«Как бы вы прокомментировали открытие шариатского суда в Петербурге? Приемлемо ли создание подобных инстанций в России?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Скептически отнесся к открытию шариатского суда в Петербурге клирик храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин. «Лично я сомневаюсь, что такое новшество внесет гармонию в межнациональные и межконфессиональные отношения. Скорее, оно способно вызвать нежелательные толки в обществе», - сказал он. «Оценивать же эту ситуацию с юридической точки зрения я не берусь: я не юрист. Однако я глубоко убежден, что Церковь примет любое решение российских властей, вынесенное по данному вопросу», - добавил отец Александр.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что в России шариатские суды неуместны. «Мне кажется, что переносить то, что характерно для какой-то одной культуры и религии, на иную религиозно-культурную почву - неправомочно и неполезно. Суд шариата – явление, характерное только для ислама. Что-то похожее под именем печально известной инквизиции было когда-то у католиков. А у православных ничего подобного никогда и не было. Для появления подобных институтов на почве русской православной культуры, по-моему, нет оснований», - сказал он. «Основываясь на Евангелии, Церковь высказывается очень ясно по тем или иным вопросам нравственного характера, и эти суждения имеют очень важное значение в жизни верующих, но они не воспринимаются как постановления суда», - пояснил священник.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, напротив, не видит в существовании шариатского суда самом по себе ничего плохого. «Если деятельность подобных учреждений касается только членов мусульманской общины и не противоречит действующему светскому законодательству (в том числе и в области семьи и брака) и не подменяет государственную судебную систему, то ничего дурного я в этом не вижу», - сказал он. «Важно, чтобы эта деятельность носила исключительно внутриобщинный, внутриконфессиональный характер. Насколько этот опыт актуален, например, для православных - я судить не берусь», - добавил отец игумен.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает создание инстанций такого рода вполне оправданным. «Речь, конечно, идет только о тех учреждениях, которые решают вопросы, связанные с религиозной этикой. Ведь в наше время гражданское право не всегда соответствует понятиям той или иной религиозной традиции. К сожалению, тенденция такова, что оно все больше отклоняется в сторону размывания этических норм, основанных на общепринятых в той или иной религиозной традиции стандартах нравственности», - сказал он.
«Создание таких учреждений, как мне кажется, не противоречит конституции. Важно, чтобы их постановления носили именно рекомендательный характер», - добавил отец Тихон. «Я думаю, что подобные учреждения, занимающиеся решением имеющих свою специфику в каждой религии вопросов нравственного характера, займут достойное место в жизни общества» - заключил он.
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, секретарь-координатор исполкома Межрелигиозного совета СНГ священник Георгий Рощин, посчитал открытие шариатского суда вполне естественным. «Поскольку подобное нововведение не будет касаться людей, не исповедующих ислам, а будет направлено только на помощь мусульманам, которые сами хотят решить свои конфликты в таком шариатском суде, это вполне возможно», - заметил он.
«Здесь можно сослаться и на опыт Русской Православной Церкви, которая также имеет церковный суд, рассматривающий те или иные нарушения в каноническом, дисциплинарном строе внутрицерковной жизни. Решения его, как и появившегося шариатского суда, не противоречат существующему законодательству, т.к. оба они рассматривают специфические вопросы религиозно-духовного содержания. И если этот суд на основе норм исламского права будет проводить работу среди своих же верующих – что может быть в этом плохого?» - подытожил о. Георгий.
«Антиконституционным» считает открывшийся в северной столице шариатский суд клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери священник Георгий Белодуров. «Россия – это светское государство, живущее по Конституции, а не по законам шариата. Поэтому создание такого суда является антиконституционным», - сказал он. По словам священника, «поскольку у нас в стране суды и их полномочия определяет Конституция, то получается, что созданный в Петербурге шариатский суд по своей сути негласный». «Пока в России нет закона, позволяющего создавать такие суды, никто не имеет право их официально открывать», - заключил отец Георгий.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, начал свой ответ с новозаветной цитаты. «Первое, что приходит на ум, это слова апостола Павла: «Кто ты такой, чтобы судить чужого раба?» Если мусульмане хотят иметь такой суд, то почему бы и нет?» - сказал он.
«России давно пора определиться, какое она государство – светское или еще какое-то. Мы все время говорим, что Запад нам ставит палки в колеса – однако на Западе люди решили, что для нормальной жизни нужен единый закон, которому все будут подчиняться. Вот пока у нас такого закона нет, толку никакого не будет. Поэтому появление таких институтов как шариатский суд в нашей стране будет выглядеть одиозно до той поры, пока в России не будет обязательной для всех законодательной платформы, будь она светской или имеющей религиозный аспект. Значит, нужно смотреть не на те или иные действия различных общин, а разрабатывать основную нормативно-правовую базу для всей России», - настоятельно посоветовал о. Сергий.