В последнее время в России возникло много неправительственных структур, чья деятельность построена на муссировании темы межнациональной вражды. Игнорируя положительные тенденции, они пользуются любыми поводами, чтобы представить Россию страной, населенной бандами бритоголовых, отмечает Regions.Ru. Возникает ощущение, что такого рода «правозащитникам» просто невыгодна нормализация обстановки в стране и обществе.
Стремясь сформировать однобокий взгляд на проблему, они подчас доходят до призывов к ограничению свободы слова. Между тем, как известно, только открытое, честное обсуждение острых и болезненных проблем способствует их решению. Замалчивая или, что еще хуже, обсуждая их однобоко, мы загоняем проблемы вглубь, провоцируя социальный взрыв. Однобокая интерпретация социологических данных опасна вдвойне, так как она формирует у властных и общественных структур искаженную картину о положении дел, провоцируя политиков на принятие неверных решений в такой крайне чувствительной сфере, как социальные и межнациональные отношения. Такую интерпретацию можно смело уподобить неправильному рецепту, выписанному недобросовестным или недостаточно профессиональным врачом.
«Как вы оцениваете такую деятельность? Не кажется ли вам, что такого рода правозащитники, всяческие выпячивая отрицательные моменты в национальных отношениях, и полностью игнорируя позитивные изменения, которые стали результатом мер, предпринятых Президентом и правительством, подрывают межнациональное согласие в стране? Не следует ли правозащитникам побольше обращать внимание на позитивные изменения, чтобы российские граждане и мировое сообщество видели объективную картину?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Димитрий Струев, руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии и молодежного Центра «Экклезиаст», настоятель храма иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ, Протоиерей Димитрий Струев полагает, что не стоит разговор о ксенофобии россиян сводить к «точению ляс». «Я был на днях в Москве, в вестибюле станции метро «Комсомольская», где увидел группу оптимистично настроенных смуглых гостей столицы лет 17-18-ти, окружавших очень печального, затравленно смотрящего паренька славянской внешности с подбитым глазом. Вокруг спешили толерантные москвичи, не задерживаясь взглядами на группе молодежи: видимо, вникнуть в ситуацию всех сдерживало опасение быть обвиненными в ксенофобии. Заспешил и я, понимая, что если попытаюсь выяснить, что там происходит, то могу подвергнуться воспитанию в духе политкорректности, и потом буду слезно каяться в двигавших мной позорных националистических побуждениях», - иронизирует он.
«Что было дальше с тем пареньком, - не знаю. Поэтому деятельность организаций, провозглашающих своим принципом борьбу с ксенофобией, оценивать теперь, пожалуй, не решусь. Если бы я тогда хотя бы спросил того паренька, нужна ли какая-нибудь помощь, имел бы сейчас моральное право говорить то, что думаю об этой проблеме. А раз уж проявил политкорректность и отсутствие ксенофобии на деле, придется теперь блюсти ту же политкорректность и в словах - вернее, в их отсутствии», - заключил отец Димитрий.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, считает, что малевать русских черной краской, изображая их ксенофобами, есть деятельность деструктивная. «И ее последствия могут быть самыми печальными. Эта деятельность направлена не на укрепление союза народов, а на разжигание вражды. Для того и сеются эти семена раздора, чтобы и так достаточно сложная ситуация с межнациональными отношениями стала еще более зыбкой. Конечно, кому-то очень нужна эта дестабилизация жизни в России. Обвиненная в ксенофобии Россия не сможет полноправно участвовать и в международных делах», - сказал он.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, также полагает, что деятельность подобных структур отнюдь не способствует преодолению существующих проблем в межнациональных отношениях. «Нагнетание страстей, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Эта деятельность, видимо, и не предполагает постановки и решения серьезных проблем, а скорее направлена на создание образа врага и внушение россиянам комплексов вины и неполноценности», - сказал он.
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» священник Максим Первозванский полагает, что некоторые «правозащитники» страдают «ксенофобоманией». «Безусловно, действия таких правозащитников направлены на дестабилизацию межнациональных отношений. Я полагаю, что, скорее всего, эти правозащитные организации выполняют чей-то заказ, поскольку применяют такие же методы, какими пользовались создатели "оранжевой революции"», - заметил он.
«Приведу простой пример: живет человек, всем доволен: жена симпатичная, нормальные детишки, - но вдруг находится некто, кто говорит ему, что супруга его вовсе не Мерилин Монро, а дети не вундеркинды. Человек начинает смущаться и задумываться: а может, действительно, его жизнь и окружение серые и однообразные и пора что-то менять? Технология в таких случаях одна: заронить неудовольствие, расшатать сложившиеся устои, отвлечь от реальных и насущных проблем», - подчеркнул отец Максим.
«Что же касается желания людей вступать в брак с представителем своей национальности, то оно, безусловно, не может считаться проявлением ксенофобии. Более того, я полагаю, что нормально и естественно желать сочетаться браком с человеком своего социального круга. Все это говорит только об одном, что люди ищут понимание в семейных отношениях, что они хотят скрепить свой союз крепкими узами единой культуры и мировосприятия» - заключил священник.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), зав. Сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, также неодобрительно отозвался о попытках изобразить Россию страной ксенофобов. «Россия не может быть ксенофобной страной. На ее территории искони прекрасно уживались различные религиозные и культурные традиции. Ксенофобия противоречит и нашей культурной традиции, и вероучению Православной Церкви», - сказал он.
«А когда население России изображают чуть ли не фашистами, это, несомненно, отрицательно отражается на мнении о нашей стране со стороны международных организаций и других государств и не способствует конструктивному диалогу между религиозными организациями внутри страны», - считает иеродиакон.