Игумен Лука (Степанов): «Я не отношусь к числу поклонников такой формы управления Церковью»

Исполняется 290 лет со дня открытия Духовной коллегии, получившей название Святейшего Правительствующего Синода

0
811
Время на чтение 5 минут
В ближайшее воскресенье исполняется 290 лет со дня создания Духовной коллегии, получившей название Святейшего Правительствующего Синода. 29 октября 1700 года скончался Святейший Патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) экзархом, блюстителем Патриаршего Престола. Но из его компетенции Государь изъял кадровые и административные вопросы. В 1701г. был восстановлен упраздненный в 1667г. Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

В 1718 году Царь Петр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии» и поручил псковскому епископу Феофану (Прокоповичу) составить для будущей коллегии устав, получивший название Духовный Регламент. В течение 1720 года проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись митрополит Стефан (Яворский). 7 февраля 1721 года был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии. Президентом Синода стал митрополит Стефан (Яворский). В том же году Царь Петр I обратился к Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными Патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 г. Константинопольский и Антиохийский Патриархи особой грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством. 27 февраля 1721 года Духовная коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта. С этого момента начинается синодальный период истории Русской Православной Церкви, продолжающийся вплоть до августа 1917 года.

В связи с годовщиной открытия Святейшего Правительствующего Синода мы попросили заведующего кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятеля Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директора православной гимназии игумена Луку (Степанова) и доцента РГУ и Рязанской духовной семинарии эксперта по синодальному периоду Игоря Ивановича Митрофанова дать оценку синодальному периоду истории Русской Православной Церкви.

Игумен Лука (Степанов)Игумен Лука (Степанов): «Я не отношусь к числу поклонников такой формы управления Церковью и ее соотношению с государством. Синодальный период явился тяжелейшим этапом для России, финалом которого стал возможен захват власти в стране ее врагами и разрушение ее святынь. Поставление Церкви в полную зависимость от государственной светской власти стало этапом не развития церковной жизни, а ее замораживания. Печальнейшими плодами такого этапа и такого рода отношения, которое выработалось в эти годы между Церковью и государством, стало изгнание правил благочестия из быта русского человека. Иное творилось во дворцах и домах, в деятельности светской, иное говорилось и училось в рамках образовательных предметов и недрах Православной Церкви. Плоды этого периода – глубокое и основательное расцерковление нашей интеллигенции и светской власти. А свято место пусто не бывает, и в результате потери благоговения, почтительности к православным святыням в душах интеллигенции и власть имущих нашлось достаточно места то для приправленной демонизмом мистики, для заражения западным схоластическим подходом к богословию. Наличие святых в этот период имело место не в связи с синодальным периодом, а вопреки синодальному периоду и той системе, которая была избрана как полезная для государства и уничижительная для Церкви.

Выдающиеся личности и святые люди того времени потому вдвойне величественны, что смогли не только выполнить Богом установленные заповеди и пройти путем спасения, но и преодолевать то окружающее разложение и отделение Церкви от народа, которое имело место в этот период, сам по себе еще не драматичный, но подготавливающий период трагичный для нашего Отечества.

Положение духовенства в эти годы вовсе нельзя назвать благополучным и благонадежным. Пастыри народа Божьего были поставлены в ранг совершенно зависимых идеологов государственной администрации, из-за чего они стали, за исключением выдающихся личностей, людьми, вызывающими даже некое отстранение, недоумение, некоторое опасение, чуть ли не брезгливость в высшем обществе. Поэтому можно только признать, что воистину нет худа без добра, и эти страшные годы безвременщины, начавшиеся в 1917 году, вынесли как корабль спасения, как институт великого и святоотеческого благочестия – Патриаршество. С благоговением чтить Патриаршество и сохранять его – дело нашей современной Церкви».

Игорь Митрофанов: «Я в основном стараюсь в своей преподавательской практике излагать линию, которой придерживается Русская Православная Церковь. Те историки, которые считают этот период благоприятным для Церкви, в основном говорят о том, что государство опекало Церковь. Но эта была настолько мелочная опека, что она фактически не давала Церкви возможности развиваться. В этот период некоторые вопросы богословского характера не имели дальнейшего развития. Например, при Императоре Николае I к печати была запрещена часть православных книг.

Непростой для Церкви был XVIII век – тяжелейшие времена Анны Иоанновны, непростые времена Екатерины II, когда во главе Церкви оказывались обер-прокуроры, которые иногда могли быть не только нецерковными, но и атеистически настроенными людьми. В этом была печаль великая.

Церковь в синодальный период стала государственным институтом, одной из опор государства, когда священники стали чиновниками, которые давали присягу на верность Государю. В этот период повсеместно нарушается тайна исповеди в государственных интересах.

Русский народ на протяжении многих веков привык видеть в Церкви защитника перед государством, заступника за униженных и оскорбленных. Патриарх Адриан во времена Петра I приезжал на Красную площадь и заступался за стрельцов. Когда Церковь стала государственным институтом, ее авторитет Церкви в какой-то мере был потерян.

И то, что в этот период было развито подвижничество, то надо понимать, что оно возникало не по соизволению государственной власти, а вопреки государственной власти. Великие подвижники часто имели с властью мало общего.

Синодальный период, конечно, во многом неоднозначный. Были и взлеты, и падения. Но в целом этот период не так прекрасен, как его иногда пытались описывать особенно после падения коммунистического режима. Среди церковных историков есть мнение, что синодальный период сыграл достаточно большую и позитивную роль. Но это мнение скорее всего выходит ввиду сравнения с советским периодом, при котором Церковь, само собой, была поставлена в неизмеримо худшие условия. Конечно, по сравнению с этим временем синодальный период казался благоприятным для Церкви.

В синодальный период многое зависело от личности Государя. Если Император Николай II был действительно православным человеком, который прислушивался к Церкви, то Александр I или Екатерина II свою веру проявляли, мягко говоря, своеобразно, когда во главе Синода стояли откровенные безбожники.

Некоторые историки считают, что именно в синодальный период установилась симфония Церкви и государства. С этим мнением трудно согласиться. Симфония властей в России была, пожалуй, в период правления Государя Михаила Федоровича Романова. В этот период симфония была проявлена достаточно ярко, когда Патриарх Филарет и Государь Михаил Федорович совместно управляли государством. А в синодальный период наблюдалось явное подчинение Церкви государству».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Лука (Степанов)
Вернуть образованию духовную основу
О подлинном возрождении педагогического служения и личностного достоинства учителей
31.10.2023
На что гневается современный человек?
О природе гневливости граждан и способах борьбы со страстью гнева
15.09.2023
Можно ли просто оказывать знаки, без
намерения жениться?
22.07.2023
Все статьи Игумен Лука (Степанов)
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28