Между тем, премьер-министр Японии Наото Кан выразил сожаление в связи с визитом Дмитрия Медведева на Курильские острова, из-за спора о принадлежности которых Москва и Токио с 1945 года не могут подписать мирный договор, сообщает РИА «Новости». «Япония убеждена, что эти четыре острова являются частью ее территории, поэтому визит Президента (Медведева) достоин сожаления», - заявил Кан, выступая в парламенте. Министр иностранных дел Японии Сеиджи Маехара (намерен выразить послу РФ в Японии свой протест против визита Д.Медведева на Курилы, который, по его словам, «ранит чувства японского народа».
В свою очередь Министерство иностранных дел России заявило, что не понимает реакции Японии на посещение Дмитрием Медведевым Южных Курил и заверило, что позиция России по курильскому вопросу остается в силе, «и никаких изменений не претерпела», сообщает Лента.ru. Ранее в связи с поездкой Медведева на Курилы посол РФ в Токио Михаил Белый был вызван на беседу в японский МИД. В ходе разговора Белый заявил, что поездка Президента является внутренним делом России. По его словам, никто не может запретить Президенту России посещать любой регион страны.
Прокомментировать значение визита Дмитрия Медведева на Южные Курилы мы попросили декана факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктора философских наук, профессора Юрия Косова.
«Южнокурильские острова отошли к СССР после Второй Мировой войны, так как в документах Ялтинской и Потсдамской конференций был зафиксирован переход этих островов к России в случае победы над Японией. Тогда западные союзники были заинтересованы вступлением нашей страны в войну на востоке, но потом их позиция стала меняться. В 1951 году в Сан-Франциско состоялась конференция, на которой было зафиксировано лишь то, что эти острова отторгаются от Японии, но то, что они передаются СССР, записано не было. В 1955 году правительства Великобритании и США сделали заявления о том, что их поддержка передачи Курильских островов Советскому Союзу на конференции в Ялте была ошибочной, и они от этой позиции отказываются. В 1956 году Хрущев даже подписал Токийскую декларацию, по которой эти два острова СССР, «идя навстречу пожеланиям японских трудящихся», могли быть переданы Японии при условии заключения Договора о мире, дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом. Но в 1960 году Япония заключила договор о совместной обороне с США, по которому американские оккупационные войска превращались в союзные и могли оставаться на территории Японии сколько угодно долго. А в те времена Японии, кроме как от США и СССР, было не от кого больше обороняться, поэтому очевидно, что договор носил явно антисоветский характер. Советский Союз в ответ заявил, что в этом случае никаких договоров о территориальных претензиях Японии больше нет. В 1989 году Горбачев снова признал наличие территориальных проблем с Японией, и они начали обсуждаться», - напомнил эксперт.
«Надо сказать, - продолжил Ю.Косов, - что японцы придают этой проблеме чуть ли не статус национальной идеи, но переговоры всегда велись в дипломатическом русле, хотя порой была жесткая дипломатическая полемика. Порядка 50 лет японское правительство в разных конфигурациях возглавляла либерально-демократическая партия, у которой уже сложился определенный стиль отношения к проблеме островов. Оно придавало ей большое значение, поэтому эта проблема сдерживала развитие российско-японских отношений, хотя и не закрывала их полностью. Сейчас же пришедшие к власти в Японии оппозиционные силы демонстрируют новый курс во внешней политике. Одной из его основ стало ужесточение позиции по Курильским островам. Придя к власти, оппозиция сделала ряд жестких заявлений о том, что эти острова будут возвращены Японии, о том, что Россия оккупирует японскую территорию».
Между тем, напомнил профессор Косов, «территорию Японии в 1945 году оккупировали американцы, шла Мировая война, в ней победила антигитлеровская коалиция, Япония воевала на стороне нацисткой Германии и как проигравшая сторона была оккупирована союзными силами». «Возмущаться тут более чем странно, - сказал эксперт. - Как однажды сказал один британский дипломат, когда японцы просились в Совет безопасности: "Не надо проигрывать мировые войны". Если бы японцы не проиграли, то их бы и не оккупировали. Предыдущие правительства помнили об этом и такой аргумент не использовали, потому что он неубедителен. Но сейчас к власти пришли новые политики. Они внимательно следят за ситуацией на постсоветском пространстве. Они видят, что наши соседи из Прибалтики обвиняют Россию в оккупации. И эта риторика проникла в японскую дипломатию. Хотя ни Германия, ни другие проигравшие в войне претензий за оккупацию нам не предъявляют».
«Российская же сторона по-прежнему старается разрешить проблему дипломатическим путем и не делает жестких заявлений о неуместности и недопустимости заявлений, подобных нынешним, надеясь, что новая японская власть, в конце концов, обозначит преемственность курса в отношении России в поисках компромисса. Но японские власти продолжают жесткую риторику в отношении к России. И я считаю недопустимым то, чтобы сопредельная страна постоянно в жесткой форме нас упрекала. Когда с подобными заявлениями выступают маленькие прибалтийские страны, то можно и промолчать в ответ, проявив снисходительность и достоинство. Но в данном случае подобные заявления делает одна их ведущих стран в мире, и если нам отреагировать на них только по дипломатическим каналам, то для России это уже будет означать "потерю лица". Поэтому-то впервые российский лидер совершил визит на Курильские острова, однозначно обозначив свою позицию: разговор с нами с позиции силы неуместен», - отметил Ю.Косов.
«К тому же, - продолжил комментатор, - если раньше в экономическом плане мы были вынуждены учитывать, что Япония являлась второй экономической державой мира, центром мирового хай-тека, то сейчас она утратила статус державы №2 в мировой экономике, поскольку ВВП Китая уже превзошел ВВП Японии. Высокие технологии в Китае развиваются не меньшими, а может даже и большими темпами, чем в Японии. А Китай занял совсем другую позицию по отношению к России. Между Китаем и нашей страной тоже были серьезные территориальные проблемы, но в 1964 году была создана комиссия для их решения, работала она долго, трудно, но всё-таки к концу ХХ века все эти споры разрешила. А в 2001 году, фактически на базе этой комиссии выросла организация ШОС, одна из наиболее влиятельных организаций в Азии, а возможно и в мире. То есть, Китай показывает, как вместе с Россией начав переговоры по территориальным проблемам, можно их решить на основе взаимных компромиссов, а после развернуть очень эффективное международное сотрудничество. Япония же показывает другой пример, пример того, как можно испортить отношения и с Россией, и с Китаем (там у них тоже проблемы по поводу островов)».
«Все эти обстоятельства вместе взятые и позволили нашему руководству прийти к выводу, что разрешение спора с Японией по китайскому варианту с помощью взаимных компромиссов, ведущих к улучшению двусторонних отношений, на данном этапе и при этом руководстве Японии невозможно. С другой стороны, несдержанность японских властей, их некорректные заявления в отношении России поставили вопрос о том, что если Россия на эти заявления не будет реагировать, то это может нанести ущерб имиджу нашей страны в международном сообществе как мировой державе. Поэтому если российские власти по некоторым вопросам проявляли сдержанность, например, ранее они никогда не посещали Курильские острова, таким образом обозначая некую зону для компромиссов, то сейчас Президент Дмитрий Медведев показал своим визитом, что если позиция наших японских партнеров будет такой жесткой, то Россия также может отвечать адекватно, но не ради обострения отношений с соседями, а ради защиты своих государственных интересов», - заключил Юрий Косов.