Навязывание детям игры через предлагаемый ему костюм прививает «сатанистское» - негативное мироощущение, что чревато для развития и психического здоровья детей. Сразу хочется отметить, что вовлечение в сферу негативных образов неприемлемо для мироощущения детей (особенно ранее 12 лет), потому, что может причинить вред их здоровью, развитию в т.ч. творческих способностей. А эта сфера уже под защитой государства, потому что налицо нарушение Федерального закона № 436 ст. 5.п. 3.2
Каждый нормальный родитель желает своему ребёнку лучшего. Имеет естественное желание вырастить его хорошим человеком. Есть интересное исследование известного литературоведа, академика, автора фундаментальных работ по древнерусской литературе Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В своих «Заметках о русских» он писал, что «хороший» в русском языке это, прежде всего «добрый». Доброе чтение - хорошее чтение, добрый товар, это хороший товар и т.д. Дмитрий Сергеевич отмечал чрезвычайное значение доброты в русском характере. Для русского человека доброта ценнейшее качество, благодаря которому превозмогаются все человеческие недостатки, благодаря которому, наш народ мог победоносно отражать угрозы мирового масштаба. Так зачем нам это всё утрачивать? Давайте предлагать мальчикам позитивные образы былинных героев, рыцарей, мушкетёров. Девочкам добрых фей, вежливых принцесс. Даже бабочки, зайчики, лисички, ёжики и т.д. приемлемы для детской психики. Но никак не вурдалаки, ведьмы, зомби и всякая нечисть.
Предлагая ребёнку вживаться в светлые, позитивные образы, родители уже в детстве закладывают основу доброго характера своего ребёнка, способствуют укреплению защитных механизмов эмоциональной сферы, дают мощную основу для творческого развития и психического здоровья.
Евгения Рябова, аккредитованный эксперт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководитель Рязанского городского общественного движения в защиту прав родителей и детей «Родительское собрание»
1. Re: Так ли уж безопасны костюмы зомби, вампиров, ведьм и злых персонажей для психики ребёнка?