22 сентября 2010 года на петербургском телеканале «100-тв» прошел очередной выпуск передачи «Мост свободы» под названием «Мигранты: свои или чужие?». Отвечали на этот вопрос и вели острую дискуссию о миграционной политике России и Петербурга известные эксперты и общественные деятели, в частности, представители мусульманского сообщества Петербурга. Одним из гостей студии – представителем Движения против нелегальной иммиграции в Санкт-Петербурге Андреем Кузнецовым – был поднят вопрос о невозможности полноценной ассимиляции, причем, по его мнению, история не дает нам положительных и успешных предметов ассимиляции мигрантов. Напомним также, что 8 сентября глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский заявил о том, что в России сегодня работает порядка 5 млн иностранных граждан в Российской Федерации, 4 млн из которых работают незаконно и находятся в стране на нелегальном положении (при этом ряд экспертов говорят о том, что эта цифра занижена чуть ли не вдвое). Своим мнением о миграционной политике России корреспондент «Русской народной линии» попросил поделиться с одним из гостей передачи «Мигранты: свои или чужие?» депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заместителя председателя комитета по законодательству, члена постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Елену Бабич.
Ключевая проблема в вопросе о миграции в том, что в России сегодня нет никакой долгосрочной стратегии развития. Мы решаем исключительно сиюминутные проблемы, связанные с бесконечной наживой и желанием любыми путями заработать как можно больше и больше. Эта установка довлеет над здравым смыслом и чувством самосохранения нации, а порочная экономическая модель образует замкнутый круг, в котором вращается огромное количество проблем, связанных с неконтролируемой миграцией в стране. Что это за проблемы?
У нас очень несовершенное, непродуманное законодательство. Из-за безвизового режима в страны СНГ чрезвычайно трудно вести учет мигрантов. Недавно принятую поправку в Закон о патентах я считаю чудовищной. Теперь любая семья может заплатить тысячу рублей и выписать себе мигрантов на три месяца. А кто гарантирует, что они через три месяца уедут? В существующем законодательстве множество «дыр» и неточностей, которые используются работодателями и чиновниками в корыстных целях. Проблема, конечно, и в элементарной законности, потому что даже самое совершенное законодательство может не помочь, если оно игнорируется. Например, мы знаем, что по закону с 2007 года на рынках имеют право торговать лишь граждане РФ. Исполняется ли этот закон?
Эксплуатация мигрантов на тяжелых работах – это настоящее социальное зло, это настоящее рабство в XXI веке. Это проблема как для коренных жителей, которые остаются без работы, так и для самих мигрантов, которых нещадно эксплуатируют, держат в нечеловеческих условиях, да еще отбирают паспорта и не выплачивают заработанные ими деньги.
В России миллионы мигрантов, и у них рождаются дети. Что с ними делать? Возникают проблемы с детскими садами, школами, проблемы культурного свойства. При обилии множества людей, исповедующих мусульманскую религию, встают вопросы с мусульманскими праздниками, со строительством мечетей, причем нередко эти вопросы приобретают конфликтный характер. Также в результате непродуманной миграционной политики падает общий культурный уровень в стране.

Вопрос ассимиляции мигрантов, прозвучавший на передаче, действительно один из ключевых вопросов данной темы. Эксперты говорят о том, что общество может переварить миграцию в 5-7% своего населения (некоторые говорят об 11%), все что свыше – может породить
необратимые ментальные изменения. Дело еще в том, что сегодня, что в Европе, что в России, мигранты сами не слишком этого хотят. Они не хотят приобщаться к местной культуре, говорить на языке коренного населения. Мигранты образуют анклавы и живут на городских окраинах, осознанно обособляясь от местного населения. Дело доходит вплоть до того, что они создают свои службы знакомств, брачные агентства. Для сравнения надо заметить, что Германия так и не ассимилировала турок.
Все эти проблемы в совокупности порождают серьезные угрозы нашей национальной безопасности во множестве сфер - продовольственной, экономической, социальной. Не говоря уже о том, как это
угрожает межнациональному миру в стране, ведь национальный вопрос сегодня – один самых острых вопросов.
Выход из тупика, устранение вышеперечисленных проблем – наша общая задача. Власть обязана усовершенствовать законодательство и просто исполнять свои законы, а также ввести жесткий контроль над работодателями. Общество должно вести диалог как с властью, так и с самими мигрантами, с диаспорами, предупреждая конфликтные ситуации и эскалацию уличного насилия.
Если ты приехал в Петербург – ты должен стать петербуржцем, ты должен уважать русские культурные и национальные традиции.
Это должен знать каждый мигрант. Поэтому задача диаспор – помогать им в этом.
С другой стороны, я постоянно повторяю, что Петербург имеет колоссальный культурный пласт, создаваемый людьми разных национальностей на протяжении трехсот лет. Мы должны оставаться терпимыми к людям разных национальностей. И при этом нетерпимыми к тому положению, которое порождает все проблемы, перечисленные выше. Мы должны защищать культуру и свое своеобразие, если мы хотим, чтобы Петербург оставался культурной столицей. Если мы не хотим повторить печальный опыт Европы, когда во Франции мигранты устраивают погромы, а в Германии турок станет скоро больше, чем немцев, общество должно объединяться против нашей общих угроз. Иначе нас ждут чудовищные непредсказуемые последствия.