Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Забытый Патриарх

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 29.10.2010


Писатель Николай Коняев о десятом Предстоятеле Русской Церкви …

Сегодня исполняется 310 лет со дня преставления Патриарха Адриана. В этом юбилее сошлось две линии, мистическое значение этой даты очень велико. Патриарший период Русской Церкви прервался десятым Патриархом, после которого произошел излом и начался синодальный период. В этом периоде были свои плюсы, свои минусы, но минусов, конечно, было больше.

Первого русского Патриарха - Иова ставили при Царе Феодоре Иоанновиче, что стало ответом на концепцию «Москва - Третий Рим», предполагавшую, что Царь православного государства должен находиться в симфоническом единстве с Церковью, для чего Царь и Патриарх должны были стоять рядом. Так это и случилось. Наша страна пошла по пути построения государства Святой Руси. Мы знаем, что было очень много сложностей на пути патриаршей России, это и сложности, связанные со Смутой, и это, конечно же, большие сложности, связанные с церковным расколом во времена Патриарха Никона. Наш десятый Патриарх унаследовал все то, что было в патриаршем движении, он принял на себя все сильные и слабые стороны русского Патриаршества.

Мы практически ничего не знаем про Патриарха Адриана - о его светской жизни до монашества вообще ничего неизвестно. Он появляется перед нами сразу как монах, постепенно поднимавшийся по церковной иерархической лестнице. Нам известно, что он принимал довольно активное участие в выдвижении на престол Царя Петра I, активно поддерживая мать юного царевича - Наталью Кирилловну. И поэтому, когда отошел ко Господу Патриарх Иоаким, хотя Петр I и не благоволил Адриану, но, тем не менее, он не смог противиться настояниям матери и назначил его Патриархом. И это очень характерно то, что если Патриархов Иова и Гермогена соборно избирали, и они, будучи сильными людьми, становились лучшими представителями русского духовенства, то назначенный Царем Патриарх Адриан оказался человеком меланхоличным. Правда, он был человеком глубоко православным, отстаивавшим суть Православия в Русской Церкви и стремившимся к тому, чтобы вся Россия жила по нравственным законам Православия, не отступая от них.

Патриарх Адриан не смог противостоять активному и энергичному Царю Петру. Надо сказать, что 10 лет его Патриаршества были очень мучительными, в какой-то мере его патриаршее служение можно назвать подвигом. Хотя он не возвышал свой голос, как это делал Патриарх Гермоген в свое время, но, тем не менее, Патриарх Адриан просил у Царя за стрельцов, печаловался о них, несмотря на гнев Петра I. Он выступал против тех западных новшеств, которые вводились Петром I. Но, конечно, активно и ярко противостоять Царю в силу своего характера и положения он не мог. Наше Патриаршество к тому времени уже утратило очень многое после соборов 1666-67-го годов, когда был расстрижен Патриарх Никон и отправлен в монастырь, когда судьбы Русской Православной Церкви и ее иерархов вершили люди малодостойные, в частности, Газский митрополит Паисий Лигарид, приезд которого святитель Филарет называл величайшим несчастьем Русской Православной Церкви. Этот Паисий Лигарид, если бы он жил в наши годы, мог бы войти в книгу рекордов Гиннеса, так как собрал множество проклятий в свой адрес, а между тем, этот человек распоряжался судьбой Патриарха Никона, именно он фактически вершил судьбы Русской Православной Церкви.

Конечно же, после таких потрясений и Церковь, и Патриаршество вышли отнюдь не в том виде, который был необходим, чтобы противостоять ошибочным реформам Петра I. Разумеется, далеко не все, что делал Царь Петр, было ошибочным, но многое сделанное им можно было бы сгладить. Патриарх обязан был сделать так, чтобы не было той ненависти к Православию, той ненависти к русским обычаям, которая в результате правления Петра I возобладала в высшем обществе.

Николай Неврев. Пётр I в иноземном нарядеВо многом правление Патриарха Адриана можно назвать мученическим. Именно при нем происходят все эти шутейские всепьянейшие соборы, когда Царь и его окружение, паясничая, изображали из себя Патриарха и церковных иерархов, "благословляя" своих приближенных крестом, сделанным из двух связанных между собой курительных трубок. Понятно, что ни один Патриарх, живший в дониконовские времена, а уж тем более, Патриарх Никон, не смогли бы этого вынести. А Патриарху Адриану пришлось нести этот крест. И та меланхолия, о которой пишут, характеризуя десятого Предстоятеля нашей Церкви, происходила не только от его характера, но и от той невероятной ситуации, в которой он оказался.

Многие сравнивают Патриарха Адриана с Патриархом Иовом. Мы знаем, что первого Патриарха свели с престола, отправив на убогой телеге в Старицкий монастырь, и судьба его также была несчастливая. Но, мне кажется, что сравнение это все же искусственное, так как Патриарх Иов, конечно же, обладал гораздо большими духовными дарами - недаром он был канонизирован.

Мне кажется, что гибель Патриаршества после кончины Патриарха Адриана - это одна из самых главных дат нашей истории. Это печальная дата и в истории монархии - ведь после отмены Патриаршества, вскоре вместо русского Царя появляется Император. Вроде бы это та же самодержавная власть, но уже другой образ управления Россией, отход от той Святой Руси, где единение Царя, Церкви, Патриарха и народа было наиболее полным. Так что с отменой Патриаршества возникает и все более увеличивается пропасть между монархом, народом и Церковью.

Николай Коняев, секретарь правления Союза писателей России, главный редактор журнала «Аврора», специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. lucia : Владимиру Куковенко
2010-10-31 в 23:22

А может, лучше не нужно. Пусть лучше останутся растрепанными идеологему, чем пострадают в процессе ревизии и куафюры, м то. что под ними.
9. Галина Борсуковская : Владимиру Куковенко и всем - рекомендую статью Натальи Михайловой.
2010-10-31 в 20:09

Согласитесь, Владимир, самое страшное в нашей истории то, что она НАША. Поэтому, хочешь-не хочешь, а разбираться в ней необходимо. Недавно я прочитала статью, достаточно полно отвечающую на вопрос -
"Когда начались гонения на Церковь в России?" Статья так и называется, ее автор - НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА, опубликована на сайте Благодатный огонь. Очень рекомендую почитать, из статьи становиться понятно, что безмятежной наша история быть никак не могла. http://blagogon.ru/articles/249/
8. Владимир Куковенко : Галине
2010-10-31 в 09:24

Согласен с вами в том, что русскую историю надо пересматривать. Честно, принципиально, с позиций нравственных и национальных. Александр Невский покорился диким монголам, дружбу с ними водил, во имя этой дружбы предал своего брата Андрея, который готовил восстание против зверского владычества степняков, рать дикарей привел на его земли, кровью русской залил Суздальскую Русь. И во святых числится.
Иван Грозный вырезал всю старорусскую аристократию, маниакально подозревая ее в измене, залил страну народной кровью. Но именно эти аристократы и этот народ прославили его царствование победами над Казанью, Астраханью, Ливонским орденом...
Теперь находятся люди, которые этого маньяка готовы превозносить.
А Петр, который своими нелепейшими и драконовскими реформами способствовал тому, что русский человек потерял и свою исконную культуру и свое национальное самосознание...Воспевая деяния Петра, многие историки забыли о том, что уже отец Петра, царь Алексей, стал модернезировать и армию, начал строить флот, развивать помышленность. Неторопливо, вдумчиво, учитывая возможности страны и настрояние общества.
Туда же отнесу величайшего гонителя русского народа, Сталина, которому некоторые шаткие духом и мыслями русские люди, не имеющие национальных четких ориентиров, готовы сапоги лизать...
Неправильная оценка многих исторических событий и исторических деятелей привела к страшной мешанине в сознании русского народа - кого уважать? кому подражать? как определять истинный путь России?
Эту мешанину усиливают до опасной черты либералы, внося в сознание наших детей понятие о толерантности и денационализируя их.
Какого единения народа можно ожидать в таких условиях? Карамзин говорил о том, что история является заветом предков к потомкам. И какой же завет можно создать на основе этого хаотичного броуновского разброса мнений и оценок?
Еще раз повторюсь: чтобы сплотить нацию и двигаться вперед нам нужна полная ревизия отечественной истории и национальной идеологии.Надо приводить в порядок растрепанные идеологеммы нации.
7. Галина Борсуковская : Эта история требует самого пристального изучения.
2010-10-30 в 23:00

Да, Владимир, та эпоха требует настоящего уголовного расследования. Особенно внимательно нужно было бы присмотреться к таким персонажам, как Лефорт или Паисий Лигарид. Как это им удавалось оказывать такое сильное влияние на русских царей? Да как вообще могли эти иностранцы так близко к ним подбираться?
Про Паисия Лигарида автор статьи Николай Коняев пишет: " - Этот Паисий Лигарид, если бы он жил в наши годы, мог бы войти в книгу рекордов Гиннеса, так как собрал множество проклятий в свой адрес, а между тем, этот человек распоряжался судьбой Патриарха Никона, именно он фактически вершил судьбы Русской Православной Церкви."
Так как же могли эти, по сути, проходимцы, проклинаемые всеми, так по-хозяйски распоряжаться в святая святых России? Почему они сумели вмешаться в нашу историю? И еще один вопрос: кто-нибудь когда-нибудь пытался в этом разобраться? Или уже все забыли, а имена патриархов Адриана и Никона никому ни о чем не напоминают? По-моему, именно сейчас пришло время вспоминать все.
6. Лебедевъ : Re: Забытый Патриарх
2010-10-30 в 20:54

Весьма поверхностный материал...
5. Владимир Куковенко : Галине
2010-10-30 в 17:49

Ваши подозрения, Галина, не совсем беспочвенны. Только духовенство могло остановить людоедские реформы Петра,только оно могло воззвать к русскому народу, которому царь-реформатор повелел в кратчайшие сроки стать немцами (немецкое платье, табакокурение, немецкие повозки и немецкие лодки - все это вводилось под страхом казни). Но не воззвало, не нашлось достойных ревнителей национального образа жизни.Или их вовремя убрали.
Странно умер не только Адриан. В сорок лет- если не меньше! - умерла и мать Петра.Под пытками погиб брат Евдокии, первой жены Петра, а сама она была заточена в монастырь. Погиб под пытками его сын Алексей. Много темного и непонятного творилось при жизни царя-реформатора.
4. Галина Борсуковская : № 3. Владимиру Куковенко
2010-10-30 в 03:16

Интересное уточнение насчет избрания Адриана патриархом, спасибо, Владимир.
Хорошо было бы также узнать обстоятельства смерти этого патриарха. Воможно, я слишком подозрительна, но мое внимание привлекает то, что он умер как-то очень уж вовремя. То есть чтобы приехать из Москвы в Подольск у него хватило сил, а значит был здоров. Потом, после отказа признать масонскую церковь, вдруг умирает. Повезло масонам, что ли? И царь наконец-то сумел подчинить себе Православную Церковь, давно этого хотел. Вот такое удачное для них совпадение получилось.
3. Владимир Куковенко : Замечание
2010-10-29 в 21:59

Внесу одну поправку.Автор не совсем точен, когда говорит о том, что Петр выбрал в патриархи Андриана.
В 1690 году, после смрти Иоакима, состоялись выборы нового патриарха. Петр, хотя и имел собственное мнение по поводу того, кому отдать патриарший престол, все же разумно уступил и позволил, вопреки своему желанию, вместо просвещенного Маркела, митрополита Псковского, избрать Адриана, митрополита Казанского, известного ревнителя старины.
Таким образом, Андриан был избран не царем, но духовенством, решению которого царь подчинился.
2. тов.Сухов : Re: Забытый Патриарх
2010-10-29 в 21:36

Так что, когда соберут "нюрнбергский процесс над коммунизмом", дополнительной информации к размышлению о предыстории вопроса там будет очень много.

Спасибо, Галина Борсуковская!
Видел этот храм. Он конечно странный.
1. Галина Борсуковская : " - Мне кажется, что гибель Патриаршества после кончины Патриарха Адриана - это одна из самых главных дат нашей истории."
2010-10-29 в 19:35

Уважаемый автор! Спасибо Вам за интересную статью. Я очень интересуюсь обстоятельствами, при которых наша многострадальная страна сошла с пути построения Святой Руси. Это необходимо понять для того, чтобы знать, что и как нам предстоит восстановить. Мне также, как и Вам кажется, что гибель Патриаршества после кончины Патриарха Адриана - это одна из самых главных дат нашей истории. А вот узнать из Вашей статьи, что Петр I сам назначил Адриана Патриархом для меня было неожиданно. По-моему, такое назначение также противоестественно, как если бы можно было сыну назначать себе отца. Патриархов Иова и Гермогена избирали соборно и поэтому понятно, что они были сильными представителями русского духовенства, а назначенный Царем Патриарх Адриан был человеком зависимым, от этого и все его слабости. Я раньше об этом нигде не читала, а ведь это - важнейший момент истории. Нужно понять, когда и почему наша Церковь утратила самостоятельность. Я уверенна, что здесь не обошлось без чужого вмешательства.
Если позволите, расскажу об одном мало известном обстоятельстве, связанным со смертью Патриарха Адриана.

Я уже писала об этом здесь, на РНЛ в комментариях к статье Владимира Куковенко "Архитектурный сатанизм" Тогда автор обмолвился, что
" - Первый масонский храм в России был построен в Дубровицах, имении князя Голицына (рядом с современным подмосковным Подольском). Строительство вел Тессинг, архитектор из Италии."
Дело в том, что мои предки жили неподалеку от этого храма, поэтому я собирала о нем сведения. Вот что написано в книге, купленной в храме:
"...храм был заложен во имя Честного образа Знамения Пресвятой Богородицы. Ктитор его - русский западник, воспитатель царевича Петра, князь Борис Алексеевич Голицин, он же создал проект храма... Царь обещал поддержать его казной... 22 июля 1690 года был заложен первый камень фундамента новой церкви в угоду царю Петру, который, по всей видимости при этом присутствовал......уже через восемь лет Церковь стояла во всей красе, о чем есть свидетельства...в частности австрийского посланника Иоганна Корба, побывавшего в Дубровицах в 1698 году.....Однако долгое время церковь не освящали. Бывший тогда ПАТРИАРХ АДРИАН ОТКАЗАЛСЯ НАОТРЕЗ ОСВЯЩАТЬ ДУБРОВИЦКИЙ ХРАМ. Причину можно понять при первом же взгляде на это строение. Хоть и по православным канонам возводили здание: восьмерик на четверике, но вся пластика...рельефы и скульптура - католические. А завершение храма - корона царская над куполом - противоречило вообще всем правилам строительства церквей православных......
ПО СМЕРТИ ПАТРИАРХА АДРИАНА в 1700 году, Петр ОТМЕНИЛ ПАТРИАРШЕСТВО. Церковью в России стал управлять Синод во главе с местоблюстителем..... Утвержденный местоблюстителем вместо почившего патриарха Адриана первосвященнейший митрополит Стефан (Яворский) СОГЛАСИЛСЯ освятить необычную церковь. И Петр I со всею свитою отправился в Дубровицы. Освящали 11 февраля ( по ст. стилю) 1704 года.... Во время освящения на самых почетных местах, центральной и восмигранной террасе хоров стол царь Петр I с 14-летним царевичем Алексеем Петровичем и князем Борисом Алексеевичем Голициным. ...новый храм был освящен в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, чудесным образом спасшей в 1170 году осажденный суздальцами Новгород. ...а прежнюю,деревянную, Илии пророка церковь, велел князь Голицин перевезти в Лемешево, село своего же имения."

Так что этот храм стал архитектурной точкой, на которой повернулась вся истори нашей страны. Поставив корону выше купола церкви, царь тем самым символически утвердил верховенство Государства над Церковью, материального над духовным, человеческого над Божьим. Это вполне по-масонски. Надо ли говорить, что такая перестановка должна была иметь далеко идущие последствия?
P.S.: сейчас храм стоит весь в трещинах, со всех сторон его потпирают опоры. Большое беспокойство о его реставрации проявляет ЮНЕСКО.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме