Русских, слава Богу, не трогают. Были единичные случаи, например, в селе Октябрьское напали на одну русскую женщину. Однако в таких случаях трудно определить, было ли нападение совершено по националистическим мотивам, или это были просто бандиты. Сейчас в Киргизии многие имеют оружие на руках, люди почувствовали вкус крови и возможность легкой добычи. Это пугает, потому что большое количество таких людей всегда опасно. В стране продолжает ощущаться напряженность в отношениях между киргизами и узбеками. Я думаю, что она будет зарубцовываться десятилетиями. По отношению к русским такой напряженности нет.
Меня очень поразила внезапно возникшая вспышка просто сатанинской ненависти. В результате из страны сейчас уезжают многие русские, узбеки и даже киргизы. Билеты на самолет в Москву, например, за месяц-полтора купить невозможно. Людей пугает сама вероятность того, что вновь может вспыхнуть дикая злоба. Для многих возникшая ненависть оказалась неожиданной и немотивированной. Было непонятно, почему она возникла в таких масштабах.
Я убежден, что имела место хорошо спланированная провокация. Была, например, группа людей, одетых в узбекскую национальную одежду, которые говорили на узбекском языке, правда, с таджикским акцентом, которая стреляла в киргизов. Люди в форме милиционеров, как бы киргизы, стреляли в узбеков. Все делалось для того, чтобы стравить узбеков и киргизов. Многие считают, что определенные круги в США заинтересованы в дестабилизации всего центральноазиатского региона. Шаг за шагом они пытаются это реализовывать. В пригороде Бишкека еще при Бакиеве сотрудниками службы национальной безопасности был захвачен дом с целым арсеналом стрелкового оружия. В доме находились сотрудники посольства США. Тогда этот скандал замяли. Но возникает естественный вопрос, для чего американцам понадобилось завозить в страну оружие? Этот случай позволяет предположить, что Соединенные Штаты являются заинтересованной стороной.
Сейчас всю вину пытаются свалить на Бакиева. Но посудите сами. Он имел в своих руках полноту власти, в его подчинении были армия и милиция. В результате апрельской «революции» он очень быстро и бездарно потерял всю власть, и ничто ему не помогло. Зато пришедшие к власти «революционеры» проявили просто чудеса организации. Сам Бакиев удивлялся, насколько быстро, организованно и слаженно всё произошло, одновременно в разных местах. Как он выразился: «грамотно растащили силы». И то же самое временное правительство продемонстрировало чудеса беспомощности во время событий на юге страны. А Бакиев, который ещё недавно демонстрировал чудеса беспомощности при потере власти, вдруг сумел организовать хорошо организованную провокацию. Всё это как-то не очень вяжется.
По-видимому, целью провокации был Узбекистан. Тогда пламя войны охватило бы всю Ферганскую долину. Но Узбекистан не стал вмешиваться в эту ситуацию. Сохраняющаяся напряженность позволяет «творцам катаклизмов» делать последующие шаги по дестабилизации региона. Но пока, на мой взгляд, они сумели достичь лишь частных целей. Хотя и это явилось адским кошмаром для юга страны.
Вообще, конфликт практически никто особо не останавливал, он остановился сам. Церковь не могла играть решающей роли в умиротворении ситуации, потому что обе конфликтующие стороны являются преимущественно мусульманами. Церковь внесла свой посильный вклад, оказав помощь тем несчастным, которые пострадали в ходе беспорядков. В Джалал-Абаде в храме укрывалось несколько узбекских семей. Священник уговорил погромщиков не поджигать дома, которые находились около храма. В Оше отец Виктор укрывал людей в храме во время погромов. Когда все улеглось, священники активно занимались распределением гуманитарной помощи пострадавшим.
Слава Богу, произошедшие события не привели к росту религиозной напряженности в стране. Православные и мусульмане живут здесь традиционно мирно. Эта традиция берёт начало с момента образования православной епархии в Туркестане, которой в следующем году исполняется 140 лет. За этот период никогда не было серьёзных трений между мусульманами и православными. Думаю, это связано с тем, что православные никогда не были навязчивы в проповеди своей веры, бережно относились к чужому религиозному выбору. Напряженность возникает тогда, когда в регионе появляются современные псевдохристианские секты западного толка. Их отличает агрессивный прозелитизм. Но мусульмане уже научились отличать Православие от подделок.
Протоиерей Игорь Дронов, секретарь Бишкекского епархиального управления Русской Православной Церкви, специально для «Русской народной линии»