Следственный комитет (СК) России ведет расследование так называемых «чеченских дел» - о преступлениях, совершенных в ходе двух военных кампаний в этой республике. Но расследование ведется только «в одну сторону» - в отношении российских военнослужащих, которые участвовали в боевых действиях. А вот дела чеченских боевиков не расследуют и новых не возбуждают, узнал от самих следователей военный публицист Владислав Шурыгин, сообщает Newsru.com.
В интервью «Русской службе новостей» он рассказал, что все дела по преступлениям боевиков закрыты, потому что большинство фигурантов амнистированы. «Никаких следственных действий по преступлениям против русскоязычного населения Чечни, против военнослужащих (казни, пытки, издевательства), похищениям за выкуп, заключениям в рабство не ведется! Такая вот у нас "справедливость" и "единство закона" для всех…» - сокрушается он. Новые же дела должны открываться по месту совершения преступлений - в Чечне. Но чеченское следствие и розыск этим не занимаются, а людей, которые бы поехали подавать заявления, просто нет, пояснил обозреватель.
«Единственное, что есть, это розыскные дела по "резонансным" терактам - Беслану, Буденовску, Кизляру, где есть разыскиваемые до сих пор боевики», - добавил он. При этом идет постоянная работа по личному составу вооруженных сил РФ, воевавшему в Чечне. Такую ситуацию Шурыгин назвал «амнистией не для всех».
Вместе с тем в СК по Чечне отрицают, что дела против воевавших боевиков закрыты. Совершивших преступления во время войны 2000-2004 годов до сих пор разыскивают и даже судят, сообщила РСН старший помощник руководителя Следственного управления по республике Марьям Налаева.
В июле 1999 года министерство по делам национальностей России сообщило, что в Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов. По оценкам экспертов на 2000 год около 30 тысяч русского населения Чечни было вырезано, более 200 тысяч, бросив квартиры и имущество, бежали, но эти дела вообще не рассматриваются в СК России.
В 2002 году Президент России Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тыс. человек, а возможно, и больше». По опубликованным Госсоветом Чечни данным, с 1991 по 2005 год в Чечне погибли 160 тысяч человек, из которых примерно 30-40 тысяч были чеченцами. Остальные — русские, дагестанцы и представители других народностей, населяющих Чечню.
В последнее время общество будоражит тема "чеченских запросов". В Минобороны поступают многочисленные запросы от чеченских следователей на личные данные военнослужащих - участников чеченских кампаний, включая их фотографии, адреса проживания и контакты. Отправители запросов ссылаются при этом на расследования уголовных дел 10-летней давности о похищениях и убийствах мирных жителей республики.
Тема приобрела особую остроту на фоне расстрела в Москве полковника Юрия Буданова, и покушения на капитана спецназа «Витязь» Александра Крементова, который тоже служил в Чечне. Эти преступления были совершены неизвестными с промежутком в две недели. Сопоставив факты, многие заговорили о "чеченской мести", хотя в самой Чечне все отрицают. А упорное молчание властей в Москве по поводу всей этой ситуации склоняет ветеранов Чечни к мысли о том, что их просто предали, а солдат и офицеров, несущих там службу сейчас, заставляет серьезно задуматься о собственных перспективах.