«Он был народным пастырем»

Диакон Владимир Василик поделился своими воспоминаниями о митрополите Иоанне (Снычеве)

ДелоРус 
0
381
Время на чтение 6 минут
2 ноября особый день для православного Санкт-Петербурга. В этот день в 1995 году отошел ко Господу один из самых известных архиереев Русской Православной Церкви, любимый верующим народом митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Нынешний год – особенный, 2 ноября 2010 года исполняется 15 лет со дня кончины приснопоминаемого Владыки. В связи с этим в этот день по инициативе православных общественных организаций Санкт-Петербурга состоится вечер памяти митрополита Иоанна. Вечер организуют Собор православной интеллигенции, общественная организация «ДелоРус» при информационной поддержке «Русской народной линии». Руководители этих структур (А.П.Беляков, Б.Б.Сергуненков, А.Д.Степанов) вошли в оргкомитет мероприятия.

В памятном вечере, который состоится в Свято-Духовском центре Александро-Невской Лавры в 18.00, примут участие ученые, общественные деятели, писатели, публицисты, которые поделятся своими воспоминаниями о Владыке. Среди участников священнослужители Русской Православной Церкви, писатель Н.М.Коняев, публицисты Н.М.Симаков и И.В.Попов, издатель С.И.Астахов и другие. Организаторы надеются увидеть на памятном вечере гостей из других городов и весей России, где почитают петербургского старца. В программе вечера помимо выступлений показ фильма о Владыке, концертная программа.

К 15-летию преставления митрополита Иоанна «Русская народная линия» создала специальную страничку, посвященную его памяти, где будут собираться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке.

Мы попросили поделиться своими воспоминаниями о Владыке Иоанне известного православного ученого, доцента Санкт-Петербургского государственного университета, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика.


диакон Владимир ВасиликЗначение владыки Иоанна (Снычева), безусловно, очень велико. Во-первых, он был народным пастырем и в чем-то старцем. Он восстановил и явил в наше время то, что изначально являлось качеством епископа, - он стал духовным отцом своей паствы. К сожалению, многие этого не понимали и безосновательно обвиняли владыку в популизме, в том, что он якобы не уделял должного внимания делам епархии, а занимался только народом, пуская все остальные дела на самотёк.

На самом деле это далеко не так. При владыке Иоанне жизнь в епархии развивалась деятельно и динамично, при нем были открыты десятки храмов, основан целый ряд религиозных учебных заведений. В частности, Институт философии и богословия Русской христианской гуманитарной академии, Высшая религиозная философская школа, епархиальные курсы. Владыка Иоанн способствовал открытию целого ряда монастырей, в том числе Иоанновского монастыря на Карповке, который из подворья был превращен в самостоятельный монастырь и стал динамично развиваться. При нем же началось возрождение и Троице-Сергиевой пустыни. Владыка был в курсе всех восстановительных мероприятий, всячески помогал делом и советом. Можно без преувеличения сказать, что основы нынешнего величия Санкт-Петербургской епархии закладывались и при Святейшем Патриархе Алексия II во время его митрополичества, но в особенности при владыке Иоанне, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском.

При всем этом он был действительно народным пастырем. Его приемная всегда была полна народом, это были почтенные протоиереи и архимандриты, простые миряне, убеленные сединами старушки и молодые люди. Для всех них владыка находил время и возможность побеседовать, наставить на путь истинный, дать нужный совет в должное время… Я вспоминаю, как владыка Иоанн на моих глазах разрешил целый ряд запутанных житейских ситуаций, как он умудрялся выступать примирителем в, казалось бы, совершенно запутанных конфликтах. Как он мог молодых, неопытных и непутевых людей направить на правильный жизненный путь и даже, в конце концов, привести к пастырству. У митрополита Иоанна была не только житейская мудрость, но и большая любовь к людям. Часто своих духовных чад он проводил через горнило испытаний, и, в конечном счете, результат его пастырской и духовнической практики был глубоко замечательным. Но в силу того, что многие из тех, о ком я говорю, живы, я не хотел бы расшифровывать те жизненные ситуации подробно.

Владыка Иоанн действительно был добрым пастырем. В своих беседах с семинаристами он постоянно говорил им о народе Божием, о его чаяниях и стремлениях, о том, что священники должны служить народу. Он постоянно напоминал им: «помните за чей счет вы живете». В эпоху известного отчуждения между народом и духовенством, возникшего в результате нынешнего олигархического порядка вещей, об этом, безусловно, необходимо помнить.

Хотелось бы выделить роль владыки Иоанна по противостоянию тем апостасийным процессам, которые действуют как в нашей стране, так и во всем мире. Он жестко боролся против тоталитарных сект, в то время как мэр Санкт-Петербурга А.Собчак им покровительствовал, более того, он превратил наш город в сектантский рассадник. Неоднократно владыка выступал с протестами, требовал покончить с этим процессом. Но эти его требования и протесты игнорировались. Владыка Иоанн сыграл большую роль в оформлении русского национального самосознания. К сожалению, в прессе регулярно встречаются высказывания, что книги «Самодержавие духа» и «Русская симфония» написаны не им, а Константином Душеновым. Я считаю, что коли эти книги были изданы при жизни владыки Иоанна и подписаны его именем, то разговор об авторстве Душенова теряет всякий смысл. Владыка был не из тех, кто позволяет собой манипулировать. Я вспоминаю, как в 1991 году, благодаря его четким и жестким действиям из церкви Воскресения Христова были выдворены смутьяны, которые разваливали церковный порядок и не давали возможность правильно совершать богослужение. Он не дал бы возможность никому собой манипулировать.

Для многих людей ряд идей, высказанных в книге «Самодержавии духа», кажутся слишком радикальными, в частности, идеализация Царя Иоанна Грозного. Но следует отметить, что некоторый радикализм являлся здоровой реакцией на процессы разгосударствления и расхристовления России в начале 90-х годов. Владыка стремился дать образ сильного православного властителя, сильного носителя государственной власти. Может быть, Иоанн Грозный и не является самым удачным образцом для подражания, но у владыки Иоанна было стремление реабилитировать Царя Иоанна и показать шаткость и уязвимость целого ряда стереотипов, основанных на дворянской историографии, а также на враждебной Грозному Царю пропаганде, в том числе и западной. Но это частности, следует выделить главное. Для владыки Иоанна главным была сильная Православная и Святая Русь в нераздельном и неслиянном единстве Церкви и государства. Где политика государства была бы нравственной и церковной, а Церковь была бы неразрывно связана с народом и государством, где клир служил бы народу, а не себе самому.

В заключение несколько личных воспоминаний, связанных с владыкой Иоанном. Общение с ним, к сожалению, было мимолетным, но весьма значимым и духовным. Вспоминаю, как он однажды служил, и читалось из Апостола Послание к Ефесянам гл.2 «И вас мертвых по грехам вашим». Во время проповеди владыка спросил прихожан: «Вы Апостол слышали? О чем там было?» Народ замолчал, потому что кто-то не расслышал, кто-то не сообразил. Я сказал, что «мы сограждане святым и свои Богу». Владыка удовлетворенно ответил, что «вот некоторые слушали».

Другое уже более серьезное и глубокое общение было весной в 1995 году, когда приезжал ныне покойный протопресвитер Эммануил Схимиотакис, большой друг России, который много помогал Русской Православной Церкви. Нужен был переводчик с новогреческого языка, выбор пал не меня. В назначенный день мы прибыли в резиденцию владыки на Каменном острове, к нам вышел митрополит Иоанн. Чувствовалось, что он был нездоров, но, тем не менее, бодр духом, очень приветлив и гостеприимен. Началась беседа. Очень жалею, что её было невозможно записать. Отец Эммануил спросил владыку о том, как протекает жизнь Церкви в России? Владыка стал говорить о покаянии, что одни пришли к покаянию за всё, что творили во времена безбожия, другие раздумывают, а третьи принципиально не желают каяться, не желают спасаться. Он тогда много говорил о восстановлении церквей, о приходе новых людей в Церковь, в том числе и молодежи, расцвете духовной жизни, о тех скорбях и радостях, которые переживала Церковь в эти нелегкие годы. В заключение отец Эммануил подарил владыке небольшую канистру с греческой водкой - узо. Владыка улыбнулся и вспомнил время, когда он служил в армии во время Великой Отечественной войны, когда ему довелось караулить эшелон, налетели немцы и стали эшелон бомбить и расстреливать. Наши истребители отогнали немецкие самолеты, и тут обнаружилось, что из пробитых цистерн льется спирт. Все бросились его собирать: кто во что - кто в каски, кто в сапоги. Но владыка в этом участия не принял, он с юности был трезвенником.

Теперь о моем воспоминании о его похоронах. Было много суеты. Многие, кто бы мог попасть в храм, не были допущены. Мне удалось туда просочиться, я в то время был регентом храма Шестаковской иконы Божией Матери и на мне был подрясник. Чувствовалось непритворное горе тысяч православных людей, горе огромное, было видно, что люди потеряли пастыря. Тысячи людей стояли на берегах реки Монастырки, на подступах к Троицкому собору. Владыку любили искренне и нелицемерно, и любят до сих пор.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Призываю Учёный совет РГГУ отменить своё ошибочное решение
26.04.2024
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28