«Патриарху Кириллу это не нужно»

Диакон Владимир Василик об опасностях избрания Предстоятеля Русской Церкви на пост главы государства

0
2483
Время на чтение 9 минут
Наша страна приближается к порогу очень важных событий и, весьма возможно, тяжелых испытаний. Без всякого преувеличения можно сказать, что происходящее сейчас страшное стихийное бедствие - жара, засуха и как следствие - пожар, - сильно напоминает пожар и, возникший по этой причине, недород обстановку, предшествующую «Смутному времени». Если мы вспомним 1604 год, то мы обратим внимание на то, что перед этим годом были два неурожайных года и страшный голод, возникший по этой причине, а также болезни. Стоит также вспомнить, что смуте 1604 года предшествовали и большие пожары. Не хотелось бы проецировать ситуацию того времени на наше время, но аналогии напрашиваются сами собой.

Именно поэтому во главе государства требуется человек, горячей веры, глубокого ума и железной воли, а главное, пользующийся подлинной любовью и безусловным авторитетом среди большинства граждан России. Это необходимо, поскольку будущему правителю придется решать целый ряд острых проблем, прежде всего, проблемы бюджетного дефицита, продовольственной безопасности, коррупции, преступности, прежде всего организованной преступности, проблемы межнациональных отношений, особенно на Кавказе, проблемы внешней безопасности России, в частности, на Дальнем Востоке и, вероятно, на западных рубежах Российской Федерации.

В связи с этим некоторые общественные деятели предложили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла избрать на должность Президента России в 2012 году. Мотивы этой инициативы понять можно: народ устал от дуумвирата, от различных игр с подставными лицами, кредит доверия прежнего и нынешнего Президентов, похоже, уже исчерпан. Вполне понятна тоска народа по честному, достойному и, не побоюсь этого сказать, святому правителю. Я бы сказал, что в этих чаяниях выражается монархическое начало русского народного характера. Царь, согласно народному представлению, выше всякой критики, суд Царев праведен и свят, Царем и Богом Русская земля управляется. С этой точки зрения, вполне естественно обратить взор на Святейшего Патриарха Кирилла потому, что единственное место, где устоялись монархические институты, - это в Русской Православной Церкви. Сам институт Патриаршества берет своё начало в Империи. Недаром в Болгарии и на Руси говорили: нет Царя без Патриарха. К тому же нравственный авторитет Святейшего Патриарха Кирилла в обществе весьма высок, как в силу его личных дарований и трудов, так и в силу его высокого церковного статуса, в силу его сана Предстоятеля Русской Православной Церкви.

В поддержку этого тезиса приводят целый ряд исторических аналогий. А именно, Патриархи-регенты при византийских Императорах, например, Николай Мистик, святитель Алексий митрополит Московский, который управлял Московским княжеством при малолетстве святого благоверного Великого князя Дмитрия Донского, далее, Патриарх Филарет, который фактически возглавлял дела Московского Царства в первую половину правления Михаила Феодоровича Романова, своего сына, и, наконец, проводят аналогию с архиепископом Кипрским Макарием.

Благонамеренные порывы тех, кто желают видеть Патриарха Кирилла Президентом России, понятны. Тем не менее, они не реальны по целому ряду оснований. Я опущу основания земные и политические. Наше общество не воцерковлено и ещё не готово видеть во главе государства хотя бы четко православно-ориентированного светского человека, а тем более Патриарха Московского и всея Руси. Даже Владимир Владимирович Путин, как многим известно, - человек верующий, причащающийся и исповедующийся, тем не менее, бережется открыто называть себя православным, оставляя этот вопрос в сфере своей личной жизни, своей личной религиозности. Он не готов заявить публично о своём православии. Можно себе представить, что будет, если вдруг Святейший Патриарх пойдет в Президенты.

Но не это главное, понятно, что настроение общества может меняться и, если надо, Господь его изменит в одночасье. Весь вопрос состоит в глубинной мистической природе власти, власти духовной. Возникает вопрос: а угодно ли это Господу, угоден ли Ему такой вариант развития событий? Для ответа на этот вопрос надо обратиться к каноническому праву Православной Церкви. Как известно, нынешняя жизнь Русской Православной Церкви базируется на её Уставе, на Правилах святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов. А они, отвечая на вопрос: может ли иерарх быть светским властителем, - дают однозначно отрицательный ответ. Возьмем, к примеру, Апостольское правило №83: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать обое, то есть, Римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесарю и Божие Богу».

По своему статусу Президент России является Верховным главнокомандующим. Можно ли представить себе Патриарха, отдающего приказ о проведении общевойсковой операции, которая явно приведет к сотням или тысячам жертв? Лично я не могу себе этого представить. Другой момент связан с тем, что смертная казнь в России хотя и не применяется, но законодательно она не отменена. Зададимся вопросом: что будет, если её восстановят, а такой вариант, учитывая возможное кризисное развитие событий, вовсе не исключен? Можно ли себе представить Патриарха, приговаривающего кого-то к смертной казни? Безусловно, я не отрицаю того, что власть может быть христианской, но давайте внимательно вчитаемся в 6 новеллу Императора Юстиниана: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем». Текст этой новеллы приведен в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Таким образом, согласно святому Императору Юстиниану, цель у государства и Церкви общая - благо народа Божиего. Но, тем не менее, задачи и методы у них разные, что дозволено государству, то не дозволено Церкви, и наоборот, хотя церковные законы должны признаваться государством, а государственные законы должны признаваться Церковью. Между тем, при нынешней ситуации, если Патриарх становится Президентом, то ему придется исполнять и российские, и международные законы, которые в значительной мере или чужды православным нормам этики и нравственности, а также святым канонам, либо прямо им враждебны. В связи с этим вспомним антихристианскую по характеру Европейскую социальную хартию, недавно ратифицированную Россией. Ведь, если Патриарх будет избран Президентом, то ему придется выполнять в том числе и положения этого документа. Как это совместить с патриаршим служением? Выход из такой ситуации может быть только один, согласно Апостольскому правилу №81: «Говорили мы, что не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неопустительно быть при делах церковных. Или да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо никто не может двум господам работать, по Господней заповеди». Что произойдет, если Святейший Патриарх Кирилл, следуя этому Апостольскому правилу, снимет с себя сан и на правах простого мирянина пойдет баллотироваться в Президенты РФ? Какой страшный удар по Церкви, государству и обществу, вере и нравственности народа нанесет подобный поступок! Тем более, что этот поступок будет против тех решений нашей Церкви, в принятии которых принимал участие сам же Патриарх Кирилл, когда был митрополитом Смоленским и Калининградским. В 1992 году было принято решение, согласно которому священнослужители любых степеней не имеют права находиться в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Помнится, на этом деле погорел Глеб Якунин, за ослушание с него сняли сан.

диакон Владимир ВасиликКонечно, решение можно отменить, но это будет нелогично, а значит против природы самого Патриарха. Жизнь не прощает таких ломок и попрания святых канонов, потому что они написаны кровью так же, как, впрочем, и правила дорожного движения. За примерами ходить не далеко. Тот же самый архиепископ Макарий был замечательный человек и дивный пастырь, его очень любят киприоты, но надо помнить, что именно его правление вызвало военный путч, оккупацию Кипра турками, потерю Кипрской республикой 40% своих территорий. Почти половина жителей стали беженцами. Не хочется обвинять в этом архиепископа Макария и говорить о том, что все это произошло по его вине, но, тем не менее, его правление не является образцом удачного государственного правления.

Возьмем другой пример. Патриарх Никон, который стремился не только к духовной, но и к светской власти, своими действиями вызвал раскол в Церкви, грандиозный скандал, вмешательство восточных Патриархов, отлучение от Церкви едва ли не доброй половины русского православного народа и чуть ли не гражданскую войну, выразившуюся в разинском мятеже. Подобная структура, когда иерарх стоит во главе светского общества напоминает либо мусульманские образцы, вспомним Аятоллу Хаменеи, либо сильно отдает папизмом. Светская власть папства над Римом и его областью явилась настоящей трагедией Средневековья. В своё время немецкий поэт Вальтер Фогельвейде писал: «Дал римскому престолу встарь Царь Константин - прещедрый Царь - копье и крест и к ним венец в придачу. Восплакал ангел в оный час: "Увы, увы и в третий раз увы! О мире христианском плачу. Яд на него дождем разлился. В желчь мед его преобразился. Повис над ним тяжелый рок"». Поэт с горечью замечает: «Да, ангел правду нам предрёк». Ещё жестче выражается Данте Алигьери: «Вас, пастырей, провидел Иоанн / В той, что воссела на водах со славой / И деет блуд с царями многих стран». Дело в том, что папство, цепляясь за светскую власть, не допускало объединения Италии, чтобы Византийская или германская империи объединили её под своей властью. Оно не допускало и создания независимого итальянского королевства. С этой целью папы либо натравливали крестоносцев и норманнов на Византию, либо устраивали мятежи немецких князей. А чтобы обеспечить свою светскую власть они облагали тяжелыми и несправедливыми поборами всю Европу, пускались в грехи симонии, святокупства и святопродажничества. В итоге Европа, устав от всего этого, взбунтовалась и породила протестантизм, законное, хотя и мятежное чадо папизма, по выражению Хомякова. Думаю, что нам не нужно повторять этот опыт.

Были, конечно, в истории и положительные примеры, которые я уже приводил: Николай Мистик, митрополит Алексий, Патриарх Филарет. Но все они брали светскую власть на время и неофициально, и скромно отходили в сторону, как только светская власть укреплялась, как только появлялся законный правитель. Совсем другое дело, если Патриарх будет институализировать свою светскую власть, став официально Президентом. Это уже будет недозволенное и ненужное слияние властей и разрушение того идеала симфонии, который был провозглашен и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Эта концепция, напомню, принималась также при деятельном участии Святейшего Патриарха Кирилла.

Резюмируя вышесказанное, полагаю, что Святейшему Патриарху Кириллу не нужно избираться на пост Президента России. Он человек мудрый и глубоко церковный, чтобы согласиться на это соблазнительное, но весьма опасное и по духу нецерковное предложение. Последний ли это вывод? Конечно, нет. Святейший Патриарх Кирилл не может и не должен оставаться в стороне от кандидатуры будущего Президента, правителя государства Российского. Русская Православная Церковь и Патриарх Кирилл должны стать тем духовным центром, который будет способствовать выработке надлежащих политических решений в православном духе. Святейший Патриарх Кирилл должен стать духовным отцом будущего Президента России.

Святейший Патриарх Кирилл должен воспитать будущего правителя Российской Федерации в христианском духе, благословить его на трудный подвиг правления Россией и указать на него обществу. Он должен использовать свой огромный авторитет для призвания народа к тому, чтобы избрать единственно достойного кандидата. И тогда мы с радостью проголосуем за него. И в дальнейшем Святейший Патриарх Кирилл должен быть его духовным отцом, наставником и советником, но он не должен ни в коем случае его подменять. В духовном плане он должен быть для него, в известном смысле, тем, кем был Патриарх Филарет для Михаила Феодоровича Романова. Будущий правитель России не должен быть характером похож на Михаила Феодоровича. Он должен быть Иоанном III, смирителем бурь, разумным самодержцем, или же Александром III, Царем-миротворцем. Или, лучше сказать, нам нужен новый Александр Невский - нравственно безупречный вождь с горячей верой, глубоким умом и железной волей, способный умирить внутренние раздоры и мятежи, остановить натиск с Запада и грозу с Востока. Вспомним, что рядом со святым князем Александром был митрополит Киевский Кирилл (ныне местночтимый святой), его духовный отец, наставник и мудрый советчик. Святой князь Александр его внимательно слушал, но слушался прежде всего голоса Божия и своей совести, построенной на понимании долга правителя перед Богом и людьми.

Надеемся, что Святейший Патриарх Кирилл достойно продолжит дело тезоименитого ему
святого митрополита и разовьет лучшие традиции симфонии Церкви и Государства во славу Божию для блага России и своей богохранимой паствы. Дай Бог, чтобы всё произошло именно так.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: «Патриарху Кириллу это не нужно»

О. Владимир тут вопрос для меня не в том, кто прав - о. Андрей или о. Владимир. И не так обстоит дело, что точка зрения о. Андрея и ВАшего оппонента на ветке обсуждения показались мне более убедительными. Не показались. Дело в том, что ответ не очевиден. Для меня не очевиден. А казалось очевидным. Потому что не в теме. Нехорошо, не по-христиански обвинять кого-либо без оснований. Вот в этом и извинился. Что же касается сути - Ваш контекстуальный подход мне показался убедительным. И я бы не стал задавать вопросов. Но там приводятся интересные лингвистические доводы, которые требуют своего объяснения. Именно - в подходах проблема о. Андрея. На это надо обращать внимание прежде всего. Логика мышления о. Андрея, выразившаяся в размышлении о посте, должна стать предметом внимания. Иначе мы увязнем в словах.
С. Шараков / 23.09.2010, 10:18

3. комментарий к своему высказыванию

В короткой реплике под названием "Не рой яму" я упомянул полемику о. Андрея Кураева и о. Владимира Василики о Петровом посте. Там возникла такая ситуация: о. Андрей во фарнцузском переводе не нашел намека на пост, а о. Владимр указал на греческий источник французского перевода. По поводу греческого варианта возникла дискуссия на одной из веток ЖЖ о. Андрея, из которой следует, что вопрос не так прост, как мне представлялся изначально. Каюсь, что сам не в теме и решился выносить суждение. Прошу о. Андрея и читателей форума меня простить: отца диакона незаслуженно обвинил, а читателей ввел в заблуждение. Следовательно, отзываю свою реплику в адрес о. Андрея.
С. Шараков / 21.09.2010, 13:25

2. Re: «Патриарху Кириллу это не нужно»

НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ В Живом Журнале о. Андрея Кураева сегодня появилась заметка по поводу статьи о. Владимира Василика «Патриарху Кириллу не нужно избираться на пост Президента России». Основная претензия отца диакона: неприлично так обращаться к Патриарху, неучтиво учить Патриарха. «Такой заголовок просто неприличен. С церковной точки зрения неприлична любая фраза, обращаемая к живому и действующему Патриарху с зачином - "Патриарх должен..." или "Патриарх не должен...". Да и в самом тексте изобилие императивов, обращаемых к Патриарху, изумляет. Неприлично предлагать свой совет, предполагая, будто лицо, к которому обращен совет, нуждается в нем, ибо уже находится в ситуации выбора и искушения. Ну-ка я напишу - "Диакон Владимир не должен пить коньяк по утрам". Понравится?» И здесь вспоминается русская пословица: не рой яму другому – сам в нее попадешь. Несколько дней назад о. Андрей высказался по поводу « религиозной двусмысленности фольклора» и, в частности, сказки: иронизировал над авторами РНЛ, якобы, те русских сказок не знают. И привел сказку о Курочке Рябе из собрания сказок Р. С. Афанасьева со своим толкованием и вытекающим тезисом: авторы РНЛ не знают аутентичных текстов сказок. Вопрос аутентичности сказок, собранных Афанасьевым оставим в стороне – это отдельный серьезный вопрос. А вот на мудрость русской пословицы, явленную самим Кураевым, обратим внимание. «РНЛ – наставник Патриархов» так звучит сообщение. (http://diak-kuraev.livejournal.com/113929.html). В чем же дело? Правда ли, о. Владимир взялся поучать Патриарха Кирилла? Ненависть застилает глаза, что называется. О. Владимир своей статье обращается не к Патриарху Кириллу, а к «общественным деятелям», в частности, к Борису Виноградову, депутату Госдумы 4-го созыва, автору статьи на РНЛ «Президентом в России в 2012 году должен стать Патриарх Кирилл»! Поэтому выражение «Патриарх не должен», адресованное к тому, кто выдвигает императив «должен», надо понимать как отрицание императива! И о. Владимир доказывает это канонически. И приводит примеры, когда нарушение канонов в этой области приводило к ухудшению социальной ситуации в стране. В статье есть императивы, направленные непосредственно в сторону Патриарха: «Святейший Патриарх Кирилл не может и не должен оставаться в стороне от кандидатуры будущего Президента, правителя государства Российского. Русская Православная Церковь и Патриарх Кирилл должны стать тем духовным центром, который будет способствовать выработке надлежащих политических решений в православном духе. Святейший Патриарх Кирилл должен стать духовным отцом будущего Президента России». В данном случае речь идет о духовном окормлении первого лица государства. И разве это не входит в круг обязанностей Патриарха – сотрудничать со светской властью и подавать советы, если потребуется? Разве этим не занимается Патриарх Кирилл? Это все равно, что сказать, например, преподаватель должен воспитывать. Здесь нет прямого указания, а есть констатация функции. Характерно, что о. Владимир перевел разговор с «общественными деятелями» из плоскости политической в область нравственную. В области же нравственной у священнослужителей разных степеней иерархии есть свои обязанности, некоторые из которых и вспомнил о. Владимир. То есть, поступил согласно своему званию служителя Церкви. Игумен Виталий Уткин выдвинул предположение (там же), что Борис Виноградов и о. Владимир Василик разыграли партию на двоих, чтобы унизить Патриарха: «То есть сначала РНЛ спровоцировала некоего депутата высказать данную мысль, а потом стала ее опровергать устами своего постоянного автора диакона Владимира Василика. Все это очень грязно и недостойно». О характере и глубине догадки предлагаю судить читателю. Герменевтику текста, продемонстрированную игуменом Виталием, оставим разбирать специалистам в области фантастики. Герменевтика о. Андрея, с другой стороны, вовсе хромает: даже адресат статьи не прочитан верно. Тут страсти замешались – явно. Иначе не попал бы отец диакон в им самим же вырытую яму. Тут даже не аутентичность сказки, тут просто адресат статьи неправильно назван. В чем же дело? Поспешность, с какой о. Андрей отреагировал на статью о. Владимира, объясняется просто: не забыл Кураев, видимо, недавней полемики по вопросу о Петровском посте, когда о. Владимир Василик положил на обе лопатки о. Андрея Кураева (показательно, в частности, когда Кураев сослался на документ на французском, а Василик оперировал древнегреческим подлинником этого документа). (Кстати, акцентированного ответа от о. Андрея так и не последовало – ограничился ироническим пассажами в ЖЖ). Ну, и лишний раз пнуть «гадину», то есть РНЛ, разве же такое можно пропустить… Как говорится, поспешишь - людей насмешишь….
С. Шараков / 20.09.2010, 11:41

1. Разъяснения "Русской народной линии"

Название статьи диакона Владимира Василика «Патриарху Кириллу не нужно избираться на пост Президента России» вызвало кривотолки в православной блогосфере. Вероятно, неправильное понимание смысла данного заголовка связано с многозначностью слова «нужно». В Толковом словаре русского языка Ожегова и Шведовой отмечается, по меньшей мере, два значения этого слова: 1. Следует, необходимо; 2. требующийся, необходимый. Первое значение слова «нужно» выражает долженствование. Пример: Вам нужно смириться с этим. Не нужно мне делать замечания. Второе значение слова «нужно» выражает потребность, необходимость в чем-либо или в ком-либо. Пример: мне нужно поспать. Когда урожай собран, винограднику не нужен сторож (ассирийская поговорка). Слово «нужно», входящее в заголовок статьи диакона Владимира Василика, используется во втором значении и выражает не долженствование, как неправильно было истолковано некоторыми блогерами, а потребность, необходимость. Иными словами речь идет не о том, что Патриарх не должен избираться на президентский пост, а о том, что он в этом не нуждается, у него нет такой потребности, или, проще говоря, ему это не нужно. В связи с возникшими кривотолками мы решили изменить название статьи диакона Владимира Василика с «Патриарху Кириллу не нужно избираться на пост Президента России» на «Патриарху Кириллу это не нужно». Заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Тимофеев
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
В разгар демографического кризиса пора формировать великий проект сбережения русского народа – «Большая семья»
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Россия – великая суверенная держава, которая не должна ни от кого зависеть, кроме Бога!
06.11.2024
Он был подлинным героем
К столетию ветерана Великой Отечественной Михаила Ивановича Фролова состоялась конференция в ЛГУ им.Пушкина
05.11.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07